МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
11 кл
29.06.2019
МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».
Все время задаю себе один и тот же вопрос: можно ли в маленькой сельской школе подготовить филологически класс так, как в хорошей гимназии с лингвистическим уклоном. Не сомневайтесь, можно! Уже несколько лет я практикую ведение уроков русского языка и литературы в старших классах с применением широкого спектра разноуровневых языковых анализов и написала методического пособие для учителей старших классов. Очень важно научить детей чувствовать и ощущать всю глубину и богатство русского языка. И тогда « И сердце бьется в упоенье…», потому что каждый урок-это не нудная трактовка орфограммы в какой- либо морфеме, а постоянный поиск истины, когда в работу одновременно включаются и сердце, и душа , и мысли. Я предлагаю один из уроков разноуровневого анализа в 11 классе. Тема: Филологический, ритмомелодический, психологический анализ отрывков из произведений М.Горького « Старуха Изергиль» и Чингиза Айтматова « И дольше века длится день»
ВОРОВЩИКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА.docx
­ ФИО автора публикации:    Воровщикова  Галина  Александровна ­ наименование учебного заведения:   МКОУ   «  Наследницкая  СОШ  имени  воина­  интернационалиста  Виктора Свеженцева» ­ название населённого пункта (республика/край, область, город/поселок):  п.Наследницкий ­ занимаемая должность :   учитель  русского  языка  и  литературы                            МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные     анализы     художественных     текстов     на     уроках русского  языка  и  литературы». Все     время задаю   себе     один   и   тот   же   вопрос:   можно   ли   в маленькой   сельской  школе  подготовить   филологически  класс  так,  как  в хорошей гимназии   с   лингвистическим   уклоном. Не сомневайтесь, можно! Уже   несколько   лет   я   практикую     ведение   уроков русского   языка   и литературы     в    старших     классах       с    применением     широкого     спектра разноуровневых   языковых   анализов   и   написала   методического   пособие для  учителей  старших классов. Очень  важно  научить  детей   чувствовать  и ощущать  всю  глубину  и  богатство   русского  языка.  И  тогда « И  сердце бьется  в  упоенье…», потому  что   каждый  урок­это  не  нудная  трактовка орфограммы  в  какой­  либо  морфеме, а  постоянный поиск   истины, когда в   работу   одновременно   включаются     и   сердце,   и   душа , и   мысли.   Я предлагаю  один  из  уроков разноуровневого  анализа  в  11  классе. 1 Тема:  Филологический,  ритмомелодический,  психологический  анализ отрывков  из  произведений  М.Горького  «  Старуха  Изергиль»  и Чингиза Айтматова  «  И  дольше  века  длится  день» Цель:  Развивающая:  развивать  навыки   критического  мышления,  умение ставить  и  формулировать   вопросы,  совместно  искать   ответы  на  них; Воспитательная:               вырабатывать         собственный   взгляд     на жизненные ценности; Обучающая:     учить           навыкам           исследовательской     работы, грамотному  лингвистическому    подходу  к  анализу  текста. Методы:  •эвристический   (частично   поисковый)   –   этот   метод   активизирует школьника; деятельность   мыслительную   •исследовательский   –   самостоятельное   открытие   учеником   произведения; •специфический   (метод   творческого   чтения   и   творческого   задания)­ позволяет осуществить сотворчество, направлен на углубление восприятия, активизацию сферы. эмоциональной     Приемы:   работа   с   текстом,   постановка   проблемных   вопросов   для обсуждения,   анализ   эпизодов,   аналитическая   беседа,   комментированное чтение,   прослушивание   выразительного   чтения   наизусть,   использование предметных связей с музыкой.  Ход  занятия 1.Организационный(  правило  эффективного  урока:   начинайте   урок с     положительного       якоря.   Нейролингвистическое       программирование­ такое  действие,  слово  или  образ,   которое    включает   ассоциативную цепочку   связанных  с  ним  чувств,  переживаний. Эпиграф  урока 2 Литература ­  большое  и  важное  дело,  она  строится    на  правде  и во  всем,  что  касается  её,  требует  правды!   Правда всегда  невкусна, но она    необходима,  а  литературе   тем  более,  ибо  литература   есть  область правды.(  М.Горький) Литература     и     искусство       призваны     сохранить       великие     идеи гуманизма,  перевести  их  из  глобального  в  личный план,  чтобы   каждый   был   человек   собственными(  Ч.Айтматов)     озабочен   проблемами       мира     как     своими  ­  Прочитайте   эпиграфы  к  уроку,  объясните,  как  вы  понимаете основную  идею,  заложенную  в  них.   Почему  я  подобрала  два   эпиграфа к  нашему  занятию? Перед  вами   учебный  план   урока,  определите   основную  цель.  1.Творческий  отчет  1  группы  по  теме «Исследовательская  работа по  филологическому  анализу  легенды  о  Ларре  из  рассказа  М.Горького  « Старуха  Изергиль». 2.Творческий   отчет   2   группы по   теме «Исследовательская   работа по  речевой   и  ритмомелодической    организации     легенды   о   Данко   из рассказа  М.Горького  «  Старуха  Изергиль». 3.Коллективная  работа   по  одному  из  аспектов  психологического анализа­  анализу  повторов   эпизода  из  легенды  о  манкурте  ( Ч.Айтматова  «  И  дольше  века  длится  день») 4.Подведение  итогов  занятия. Сегодня  мы  будем  говорить   о  нравственных   ценностях  человека, о  его  способности  делать  правильный  выбор,  определяющий  дальнейшую судьбу. Месяц  назад  класс  был  разделен   на  2  группы,  и  каждая группа получила   задание   к  небольшой   исследовательско­аналитической   работе по  эпизодам  текста.  Итак,  слово  1  группе,    у  всех   учащихся  лежит технологическая     карта     урока,         все     направления     исследования   там 3 обозначены,   записывайте,   пожалуйста,   тезисы,   короткие   ответы         на вопросы   исследования. Если  что­то  непонятно,  вы можете   в  специально отведенном  окошечке   сформулировать  вопрос  и  задать  его  либо   сейчас, либо      на  следующем  занятии. группа 1 Наша   группа       работала       над   исследованием внутренней   формы легенды  о  Ларре  из  произведения  М.Горького  «  Старуха  Изергиль». Итак, история   создания  « легенды  о  Ларре»,её  место  в  творческой эволюции  писателя. М.Горький     стал   писать   свои     первые рассказы   в   90­е   годы   19 столетия. Это   было   время   бурного   развития     капитализма   в   России. Нищая   и голодная   деревня     двинулась   в   город     в   поисках   работы   и куска  хлеба,  крестьяне  пополнили  собой  ряды босяков,  жизнь   которых будущий     писатель     хорошо       узнал         во     время     скитаний     по     Руси. Творчество  Горького  тех  лет   носит  романтический  характер,  отражая стремление   народа         к   лучшей   жизни. В ранних своих произведениях Максим   Горький   предстает   как   романтик.   Романтизм   предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей   к   действительности   с  позиций   своего   идеала,  предъявляющей окружающим   исключительные   требования.   Герой   на   голову   выше   других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится   им   как   естественное   состояние,   ибо   люди   не   понимают   его   и отвергают его идеал. Поэтому герой­романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал. Поэтому   столь   большое   значение   получает   в   романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий   самую   неукротимую   сущность   стихии:     ее   красоту   и 4 исключительность. Пейзаж одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя. Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными   обстоятельствами   почти   немыслима   –   так   формируется важнейшая   черта   романтического   художественного   мира:   принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя   противоречивому   и   далекому   от противостоит   миру   реальному, романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика   и   окружающего   мира   –   коренная   черта   этого   литературного направления. Черты романтизма: *провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой; *утверждение бесконечности     внутренней   человеческой индивидуальности; *взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»; *интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному; *тяготение   к   фантастике,   условности   форм,   смешению   низкого   и высокого,           комического и трагического, обыденного и необычного; *мучительное переживание разлада с действительностью; *отказ от обыденного; *стремление   личности   к   абсолютной   свободе,   к   духовному совершенству,   недостижимому   идеалу   в   сочетании   с   пониманием несовершенства мира.   Один     из     самых     лучших   рассказов       романтического     периода М.Горького ­  это    « Старуха   Изергиль»,   написанный   в   1894 году. Пафосом   этого произведения   является   утверждение     свободы   и   воли   как главной   и единственной  ценности( Вот  вам  и  отношение  к  эпиграфу  урока). 5 В     «     Старухе     Изергиль»         М.Горький     обращается       к     жанру литературной  легенды,  потому  что  она  дает  возможность   автору  кратко, емко  и  впечатляюще   воспеть  все  лучшее,  что  может  быть  в  человеке, и осудить  порок. Следующий   вопрос   нашего   исследования:   «   Семантика   названия­ Ларра» Ларра­ сверхчеловек(  элемент  романтизма).Он  статен, смел,  красив, но   вместе с   этим   он   эгоист,   попирающий       общепринятые   законы   и освещенные     веками       традиции.     Вседозволенность,     убийство     девушки оборачивается     для     него       страшной     карой.     Обратим     внимание     на кульминационный    момент  легенды Разгневанные  люди  решили,  что  « Наказание   ему­  в нем  самом» Особенно  нас  заинтересовала  фраза  «  Грянул  гром  с  небес»,  во –первых, наличие     анафоры       начального     звука     «г»     создает     впечатление надвигающейся  опасности. Разбив  фразу    на  ударные  и  безударные  слоги,   мы  увидели,  что здесь  хорей, \ ­\ ­\ ­ для   которого  характерна   динамика  ветра,  бури, грозы(  элемент грозы,  надвигающегося несчастья мы  видим   в  драме  А.Н.Островского  « Гроза»)  Исследуя  этимологию   слова   «  отверженный»,  кстати   в  этом  тексте он   выполняет     функцию   оно   имеет   выяснили,   что     причастия,   субстантированного     мы   общеславянские  корни,  образовано  префиксальным   от  вьргати­  бросать. См – изверг. Мы   задались   вопросом   :   «   А   есть   ли       похожие   сюжеты   в литературе?» Оказывается,   этот   герой   не   одинок,   есть   древняя     легенда   о   время   жиде.   Согласно     Агасфер     вечном     ей   ,   Агасфере­     во   страдальческого  пути  Иисуса  Христа  на  Голгофу  оскорбительно  отказал ему   в  кратком  отдыхе  и  безжалостно    велел  идти  дальше, за  что  был 6 наказан­   ему   самому   отказано   в   покое ,   он   обречен   из века   век безастоновочно   скитаться.   В   России   к   этому   сюжету   обращался   В. Жуковский  в  неоконченной  поэме  «  Вечный  жид». Нам   захотелось   взглянуть   на   внутренний   мир   произведения,   в композиции     кроме   основных       элементов   есть   ещё   и   несюжетные: вставные     эпизоды,    лирические     отступления.  Их     функция­     расширить рамки     изображаемого,   дать   автору   высказать   свои   мысли   и чувства. Таких   элементов  в  легенде  несколько,  мы  остановимся на  исследовании лирического  отступления  в  экспозиции(  они  взаимосвязаны): Многие  тысячи   лет   прошли  с  той  поры,  когда   случилось  это. Далеко  за  морем,  на  восход  солнца, есть  страна  большой    реки,  в  той стране    каждый древесный   лист   и  стебель травы  дает   столько  тени, сколько  нужно   человеку, чтобы   укрыться   в  ней   от  солнца, жестоко жаркого  там. Горький  использует  здесь  различные  изобразительно­  выразительные средства:  гипербола,  инверсия(  примеры) А  теперь  внимательно    взгляните  на   отмеченные  нами  элементы. Это  буквы  н,р, м,н,  которые  в  транскрипции   будут  обозначать  сонорные звуки,     т.е     сверхзвонкие     .Это     ярчайший   пример         поэтической фонетики( аллитерации):  многократное  повторение  сонорных  и  шумных звуков,   создающих     впечатление   огромного пространства,   видимого   с высоты  птичьего  полета. Мы  долго  не  сомневались,  что  деталью­  символом   в  этой  легенде будет фраза: Глаза   его  были   холодны  и  горды,  как у  царя  птиц. Обратите   внимание   на   то,   что   М.Горький     использует   в   СИС краткие         прилагательные,     которые     обычно     обозначают       временный признак, для   которых     присущ   оттенок категоричности.   Можем   ли   мы думать,  что   писатель   верит  в перерождение  своего  героя?   Возможно… 7 Мы  также    решили  проверить,  что  будет  с  фразой,  если  заменить перифраз(  как  у  царя  птиц) Глаза  его  были  холодные  и гордые ,  как  у  орла.   Изменилось     все:     он     превратился       из     сверхчеловека     в обыкновенного,  который  может  жить  рядом  с  людьми,  но  постепенно отдаляться   от  них. Итак,     мы   провели     небольшую     исследовательскую работу     по внутренней   форме  легенды  о  Ларре   и  пришли  к  следующим  выводам: На     уровне На  уровне   читательского композиционных  особенностей восприятия Для   создания         особого   автор   язык   поэтического   Мы увидели обобщенный,     не   вырисованный     четко     образ,     нашли     аналоги ему  в  литературе  и  пришли  к выводу     о     опасности       таких человеческих       пороков,       как гордыня,  себялюбие,  эгоизм использует   изобразительно­выразительные   разнообразные   средства Особая     поэтическая фонетика     создает   впечатление огромного   времени   ­  хронотоп   пространства Композиция   сюжет   линейная(   совпадает  с  фабулой)   полностью И  вот  наша   интеллект­ карта.    2   группа    у   нас   работала   над   уровнем     внешней    формы легенды  о  Данко. Тема       нашей       мини­исследовательской         работы       была ритмомелодическая  и  речевая   организация  легенды  о  Данко. И   прежде     чем     мы       осветим     основную   проблему     нашего исследования,  мы  хотели  бы  поговорить  о  том,  что  же  такое   8 « ритм».  В  обыденном сознании   понятие  ритм   издавна связывается с   представлениями   об   организованности,   упорядочности.   В   эстетике ритм  связан    с  такими  понятиями,  как  гармония,  мера  и   симметрия.  И мы  хотим   посмотреть ,  можно  ли  найти  эти  элементы   в  легенде. Согласно       древнегреческой     мифологии       Вселенная     возникла     в процессе   преображения  хаоса(  беспорядка)  в  космос( порядок)   именно при  помощи  ритма Итак,    первый  вопрос,  над  которым   мы  работали:   Речь   персонажей(   выразительна   ли   она,   мелодична,   ритмична, индивидуальные особенности  речи) Герой   второй   легенды Данко­   сын     человеческий. От   глубокого сострадания       к     соплеменникам,     жившим     без     солнца,     в     болотах, потерявшим  волю   и мужество,  зажегся  в  сердце  Данко  огонь   любви  к ним.   Но   не только     боль   за   несчастных,   темных   людей     превратила обычного  человека   в  подвижника.  Источник   его подвига­  глубокая  вера в  возможность   пробуждения  в  соплеменниках  человеческого  начала.  Мы также   нашли     литературного   двойника   этого   героя ­пророк   Моисей, выведший  иудеев  из  земли  Египетской. 5. Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,   что   евреи   подошли   к   морю,   когда   увидели   позади   себя   колесницы египетских   войск.   Взглянули   евреи   и   ужаснулись:   впереди   море,   а   сзади вооруженное войско. Но милосердный  Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами,   а   посередине   стало   сухо.   Евреи   устремились   по   сухому   дну,   а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. 9 Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.   Много   милостей   оказывал   Господь   евреям,   но   они   не   были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. 6. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко – В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?  (Моисей и Данко   выводят   людей   из   опасных   для   дальнейшего   проживания   мест. Путь   оказывается   трудным,   а   отношения   Моисея   и   Данко   с   толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение). –   Чем   сюжет   легенды   о   Данко   отличается   от   библейской   истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.) – В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы. Проводя  исследование,  мы  пришли  к  выводу,  что  практически   все   лингвистической   охватываются     существующие     тексты   классификацией(     наличие     монологов,     диалогов   ,     полилогов),     но     с определенной  и своеобразной  стороны:  просто  любая  речь   не  существует вне   этих     форм:     любое     произведение       ,     каким     бы     она     не     было, представляет  собой  не  что  иное,  как  монолог. Итак,  монолог­  речь  одного  лица,  обладающая   организованностью и  смысловой  завершенностью, ритмом.  Проанализируем   монолог  Данко из  завязки  действий ­Вставайте,  пойдем  в  лес  и  пройдем  его  сквозь…Идемте!  Ну! Что   здесь   есть? Глаголы   в   повелительном   наклонении 2­ого лица, местоимения. 10 Мы  выписали  вот  такую   ритмическую   схему  и  обнаружили  в ней два  рядом  расположенных  ударных  звука,  такая  вспомогательная  стопа  в поэтике   носит   название   ­   спондей. Она   встречается   после   сильной позиции  для  создания  наивысшей  точки  ритма. Фраза   психологически  напряжена  Вообще,  все  монологи  делятся на: Монологи­     рассуждения   /монологи­     исповеди(     М.Ю.Лермонтов   « Мцыри») Горький     дает     Данко     монолог­     рассуждение,     содержащее умозаключение,  логическую  связь  явлений. Обратим   внимание   на эту   фразу:   Не своротить     камня   с   пути думаю. Что  она  означает?    Сколько  не  думай, дело  не  сделается(  Под лежачий  камень  вода  не  течет). Нас заинтересовал в  этой  фразе   синкретичный( нетипичный)   член предложения ( с пути)­ к  нему  можно задать  два  вопроса:   ОТКУДА?,  С ЧЕГО? Заменим   в   этой   фразе     слово   «путь»   на   слово « место». Что изменится? Сравните:           камня     с     мес\та(     1     слог       закрытый,     так     как заканчивается   не   на   слогообразующий элемент,   интонация восходящее­ нисходящая) Камня  с  пу\ти(  1,  2 слог  открытый,  интонация  восходящая) Транскрипция   [  смэстъ]                             [  спути]   ритмический   рисунок   мало измениться,   но     все­таки   путь­   это движение,  а  место­   покой 11 В  полилоге  формальная   и  смысловая   связь   реплик  более  сложна и  свободна. Вот например,   Ты  умрешь!   Ты  умрешь­  кричали  они.                                     А  лес  все  гудел  и  гудел. Это,   конечно,     не совсем     синтаксический   параллелизм,   но   здесь ясно   прослеживается   ритм  человеческого  и  природного  напряжения.  Речь  повествователя   близка   к  сказочной  стилистике «Человек рассказывающий» – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось созданием какого­то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению   в   скучную   действительность   красоты   и   добра.   Наверное, поэтому в раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование   ведётся   не   автором,   а   рассказчиками,   причём   их   имена нередко становятся названиями произведений. Есть одна особенность этих произведений   –   установка   на   предельно   обобщённый   образ.   Его   основой становится   какая­либо   одна   черта   –   гордость,   честность,   трусость, благородство. Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие   легенду   реалии   –   пейзажи,   портреты,   скупые,   но   ёмкие комментарии услышанного. «болото  разевало   свою  жадную  пасть,  глотая  людей…» «деревья  заступали   дорогу  могучей   стеной.» Автор  использует большое  количество    олицетворений ,  постепенно «лепит»  своего   героя,  наделяя   его  сверхчеловеческими  качествами: «Он  любит  людей­   сердце  вспыхнуло  огнем  желаний­ душа  родила в  нем  тоску». 12 Чтобы   создать   вот  такую  атмосферу   романтизма,  мы   поработали над  своеобразием   использования   лексики  и     выстроили: Синонимичные  ряды:  болото­  тьма;  солнце­  свет Синонимы — это богатство языка. Синонимы употребляются в языке со следующими 1)Для   целями:   уточнения     мысли;   Для   выделения   наиболее   важных   смысловых   оттенков; 2) 3)   Для   повышения   образности   и   художественной   изобразительности   речи; 4) Во избежание   в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Синонимичные слова могут образовывать синонимический ряд, то есть объединение близких по значению слов, при этом в синонимическом  ряду всегда есть главное, стержневое слово, которое обладает общим значением, нейтрально   по   стилистической   окраске   и   входит   в   общеупотребительный пласт   лексики.  Стержневое   слово   всегда   стоит   в   начале   синонимического ряда и называется доминантой (от лат. Domi­nans ­ господствующий). В   современном   русском   языке   существуют   и  контекстуальные антонимы,   которые   выступают   в   антонимические   отношения   только   в условиях определенного контекста. Антонимы этого вида могут иметь разные грамматические формы, принадлежа к одной части речи, или относиться к разным   частям   речи,  различаясь   при   этом   стилистически.   В   словарях   эти стилистические различия не отражены, например: Контекстуальные   антонимы:     тьма­   степной   простор,   шум   леса­ смрад  болота Слова   в  антонимических  парах  (и  рядах) вступают  между  собой  в более сложные отношения, образуя своего рода антонимические парадигмы. Основанием   для   сближения   и   сопоставления   служат,   в   одном   случае, родственные словообразовательные связи 13 Архаизмы  –   этоустаревшие   слова   и   выражения,   придающие   речи торжественность: Угас, как светоч, дивный гений; Красуйся, град Петров, и стой   неколебимо,   как   Россия....   Могут   быть   собственно   лексическими (устаревшие слова, названия существующих и сейчас предметов и понятий: перст ­ палец, вещий ­ мудрый, острог ­ тюрьма) и лексико­семантическими (устаревшее значение слова: аттестат ­ письменное свидетельство о службе, поведении кого­либо; станция ­ место остановки на больших дорогах, где проезжающие   меняли   лошадей;   свет   ­   высшее   общество,   круг   людей, принадлежащих к привилегированным классам). Архаизмы ­ (от греч. archaios — древний) устарелые для определенной эпохи,  вышедшие   из   употребления   языковые   элементы  (слова,   выражения, аффиксы), замененные другими. Архаизмы  :  смрад,  очи,  роптать Создающие   особую   древнюю  мелодию  текста   по  такой  формуле: слова­  краски­  мелодия­  ритм­  настроение И,  разделив   текст  на основные   элементы   композиции,  а  затем, выписав     ключевые   слова       из     каждой     группы,     у     нас     получилась следующая   интересная схема Кстати,    ключевыми      могут   быть   не   только   слова,   но    целые словосочетания   и   предложения,         А.   Блок   называл   их   «смысловыми ядрами» Элементы  композиции Ключевые Ассоциативные слова ряды Экспозиция Завязка Развитие  действий Болото Тьма Ветер Страх гнев 14 Все   объединены     они   одной   ожидание   семой:   трагизма. Завязнуть, погибнуть,   не   найти выхода   пути,   ситуации   из предкульминационный кульминация эпилог Страх Молнии Гроза  Две  дороги Сердце Солнце Факел Ожидание трагизма,     страшных перемен выбор Свет,     тепло, покой, умиротворение великой любви Степь     в брильянтах Надежда искры счастье Когда  перед   нами  открылась  эта   схема,  мы  пришли  к    выводу, что   автору  важно   было  провести   людей   через все  страдания   и  страхи к высочайшей  правде  «  Человек­  это  звучит  гордо!»­это  ли  не  ритм человеческого  сердца. Интеллект  ­  карта (Инсценировка по мотивам рассказа) Ученица:.Скажите, Данко и Лара, для чего и как живете вы? Ларра:Зачем я буду объяснять вам мои поступки? Ученица:   Чтоб   быть   понятым   нами.   Дай   же   нам   понять   то,   что   ты сделал? Убил ты девушку! Зачем? 15 Ларра:Хорошо, я скажу. Я убил ее потому, что она оттолкнула меня. А мне было нужно ее. Ученица:Но она не твоя! Ларра:Разве   вы   пользуетесь   только   своим?   Я   вижу,   что   каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он землей, животными, женщинами и многим еще… Ученица:Но ведь за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой. Иногда – жизнью. Ларра:А я хочу сохранить себя целым. Ученица:А ты, ты, Данко, для чего на этом свете? Что сделаешь ты для людей? Данко:Что   сделаю   я   для   людей?   Возьмите   мое   сердце!   Пусть   оно пылает, как солнце, и ярче солнца. Пусть мое горящее сердце освещает вам путь! Я люблю вас, люди! Мое сердце – факелом великой к вам любви – освещает   путь,   по   которому   вы   идете.   И   вы   выйдете   из   темноты,   и   лес расступится перед вами!   Составляем  совместную  интеллект­  карту Не  менее важная   проблема  поставлена   в  легенде  Ч Айтматова   о манкурте.     И     опять     мы     обратимся     к     эпиграфу     нашего     урока       « Литература  и  искусство  призваны   сохранить  великие  идеи  гуманизма» В романе   приводится  легенда,  исполненная  поэтической  силы   и глубины.   В том   виде,   в котором     воссоздал   её       писатель, возродив   к новой   жизни, она   производит     впечатление   покоряющей   подлинности, оставляя   при   чтении     неколебимое     убеждение,   что     выдумать   такое невозможно,  можно  лишь  вспомнить,  как вспоминает о  своем  прошлом сам  народ. В  легенде  рассказывается   о  самом  тяжком   из  всех   мыслимых    и немыслимых злодеяний,  до  которых  когда­либо  додумывался  человек  о 16 фантастической по   своему     жестокому изуверству     операции,   которая имела цель   отнять   у человека его   живую  память,  сознанием  человека своего  собственного  я. Фильм  1­2  минуты И   анализ,   который   я   предлагаю     сделать     всем   вместе,     будет носить     психологический   аспект­     подробное         воссоздание       чувств, побуждений   внутреннего  мира. Психологический   анализ     непосредственно       связан       с     наличием повторов,     которые       выполняют     усилительно­     выделительную     и композиционную  функцию Для       композиции     многих     произведений       20     века       характерен принцип   лейтмотива,     связанный     с     усилившимся       в     этот     период взаимодействием  прозы  и  поэзии Коллективная работа     по   одному   из Когда     память       твою     отторгли,     когда голову     твою,   дитя   моё, ужимали,   как   орех   , аспектов психологического клещами,  стягивая   череп   медленным  воротом усыхающей     кожи     верблюжьей,     когда       обруч     анализу анализа­ повторов       эпизода     из невидимый   на  голову  насадили  так,  что  глаза твои  из  глазниц   выпирали,  налитые  сукровицей легенды  о  манкурте  ( Ч.Айтматова) страха,  когда   на  бездымном  костре    сарозеков предсмертная   жажда   тебя  истязала  и не было капли,  чтобы  с  неба    на  губы  упала,­ стало  ли солнце,     всем     дарующее     жизнь,   для     тебя ненавистным,  самым  черным среди   всех  светил в  мире? Когда  сумрак   затмения  застилал   навсегда изувеченный  пытками  разум,  когда  память  твоя, 17 разъятая   силой,   неотвратимо   теряла  сцепления прошлого, когда  забывал  ты  в  диких  метаниях взгляд   матери,   шум   речки     подле   горы,   где играл  ты  летними  днями,  когда  имя свое   и  имя отца ты  утратил  в  сокрушенном  сознании,  когда лики  людей,  среди  которых  ты  вырос,  померкли и имя   девицы   померкло,   что   тебе  улыбалась стыдливо,­  разве  не  проклял  ты,  падая  в  бездну беспамятства,  мать  свою  страшным  проклятьем за   то,   что   посмела   зачать   тебя     в   чреве и родить   на  свет  божий  для  этого  дня? 1.Семантическ Ассоциативный  ряд ий  повтор ____________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _________________ _________________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _________________ _________________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _________________ _____________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­ Корневой Ассоциативный  ряд повтор ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 18 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Морфологиче Ассоциативный  ряд ский  повтор ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­ Лексический Ассоциативный  ряд повтор Синтаксическ ий  повтор Вывод:     роль Вывод: повторов  в  тексте   1)   Функция   усиления   выразительности (эмфазы)      2)   Функция   последовательности   передачи информации     3) Функция выражения многократности или длительности действия    4) Функция нарастания   19 5)   Функция   выделения   неповторяющегося элемента    6) Функция создания ритма текста     7) Функция придания ясности тексту через избыточность (тавтологию)     8)   Функция   стилизации   разговорной эмоциональной Домашнее   сочинение  «  В  чем смысл  человеческой  жизни?»  Рефлексия :    Сегодня  я  задумался  о  том,.. Библиография: 1. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: – Минск.:  Росмэн­Пресс, 2007. ­120 с 2.Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собр. соч.: В 7 т. — М., 1997. – Т. 5. — С.306 3.Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. — М., 1991. — С.70.  4.М.Горький. Избранные сочинения  М., Художественная литература, 1986,  сс.20­130 5.Лукин   В.А.  Художественный   текст:   Основы   лингвистической   теории   и элементы анализа. – М., 1999. — С.132.  20

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разноаспектные анализы художественных текстов на уроках русского языка и литературы».

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА «Разноаспектные  анализы  художественных  текстов  на  уроках  русского  языка  и  литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2019