Методическая разработка "Развитие музыкального слуха"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие будет поставлено на автоматизм, а также чтобы ребёнок понял, куда направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал звонко и без особых физических затрат. Задачи:  работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма через специальные дыхательные упражнения  работа над звонким и чистым пением во всех регистрах,на любых скачках в вокальных распевках, маленьких вокализах и в произведениях  правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения ,в характере, с осмыслением художественного текста и образа  продолжение работы над новым произведением.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала RABOTA_NAD_VOKAL_NYM_DYKhANIEM.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым творчества» Методическая разработка  «РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ И ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ» для обучающихся средней группы (9­12лет) вокального ансамбля МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества» «Магнолия»                                         Подготовила Белкина Наталья Викторовна,                              педагог дополнительного образования                           первой квалификационной категории                    вокального ансамбля «Магнолия»г.Красноперекопск 2017г                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема занятия:  «Работа над вокальным дыханием и правильным  звукоизвлечением, как необходимое условие формирования певческих  навыков» Занятие проводится в классе вокала в МБОУ ДОД «Центр детского и  юношеского творчества» по программе «Хочу петь красиво», в средней  группе ансамбля (9 –12 лет). Тип занятия: учебно­практическое, комплексное Технологии и методы                   Технологии:  коммуникативная;  сотрудничества;  игровая;  здоровьесберегающая. Формы и методы :  показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями  правильное и подходящее ученику по голосу распевание , специальные,  в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные  упражнения (2­3 распевки)  показ преподавателем и передача своих ощущений ученику правильный разбор произведения , точное интонирование учеником  мелодии и нужных в произведении нюансов, после­ соединение с  партией концертмейстера  работа над образом в произведении, музыкальностью в каждой фразе Цель: добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие  будет поставлено на автоматизм, а также чтобы ребёнок понял, куда  направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал звонко и без особых  физических затрат. Задачи:  работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма  через специальные дыхательные упражнения  работа над звонким и чистым пением во всех регистрах,на любых  скачках в вокальных распевках, маленьких вокализах и в произведениях  правильный разбор и качественное исполнение выбранного  произведения ,в характере, с осмыслением художественного текста и  образа  продолжение работы над новым произведением.                                        Методологическая база     В основе данного занятия лежит  концепция Н. Е. Щурковой личностно –  ориентированной направленности и технологии игры, коммуникативности и  сотрудничества (основанная  педагогом ­ новатором Шалвой  Александровичем Амонашвили),  тренинг речевого пения американского  педагога Сетта Ригза и образовательная программа дополнительного  образования детей «Хочу петь красиво».Отличительные особенности данного занятия   Позитивное эмоциональное воздействие музыки и атмосферы  доброжелательности на ребенка, что способствует созданию  благоприятного психологического климата;  время активности детей сопоставимо с активностью педагога;  стиль общения носит диалоговый характер;  занятие строится по принципу системности и усложнения;   подведение итогов проводится в виде рефлексии;                                                   Ход занятия: I.Организационный момент Педагог:  ­ Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть сегодня на занятии. У нас за  окном весна, солнышко пригревает теплее, и в нашем классе сегодня  тоже  должно стать теплее и светлее от ваших улыбок. Солнечные лучики светят не  только в окно, но и будут наградой каждому за ваши старания. II.Основная часть Педагог: Для того, чтоб петь красиво, надо нам трудиться, распеваться, упражняться, в общем, не лениться. Действительно ведь прежде, чем мы с вами исполним  какую­нибудь песню, мы должны разучить и выполнить различные  упражнения на развитие чего? Что мы с вами развиваем на занятиях музыкой  в самом начале? Дети: Учимся правильно дышать во время пения. Артикуляцию.  Выразительно исполнять песни и т. д.Педагог: Правильно ребята! И сейчас мы с Вами выполним несколько  упражнений на постановку нужного нам дыхания.                                  Упражнения на дыхание  1 упражнение: Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 8 раз).  2 упражнение: Энергично вдохните через нос и выдохните через рот  (повторите 8 раз). Это послужит своеобразным “массажем” для связок.  3 упражнение: Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 8 раз).  4 упражнение: Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую,  зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз).  5 упражнение: Вдохните через нос и выдохните через плотно сжатые губы. С  усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение  поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.                   Артикуляционные упражнения         Первое условие работы артикуляционного аппарата ­ естественность и  активность. Добиваться активной естественности можно через снятие  различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.  Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", ­ но ведь их надо сначала  обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с  постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. 1. Щёчки Пухлые щёчки У маленькой Вали. В морозный денёк Они алыми стали.(Е. Г. Карельская) (Надуть обе щеки воздухом.) (Попеременно надувать щёки.) Едет с горочки язык. Он кататься так привык: Сверху – вниз, по нёбу, К зубкам, не к сугробу! (Е. Г. Карельская) Скороговорка: Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.  Дидактическая игра «Ритмическое эхо» Педагог прохлопывает или простукивает определенный ритм, дети должны  хором повторить его с первого раза. Начинать рекомендуется с простых  ритмических рисунков, постепенно усложняя.     Четкость произношения звуков     Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому  содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение  имеет свои неповторимые способности, которые именуются как средство  музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по ­ разному, зависит это от того, какое средство  музыкальной выразительности будет применено при исполнении.     Упражнение «Бибика». На звук «брру» двигаемся по основным ступеням  тональности вверх и вниз, звук у нас всегда точный и непрерывный.  Дальше  мы с вами будем рычать как тигры, на звук «ррр» двигаемся по трем главным  ступеням тональности сверху вниз. Умнички! Ну а теперь споем песенку про  «Шесть мышат». Двигаясь по ноткам (в до­мажоре: до­ ми ­соль –соль­ ля­соль ­ми ­до) пропеваем «Шесть мышат в камыше шуршат» следим за  точностью произношения звуков, и за чистотой интонирования.                                              Вокальные упражнения     Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого  интонирования терцового тона, опорного дыхания.  . Осознанная фразировка, владение опорным дыханием. Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля­лё­ лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля­ли­лё­ли­ лю». Песенка­ попевка « Жаба Квака».                              Работа над песней «Семь нот» Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.                             Работа над следующей песней «Ветерок».    Заключительная часть . Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата,  работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом  твоей новой песни.                                                                                              Литература:1.Е.М.Пекерская. Вокальный букварь,2001г. 2.И. П. Козлянинова «Сценическая речь» М., «Искусство» 1976г Е. О Яременко «Программно – методические материалы. Музыка» М.,  «Дрофа» 2001г.