Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ ПАМТ им. И.И. Лепсе
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
с применением кейс-технологии
Тема: «Глобальные экологические проблемы современного общества»
Выполнила:
Невзорова Н.А.
г. Павлово
2016г
Актуальность применения кейс-технологии в учебном процессе.
Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и
воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую
работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои
педагогические находки.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность. Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.
Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на усвоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений и позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Суть метода:
слушателям даётся описание определённой ситуации. Обучающиеся должны познакомиться с проблемой и обдумать способы её решения.
Главное предназначение метода – развивать способность разрабатывать различные проблемы и находить пути их решения, учиться работать с информацией.
Этапы выполнения кейсов
· первый этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
· второй этап — выделение основной проблемы
· третий этап - построение критериев решения проблемы, предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
· четвёртый этап – выработка конструктивных идей
· пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий
Новизна метода
Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы,
Результатом применения метода становятся знания и приобретённые в работе навыки.
Преимущества кейс-метода
· использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;
· получение навыков работы в команде;
· выработка навыков простейших обобщений;
· выработка навыков вести презентации; пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
План-конспект урока с использованием кейс-метода обучения
Тема урока «Глобальные экологические проблемы современного общества»
Цель урока:
Исследование глобальных экологических проблем современного общества и путей их решения.
Задачи урока:
- Приобретение новых знаний по экологии и праву
- Формирование навыков выполнения проблемных заданий, а также навыков работы с кейс- технологиями;
- Формирование экологической и правовой культуры, экологической безопасности.
Тип урока: комбинированный с применением кейс-технологии.
Методы обучения: кейс метод (рассмотрение конкретных проблемных ситуаций и принятие по ним решения), объяснение, рассказ, работа учащихся в микрогруппах, самостоятельная работа, дискуссия по принятым решениям, организация презентации решений в малых группах, обобщающее выступление преподавателя, анализ ситуации.
Методическое оснащение урока:
компьютер, проектор, экран, набор учебно-методических материалов (кейс-задания)
Структура урока
Этапы урока/хронология |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный (1 минута) Приветствие. Контроль посещаемости. Проверка готовности учащихся к уроку.
|
Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих.(с помощью старосты группы) Проверяет наличие письменных принадлежностей. |
Приветствуют преподавателя. Концентрация внимания, проявление интереса. Общая готовность к занятию.
|
2. Сообщение темы и целей урока (1 минута) |
Формирование микрогрупп по 6-7 чел. Сообщает тему учебного занятия («Глобальные экологические проблемы современного общества») |
Формируют рабочие группы. Записывают тему учебного занятия. Демонстрируют готовность к началу работы.
|
3. Сообщение новых знаний (Лекция с мультимедийной презентацией)
(8 минут) |
Чтение лекции, демонстрация слайдов. |
Слушают лекционный материал, просматривают слайды |
4. Постановка проблемы (1 минута) |
«Является ли экологическая проблема актуальной и каковы пути ее решения?» |
Принимают учебную задачу, готовятся к активной самостоятельной работе под руководством преподавателя |
5. Применение знаний (24 минуты)
5.1. Составление кластера на темы «Плюсы и минусы утилизации ТБО: мусоросжигание». «Плюсы и минусы утилизации ТБО : переработка во вторресурсы» (5 мин на выполнения задания и 1 мин на выступление каждой группы)
5.2. Решение кейсов: «Уголовная ответственность за нарушение экологических норм» (5 мин на выполнения задания и 1 мин на выступление каждой группы)
5.3. Блиц-опрос на тему «Экологическая культура и безопасность» (3-4 минуты) |
Определяет задания, организует познавательную деятельность обучающихся, организует учебную дискуссию и управляет ей. |
Осмысливают поставленную перед ними задачу, анализируют. Оценивают собственные идеи с учетом наличия уровня знаний, умений необходимых для реализации выбранного способа решения предложенной ситуации. Формируют общее решение и презентуют его. |
6. Рефлексия (3 мин)
|
Организует рефлексию |
Заполняют маркировочную таблицу (см. Приложение 1) .
|
7 . Подведение итогов урока (5 минут)
|
Сделайте вывод: Достигли ли вы цели урока? Какие трудности возникли? Почему? Что удалось ? Позволяет ли кейс-метод быстрее и доступнее изучать новый материал? Как вы оцениваете полученные сегодня знания и навыки? |
Анализируют свою деятельность Отвечают на вопросы, опираясь на заполненную маркировочную таблицу |
8. Задание на дом (1-2 минуты) |
На дом дается задание, согласно новой теме: Подготовить презентацию на тему “Глобальные экологические проблемы современного общества” (в микрогруппах или индивидуално). |
Записывают домашнее задание |
Заключение
Данная разработка урока “Глобальные экологические проблемы современного общества” с применением кейс-метода может быть использована в учебном процессе для повышения образовательного уровня обучающихся, позволит расширить представления обучающихся о экологических проблемах, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности, повысить интерес к предмету “Экология” у обучающихся.
Применение кейсов в образовательном процессе позволяет обучающимся самостоятельно добывать знания и поддерживать взаимосвязь «учитель↔ученик» и «ученик↔ученик»
Используемые источники
1. http://nsportal.ru
2. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy.html
3. casemethod.ru/seminary.php?tbl=books&id=8
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.