Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Оценка 4.7
Научные работы
ppt
русская литература
Взрослым
30.01.2019
Разработка раздела программы, посвященного изучению творчества русских писателей ХIХ века. По программе под редакцией Г.И.Беленького главная цель обучения определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Разработка раздела_Таскина.ppt
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Методическая разработка раздела
Методическая разработка раздела
«Художник – голос своей эпохи»
«Художник – голос своей эпохи»
для 7 класса по программе
для 7 класса по программе
Г.И. Беленького «Литература»
Г.И. Беленького «Литература»
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа № 117» г. Н. Новгорода
Сормовского района
Таскина Елена Владимировна
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Пояснительная записка
определяют
Новые социальные запросы, отражённые
главную
цель
в ФГОС,
образования
общекультурное,
личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию образования, как «научить
учиться».
как
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Актуальность
Произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова
Щедрина и А.П. Чехова, ставшие классикой русской литературы,
стремятся показать не только поступки, взаимоотношения,
внешние стороны жизни своих современников, но и проникнуть в
их психологию, внутренний мир, понять их чувства, переживания,
иногда глубоко скрытые и незаметные со стороны;
перед нами образцы высокохудожественной литературы;
темы, сюжеты, герои почерпнуты писателями из окружающей
жизни, рождены раздумьями над судьбами родины и отдельных
людей, произведения этих писателей затрагивают «вечные» темы:
положения народа, сострадания к обездоленным, любви, смысла
жизни и т.д., близкие современному читателю.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Цели и задачи изучения раздела:
Цель: Познакомить с художественной картиной мира отдельных
писателей: И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова
Щедрина, А.П. Чехова; обнаружить специфику поэтики каждого из
писателей.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с особенностями художественнообразного освоения
мира представителями русской литературы XIX века.
Развивающие:
Развить аналитическое мышление учащихся, умение сопоставлять,
обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитать эстетический вкус, информационную культуру.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Психологопедагогическая характеристика
детей среднего школьного возраста
Восприятие
подростка
целенаправленно,
организованно и планомерно, чем у младшего школьника.
Определяющее значение имеет отношение подростка к
наблюдаемому объекту.
более
Мышление:
активно,
самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать
глубокие обобщения и выводы. Улучшается способность к
абстрактному мышлению.
способность
развивается
Внимание произвольно, избирательно. Подросток может
долго сосредотачиваться на интересном материале.
В подростковом
возрасте память перестраивается,
переходя от доминирования механического запоминания к
смысловому.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Ожидаемые результаты освоения
раздела программы:
В ходе изучения данного раздела ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных
произведений;
основные факты жизненного и творческого пути
писателейклассиков XIX века;
основные теоретиколитературные понятия.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Ожидаемые результаты освоения
раздела программы:
Уметь
выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного
произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать
характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;
определять принадлежность художественного произведения к одному
из литературных родов и жанров;
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные
высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о
самостоятельно прочитанных произведениях;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его
смысловые части.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Тематическое планирование раздела
Тема урока / основное содержание
И.С. Тургенев (3+1)
И.С. Тургенев Факты биографии писателя, связанные с
«Записками охотника».
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров
персонажей. Значение художественных деталей, роль
рассказчика в повествовании.
Учебнопознавательная
компетенция
Знать биографию писателя, его
творчество, историю создания
произведения.
Содержание понятия пейзажа и
художественной детали.
Сложность и противоречивость натуры Бирюка,
обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.
Особенности составления
характеристики героя.
Вн. чт. И.С. Тургенев Стихотворения в прозе.
Н.А. Некрасов (3+1)
Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.
Исторические основы стихотворения. Гнетущие картины
«Железная дорога».
Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин
подневольного труда.
Понятие стихотворений в прозе,
время создания, тематику, жанр
стихотворений в прозе.
Факты жизни и творчества поэта,
историческая основа стихотворения,
жанровые особенности.
Основная проблематика
произведения.
Диалоговая речь
действительности и элементов фантастики, диалогспор.
Развитие представлений о жанре
поэмы.
Особенности поэтических
Вн. чт. Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская».
произведений, истории их создания,
смысл названий.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Тематическое планирование раздела
Учебнопознавательная
компетенция
Колво
часов
Жизненный и творческий путь писателя,
особенности сюжетов и проблематики
«сказок для детей изрядного возраста».
Тема урока / основное содержание
М.Е. СалтыковЩедрин (3+1)
М.Е. СалтыковЩедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как
мужик двух генералов прокормил».
Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию,
Понятия сатиры, сатирического образа и
находчивости и сметливости мужика.
персонажа, сатирического типа.
Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая
Тропы и фигуры в сказке (гипербола,
форма повествования. Гротеск.
Вн. чт. М.Е. СалтыковЩедрин «Дикий помещик».
А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
А.П. Чехов (3+1+1)
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.
Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова
и Хрюкина.
Вн.чт. А.П. Чехов «На мельнице».
аллегория).
Особенности произведения история
создания, смысл названия.
Личная и творческая биография Чехова,
художественные особенности его
рассказов.
Понятие психологического портрета и
сюжета. Жанр юмористического
рассказа.
Сюжет и образная система рассказа.
Роль художественной детали в рассказах
Чехова, ее связь с внутренним
состоянием персонажа и авторским
отношением к нему.
Презентация группового проекта «А.П. Чехов и герои его произведений»
Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П.
Образную природу словесного
искусства, художественную трактовку
Чехова.
образа героя.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Образовательные технологии
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Методическое назначение проекта
В зависимости от педагогической задачи проект
может использоваться:
как вариант проведения итоговых занятий по
разделам или же по всему курсу;
как метод освоения крупных тем программы,
знаний из разных
предполагающих интеграцию
предметных областей;
как большая творческая работа, позволяющая более
глубоко освоить предлагаемый программой материал
в структуре урочновнеурочной деятельности.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Проекты на уроках литературы
1.Индивидуальный проект
«Художественные
особенности сказок
М.Е.СалтыковаЩедрина»
2.Групповой проект
«А.П.Чехов и герои его
произведений»
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Технология развития критического
мышления
1.На первой фазе – фазе вызова, моя деятельность
ориентирована на актуализацию имеющихся
знаний,
формирование личностного интереса к получению новой
информации.
2. Главными
задачами второй фазы – фазы
осмысления,
новой
информации, соотнесение нового с уже известным,
систематизация, отслеживание собственного понимания.
активное получение
являются
3. На третьей фазе – фазе рефлексии происходит
суммирование и систематизации новой информации,
предлагаются
или
практические задания для дальнейшего продвижения в
информационном поле.
исследовательские
творческие,
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Методы и приемы ТРКМ
Кластер «Жанровое
своеобразие стихотворений в
прозе»
Фишбоун
«Стихотворения в
прозе»
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Методы и приемы ТРКМ
Синквейны на сказки М.Е. СалтыковаЩедрина
Генералы
Беспомощные, ленивые
Бездельничают, боятся
пошевелиться
Паразитируют на теле своего народа
Дармоеды
Мужик
Умеющий все, послушный
Не перечит, работает, покоряется
Привык подчиняться своим
властителям
Работяга
Остров
Необитаемый, безлюдный
Если осмотреть, поискать, можно
чтонибудь найти
Ведь он богат плодами, зверями, рыбой
Таинственный.
Смех
Обличительный, горький
Осуждает, поучает, разоблачает
Он борется с недостатками
Сатира
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Арттехнологии
Арттехнологии – это творческая деятельность,
направленная на создание чегото нового средствами
искусства
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Мультимедийные технологии
Презентация проекта
Презентация учащегося
Презентация учащегося
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Урок по теме:
«Художественные особенности сказок М.Е. СалтыковаЩедрина»
(на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Цель: выявить художественные особенности сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина (на примере анализа сказки «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»)
Задачи:
образовательные: выявление особенностей щедринской
сказки через анализ литературного произведения; научить
находить приемы создания сатирического в тексте, давать
характеристику литературному герою;
развивающие: развитие умения анализировать, обобщать,
делать выводы, умения давать развернутый аргументированный
ответ на вопросы учителя, развитие умения работать
самостоятельно с текстом и в парах; развитие памяти и
логического мышления;
воспитывающие: в образах генералов и мужика увидеть то,
что подлежит отрицанию.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Методы и приемы работы:
методы
и
приемы
развития
критического мышления (составление кластера,
«толстые и
заполнение
сравнительной
таблицы, прием «верное и
неверное утверждение»);
технологии
вопросы»,
тонкие
репродуктивный метод (пересказ текста, слово
запись
пропедевтическая
беседа,
учителя,
выводов в тетрадь);
приемы
арт-технологии
(элементы
театрализации-инсценирование эпизода сказки)
исследовательский метод (работа в группах);
эвристический метод (аналитическая беседа)
(работа
метод
творческого
чтения
иллюстрациями).
с
Мультимедийные технологии
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Стадия вызова
1. Учащимся предлагается ответить на два вопроса, и
определить задачи урока, исходя из темы урока.
Что знаем по теме урока?
Что должны узнать?
2. Инсценирование эпизода сказки.
Узнали героев? Кто они?
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Стадия осмысления
«толстые»
вопросы
Почему М.Е.
Салтыков-
Щедрин
обратился к
жанру сказки?
Какие аналогии
вы можете
назвать в связи с
попаданием
генералов на
остров?
«тонкие»
вопросы
Как называется
сборник сказок
М.Е. Салтыкова-
Щедрина?
Где жили и
работали
генералы?
Как генералы
попали на остров?
Что случилось с
ними на острове?
Кто помог
генералам?
Как генералы
вернулись домой?
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Стадия осмысления
Сравнительная
характеристика героев
«Повести…»
Мужик
Приспособленно
сть
Ловкость
Находчивость
Трудолюбие
Талант
Рабская
покорность
безропотность
Генералы
Неприспособлен
ность к жизни
Глупость
Невежественнос
ть
Тунеядство
Несправедливос
ть
Жадность
Пустота
интересов
«Как один мужик двух
генералов прокормил»
Союзмультфильм 1965 г.
(режиссер Иван ИвановВано)
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Стадия осмысления
Кластер «Особенности жанра сказки»
Работа в группах
Жанровые особенности
«Повести …»
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Стадия осмысления
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Стадия рефлексии
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
Задание на дом
1. Кому из литературных героев этой
«Повести…» вы хотели бы написать
письмо? Творческая работа «Письмо
литературному герою».
2. Нарисовать иллюстрации к
сказке
«Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил».
3. Прочитать сказку «Дикий помещик» и
ответить на вопрос: какие приемы,
характерные для сатиры Салтыкова
Щедрина, использованы в сказке.
Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глотова Г.А. Творчески одарённая личность, проблемы и метод исследования. Уч.
пос. – Екатеринбург: УрГУ, 1992. – 128 с.
2. Загашев И. О., ЗаирБек С. И. Критическое мышление: технология развития. –
СПб : АльянсДельта, 2003. – 284 с.
3. Загашев И. О., ЗаирБек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить
критически. СПб : АльянсДельта совм. с издвом «Речь», 2003. – 192 с.
4. ЗаирБек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /
С.И. ЗаирБек, И.В.Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.
Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат., 2006. – 144 с.
5.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика,
1972. – 270 с.
7. Наднляева О.Е. Мировая художественная культура 1011 классы. Дополнительные
материалы к урокам. – Волгоград: Учитель, 2011. – 198с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.