Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
Оценка 5

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Оценка 5
Работа с родителями
doc
классное руководство
2 кл
09.06.2017
Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.doc
1 Аннотация к разработке родительского собрания  ««Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника» Форма   проведения   данного   родительского   собрания:   родительский   практикум. Разработка собрания предполагает решение следующих задач: 1. Знакомство родителей с видами памяти 2. Анализ анкетирования. Выявление причин плохого запоминания.  3. Выработка рекомендаций по развитию памяти. 4. Представление родителям комплекса упражнений по заучиванию словарных слов, упражнений для тренировки памяти учащихся. Разработка   собрания   предполагает     использование   авторской   мультимедийной презентации, с целью повышения эффективности просветительской работы родителей в области психологии Данное   родительское собрание можно проводить в   начальных классах, а также классах среднего звена. Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 2 Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника» Память человеку необходима для проявления  души. Блез Паскаль Без  памяти  человек  не  может  ничего  изобрести,  не может скомбинировать и двух идей. Вольтер Задачи:  1.Сформировать представление родителей о видах памяти.  2.Убедить в важности её развития с помощью специальных упражнений.  3.Отработать   доступные   в   практике   семейного   воспитания   приёмы   развития   памяти. 4.Представить   родителям   упражнения   для   развития   орфографической   зоркости посредством развития долговременной памяти. Форма проведения: родительский практикум Вопросы для обсуждения: значение памяти в учебной деятельности; методы и приемы развития памяти ребенка. Подготовительная   работа:   оформление   выставки   литературы; анкетирование; подготовка цикла упражнений по улучшению памяти, памяток для родителей.   Подготовка к собранию: Анкета для учеников: ­ Легко ли тебе заучивать стихи? ­  Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста? ­  Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом? ­  Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно? ­ Помогают ли тебе дома тренировать твою память? ­ Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти? Анкета для родителей ­   Трудно   ли   вашему   ребёнку   выполнять   домашние   задания,   связанные   с   запоминанием учебного материала? ­  Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ­  Необходимо ли вам помочь в обучении приемам тренировки памяти?   Памятка для учеников по развитию памяти — Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить. — Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание. Многократно повторяйте заученное. —   Проверяйте   свои   возможности.   Заучивайте   небольшими   порциями.   Сразу   большое стихотворение выучить трудно. — Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать ее несколько раз. Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 3 — Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда — за дело! — Ставьте себе цель запомнить надолго. Изучение уровня развития памяти учащихся. (проводится   учителем   и   психологом,   результаты   тестирования   сообщаются   родителям индивидуально) С целью выявить уровень развития памяти, используется методика А.Р. Лурия «Заучивание   10   слов».   (Лурия   А.Р.   Маленькая   книжка   о   большой   памяти.   М.: Просвещение, 1966., Л.И.Саляхова. Родительские собрания­ М.: Глобус, 2007.) Были подобраны слова, не имеющие связи между собой. (Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа,.) Затем следует несколько этапов: 1. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты послушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому чётко, не спеша 2. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их прослушаешь и повторишь ­ и те которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Далее   опыт   повторяется   без   инструкций.   Перед   следующими   двумя­   тремя прочтениями учитель просто говорит: «Ещё раз». После 5­6­ кратного повторения слов учитель говорит ребёнку: «Через час ты эти же слова назовёшь мне ещё раз».  На   каждом   этапе   исследования   заполняется   протокол   для   каждого   ученика отдельно. Под каждым воспроизведённым словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если ребёнок называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе учителя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками. ПРОТОКОЛ № 1 2 3 4 5 6 ч/зчас чис + + + + + + + хор камень гриб кино зонт море шмель лампа Д.сл.  + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + дом + + + + + + + По   полученному   протоколу   составляется   график   –   «кривая   запоминания»   По форме кривой можно сделать вывод относительно развития памяти. Так в норме у детей младшего   школьного   возраста   с   каждым   воспроизведением   количество   правильно названных слов увеличивается «кривая запоминания» выглядит примерно таким образом: Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 4 5, 7, 9 – или: 6, 8, 9, то есть к третьему запоминанию по счёту испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов. ­  7­10 слов – это дети с высоким уровнем развития памяти (III); ­ 5­7 слов – со средним уровнем (II); ­ 1­5 слов – с низким уровнем (I). Ход собрания 1. Вступительное слово Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнее собрание мне хотелось начать несколько необычно. Вот какой разговор был подслушан психологом,  а мне хотелось  бы вам его рассказать: ­  Какое сегодня число? ­  спрашивает у своего друга товарищ. ­  Не знаю? ­ отвечает тот. ­ Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета. ­  А она  ­   вчерашняя! Это разговор об очень важном мыслительном процессе — памяти, существование человека как человека без него невозможно. Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью своих родных. Проблемы   с   памятью   накладывают   серьезный   отпечаток   на   успешность   учебы ребенка. Ребенок много учит, пересказывает,  но приходит на урок и   ­ результата нет. Многие   родители   сетуют   на   то,   что   ребенок   не   может   запомнить   стихи,   тексты   для пересказа,   даты   и   т.   д.   Память   работает   не   всегда   успешно   и   поэтому   не   выполняет возложенные на нее надежды. 2. Анализ анкетирования. 3. Учитель знакомит родителей с видами памяти Существует   много   подходов   к   классификации   видов   памяти.   Наиболее   часто выделяют:  – Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти   движения   запрограммированы,   например:   ходьба,   подъем   по   ступенькам, плаванье   и   т.д.   Именно   моторная   память   помогает   нам   воспроизводить   привычные действия на уровне автоматизма. –   Эмоциональная   память   связана   с   фиксированием   переживаний,   которыми сопровождаются   те   или   иные   события.   Эмоции   выполняют   регуляторную   функцию   в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения. Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервы Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 5 эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучному тексту. –   Образная   память   имеет   несколько   подвидов,   поскольку   связана   с   работой сенсорных систем или  органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную,   вкусовую,   слуховую   память.   Информация   запоминается   в   виде   образов определенной модальности.  Образная   память  спонтанна,  гибка   и  обеспечивает  длительное   хранение  следов воздействия. –   Логическая   память   и   в   филогенезе,   и   в   онтогенезе   возникает   позже   всех остальных   видов   памяти.   Логическая   память   формируется   только   на   базе   второй сигнальной   системы  в   процессе  обучения.  Вторая  сигнальная   система,  по  определению физиолога   И.П.   Павлова,   —   это   человеческая   речь.   Сложно   запомнить   какой­либо материал   без   понимания,   без   логического   восприятия.   Никаких   природных   готовых программ   у   этой   памяти   нет.   Логическая   память   —   результат   тех   интеллектуальных возможностей,   которые   есть   у   человека.   Логическая   память   у   младших   и   старших школьников различна. Лучше выражена она у старшеклассников. ­ Эйдетическая память — особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей.   Ее   особенностью   является   охранение   и   воспроизведение   чрезвычайно   яркого, детализированного   образа   события.   Наличие   эйдетических   образов       установлено   у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов.  С   точки   зрения   временной   характеристики   сохранения   способности   к воспроизведению запечатленной информации, различают следующие виды памяти: – Сенсорная   (ионическая, следовая)  память, которая обеспечивает  сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды. –   Кратковременная   (первичная)   память   ­   позволяет   удерживать   информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 с. – Долговременная (вторичная) память ­ простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативную память, т.е. по существу, пролонгированную кратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких­либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 с. Выделяют еще так называемую "вечную" или третичную память, когда способность воспроизводить   когда­то   запечатленную   информацию   сохраняется   на   протяжении   всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти. По мнению Рогова Е.И., долговременная память – это память, способная хранить информацию   в   течение   практически   неограниченного   срока.   Это   наиболее   важная   и наиболее сложная из систем памяти. Развитие долговременной памяти у детей младшего школьного возраста зависит от уровня сохранения материала и количества повторений проводимых систематически. Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 6 4.Представление   родителям   комплекса   упражнений   по   заучиванию словарных слов Специальная работа по изучению словарных слов. За основу была взята методика ­ П.С.   Тоцкого   (см.   книга   "Орфография   без   правил),   в   частности,   прием   орфографическое чтение. Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5­10 слов) и изучать один блок в течение недели.                                               Памятка  Первый день 1.      Самостоятельное чтение слов учащимися. 2.      Прочтение слов учителем (родителем) "орфографически". 3.      Повторение детьми 2­3 раза. 4.      Списывание слов, выделение опасностей Второй день 1.      Чтение блока слов (быстрое) 2.      Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами    орфоэпии. 3.      Дети три раза произносят «орфографически». 4.      Запись слов под диктовку                    5.      Проверка слов. Третий день 1.       Устный   диктант   всех   слов.   Дети   три   раза   проговаривают   слово «орфографически». Четвертый день 1.      Ученики читают один раз все слова блока, называя буквы для запоминания. 2.      письмо по памяти 3.      Проверка всего блока слов. Пятый день 1. Диктант. Родители под руководством учителя апробируют работу по памятке. Родителям   раздаются   памятки   для   заучивания   словарных   слов.   Блоки   для изучения словарных слов составляет учитель. (Словарь 1кл,2кл,3кл,4кл в соответствии с программой).  5.Упражнения для тренировки памяти учащихся дома Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 7 Упражнение   1. Предложите   ребенку   закрыть   глаза   и   по   памяти   назвать   все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы. Упражнение 2. Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из­за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю. Упражнение 3. Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде. Упражнение 4. Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника. В  первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно ­ два слова.  В задачу ребенка входит восстановление  содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом. Упражнение 5. Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком. Упражнение 6. Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти. Упражнение 7. Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в   каждом   предложении   неточности.   Попросите   ребенка   вас   исправить.   Пусть   он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок. Упражнение 8. Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение. Упражнение   9. Предложите   ребенку   ряды   слов,   между   которыми   смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую­нибудь смысловую связь. Через 10   минут   после   первого   прочтения   вы   читаете   слова   из   первого   столбика,   а   ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи. Гнев                            Мальчик ­ трус              Отчаяние                    Быстрый человек         Сила воли Болезнь Успех Дружба Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 8 Скорость                     Печаль                        Вкусный ужин              Смелый поступок Справедливость Хороший товарищ Все   упражнения,   которые   предлагает   педагог   для   работы   с   ребенком   дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно. 5. Подведение итогов Главное   условие   работы   с   ребенком   —   это   сохранение   дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли задания — будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а  ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один. Хвалите   ребенка   за   достигнутые   результаты.   Похвала   послужит   и   к   его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребенком 2—3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить  этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя. Если   ребенок   будет   с   удовольствием   развивать   свои   способности   без   вашей помощи — в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.     Список литературы 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.   1980. 2. Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1986. 3. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М., 1979. 4. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М., 1968.        Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка 9 Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Методическая разработка родительского собрания «Значение   памяти   в   интеллектуальном    развитии    школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017