Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
14.09.2019
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
1. Для развития техники в широком смысле слова необходимо наличие комплекса музыкальных способностей(таланта) обучающегося, его художественные потребности, стремление к развитию и совершенствованию. 2. Необходимо понять, что техника представляет собой совокупность средств, позволяющих передать содержание музыкального образа. Вне музыкальной задачи техника не существует. Главная последовательность – от понимания музыкального образа к технической работе, которая приведет к более высокому пониманию и передаче музыкального образа. 3. Необходимо наличие способности добиваться поставленной цели, работоспособность, настойчивость в достижении цели, художественная потребность, немало важны и физиологические возможности. 4. Необходима грамотная, методически организованная и осознанная работа над достижением цели различными способами, приемами, упражнениями.
Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новоспасская детская школа искусств Ульяновской области МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА «Развитие фортепианной техники в младших классах детской школы искусств» Автор: Кашкин Александр Петрович  преподаватель по классу фортепиано 2015 г «Педагог должен дать исполнителю то, что называется школой». А. Гольденвейзер. Приобретение   техники   движений   всегда   связано   с   развитием   как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.  В   работе   над   пианистической   техникой,   кроме   указанных   свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость   образных   представлений,   глубина   переживаний,   ощущение   живого пульса   движения   музыкальной   ткани,   а   также   слуховое   развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее   ограниченности,   скованности,   а   также   «немузыкальности»,   которая включает в себя недостатки звуковой области. Основная цель технического развития   ­   обеспечить   условия,   при   которых   технический   аппарат   будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях, причем подчинению автоматическому.  Назначение музыкальной воли ­ управлять исполнительским процессом, а технического аппарата ­ подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого в практике преподавания всякий игровой прием, навык не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением; точно так же   каждый   музыкальный   образ,   характер   звука   необходимо   увязать   с соответствующей   формой   игровых   движений.   Нельзя   понимать   это упрощенно,   формально.   Навык   может   сопровождаться   целой   системой вспомогательных инструктивных заданий, но сам он должен быть обоснован музыкально.  Упражнения   А.А.Шмидт­Шкловской  ­   это   своего   рода   элементарные технические   формулы,   в   которых   закодированы   различные   способы звукоизвлечения   и   приемы   работы   над   произведением.   Отличительная особенность   системы   А.А.Шмидт­Шкловской   ряд   упражнений, представляющих   собой   преувеличенные   приемы   звукоизвлечения. Предназначенные   для   развития   важных   качеств   рук   пианиста   ­   легкости пальцев,   растяжения,   они   применимы   и   при   разучивании   пьес.   Так, «полетные» движения (свободное раскрытие ладони и всех пальцев быстрым движением)   вырабатывает   ощущение   легкости,   расчлененности   пальцев. Обращает   на   себя   внимание   строгая   систематичность,   охват   всех   видов техники   в   упражнениях   А.А.Шмидт­Шкловской.   Можно   сказать,   что   они являются школой последовательного овладения пианистическими навыками. Главным заданием ученику у нее было не «повторить» движение, а «найти звук» ­ установка, которая требовала, в первую очередь, активной работы слуха. Поиски звука  всегда связывались  с поисками определенного тонуса мышц   состояния   руки,   мускульного   ощущения   от   движения,   с   помощью которого извлекается данный звук. В итоге такой работы создавалась прочная связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождалось соответствующей   настройкой,   ощущением   в   руке.   Таким   путем   «изнутри наружу», в поисках звука и ощущения, находилась внешняя форма движения. Объяснение   ощущений,   которые   должны   сопутствовать   тому   или   иному двигательному   приему   ­   самое   трудное   в   показе.   А.А.Шмидт­Шкловская давала   настройку   с   помощью   образного   сравнения.   Целью   всей   работы А.А.Шмидт­Шкловской в области воспитания пианистических навыков было помочь каждому ученик индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения. При этом она давала установки, которые могли бы служить   основой   для   построения   индивидуальной   техники   в   каждом отдельном случае.  Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с   первоначальным   обучением   игре   на   фортепиано   и   усвоением   нотной грамоты. Для того чтобы эта инструментально­техническая работа (работа над   овладением   инструментом   и   тренировкой   двигательного   аппарата) приносила пользу, необходимо ставить ученику ясные и определенные цели. Необходимо воспитать у ребенка привычку «прежде думать, а потом играть». Воспитание   интеллектуальных   и   физических   компонентов   музыкальной одаренности   на   первом   году   обучения   оказывает   огромнее   влияние   на дальнейшее его развитие. В начальный период он знакомится с основными выразительными средствами музыки и своего инструмента. С первых шагов обучения   следует   стремиться   к   неразрывной   связи   музыкально­звукового представления   с   игровым   приемом.   Ребенок   по   своим   психологическим возрастным   особенностям   не   может   трудиться   как   взрослый   человек. Наиболее   полно   свои   возможности   он   раскрывает   в   игре.   Игра   помогает сделать   процесс   обучения   интересным   и   увлекательным,   активизирует творческие   наклонности.   С   ее   помощью   каждый   извлекаемый   звук,   любое упражнение   приобретает   эмоциональнообразное   содержание.   Важно   так «выстроить игру», чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал.  Известный педагог, автор интенсивного курса «Аллегро» Т.И.Смирнова рекомендует   на   занятиях   с   маленькими   детьми   не   употреблять   слово «упражнение», или словосочетание «делать упражнение», лучше использовать фразы   «давай   поиграем   в   «куклу»   и   т.д.   Стараться   не   делать   замечания непосредственно   ребенку   «ты   плохо   сидишь,   неправильно»,   лучше   сказать «так медвежонок сидит, а Леночка у нас как сидит?». На такое замечание ребенок не обидится, т.к. оно обращено к медвежонку, и с удовольствием покажет   свое   умение   красиво   сидеть.   Надо   создавать   психологическую комфортность   для   ребенка,   т.к.   при   индивидуальной   работе   он   все   время ощущает наше пристальное внимание к себе, что часто приводит к внутренней скованности,   стеснительности   и   излишней   старательности,   из­за   которой упражнения   выполняются   хуже   возможностей   ребенка.   От   первых   шагов ребёнка в музыкальном воспитании зависит и его дальнейшее музыкальное образование.   Необходимо   сразу   построить   и   показать   ему   мостик   из   того мира, где он сейчас находится к тому миру, который несёт в себе музыка.    Запоминается   всё,   что   было   в   первый   раз.   Поэтому   важно,   чтобы ребёнок   запомнил   свои   первые   занятия   на   фортепиано,   как   что­то   очень привлекательное, приятное, эмоционально яркое и артикуляционно­удобное. Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться. Потом будет труд, упорный труд ­ по мере таланта. Но сначала ребенок должен восхититься Древняя   китайская   пословица   гласит:   люди   могут   забыть   слова, которые вы им говорили, но они никогда не забудут чувства, которые вы у них вызывали.  Путь   к   вершинам   техницизма   труден   тем,   что   начинается,   по необходимости,   с   детства   ­   здесь   не   обойтись   без   регулярных   и продолжительных   упражнений.   В   последнее   время   в   музыкальную   школу пришли   учиться   дети   4­5   лет.   Это   и   побудило   меня   к   работе   над методическим   пособием,   основной   целью   создания   которого   явилось повышение   интереса   учащихся   к   обучению,   а   также   стремление   облегчить процесс овладения пианистическими навыками. Упражнения   Анны   Абрамовны   Шмидт­Шкловской   ­   выдающегося педагога и незаурядного музыканта ­ легли в основу пособия.  Пособие   состоит   из   трёх   тетрадей.   Упражнения   сгруппированы   по видам техники. Внутри каждого раздела задания усложняются постепенно, и можно одновременно работать над упражнениями одинаковой трудности на разные виды техники. Всего 45 упражнений, здесь представлены некоторые из них. Каждое упражнение имеет название, цветную иллюстрацию и стихи. Первая   тетрадь  посвящена   основам   звукоизвлечения,   штрихам, дуговым движениям. «Воробьишка»  ­ Я утром выпал из гнезда, ко мне спешите все сюда! (Взлет и приземление на опорный пункт, воробьишка учится летать). «Кошачьи лапки»  ­ Моет лапкой котик нос. (Легато на секундовых последованиях). «Цапля»  ­ Цапле бусы подарили, велики они ей были. (Расходящиеся гаммообразные последования в пределах октавы) «Лягушонок» ­ лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и скакать не лень. (Легкое стаккато. Исполнять легкой упругой рукой). «Утенок»  ­   Наш   утенок   лишь   родился   плавать   плавно   научился. (Пятипалыцевое легато). «В чёрном море» ­ В чёрном море мой любимый дом. Днем и ночью я купаюсь в нём. (Пятипальцевые последования на черных клавишах.  (Играть различными штрихами). «Полет во сне» ­Шарики мои словно парашют, в небо к облакам плавно унесут.  (Дуговые   отрезки.  Играть   отдельно   правой   рукой  I   вверх,  левой  ­ вниз). «Лошадка»  ­   Ну­ка,  прыгни   так   как   я,  девочка   прыгучая. (Дуговые скачки на октаву, а также через две октавы вверх и вниз.). Вторая   тетрадь  содержит   упражнения   на   боковые   движения   и трели. «Бим» ­ Меня мой Бим из школы ждал и хвостиком вилял. (Круговое движение руки. Левая рука играет в противоположном движении). «Ключик»  ­ Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ золотой. (Повороты кисти с опорой на 1­й и 5­й пальцы). «Паучок» ­ Паучок росинку спрятал в паутинку. (Боковое движение по терциям с ощущением вращения внутри руки). «Белый зайчик»  ­  Белый   зайчик   в  белой   шубке   рано   утром   чистил зубки...Сам. (Пятипальцевые последования в сочетании с трелями). «   Хвост   колечком»  ­   Наша   кошка   на   крылечке   закрутила   хвост колечком. (Фигурации. Движения, окутывающие средние звуки. В основе их движения «колесика»). «Бусинки»  ­   Словно   бусинки   дождинки   покатились   по   травинке. (Повороты кисти по рисунку мелодии). «Два гнома» ­ Два веселых гнома здесь живут, чистят коврик песенку поют». (Упражнения на «станке». Трель играется легко и ровно). Третья тетрадь ­ репетиции, гаммы, арпеджио, терции. «Дождик» ­ Кап, кап, кап стучит по крыше, на прогулку дождик вышел. (Репетиции   на   ступенях   гаммы.   Исполняется   непрерывным   вибрационным движением). « Вальс»  ­ Я хочу вальс танцевать. (Гаммовые отрезки. Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно). «Три   ­  четыре»  ­   Три   ­   четыре,   три   ­   четыре   черный   кот   живет   в квартире. (Перенос руки с одной позиции гаммы на другую). «На четвертом этаже»  ­ На четвертом этаже кран течет давно уже. (Постепенное   увеличение   гаммообразной   линии   в   прямом   и   обратном движении). «Дельфииы»  ­   В   теплой   волне   как   в   сказочном   сне.   (Арпеджио. Упражнения исполняются вверх и вниз каждой рукой). «Гибкий   осьминог»  ­   Гибкий   осьминог   в   платье   золотом,   а   на   дне морском его новый дом. (На задержанном аккорде проверить пружинность и устойчивость всей руки). «Прогулка»  ­   В   лес   мы   спешим   опять   с   утра,   за   работу   нам   пора. (Прогулка терциями). «На окошке»  ­ На окошке сидит кошка и хвостом стучит немножко. (Восьмые исполнять близко к клавишам легким стаккато). Специфика   обучения   детей   дошкольного   и   младшего   школьного возраста   исходит   из   возрастных   особенностей   детей,   которые   определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них   принадлежат:   превалирование   образно­чувственных   представлений   об окружающем   мире,   склонность   ребенка   к   одушевлению   всего   видимого   и слышимого. Ребенку   очень   помогает   проникнуть   в   музыкальное   содержание   ­ упражнения   ­   образность   поэтической   речи   и   звукоизобразительность. Взаимодействие этих компонентов развивает творческий потенциал учеников. У музыки и слова одна первооснова ­ интонация. Трудно определить, что возникло раньше ­ слово или музыка. Словесный и музыкальный образы ­ не   разделимы.   А   значит,   чем   глубже   мы   постигаем   словесно­поэтический образ,   тем   легче   создаем   образ   музыкальный,   и   наоборот.   Занимаясь стихосложением  на  уроках, можно  в  стихах  уместить  целые  методические формулы. Стихи   в   данном   пособии   не   обычная   подтекстовка.   В   небольшом четверостишии   есть   образ,   характер,   настроение,   что   вызывает   внутреннее эмоциональное переживание и помогает ребенку найти естественные приёмы для решения художественной и пианистической задачи. Пение стихов (или звуко­речевая   игра)   играет   большую   роль   как   в   становлении   музыкальной речи, музыкального интеллекта, так и в развитии вербального интеллекта. Радость жизни есть суть детского восприятия мира. Это «вещество»,  из которого для ребенка состоит сама жизнь!  Радость   ­   единственная   жизненная   энергия,   которая   всегда   и   везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего она нужна в детской педагогике. Можно радостно и весело учить детей труднейшим вещам, считая при этом количество «выработанной» в процессе обучения радости главным педагогическим успехом.  Современная русская педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения.  Литература 1. Крюкова   В.В.   «Музыкальная   педагогика».   Феникс,   Ростов­на­ Дону,2002г. 2. Шмидт­Шкловская А.А. «Воспитание пианистических навыков», Ленинград «Музыка», 1985г. 3. Сборник   статей   и   воспоминаний   «М.Н.Баринова   ­   ученица великих», Санкт­ Петербург, Папирус, 2002. 4. Смирнова   Т.И.   «Allegro,   фортепиано,   интенсивный   курс. Методические рекомендации», изд­во ЦСДК., М.,1999. 1989. 5. 6. 7. 8. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М., Советский композитор, Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М., Музыка, 1987. Дроздова М. «Уроки Юдиной», Классика­XXI, М., 2006 Дельнова   В.В.   «Развитие   фортепианной   техники   в   младших классах музыкальной школы М.,1972.

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"

Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019