Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
22.01.2018
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););
– Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);
– Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, // Биология 5-9 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно-методическое пособие- М.: Дрофа, 2015//.Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););
2018 №1р.пр 5а ФГОС коррекц.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от
29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577););
– Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 59
классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам.
Биология 59 классы: проект. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты
второго поколения»);
– Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, //
Биология 59 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно
методическое пособие М.: Дрофа, 2015//.
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9»,
реализуемых в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО», утвержденного приказом
директора № 77о от 31.08.2016 г.;
– ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2016/2017 учебный год;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина,
А.А. Плешакова (концентрический курс) (М.:Дрофа, 2015)
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
Цели обучения:
освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей
роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей,
методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации:
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой
помощи себе и окружающим; для соблюдений правил поведения в окружающей среде и
норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
2 Задачи обучения:
систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях,
полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.14 классы», познакомить
учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и
лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой
МБОУ«СОШ №9» предполагается использование следующего учебнометодического
комплекта (УМК):
Программа по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин,
Биология 59 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно
методическое пособие М.: Дрофа, 2015.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.:
Дрофа, 2015.
. В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина,
А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. М.: Дрофа,2013
Введение в биологию. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний Автор: Кириленкова
В.Н., Сивоглазов В.И., Павлова О.В.. . М.: Дрофа,2015
Н.И. Сонин Тесты к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. М.: Дрофа,2015
Авторской программой Н. И. Сонин в 5 классе на учебный предмет «Биологию»
отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ
«СОШ №9» рабочая программа по «Биологии» в 5 классе рассчитывается на 35 часа в год,
1 час в неделю, из которых 2 часа на практические работы и 4 часа на лабораторные.
В основу данного курса положен системно деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием
приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские,
личностноориентированные, проектные и групповые педагогические технологии.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и
3 практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную
деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные,
лабораторные и практические) и устный опрос.
Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и
технологии, основных форм организации образовательного процесса:
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная
Коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; минилекции; диалоги и
беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками;
доклады; защита презентаций; рефлексия.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Индивидуальный подход
Личностноориентированная
Информационная
Системнодеятельностный подход
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Объяснительноиллюстративный
Частичнопоисковый
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся.
Согласно локальному акту школы «Положение о текущем контроле и промежуточной
аттестации учащихся» предусмотрено проведение текущего и промежуточного контроля.
Для текущего контроля используются лабораторные,
практические работы,
самостоятельные работы, устный опрос. Промежуточная аттестация проводится по
четвертям учебного года.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (текущий)
Устный опрос;
Практические работы и лабораторные работы;
Тесты;
Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);
4 .
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)
Констатирующий отслеживание фактического усвоения материала.
Формирующий констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов
ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
Корректирующий исправление недостатков.
Промежуточный выставление оценок за четверть.
Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются
локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и
навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»
Коррекционная работа с детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ
Так как в 5а классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья
(ЗПР), в календарнотематическое планирование включены коррекционные задачи, которые
определены на основе дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с
учётом состояния их здоровья, особенностей развития психических свойств и качеств,
соблюдения гигиенических норм и рекомендаций специалистов МСЭ/ПМПК.
Коррекционные задачи:
1. Развивать и отрабатывать моторику рук, зрительномоторную координацию
2. Развивать манипуляцию рук, тактильные ощущения в пальцах
3. Развивать динамическую силу в мышцах кисти
4. Работать над развитием связной речи
5. Работать над развитием устной и письменной речи
6. Работать над развитием правильной позы
7. Развивать глазомер
8. Развивать навыки самостоятельности, самоконтроля в работе
9. Развивать абстрактное мышление, пространственное воображение
10. Развивать память, внимание
11. Развивать логическое мышление на уровне понятия, суждения, умозаключения
12. Тренировать пространственную ориентацию
13. Развивать инициативу, творческие способности
14. Развивать силу воли, настойчивость
15. Развивать навыки работы с учебником
16. Развивать навыки осмысленного прочтения текста
5 17. Формировать навыки планирования работы и поиска рациональных путей её
выполнения
18. Формировать умение работать по словесным и письменным инструкциям
19. Развивать графические навыки
20. Развивать интерес к предмету
21. Развивать кругозор учащихся
Приемы коррекционной работы на уроке:
Индивидуальные задания;
Увеличение времени на выполнение работы;
Работа во временных группах;
Составление плана ответа;
Использование наглядных пособий при ответе;
Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками;
Стимуляция вопросов со стороны учащихся;
Деление заданий на дозы;
Рациональная система упражнений;
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
Использование карточекконсультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.;
Согласование объема домашнего задания
Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы
учебного предмета
Основные задачи, решаемые учителем при обучении учащихся:
создание комфортных условий на уроке;
обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий,
работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время
Этап урока
Деятельность учителя
6 1. В процессе контроля
подготовленности учащихся
2. При изложении нового материала
3. В ходе самостоятельной работы
учащихся на уроке
7
Специально
контролировать
усвоение
обычно
вызывающих у учащихся наибольшие
затруднения;
вопросов,
Тщательно
анализировать
и
систематизировать
ошибки,
допускаемые учениками в устных
ответах,
письменных работах,
выявить типичные для класса и
концентрировать внимание на их
устранении;
Контролировать усвоение материала
пропустившими
учениками,
предыдущие уроки;
По окончании изучения темы или
раздела, обобщать итоги усвоения
основных понятий, законов, правил,
умений и навыков школьниками,
выявлять причины отставания
Обязательно проверять в ходе урока
степень понимания учащимися
основных элементов излагаемого
материала;
Стимулировать вопросы со стороны
учащихся при затруднениях в
усвоении учебного материала;
Применять средства поддержания
интереса к усвоению знаний;
Обеспечивать разнообразие методов
обучения,
позволяющих всем
учащимся активно усваивать ма
териал
меньшим
Подбирать для самостоятельной
работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным
разделам учебного материала,
стремясь
числом
но поданных в
упражнений,
определенной системе,
достичь
большего эффекта; Включать в
содержание самостоятельной работы
упражнения по устранению ошибок,
допущенных при ответах и в
письменных работах;
выполнения работы;
Инструктировать
порядке
Стимулировать постановку вопросов
к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе
о 4. При организации самостоятельной работы
вне класса
Умело оказывать помощь ученикам в
всемерно развивать их
работе,
самостоятельность;
Учить умениям планировать работу,
выполнять ее в должном темпе и
осуществлять контроль
Обеспечить в ходе домашней работы
повторение работы пройденного,
концентрируя внимание на наиболее
существенных элементах программы,
вызывающих обычно наибольшие
затруднения;
Систематически давать домашние
задания по работе над типичными
ошибками;
Четко инструктировать учащихся о
порядке выполнения домашних
работ, проверять степень понимания
этих инструкций слабоуспевающими
школьниками;
Согласовывать объем домашних
заданий с другими учителями класса,
исключая
перегрузку,
слабоуспевающих учеников
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии
в 5 классе:
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные признаки живой природы;
—устройство светового микроскопа;
—основные органоиды клетки;
—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
—характеризовать методы биологических исследований;
—работать с лупой и световым микроскопом;
—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических
объектов;
—основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
8 —определять принадлежность биологических объектов
к одному из царств живой природы;
—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
—различать изученные объекты в природе, на таблицах;
—устанавливать черты приспособленности организмов
к среде обитания;
—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
—основные среды обитания живых организмов;
—природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать различные среды обитания;
—характеризовать условия жизни в различных средах
обитания;
—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
—приводить примеры обитателей морей и океанов;
—наблюдать за живыми организмами.
Учащиеся должны знать:
—предков человека, их характерные черты, образ жизни;
—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
—правила поведения человека в опасных ситуациях
природного происхождения;
—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на
природу;
—объяснять роль растений и животных в жизни человека;
—обосновывать необходимость принятия мер по охране
живой природы;
—соблюдать правила поведения в природе;
—различать на живых объектах, таблицах опасные для
жизни человека виды растений и животных;
—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих
товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить простейшие наблюдения, измерения,
опыты;
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—систематизировать и обобщать разные виды информации;
—составлять план выполнения учебной задачи.
—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
—использовать дополнительные источники информации
для выполнения учебной задачи;
—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—
3 мин.
находить и использовать причинноследственные связи;
—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать
9 их, ставить вопросы к тексту.
—работать в соответствии с поставленной задачей;
—составлять простой и сложный план текста;
—участвовать в совместной деятельности;
—работать с текстом параграфа и его компонентами;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе
Личностные результаты обучения
—Формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов к
обучению;
—формирование навыков поведения в природе, осо_
знания ценности живых объектов;
—осознание ценности здорового и безопасного образа
жизни;
—формирование основ экологической культуры.
Содержание программы
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное
строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,
выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о
живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы:
наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований
(лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная
единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и
её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной
клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические
10 вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем
мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о
методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
Строение клеток (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– основные признаки живой природы;
– устройство светового микроскопа;
– основные органоиды клетки;
– основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
– ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
– характеризовать методы биологических исследований;
– работать с лупой и световым микроскопом;
– узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
– объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
– соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
– проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
– ставить учебную задачу под руководством учителя;
– систематизировать и обобщать разные виды информации;
– составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода;
расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых
организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы,
Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их
характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в
природе и жизни человека.
Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических
объектов;
11 – основные признаки представителей Царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
– определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой
природы;
– устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
– различать изученные объекты в природе, на таблицах;
– устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
– объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
– проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
– использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной
задачи;
– самостоятельно готовить устное сообщение на 2–3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).
Наземновоздушная,
водная и почвенная среды обитания организмов.
Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков
(знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые
равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах.
Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового
рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с
использованием различных источников информации (фотографий, атласовопределителей,
чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– основные среды обитания живых организмов;
– природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
– сравнивать различные среды обитания;
– характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
– сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
– выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
– приводить примеры обитателей морей и океанов;
– наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
– находить и использовать причинноследственные связи;
– строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
– выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
12 Раздел 4. Человек на Земле (5 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека:
дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек
разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе,
вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый
эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути
сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие
экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия,
борьба с
уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные
привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в
опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой
помощи.
Демонстрация.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы.
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– предков человека, их характерные черты, образ жизни;
– основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
– правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
– простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на
природу;
– объяснять роль растений и животных в жизни человека;
– обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
– соблюдать правила поведения в природе;
– различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и
животных;
– вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих
товарищей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
– работать в соответствии с поставленной задачей;
– составлять простой и сложный план текста;
– участвовать в совместной деятельности;
– работать с текстом параграфа и его компонентами;
– узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения:
– формирование ответственного отношения к обучению;
– формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
– формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
– осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
13 – формирование основ экологической культуры.
Резервное время— 2ч
Учебно тематический план рабочей программы учебного предмета биологии
составлен на основе методического пособия, авторы В.Н. Кириленкова, В. И.
Сивоглазов к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в
биологию» 5 класс. М.: Дрофа,2016
14 Номер
раздела
Название
раздела
Продолжитель
ность изучения
Их них:
контрольны
е работы
практи
ческие
заняти
я
Лаборат
орные
работы
4
в
раздела
часах
8 часов
15 часов
5 часов
Живой
организм:
строение и
изучение
Многообрази
е
живых
организмов
Среда
обитания
живых
организмов
Человек на
Земле
7 часов
1.
2
3
4
ИТОГ
О
35 часов
4часа
Календарно тематическое планирование составлено на основе методического пособия,
авторы В.Н. Кириленкова, В. И. Сивоглазов к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
«Биология. Введение в биологию» » 5 класс. М.: Дрофа,2016
Тематический поурочный план
учебного курса « Биология. Введение в биологию»
для 5 класса
15 № урока Тема урока
Часть 1.Живой организм: строение и изучение– 8 ч.
Дата
по плану/
факт.
Решаемые
коррекци
онные
задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
Что такое живой организм.
«Устройство ручной лупы,
Наука о живой природе
Методы изучения природы. Лабораторная
работа№ 1 «Знакомство с оборудованием для
научных исследований»
Увеличительные приборы. Лабораторная работа
№2
светового
микроскопа».
Живые клетки.
«Строение клеток кожицы чешуи лука»
Лабораторная
Химический состав клетки.
работа№4 «Определение состава семян пшеницы».
Вещества и явления в окружающем мире.
Лабораторная работа №3
Великие естествоиспытатели.
Часть 2.Многообразие живых организмов– 15 ч.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Как развивалась жизнь на Земле
Разнообразие живого
Бактерии
Грибы
Водоросли.
Зеленые листостебельные мхи
Папоротники
Голосеменные растения
Покрытосеменные (Цветковые ) растения
Значение растений в природе и жизни человека
16
1н09
2н09
3н09
4н09
1н10
2н10
3н10
4н10
2н11
3н11
4н11
5н11
1н12
2н12
3н12
4н12
2н01
3н01
1,4
1
2
3,8
4
5
6
7,10
8
8,12
9,14
10,15
11,18
12
13
14,11
15
15,4 19
20
21
22
23
Животные. Простейшие
Беспозвоночные
Позвоночные
Значение животных в природе и жизни человека
Значение животных в природе и жизни человека
Часть 3.Среда обитания живых организмов– 5 ч.
24
Среды обитания животных
25
26
27
28
Жизнь на разных материках
Природные зоны Земли.
Жизнь в морях и океанах.
Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле
Часть 4.Человек на Земле – 7ч.
29
30
Как человек появился на Земле
Как человек изменил Землю.
31
32
33
34
35
Жизнь под угрозой.
Не станет ли Земля пустыней?
Здоровье человека
и безопасность жизни.
Исследовательский проект « Есть ли экологические
проблемы в нашем крае (области, республике,
районе)?»
Исследовательский проект « Есть ли экологические
проблемы в нашем крае (области, республике,
районе)?»
Итого:35ч
4н01
5н01
1н02
2н02
3н02
4н02
1н03
2н03
3н03
1н04
2н04
3н04
4н04
1н05
2н05
3н05
16
16,8
17,6
18
21
19
20,7
20
21
21,2
10,7
8
11
12,9
13
14,5
4н05
12,1
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
№ Вид контроля
1
Текущий
Формы контроля
Тест
Источник КИМов
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Кириленкова,
Дата
3н10
17 2
3
Текущий
Тест
Текущий
Проверочная работа
4
Текущий
Проверочная работа
5
Текущий
Проверочная работа
6
Тематический
Тест
7
8
9
Тематический
Тест
Тематический
Тест
Тематический
Тест
10
Текущий
Проверочная работа
18
Кириленкова,
Кириленкова,
Кириленкова,
Методическое
пособие к учебнику
А.А. Плешакова, Н.
И. Сонина (с 34)
Н.И. Сонин Тесты к
Н.И.
учебнику
Сонина,
А.А.
Плешакова ( с 15)
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Тетрадь для оценки
качества
знаний.
Введение в биологию
(с 18)
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Тетрадь для оценки
качества
знаний.
Введение в биологию
(с 23)
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Тетрадь для оценки
качества
знаний.
Введение в биологию
(с 25)
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Методическое
пособие к учебнику
А.А. Плешакова, Н.
И. Сонина (с 83)
Н.И. Сонин Тесты к
Н.И.
учебнику
Сонина,
А.А.
Плешакова ( с 43)
Н.И. Сонин Тесты к
Н.И.
учебнику
Сонина,
А.А.
Плешакова ( с 47)
Н.И. Сонин Тесты к
Н.И.
учебнику
Сонина,
А.А.
Плешакова ( с 59)
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Тетрадь для оценки
качества
знаний.
Введение в биологию
Кириленкова,
Кириленкова,
4н10
2н11
2н12
4н12
2н01
3н01
2н02
3н02
3н03 11
Тематический
Тест
12
Текущий
Проверочная работа
13
Тематический
Тест
14
Итоговый
Тест
4н03
3н04
4н04
3н05
Кириленкова,
(с 61)
Н.И. Сонин Тесты к
Н.И.
учебнику
Сонина,
А.А.
Плешакова ( с 67)
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Тетрадь для оценки
качества
знаний.
Введение в биологию
(с 78)
Н.И. Сонин Тесты к
Н.И.
учебнику
Сонина,
А.А.
Плешакова ( с 79)
В.Н.
В.И. Сивоглазов
Тетрадь для оценки
качества
знаний.
Введение в биологию
(с 80)
Кириленкова,
При составлении перечня лабораторных и практических работ использовали:
19 1Программы по биологии 5—9 классы. Авторы программы: В.Б.Захарова, Н.И.Сонин, //
Биология 59 классы. Рабочие программы, составитель Пальдяева Г.М Учебно
методическое пособие М.: Дрофа, 2015//.
2Рабочая тетрадь к учебнику:А.А Плешаков, Н.И Сонин» Введение в биологию» М.:Дрофа,
2015
5 класс Перечень лабораторных и практических работ
Лабораторная работа № 1 «Знакомство
оборудованием для
научных исследований»
Источник
с
С 1011
Лабораторная работа №2 «Устройство ручной лупы и
светового микроскопа».
С 1415
Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы
чешуи лука»
Лабораторная работа№4 «Определение состава
семян пшеницы».
Практическая работа № 1: «Определение наиболее
распространённых растений и животных
с
источников
использованием
информации»
различных
С 1920
с2021
С 7879
Дата
3н09
4н09
1н10
2н10
2н03
Практическая работа№2: «Измерение своего роста и
массы тела»
С 100101
2н05
20 Учебнометодическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование
УМК (учебнометодических комплексов) по биологии:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.:
Дрофа, 2015.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс:
методическое пособие. – М.: Дрофа, 2015.
Методические и дидактические материалы:
1. ФГОС. В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику
Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. М.: Дрофа,2016
2. Н.И. Сонин Тесты к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова М.: Дрофа, 2015
3. ФГОС. В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Тетрадь для оценки качества знаний.
Введение в биологию. М.:Дрофа, 2015
Пособия для учащихся:
1 Рабочая тетрадь к учебнику:А.А Плешаков,, Н.И Сонин» Введение в биологию»
М.:Дрофа, 2015
2Н.Б. Сысолятина, Н.В. Жукова, Н.И. Сонин Тетрадь для лабораторных и
самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Введение в
биологию» М.:Дрофа, 2015
3 Н.И. Сонин, Пшеничная: Введение в биологию. 5кл Альбом проектов к учебнику Н.И.
Сонина. М.: Дрофа,2015
Электроннопрограммное обеспечение:
1) Компьютер
2) Презентационное оборудование
3) Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием
диалога с классом при обучении и ИКТ на компактдисках
21 МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов,
коллекции насекомых, скелеты животных, модель цветка.
2. Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
3 Демонстрационные таблицы.
Строение растительной клетки
Позвоночные животные
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и
учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения
учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: живые растения,
влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное
оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на
информационных носителях, компактдиски, проектор, учебнометодическую литературу
для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно
диагностические тесты.
22 Лист внесения изменений в рабочую программу
Номер
урока
(по
рабочей
програм
ме)
Дата
проведени
я
(по
рабочей
программе
)
Дата
проведе
ния
фактиче
ская
Тема урока
Способ
корректировки
Причина
корректиро
вки
23
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Методическая разработка рабочей программы 5класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.