Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"
Оценка 4.9

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
математика
11 кл +1
09.04.2018
Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"
Данная методическая разработка предназначена для организации процесса обучения через деятельность обучающихся. Материалы, представленные в разработке, могут служить основой для формирования у обучающихся творческого мышления, способствовать повышению качества обучения математике. В методической разработке представлено обучение по дидактической системе деятельностного метода, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение обучающимися общей структурой деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии, способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях
Системно-деятельностный подход.docx
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Южно­Уральский многопрофильный колледж» СИСТЕМНО­ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС 2 г. Челябинск, 2018 О Д О Б Р Е Н О  Цикловой методической комиссией   естественнонаучных дисциплин Протокол № 5   « 26 » января  2018 г. Председатель ЦМК _____________О.Н. Суханова Составитель:  М.А.   Вуйлова,  методист,   преподаватель   математики   высшей категории ГБПОУ  «Южно­Уральский многопрофильный колледж» Рецензент:  Е.А.Кондратьева,  преподаватель математики высшей категории ГБПОУ  «Южно­Уральский многопрофильный колледж» Данная   методическая   разработка     предназначена   для   организации процесса обучения через деятельность обучающихся.    Материалы, представленные в разработке, могут  служить основой для формирования   у   обучающихся     творческого   мышления,   способствовать повышению качества обучения математике. В методической разработке представлено обучение  по дидактической системе деятельностного метода, при котором на первый план выступает не сам   процесс   обучения,   а   овладение   обучающимися   общей   структурой деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных   компонентов:   анализа,   планирования   (внутреннего   плана действия) и рефлексии, способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально­значимых ситуациях. 3 Введение Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я вспомню, Вовлеки меня в процесс, и я пойму, Отойди, и я буду действовать. (Древняя китайская пословица). Как   известно,   мудрый   человек   учится   и   развивается   всю   жизнь. Непрерывные социально­экономические, научно­технические, экологические и социально­культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что образовательная организация перестает быть единственным источником знаний и информации для   обучающегося.   В   чем   же   теперь   заключается   роль   образовательной организации? На этот и ряд других вопросов призван ответить новый закон об образовании. Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения; требования к структуре; требования к условиям. Особенностью   стандарта   нового   поколения   является   соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где   соотношение   теоретической   и   практической   долей   содержания   новых стандартов   будет   в   пользу   практической   составляющей,   без   ущерба   для фундаментального знания. Педагога сегодня волнуют вопросы: ­ Как   организовать   современное   занятие   с   точки   зрения   системно­ деятельностного подхода? ­ Как сформулировать цели занятия с позиций планируемых результатов образования? ­ Какой учебный материал отобрать и как его структурировать? ­ Какие методы и средства обучения выбрать? ­ Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др. Одним словом встает вопрос как обучать? Прежде   всего,   я   хотела   бы   остановиться   на   сущности   системно­ деятельностного подхода в обучении.  Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность   человека   к   эффективной   и   продуктивной   деятельности   в различных социально­значимых ситуациях. 4 Очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости,   вместе   с   тем   не   позволяет   эффективно   осуществлять развивающую функцию образования. В связи с этим сформировались новые дидактические   принципы,   которые   решают   современные   образовательные задачи с учетом запросов будущего.  Основные из них: 1. Принцип деятельности. 2. Принцип целостного представления о мире. 3. Принцип непрерывности. 4. Принцип минимакса. 5. Принцип психологической комфортности. 6. Принцип вариативности. 7. Принцип творчества (креативности). Встает вопрос с помощью чего учить? Технологию системно ­ деятельностного метода можно использовать на следующих учебных занятиях: • открытия нового знания; • рефлексии; • повторения системы знаний; • развивающего контроля. Этапы технологии системно ­ деятельностного метода при организации учебной деятельности на учебном занятии: • Самоопределение к деятельности (организационный момент). • Актуализация знаний и затруднение в деятельности. • Выявление места и причины затруднения. • Построение проекта выхода из затруднения. • Реализация построенного проекта. • Первичное закрепление во внешней речи. • Самостоятельная работа обучающегося на занятии. • Включение в систему знаний и повторение • Рефлексия учебной деятельности (итог). 1. Особенности преподавания математики  в рамках традиционной программы и программы, основанной на ФГОС. В   преподавании   математики   в  рамках   традиционной   программы сохранена  ориентация   на   фундаментальный   характер   образования,   на освоение обучающимися основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное   исчисление,   функция,   геометрическая   фигура,   вероятность, дедукция,   математическое   моделирование.   Эта   программа   включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого 5 математика   не   станет   сферой   непосредственной   профессиональной деятельности. Вместе с тем подходы к формированию содержания  математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего   дня,   а   система   математического   образования   должна   стать более  динамичной   за   счет  вариативной   составляющей   на  всем   протяжении второй ступени общего образования. 2. Учебное занятие по  математике с учетом новых стандартов. Как   же   построить   занятие   по     математике,   чтобы   реализовать требования   ФГОС?   Для   построения   такого   урока   важно   понять,   какими должны быть критерии результативности занятия: 1. Цели занятия задаются с тенденцией передачи функции от педагога к обучающемуся. 2. Педагог   систематически   обучает   студентов   осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). 3. Используются   разнообразные   формы,   методы   и   приемы   обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. 4. Педагог владеет технологией диалога, обучает студентов ставить и адресовать вопросы. 5. Педагог     эффективно   (адекватно   цели   занятия)   сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит обучающихся работать по правилу и творчески. 6. На   занятии   задаются   задачи   и   четкие   критерии   самоконтроля   и самооценки   (происходит   специальное   формирование   контрольно­оценочной деятельности у обучающихся). 7. Педагог   добивается   осмысления   учебного   материала   всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. 8. Педагог   стремиться   оценивать   реальное   продвижение   каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Педагог специально планирует коммуникативные задачи занятия. 10. Педагог   принимает   и   поощряет,   выражаемую   обучающимся, собственную   позицию,   иное   мнение,   обучает   корректным   формам   их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На   уроке   осуществляется   глубокое   личностное   воздействие «педагог – обучающийся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)  Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков,   необходимо   организовать   эти   поиски,   управлять   обучающимися, развивать их познавательную деятельность. 6 Позиция   педагога:   к   группе     не   с   ответом  (готовые   знания,  умения, навыки), а с вопросом.  Позиция   обучающегося:   за   познание   мира,   (в   специально организованных для этого условиях).  Учебная задача – задача, решая которую обучающийся выполняет цели педагога. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.  Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.  Учебное   действие   –   действие   по   созданию   образа.   Образ   –   слово, рисунок, схема, план.  Оценочное   действие   –   я   умею!   У   меня   получится!   Эмоционально   – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения). Вместо   простой   передачи   ЗУН   от   педагога   к   обучающемуся приоритетной   целью   образования   становится   развитие   способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,   контролировать   и   оценивать   свои   достижения,   иначе   говоря, умение учиться. Действие педагога 1 этап: актуализация знаний  обучающихся, предъявление  проблемной ситуации. 2 этап: организация взаимодействие обучающихся, организация,   решение, сбор и обсуждение  результатов в парах. 3 этап: организация  поиска  рационального способа решения  учебной задачи, организация  самостоятельного выполнения  обучающимися заданий,  организация  самопроверки  обучающимися  своих решений. 4 этап: контроль и коррекция  знаний, предоставление  возможности выявления причин  ошибок и их исправления. 5 этап: контроль за результатом  учебной деятельности, оценка  знаний. Действие обучающегося 1 этап: закрепление  умений  анализировать, обобщать,  формулировать умозаключения. 2 этап: применение полученных ЗУН в  измененных условиях (работа в паре),  осуществление взаимоконтроля. 3 этап: закрепление  умения работать  самостоятельно, контроль за  правильностью выполнения своих  действий. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике.  5 этап: самостоятельное подведение  итогов урока, самоанализ и  самооценка. 7 3. Примерная типология учебных занятий в дидактической системе деятельностного метода Основная   цель   системно   –   деятельностного   подхода   в   обучении: научить не знаниям, а работе. Для этого педагог ставит ряд вопросов: ­ какой   учебный   материал   отобрать   и   как   подвергнуть   его дидактической обработке; ­ какие методы и средства обучения выбрать; ­ как   организовать   собственную   деятельность   и   деятельность обучающихся; ­ как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Структура   учебного  занятия    с позиций  системно –  деятельностного подхода состоит в следующем: ­ педагог создает проблемную ситуацию; ­ обучающийся принимает проблемную ситуацию; ­ вместе выявляют проблему; ­ педагог  управляет поисковой деятельностью; ­ обучающийся осуществляет самостоятельный поиск; ­ обсуждение результатов. Пример 1. Занятие  по теме: "Прямоугольный параллелепипед". Проблемная   ситуация   (педагог   обращается   к   обучающимся). Прочитайте   в   учебнике   определение   прямоугольного   параллелепипеда   и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Призма, у которой есть прямой угол, называется прямоугольным параллелепипедом». Такое задание обучающиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок. В таком случае обучающиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания. Пример 2. Повторение материала по теме «Сумма углов треугольника». Проблемная   ситуация  (задание   невыполнимое   вообще):   Постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000. Побуждающий диалог. Педагог:   –   Вы   можете   начертить   такой   треугольник?   (Побуждение   к осознанию противоречия.) Обучающийся: – Нет, не получается! (осознание затруднения.) Педагог:  –   Какой   же   вопрос   возникает?   (Побуждение   к   формулировке проблемы.) Обучающийся: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.) Формулировка проблемы. 8 Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.  – Начертите треугольник. – Измерьте его углы транспортиром. – Найдите сумму углов. – Какие результаты у вас получились? – К какому круглому числу приближаются ваши результаты? – Что же можно предположить о сумме углов треугольника? –  А почему у вас получились неточные результаты? Пример 3: Повторение материала по  теме «Признаки делимости на 3 и 9»  1. Представьте число 8535 в виде суммы разрядных слагаемых. 2. Каждое  круглое  число  представьте  в  виде  суммы  двух слагаемых, одно из которых равно 1 (например: 100 = 99 + 1). 3. Раскройте скобки, применив распределительный закон (  a?(b  +  c) = a?c + b?c ). 4. Пользуясь   законами   сложения,   упростите   полученное   выражение, заключив   в   скобки   слагаемые,   не   входящие   в   произведения.   Выполните сложение  в скобках. 5. Будет   ли   данное   выражение   делится   на   3,   согласно   свойствам делимости суммы и произведения? 6. Подумайте,   от   делимости   на   3   какого   слагаемого   будет   зависеть делимость всего выражения? 7. Как получилось это слагаемое? Что это за цифры? 8. Попробуйте   сделать   вывод   о   том,   когда   число   делится   на   3? Сформулируйте правило. Пример 4. Повторение материала  по теме "Среднее арифметическое"   Проблемная ситуация (педагог ставит задачу) . У нас есть весы, набор гирь   и   несколько   горошин.   Нужно   найти   массу   одной   горошины.   Но   есть проблема. Самая маленькая гиря 2 мг. но масса горошины меньше 2 мг. Как бы вы поступили в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной ситуации)  Обучающийся:  ­   Найти   массу   всех   горошин   и   разделить   на   их количество. Педагог:­   Давайте   выполним   этот   опыт   (исследовательская   работа   : один из учеников проделывает опыт у доски и вычисляет массу горошины) Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы Педагог:­ Значит масса одной горошины 0,6 мг. Все ли горошины будут иметь массу равную 0,6 мг? Обучающийся:  ­ Некоторые горошины имеют массу большую данного числа, другие меньшую. Педагог:­ Какое же значение массы мы нашли? 9 Заключение Преподавание – не наука, а искусство. Если группа   заметит, что вам скучно, то сразу станет скучно и всем. Поэтому педагог находится постоянно в творческом поиске. Занятие в аудитории ­   обычное занятие, на котором решают задачи, доказывают   теоремы,   делают   опыты   и     это   является   педагогическим творчеством.   Занятие,   на   котором   сливается   труд   педагога   с   трудом обучающихся,   в   цепком   единстве   сотрудничают   мысль,   чувство,   воля,   на котором радуются, огорчаются, устают, но ощущают результат своих усилий – подлинное творчество. Одним   из   возможных   направлений   повышения   качества   обучения обучающихся системы СПО  на занятиях по  математике, в рамках внедрения ФГОС,   является   системно­деятельностный   подход.   Организация   процесса обучения   через   деятельность   обучающихся,   может   служить   основой   для формирования у них творческого мышления. Подтверждено, что повышению качества обучения математики  способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам  процесс обучения, а овладение обучающимися общей структурой  деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана  действия) и рефлексии.  Список использованной литературы 1. Асмолов   А.Г.   Системно­деятельностный   подход   к   разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18­22. 2. http://0204.jimdo.com/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/ 3.  http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/08/23/pedagogicheskiy­ proekt­po­teme­deyatelnostnyy­podkhod­v­obuchenii

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ФГОС"

Методическая разработка  "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО  МАТЕМАТИКЕ  В РАМКАХ ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018