Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
14.09.2019
1. Для развития техники в широком смысле слова необходимо наличие комплекса музыкальных способностей(таланта) обучающегося, его художественные потребности, стремление к развитию и совершенствованию.
2. Необходимо понять, что техника представляет собой совокупность средств, позволяющих передать содержание музыкального образа. Вне музыкальной задачи техника не существует. Главная
последовательность – от понимания музыкального образа к технической работе, которая приведет к более высокому пониманию и передаче музыкального образа.
3. Необходимо наличие способности добиваться поставленной цели, работоспособность, настойчивость в достижении цели, художественная потребность, немало важны и физиологические возможности.
4. Необходима грамотная, методически организованная и осознанная работа над достижением цели различными способами, приемами, упражнениями.
Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Новоспасская детская школа искусств Ульяновской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Развитие фортепианной техники в младших
классах детской школы искусств»
Автор:
Кашкин Александр Петрович
преподаватель по классу фортепиано 2015 г
«Педагог должен дать исполнителю то, что называется школой».
А. Гольденвейзер.
Приобретение техники движений всегда связано с развитием как
физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.
В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств,
требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как
яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого
пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие.
Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники,
ее ограниченности, скованности, а также «немузыкальности», которая
включает в себя недостатки звуковой области. Основная цель технического
развития обеспечить условия, при которых технический аппарат будет
способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем
эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению
двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших
проявлениях, причем подчинению автоматическому.
Назначение музыкальной воли управлять исполнительским процессом,
а технического аппарата подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса с
первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из
этого в практике преподавания всякий игровой прием, навык не может быть
абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением; точно так
же каждый музыкальный образ, характер звука необходимо увязать с
соответствующей формой игровых движений. Нельзя понимать это
упрощенно, формально. Навык может сопровождаться целой системой
вспомогательных инструктивных заданий, но сам он должен быть обоснован
музыкально.
Упражнения А.А.ШмидтШкловской это своего рода элементарные
технические формулы, в которых закодированы различные способы
звукоизвлечения и приемы работы над произведением. Отличительная
особенность системы А.А.ШмидтШкловской ряд упражнений,
представляющих собой преувеличенные приемы звукоизвлечения.
Предназначенные для развития важных качеств рук пианиста легкости
пальцев, растяжения, они применимы и при разучивании пьес. Так,
«полетные» движения (свободное раскрытие ладони и всех пальцев быстрым
движением) вырабатывает ощущение легкости, расчлененности пальцев.
Обращает на себя внимание строгая систематичность, охват всех видов
техники в упражнениях А.А.ШмидтШкловской. Можно сказать, что они являются школой последовательного овладения пианистическими навыками.
Главным заданием ученику у нее было не «повторить» движение, а «найти
звук» установка, которая требовала, в первую очередь, активной работы
слуха. Поиски звука всегда связывались с поисками определенного тонуса
мышц состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью
которого извлекается данный звук. В итоге такой работы создавалась прочная
связь, когда одно только представление о звуковой краске сопровождалось
соответствующей настройкой, ощущением в руке. Таким путем «изнутри
наружу», в поисках звука и ощущения, находилась внешняя форма движения.
Объяснение ощущений, которые должны сопутствовать тому или иному
двигательному приему самое трудное в показе. А.А.ШмидтШкловская
давала настройку с помощью образного сравнения. Целью всей работы
А.А.ШмидтШкловской в области воспитания пианистических навыков было
помочь каждому ученик индивидуально приспособиться к инструменту, найти
свои удобные ощущения. При этом она давала установки, которые могли бы
служить основой для построения индивидуальной техники в каждом
отдельном случае.
Работа над художественным образом должна начинаться одновременно
с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной
грамоты. Для того чтобы эта инструментальнотехническая работа (работа
над овладением инструментом и тренировкой двигательного аппарата)
приносила пользу, необходимо ставить ученику ясные и определенные цели.
Необходимо воспитать у ребенка привычку «прежде думать, а потом играть».
Воспитание интеллектуальных и физических компонентов музыкальной
одаренности на первом году обучения оказывает огромнее влияние на
дальнейшее его развитие. В начальный период он знакомится с основными
выразительными средствами музыки и своего инструмента. С первых шагов
обучения следует стремиться к неразрывной связи музыкальнозвукового
представления с игровым приемом. Ребенок по своим психологическим
возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек.
Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает
сделать процесс обучения интересным и увлекательным, активизирует
творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое
упражнение приобретает эмоциональнообразное содержание. Важно так
«выстроить игру», чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и
по возможности самостоятельно их решал.
Известный педагог, автор интенсивного курса «Аллегро» Т.И.Смирнова
рекомендует на занятиях с маленькими детьми не употреблять слово
«упражнение», или словосочетание «делать упражнение», лучше использовать
фразы «давай поиграем в «куклу» и т.д. Стараться не делать замечания
непосредственно ребенку «ты плохо сидишь, неправильно», лучше сказать
«так медвежонок сидит, а Леночка у нас как сидит?». На такое замечание
ребенок не обидится, т.к. оно обращено к медвежонку, и с удовольствием покажет свое умение красиво сидеть. Надо создавать психологическую
комфортность для ребенка, т.к. при индивидуальной работе он все время
ощущает наше пристальное внимание к себе, что часто приводит к внутренней
скованности, стеснительности и излишней старательности, изза которой
упражнения выполняются хуже возможностей ребенка. От первых шагов
ребёнка в музыкальном воспитании зависит и его дальнейшее музыкальное
образование. Необходимо сразу построить и показать ему мостик из того
мира, где он сейчас находится к тому миру, который несёт в себе музыка.
Запоминается всё, что было в первый раз. Поэтому важно, чтобы
ребёнок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как чтото очень
привлекательное, приятное, эмоционально яркое и артикуляционноудобное.
Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него
должно получаться. Потом будет труд, упорный труд по мере таланта. Но
сначала ребенок должен восхититься
Древняя китайская пословица гласит: люди могут забыть слова,
которые вы им говорили, но они никогда не забудут чувства, которые вы у них
вызывали.
Путь к вершинам техницизма труден тем, что начинается, по
необходимости, с детства здесь не обойтись без регулярных и
продолжительных упражнений. В последнее время в музыкальную школу
пришли учиться дети 45 лет. Это и побудило меня к работе над
методическим пособием, основной целью создания которого явилось
повышение интереса учащихся к обучению, а также стремление облегчить
процесс овладения пианистическими навыками.
Упражнения Анны Абрамовны ШмидтШкловской выдающегося
педагога и незаурядного музыканта легли в основу пособия.
Пособие состоит из трёх тетрадей. Упражнения сгруппированы по
видам техники. Внутри каждого раздела задания усложняются постепенно, и
можно одновременно работать над упражнениями одинаковой трудности на
разные виды техники. Всего 45 упражнений, здесь представлены некоторые из
них. Каждое упражнение имеет название, цветную иллюстрацию и стихи.
Первая тетрадь посвящена основам звукоизвлечения, штрихам,
дуговым движениям.
«Воробьишка» Я утром выпал из гнезда, ко мне спешите все сюда!
(Взлет и приземление на опорный пункт, воробьишка учится летать).
«Кошачьи лапки» Моет лапкой котик нос. (Легато на секундовых
последованиях).
«Цапля» Цапле бусы подарили, велики они ей были. (Расходящиеся
гаммообразные последования в пределах октавы)
«Лягушонок» лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и
скакать не лень. (Легкое стаккато. Исполнять легкой упругой рукой). «Утенок» Наш утенок лишь родился плавать плавно научился.
(Пятипалыцевое легато).
«В чёрном море» В чёрном море мой любимый дом. Днем и ночью я
купаюсь в нём. (Пятипальцевые последования на черных клавишах.
(Играть различными штрихами).
«Полет во сне» Шарики мои словно парашют, в небо к облакам плавно
унесут. (Дуговые отрезки. Играть отдельно правой рукой I вверх, левой
вниз).
«Лошадка» Нука, прыгни так как я, девочка прыгучая. (Дуговые
скачки на октаву, а также через две октавы вверх и вниз.).
Вторая тетрадь содержит упражнения на боковые движения и
трели.
«Бим» Меня мой Бим из школы ждал и хвостиком вилял. (Круговое
движение руки. Левая рука играет в противоположном движении).
«Ключик» Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ
золотой. (Повороты кисти с опорой на 1й и 5й пальцы).
«Паучок» Паучок росинку спрятал в паутинку. (Боковое движение по
терциям с ощущением вращения внутри руки).
«Белый зайчик» Белый зайчик в белой шубке рано утром чистил
зубки...Сам. (Пятипальцевые последования в сочетании с трелями).
« Хвост колечком» Наша кошка на крылечке закрутила хвост
колечком. (Фигурации. Движения, окутывающие средние звуки. В основе их
движения «колесика»).
«Бусинки» Словно бусинки дождинки покатились по травинке.
(Повороты кисти по рисунку мелодии).
«Два гнома» Два веселых гнома здесь живут, чистят коврик песенку
поют». (Упражнения на «станке». Трель играется легко и ровно).
Третья тетрадь репетиции, гаммы, арпеджио, терции.
«Дождик» Кап, кап, кап стучит по крыше, на прогулку дождик вышел.
(Репетиции на ступенях гаммы. Исполняется непрерывным вибрационным
движением).
« Вальс» Я хочу вальс танцевать. (Гаммовые отрезки. Правая рука
играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно).
«Три четыре» Три четыре, три четыре черный кот живет в
квартире. (Перенос руки с одной позиции гаммы на другую).
«На четвертом этаже» На четвертом этаже кран течет давно уже.
(Постепенное увеличение гаммообразной линии в прямом и обратном
движении).
«Дельфииы» В теплой волне как в сказочном сне. (Арпеджио.
Упражнения исполняются вверх и вниз каждой рукой). «Гибкий осьминог» Гибкий осьминог в платье золотом, а на дне
морском его новый дом. (На задержанном аккорде проверить пружинность и
устойчивость всей руки).
«Прогулка» В лес мы спешим опять с утра, за работу нам пора.
(Прогулка терциями).
«На окошке» На окошке сидит кошка и хвостом стучит немножко.
(Восьмые исполнять близко к клавишам легким стаккато).
Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного
возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют
способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из
них принадлежат: превалирование образночувственных представлений об
окружающем мире, склонность ребенка к одушевлению всего видимого и
слышимого.
Ребенку очень помогает проникнуть в музыкальное содержание
упражнения образность поэтической речи и звукоизобразительность.
Взаимодействие этих компонентов развивает творческий потенциал учеников.
У музыки и слова одна первооснова интонация. Трудно определить,
что возникло раньше слово или музыка. Словесный и музыкальный образы
не разделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словеснопоэтический
образ, тем легче создаем образ музыкальный, и наоборот. Занимаясь
стихосложением на уроках, можно в стихах уместить целые методические
формулы.
Стихи в данном пособии не обычная подтекстовка. В небольшом
четверостишии есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее
эмоциональное переживание и помогает ребенку найти естественные приёмы
для решения художественной и пианистической задачи. Пение стихов (или
звукоречевая игра) играет большую роль как в становлении музыкальной
речи, музыкального интеллекта, так и в развитии вербального интеллекта.
Радость жизни есть суть детского восприятия мира. Это «вещество», из
которого для ребенка состоит сама жизнь!
Радость единственная жизненная энергия, которая всегда и везде
работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего она нужна в детской
педагогике. Можно радостно и весело учить детей труднейшим вещам, считая
при этом количество «выработанной» в процессе обучения радости главным
педагогическим успехом.
Современная русская педагогика рассматривает упражнения как важное
и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в
том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать
над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических
трудностей, что способствует рационализации процесса обучения.
Литература 1.
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика». Феникс, Ростовна
Дону,2002г.
2. ШмидтШкловская А.А. «Воспитание пианистических навыков»,
Ленинград «Музыка», 1985г.
3.
Сборник статей и воспоминаний «М.Н.Баринова ученица
великих», Санкт Петербург, Папирус, 2002.
4.
Смирнова Т.И. «Allegro, фортепиано, интенсивный курс.
Методические рекомендации», издво ЦСДК., М.,1999.
1989.
5.
6.
7.
8.
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М., Советский композитор,
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М., Музыка, 1987.
Дроздова М. «Уроки Юдиной», КлассикаXXI, М., 2006
Дельнова В.В. «Развитие фортепианной техники в младших
классах музыкальной школы М.,1972.
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.