Методическая разработка "Таблица умножения"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Таблица умножения"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
математика
2 кл
12.02.2017
Методическая разработка "Таблица умножения"
Эта разработка стала результатом моей работы над проектом "Математика -это интересно". В ней разработана методика работы над изучением таблицы умножения. Я описываю свой опыт работы над изучением таблицы умножения: как не прибегая к помощи родителей и не давая заучивать таблицу на лето, легко выучить её с учениками уже во втором классе.Методика работы над изучение таблицы умножения
Методическая разработка Таблица умножения..docx
В наше время невозможно предположить успешное обучение в школе без  крепких знаний таблицы умножения , а выучить её для некоторых детей  большая проблема. Таблицу Пифагора дети начинают изучать во втором  классе начальной школы. В этом возрасте отлично работает механическая  память, поэтому многие просто «зазубривают» материал. Но не всем детям  удается выучить таблицу умножения таким способом. Начиная с третьего  класса без знания таблицы умножения назубок учиться сложно. Как же  помочь ребёнку выучить таблицу умножения легко и быстро? Над этим  вопросом год из года ломают голову тысячи учителей, школьников и их  родители. Я же стала думать над тем, как упростить изучение, как помочь  детям освоить таблицу умножения, не отбирая у них лето,  как подарить  детям крепкие знания и спасти школьные дневники от двоек. Таблица умножения – это прекрасная тренировка памяти. Но, как и любая  тренировка, она должна быть регулярной, для достижения хорошего  результата.  И тренировки  эти лучше начать ещё до изучения таблицы. Как  я  это делаю? Просто  спрашиваю у детей о том, например, сколько нужно дать 2 ребятам  мячей, чтобы у них получилось по 5 ,или сколько нужно дать 3 девочкам  кукол, чтобы у каждой из них оказалось по 2 . Задавать можно  любые  вопросы, которые могли бы развить знания детей или могли бы помочь в  приобретении этих знаний.  Я  поняла, почему дети в старших классах так плохо знают таблицу  умножения. Вся проблема в том, что в свое время не был найден правильный  алгоритм запоминания таблицы. Именно во втором классе, при закладке  фундамента табличного умножения, возникает такая  невосполнимая дыра,  поэтому работу над разъяснением алгоритма таблицы умножения я решила  начать уже с первой четверти второго класса. Алгоритмов много, но надо выбрать правильный и именно тот, который  подойдёт при работе с коллективом  учащихся, а не с отдельным учеником. Дети не одинаково воспринимают информацию. У кого­то лучше развита  зрительная память, а другие лучше запоминают на слух. Поэтому  при запоминании таблицы умножения лучше применять оба способа.  Существует  много различных способов  запоминания таблицы Пифагора:  пословицы­поговорки, стихи, песни, сказки, игры, а также различные  визуальные материалы.  Да и Интернет представляет различные методики,  позволяющие с комфортом для ребенка и с особым вниманием к его  индивидуальным особенностям выучить таблицу умножения. Однако, какой  бы способ не выбрали ребенок не выучит таблицу , а если и выучит , то быстро забудет, если не поймёт сам принцип таблицы умножения! Начиная изучать  таблицу умножения, ученики обычно уже знакомы с основными  математическими действиями. Они умеют складывать и вычитать различные числа, уже знают логику такого арифметического действия, как сложение. И  эти навыки  помогут разъяснить детям суть таблицы умножения. Метод, который я предлагаю ,конечно же, не панацея, но он проверен и  работает. Суть его в том, чтобы ребёнок  без нервов, не напрягаясь , а просто  и незаметно для себя выучил таблицу умножения.   Из многолетнего опыта работы я поняла, что проще выучить таблицу  умножения путем простого повторения записи суммы одинаковых слагаемых.  Когда и как это делать? А всё очень просто. Я использую для этого минутки  чистописания. Одним выстрелом ­ так сказать, убиваю двух зайцев. Во­ первых, не надо прописывать цифры в тетрадях учеников, на которые ,кстати,  они обращают мало внимания ,не пишут их, или пишут как попало и такая  работа не даёт никакого результата. Во­вторых, при такой форме проведения  минутки чистописания у детей активно работает  мозг: они непросто  механически прописывают цифры ,но и складывают их ,прежде чем написать.  Алгоритм  записи прост:2 4 6 8 10 12 14 16 18 20.,т.е каждое следующее число получается путём прибавления к предыдущему числу  того самого первого  числа, с которого и начали сложение. А что в результате получается? А  получается  та самая таблица умножения, которую предстоит  им заучивать.  Но дети этого пока не знают. Они просто каждый день пишут красиво в  тетрадях минутку чистописания. Каждый урок математики  у меня  начинается с минутки чистописания. На каждую цифру  отвожу время  ,достаточное для запоминания и доведения до автоматизма. Мозг ребенка  нуждается в неустанном повторении – только тогда информация будет не  только механически выучена, но и осознана. А это является гарантией того,  что таблицу умножения ребёнок не забудет до самой старости.  Обучение  разбиваю по месяцам. Это достаточное время и для тех, у кого  развита зрительная память, и для тех, кто лучше запоминает на слух. Но пока  не запомнится предыдущее занятие, начинать следующее не стоит. Все дети  запоминают с разной скоростью. Лучше если вы будете терпеливы. Если  хотите выучить таблицу умножения быстро и легко, занимайтесь с детьми  каждый день понемногу.  Я каждый день уделяла этому от 2 до 5минут.  Таблицу нужно учить постепенно , не пытаясь охватить сразу все числа..  На  каждую таблицу я отводила примерно месяц. Дети не  понимали, что мы учим  таблицу умножения .Просто каждый день  мы считали, но считали не по  одному «Один, два, три…, а по числу, которое умножаем, столько раз, на   сколько умножаем. Сначала мы перешли к удваиванию. Удваивать довольно  легко, достаточно что­то сложить с самим собой. Потом я показывала на  разные предметы в классе, и предлагала сосчитать и удвоить –количество  карандашей в пенале, число букв в плакате,  число книг на полке, число  символов на циферблате часов и др. Так мы превратили это в еще одну игру.  Я задавала какое­нибудь число, даже  двух­ или трёхзначное, и спрашивала,  сколько получится если удвоить. Для ответа достаточно сложить цифры, что  довольно просто. Это  очень веселое занятие. Дети легко с ним справлялись. Но легко лишь вначале, когда складываем по 2,по 3. Попробуйте это сделать для 6: «шесть,  двенадцать, восемнадцать, двадцать   один, двадцать четыре, тридцать два, тридцать шесть, сорок пять,  пятьдесят  четыре, шестьдесят»  Трудно?   Но, когда это делается  ежедневно, дети   быстро справляются с трудностями счёта. Только после того, как ребенок поймет суть арифметического действия,  приступаю к изучению самой таблицы. Например: 3 умножить на 2 обозначает  то, что число 2 нужно сложить 3 раза и получится 2+2+2, а это очень просто  посчитать. Необходимо просто  разъяснить ребенку, как устроена таблица  умножения, объяснить сам процесс умножения. Ребенок должен хорошо  понимать само арифметическое действие – умножение.  Что такое Умножение? Это умное сложение. Ведь умней — умножить раз, Чем слагать всё целый час. По сути, умножение ­ это краткая запись сложения указанного количества  одинаковых слагаемых. К примеру, 3 умножить на 4 означает сложить число 3 четыре раза или 3+3+3+3.Для того, чтобы в этом лучше разобраться,  предлагаю детям ассоциации.  И пусть это будет не просто число 3, а три мяча или три куклы,  ребёнок должен пройти таблицу умножения на практике.  Дети должны это хорошо усвоить, чтобы впоследствии не сталкивались с  трудностями в изучении таблицы умножения и непониманием ее. Когда мы с  этим справились, то перешли к к умножению  на три четыре и т.д. Когда  умеешь умножать на два, это сущие пустяки. Умножить на четыре это то же,  что удвоить ответ для того, что уже удвоено, например 5х4 это 5х2х2, а что  5х2 это 10 мы уже хорошо запомнили при удваивании, так что и само 10  превратить в 20 не составит труда. Когда разобрались с четверкой, не так уж  сложно разобраться и с большими числами восьмерки. По пути мы заметили,  что, например, 16 это и 2х8, и 4х4. Так мы узнали, что есть числа, сплошь  состоящие из двоек: 2, 4, 8, 16, 32, 64. С пятеркой мы разобрались очень быстро – она легко запоминается: на конце  либо нолик, либо пять, точно также как умножаемое число: либо четно, либо  нечетно. В качестве предмета, на котором с пятерками удобно заниматься,  отлично подходит циферблат часов, С девяткой разобраться нам помогли пальцы. Чуть сложнее  было разобраться  с числом семь. К этому времени мы уже  хорошо знали таблицу умножения до шести поэтому из умножения на семерку оставалось запомнить лишь 7х7 и 7х8. Теперь мы знали почти все, что нужно.  Я объяснила, что семь просто очень гордое число – такие числа называются  простые, они делятся только на 1 и на себя. Далее я усложнила задачу и стала  предлагать детям  задания найти множители чисел. Сначала в форме игры, а  затем и в виде арифметических диктантов. Например, 56 – это 7х8. Это очень хороший способ заодно научиться делению, припомнить из чего состоят уже  выученные числа.      Выделила с ребятами разные  группы, имеющие одинаковые  закономерности: 1группа.  Выражения, оканчивающиеся  на 0 2*5=10                       4*5=20                5*6=30                         5*8=40 2 группа: выражения с одинаковыми ответами                                                      а) 2 х 6 = 12       b) 2 х 9 = 18       c) 6 х 4 = 24    d) 2 х 8 = 16   e) 4 х 9 = 36            3 х 4 = 12           6 х 3 = 18            8 х 3 = 24        4 х 4 = 16       9 х 4 = 36     6 х 2 = 12           9 х 2 = 18            4 х 6 = 24        8 х 2 = 16       6 х 6 = 36     4 х 3 = 12           3 х 6 = 18            3 х 8 = 24 и составила по ним карточки, в которые дети играют на переменках.  Рассматривая   таблицу на 9, я заметила интересную закономерность.  9*2=18                          9*3=27                              9*4=36                              9*5=45                             9*6=54                             9*7=63                             9*8=72                             9*9=18 Сумма десятков и единиц равняется 9. Так же есть закономерность,  число  десятков увеличивается на один десяток, а число  единиц уменьшается на  Подвела детей к тому, чтобы они сами  вывели эту закономерность.       Стараюсь превратить изучение таблицы умножения в игру: если ребенку  будет интересно и весело, то все знания усваиваются намного быстрее. Игры  предназначены, для того чтобы дети с удовольствием, охотно и без всякого  принуждения выучили таблицу умножения. Решая весёлые задачи, примеры на умножение, дети получают необходимые знания. Хорошим подспорьем в  работе учителя над изучением  таблицы умножения становится и тренажёр  для изучения таблицы умножения , разработанный  Дмитрием Тарасовым .Не  будет лишним  и элемент простого заучивания для запоминания таблицы  умножения, конечно, если применять его разумно, уместно и в очень малых  дозах. Обычно прибегаю к нему в работе со слабыми детьми.   Не забываю хвалить ребенка за каждый, пусть и небольшой успех; и не ругаю  его, если он не может что­то выучить. В таком случае делаю  небольшой  перерыв, а затем снова возвращаюсь к камню преткновения. Изучение таблицы умножения от любого школьника требует усидчивости и терпения, но счет  на пальцах,  карточки с примерами, игры на уроках, стишки, тренажёры  облегчат запоминание и сделают его интересным и быстрым. Для меня высказывания моих родителей на родительском собрании : «Пока  мы с мужем разбирались, как это решить, сын за пять минут заполнил всю  таблицу и нам объяснил ».  «Я с удивлением вдруг обнаружила, что моя дочь уже знает  таблицу  умножения. А я со страхом ждала время, когда дети  начнут изучать таблицу   умножения  так, как со старшим ребёнком мы намучались, пока учили её»­  являются показателем  успешности такой методики. Творческий подход – путь к успеху!

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"

Методическая разработка "Таблица умножения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017