Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
история
10 кл
01.04.2019
В методической разработке охарактеризованы основные формы работы с исторической картиной как источником информации, подчеркнуты межпредметные связи истории и изобразительного искусства, продемонстрированы приёмы активизации мыслительной деятельности и развития творчества обучающихся - умение методически грамотно использовать приемы обучения истории;
В разработке показаны приемы формирования у школьников умения самостоятельно работать с историческими источниками, публично защищать результаты своего труда ,излагать свою точку зрения и аргументировать её; методы формирования способности учащихся понимать разнообразие взглядов участников исторического конфликта; умения обнаруживать в исторической картине авторскую позицию.
Методическая разработка снабжена алгоритмами работы учеников с историческими картинами на уроке и во внеучебное время
методика работы с картинами на уроках истории.docx
Тема «Учебная картина на уроках истории»
Содержание
Введение………………………………………………………………. .12 стр.
1 Общие правила методики работы с картиной.…………………… 25 стр.
2. Основные этапы работы над картиной……………………………..5 стр.
3.Организация самостоятельной работы учащихся по картине……..513
4.Памятки по работе с иллюстрацией..................................................1314 стр.
Заключение……………………………………………………………. 14 15.
Список использованной литературы…………………………….….. 15 стр.
Введение
Методическая разработка ««Учебная картина на уроках истории» ставит перед
собой следующие целевые установки:
Дидактические:
охарактеризовать основные формы работы с исторической картиной как источником
информации, подчеркнуть межпредметные связи истории и изобразительного искусства,
продемонстрировать приёмы активизации мыслительной деятельности и развития
творчества обучающихся умение методически грамотно использовать приемы обучения
истории;
Развивающая:
показать приемы формирования у школьников умения самостоятельно работать с
историческими источниками, публично защищать результаты своего труда ,излагать свою
точку зрения и аргументировать её; методы формирования способности учащихся
понимать разнообразие взглядов участников исторического конфликта; умения
обнаруживать в исторической картине авторскую позицию;
Воспитывающая:
приемы и методы воспитания эстетического вкуса; развитие чувства уважения учащихся
к истории и культуре своего народа и других народов; умение постигать эмоциональное
состояние другого человека в форме сопереживания и сочувствия; формирование у
учащихся гражданской позиции, нравственного стержня личности.
Среди средств изобразительной наглядности в преподавании истории большое
место занимают учебная картина, иллюстрации, дающие целостное, конкретное и
красочное представление об историческом явлении, событии, герое. Иллюстрации
учебника истории многообразны. К ним относятся рисунки отдельных предметов, изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные
и бытовые композиции, портреты, плакаты, документальные фотоснимки. Ни одна
иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться не разобранной, т. к. сами
учащиеся забывают к ним обратиться. Картины в школьных учебниках соответствуют
возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты
по композиции. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью
изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные
представления и понятия об историческом прошлом. Одни изображения учитель
использует в ходе изложенного в качестве наглядных иллюстраций своего рассказа
(например, фотография Софийского собора в Новгороде); другие анализирует вместе с
учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления (сюжетный
рисунок «Продажа крепостных»); с помощью третьих формирует четкие представления об
историческом факте (изображения оружия и орудий труда). Сравнение нескольких
иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические эпохи, позволяет
проследить их в развитии (фотографии завода конца XIX в. и магнитогорского
металлургического комбината 30х гг. XX в.).
Обязательное требование в работе с иллюстрациями – соотнесение их с текстом
учебника. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что изображено на
иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно
узнать из иллюстрации.
Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный
зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний,
учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Учитель
должен продумать задания с применением иллюстраций при работе школьников с
учебником на уроке и дома. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение
наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного. . На уроках
картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником
новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа, средством
мотивации.
Общие правила методики работы с картиной
Учебная картина, иллюстрация как средство обучения известна с XIX века. В
учебновоспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде
настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного
материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в
лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках.
Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы,
репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным
учебным пособием Принято выделять четыре группы исторических картин :
Событийные (дают представление о конкретных, единичных событиях; чаще всего
воссоздают ключевой момент в истории и требуют яркого сюжетного рассказа учителя с
возможными элементами беседы) («Утро на Куликовом поле», «9 января 1905 года»).
Типологические (воспроизводят многократно повторяющиеся исторические
факты, события, типичные для изучаемой эпохи: вече в Новгороде, полюдье и т.п.;
они требуют развернутой беседы, самостоятельная работа учащихся возможна, если
ее элементы уже знакомы ученикам; их использование целесообразно при изучении
экономики, быта и т.д.) («Полюдье», «Партизаны»). Культурноисторические картины (знакомят учащихся с предметами
быта, памятниками архитектуры, с особенностями памятников разных эпох;
исторический пейзаж нуждается в описании и объяснении учителя в форме
рассказа или воображаемой экскурсии) (« Софийский собор в Киеве », « Кремль
при Дмитрии Донском »).
Исторические картиныпортреты (помогают воссоздать образы исторических
личностей, специфический метод характеристика с элементами рассказа о жизни и
деятельности исторического деятеля)
Некоторые картины попадают сразу в несколько категорий; так, народное
собрание в Афинах можно использовать и как типологическую, и событийную.
Метод работы с картиной определяется в основном и прежде всего его
содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель должен отметить,
что картина не документ, а отображение истории в искусстве; должен
проанализировать (сам или ученик) реальное историческое содержание этой
картины, дать краткую характеристику картины как произведения искусства,
сообщить необходимые данные об авторе, его идейных взглядах
При подготовке к уроку учитель, прежде всего, учитывает роль исторической
картины в объяснении темы урока. В зависимости от этого выбираются и методы работы с
ней. Событийная картина чаще всего используется учителем как основа для построения
яркого сюжетного, повествовательного рассказа, который сможет более глубоко раскрыть
драматизм и динамику изображенного события. Чаще всего они воссоздают решающий
момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби
«Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д’Арк в Орлеан», Т.И. Ксено
фонтова «Бой Спартака с римским отрядом».
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические
факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие
картины были созданы В.И. Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя
вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести к
типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается
единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в.
Учебная картина «Храмовое хозяйство в Египте» анализируется вместе с иллюстрациями
учебника. Анализ позволяет определить, какие знания приобретали египтяне в ходе
трудовой деятельности (знания по арифметике, геометрии, о природе страны, движении
Солнца), и в дальнейшем предположить, какие научные знания должны возникнуть в
Передней Азии.
Культурноисторические картины знакомят с предметами быта, памятниками
материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и
архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные
механизмы и принципы их работы.
Возрастными особенностями учащихся в значительной мере определяется характер
наглядных пособий, являющихся средствами изобразительной наглядности. Если в 5 – 6
классах наибольшую познавательную ценность и наибольший интерес для школьника
представляют пособия, дающие целостную картину исторического явления, где все
элементы отобраны и объединены применительно к учебной школьной программе и уровню
детского понимания – учебная картина, учебный макет, модель, реконструкция – то в
старших классах на уроках истории предпочтительными являются изображения
документального характера. Общие правила методики работы с картиной основаны на закономерностях
восприятия и осмысливания наглядного материала, отнюдь не означают шаблонного, раз и
навсегда определенного порядка и последовательности разбора картины .Общая формула
«от главного к деталям, от целого к частям и снова к целому» чрезвычайно гибкая, и,
следуя ей, учитель каждый раз прилагает ее к конкретному воспитательному и
познавательному содержанию картины.
Каково место картины на уроке истории и ее роль в учебном процессе?
1) учитель может использовать картину в ходе рассказа как зрительную основу для своего
повествования или описания;
2) картина может быть привлечена после рассказа учителя для закрепления изложенного
материала;
3) картина может стать для учащихся источником новых исторических знаний,
приобретаемых в ходе ее рассмотрения под руководством учителя или методом беседы.
Решение этой проблемы требует четкого ее расчленения на два вопроса:
1. какова роль картины в преподавании истории;
2. какое место она может занимать в ходе урока.
Прежде всего, картина на уроках истории служит уникальной опорой для учащихся,
слушающих изложение учителя: рассказ по событийной картине, описание по
историческому пейзажу, характеристика по портрету. Зрительной опорой она является и в
том случае, когда учащиеся слушают сообщение своего товарища по картине. Сочетание с
картиной делает рассказ более конкретным, более понятным и убедительным. Эту
функцию картины – служить зрительной опорой при восприятии рассказа учителя – нельзя
отрывать от другой ее функции – служить источником знаний. Было бы неправильно
полагать, что в данном случае источником знаний для учащихся является только рассказ
учителя, а картина служит только «зрительной опорой», облегчающей усвоение знаний. Это
совсем не так. В психологическом плане это не сумма двух различных восприятий –
рассказа и картины, а целостное восприятие «рассказа по картине» в единстве слова и
зрительного образа.
При любом способе использования картины и на любом этапе урока одна из важнейших
задач учителя состоит в том, чтобы сделать картину источником активного извлечения
знаний самими учащимися.Само использование картины, как и любого средства
наглядности, разумеется активизирует восприятие и мышление учащихся даже в том
случае, если рассказ по картине ведет учитель. Но рассказ по картине может стать
средством развязывания исключительной познавательной деятельности учащихся, во
первых, путем попутной постановки вопросов по картине в ходе рассказа; вовторых,
путем организации работы над выводами по картине; втретьих, путем постановки
проблемнопознавательных задач перед рассказом по картине.
Характер такой беседы значительно меняется с возрастом. В младших классах она
строится на самых простых вопросах, выводы формулируются при непосредственной
помощи учителя. Иной характер носит беседа в старших классах: вопросы учитель готовит
более сложные, выводы учащиеся формулируют самостоятельно.
Но картина может быть использована в самом начале урока не только в том случае,
когда она является исходным источником активного извлечения знаний по основным узлам
содержания урока. Картина может служить наглядным средством мобилизации знаний, необходимым для усвоения нового материала. Работа по картине в этом случае является
подготовкой к восприятию содержания урока.
Картина на уроках истории выступает и как средство, необычайно усиливающее
эмоциональное воздействие рассказа учителя, эмоциональное и нравственное значение
изучаемого материала. В младших классах этой цели с успехом служит хорошая учебная
картина. Для старших школьников учебная картина, как мы знаем, далеко не так
убедительна и потому не может вызвать у них соответствующих эмоций. Зато в старших
классах эмоциональнонравственное значение приобретает привлечение произведений
большого искусства, репродукцией с картин великих художников.
Но, разумеется, картина, как и любое наглядное пособие, помогает закреплению
излагаемого материала уже в процессе его изложения. Кроме того, по картине
организуется специальная работа по первичному закреплению материала в конце урока.
Помимо текущего повторения, картина широко используется на повторительно
обобщающих уроках. В старших классах картина может быть использована как наглядный
материал для итоговой беседы по узловым вопросам содержания урока.
Практика школьной работы показывает, что картина, привлекаемая после изложения
учебного материала на уроке, в ряде случаев открывает возможность для организации
активной работы учащихся по применению их знаний к анализу картины.
Основные этапы работы над картиной.
В работе над учебной картиной выделяют несколько этапов, которые помогут
наиболее активно и плодотворно провести работу по изучаемому материалу:
1.Подготовка к восприятию картины, сопровождающаяся сообщением названия и автора, и
замечанием о смысле ее демонстрации.
2.Первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?»
3. Осмысление отдельных деталей картины, их анализ.
4.Обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей
между отдельными частями и выводы из анализа деталей.
Последовательность работы по картине на уроке.
Работа по картине должна проводиться последовательно, чтобы усвоение материала было
более результативным.
1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения
подходит к описанию изображенного на ней; 2) дает учащимся некоторое время для
восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения; 3) начиная рассказ
указывает место и время действия; 4) дав общее описание обстановки, фона, на котором
развернулось действие, останавливается на главном; 5) выявляет детали и частности; 6) в
заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления. Возможен
также чисто искусствоведческий анализ произведения художника: 1. Имя автора и время
создания произведения. 2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что
изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди,
— интерьер помещения, пейзаж). 3. Средства выражения: объемность,
пропорциональность, перспективность, цвет.
Организация самостоятельной работы учащихся по картине.
Организуя самостоятельную работу с картиной, необходимо научить школьника: 1) правильно воспринимать, рассматривать, анализирую картину; 2) извлекать из нее
исторические знания; 3) использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить
рассказ по картине; понимать картину как исторический источник и как произведение
искусства. 4. Понимать какие чувства и идеи вложил художник в свое творение.
Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций, текст под ними, дополняющий
основной текст параграфа. Разъясняя домашнее задание, учитель должен дать указания и к
работе с иллюстрациями, включить в него вопросы, ответы на которые могут быть
получены из иллюстраций (например, описать внешность Петра I и его характер на основе
текста, репродукции картины В. Серова «Петр Великий» и рисунка «Петр I на
строительстве Петербурга»).
В качестве примера описания исторической картины рассмотрим картину А.Бенуа
«Парад в царствование Павла Первого». К этому историческому полотну предлагается
раздаточный материал, который поможет ученикам более углубленно понять характер
исторических персонажах, автобиографические данные о художнике, создавшем эту
картину и его личном отношении к главному герою –Павлу Первому
Прежде чем приступить к рассматриванию картины А. Бенуа « Парад при Павле
Первом» учитель должен подготовить учащихся к восприятию этой картины, сообщить
название и автора произведения и некоторые автобиографические данные об императоре
Павле Первом, повлиявшими на его мировоззрение.
Воспитанием будущего российского императора занималась лично императрица
Елизавета Петровна, предполагавшая объявить Павла наследником престола в обход Петра
III. После смерти Елизаветы и убийства Петра III малолетний Павел был отдален от
дворца. Его мать, Екатерина II, ставшая императрицей после свержения и физического
устранения своего супруга, понимала шаткость своего положения на престоле. Не
испытывая к своему сыну ни малейших материнских чувств, но видя в нем лишь реальную
угрозу своей власти, она предприняла ряд мер по недопущению Павла к престолу.
В 1781 — 1782 г.г. цесаревич Павел по настоянию матери отправился в путешествие
по Европе. Путешествовал он инкогнито, под именем графа Северного. В Европе особое
впечатление на него произвела Пруссия и ее король Фридрих II. С этого времени Павел стал поклонником прусской военной науки и государственного устройства. По
возвращении в Россию Павел поселился в Гатчине и при дворе практически не появлялся.
В 1796 г. Екатерина II подготовила Манифест в котором назначала своим
приемником внука Александра I (сына Павла и принцессы Софьи Доротеи Вюртемберг
Мемпельгардской, в крещении Мария Федоровна). Однако, обнародовать Манифест
императрица не успела. 6 ноября 1796 г. Екатерина II неожиданно скончалась, и Павел I
стал императором.
С первых же дней своего правления Павел I приступил к осуществлению
решительных реформ. В течение четырех с половиной лет он издал 2 000 именных законов,
указов и актов, охватывающих все сферы жизни государства и общества, в среднем по 40 в
месяц. Преклоняясь с юных лет перед прусским королем Фридрихом II, его
государственной и военной системой, яростно ненавидевший свою мать Екатерину II и
отрицавший многое из того положительного, что было достигнуто страною во время ее
царствования, Павел открыто заявлял о своем намерении в кратчайший срок «навести в
России порядок». По замыслу императора, во всех звеньях государственного аппарата
должна была быть введена жесточайшая централизация и мелочная регламентация.
Внешней, формальной стороне любого дела придавалось особое значение. Павел был
убежден, что именно армия в Российском государстве должна стать образцом
неколебимого порядка, безукоризненной дисциплины, автоматического, бездумного и
безоговорочного повиновения. Жесточайшая палочная дисциплина, вводимая в войсках,
должна была превратить каждого солдата и офицера в «простой механизм, артикулом
[статьей воинского устава] предусмотренный». Преобразования Павла I в армии и на флоте
коснулись и военной формы армии. Переобмундирование армии происходило под личным
контролем императора с изменением организации, обучения и управления войском.
Павловские реформы вылились в жестокую ломку армии, которой Россия к этому времени
была обязана своим высоким военным престижем. Император изгнал из нее свыше 330
генералов и более 2200 офицеров. Все передовое, что с такой любовью и умением было
заложено Петром I, П. А. Румянцевым и А. В. Суворовым, беспощадно изгонялось.
Военные реформы Павла I снижали боевые качества русской армии. Взамен подготовки
солдат к боевым действиям в войсках внедрялись шагистика, бессмысленная муштра, плац
парадность. Удобная, красивая и практичная военная форма и гигиеничная прическа,
введенные при Екатерине II Г. А. Потемкиным в армейских частях, были отменены. Узкие
куцые мундиры, шляпытреуголки, прически из волос, обильно смазанных салом и
посыпанных пудрой, с огромными буклями у висков и аршинной косой, в которую
вплетался металлический прут,— все это было мучением для солдат.
За малейшее отступление от устава и «непорядок» в форме солдат нещадно били и
прогоняли сквозь строй. Гениальный русский полководец А. В. Суворов не мог спокойно
переносить то, как губится русская армия, бессмысленно уничтожается ее боеготовность и
боеспособность. 12 января 1797 года он взволнованно писал Д. И. Хвостову: "Всемогущий
боже, даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к
сему будет вредно". Суворов оказался прав: еще и в XIX веке чувствовали русские войска
последствия такой "боевой подготовки" и заложенные при Павле I принципы обучения
войск. Хотя вскоре после смерти царя многие из его "новшеств" в обмундировании были
отменены, однако целый ряд введенных в конце XVIII века прусских традиций еще
оставался. Легендарная слава Итальянского и Швейцарского походов 1799 года облетела всю
Европу, но Павел I, убежденный, что война портит солдат, отдал приказ по армии, в
котором говорилось, что только что возвратившиеся из похода суворовские войска
"потеряли вид, шаг не по уставу".
Вопросы на определение типа исторической картины
К какому типу картин можно отнести картину К\\ Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское
иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» ?
Эту картину можно назвать типологической , так как она отражает многократно
повторяющиеся исторические факты, а именно вахтпарады, которыми чрезмерно
увлекался Павел Первый.
Вопросы на атрибуцию исторического источника
1.К правлению какого князяотносятся картины? Назовите даты правления этого
императора.2.Кто и когда написал картину 3. Что вы знаете об этом художнике?
Вопросы на описание содержания картины
1.Какое явление изображено на картине? 2.Кто изображён на первом плане на
картинах? 3. Кто изображён на среднем плане?4. Чем заняты отдельные фигуры? 5. Что
изображено на заднем плане? 6. В каком положении находятся фигуры на картине – в
статичном или в движении? 7.Чем именно занимаются эти люди? 8.Знаете ли Вы названия
мест, где происходят изображённые события? 9. Как художник передал настроение
картины? 10.Какое время года изображено? 11.Какую погоду изобразил художник? Какое
ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось? Не напоминают ли
они Вам карикатуру, игрушки в детской игре, клип и т.п.? Какие художественные приёмы
передают торжественность, мрачность, праздничность, иронию, “игрушечность”?
Вопросы на аксиологический анализ изображения как текста
1. В чём ценность информации, которую несет в себе это произведение живописи?
Или эта информация отсутствует? ? 2.Какова значимость этого изображения как
свидетельства эпохи Павла I? 3.Чем примечательно время создания картины “Парад при
Павле I”? 4.Почему А.Бенуа назвал свою картину “Парад при Павле I“, а не “Подготовка к
параду”? 5.Попытайтесь объяснить необходимость применения жестких мер к солдатам и
офицерам с позиции императора Павла Первого. При этом вспомните о жесткой
дисциплине в армии Чингизхана, которая позволила завоевать огромные пространства.
Павел Первый был сторонником армии Фридриха Второго. Что вы знаете об этом
императоре? Вспомнив события середины 18 века, расскажите, когда и при каких
обстоятельствах русская армия , обученная на совершенно других принципах разгромила
армию Фридриха Второго. Какие выводы можно сделать из этого? ? 6.Почему на картине
А.Бенуа “Парад при Павле I“ Михайловский замок изображён недостроенным? 7.С какой
целью художник нарисовал памятник перед зданием Михайловского замка? Чья статуя, по
Вашему мнению, изображена на картине? 7.Для чего на переднем плане А.Бенуа нарисовал
верстовой столб и шлагбаум? Почему они не изображены слева, справа или на заднем
плане? Какой вывод можно сделать о проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое
значение при Павле или не придавалось значения вовсе? 8.Как композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I? 9.Соответствует ли изображение Павла,
выговаривающего чтото офицеру, торжественности парада?10. Почему художник
изобразил парад не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую, промозглую, зимнюю,
петербургскую погоду
Вопросы на критический анализ изображения.
1.Был ли А.Бенуа современником происходящих событий?2. Достаточно ли
объективно изображен парад при Павле Первом?3. Вспомните, что время создания
картины 1907 год, год послереволюционной реакции. Не могло ли это повлиять на
изображенное на картине? 4.Используя фрагменты документов , дополните свое
предположение об отношении автора к императору.
Вопросы на праксеологический анализ репродукции как текста.
1.Что нового вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина?2. Что
нового Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия при
Павле I ? 3.Что Вы узнали об отношении Павла I к дворянам, офицерам, солдатам?
4.Можно ли считать, что эта картина является историческим источником историческим
источником?
В качестве раздаточного материала можно предложить фрагменты документов к картине
Документы к картине А.Бенуа «« Парад при Павле Первом»
1. «Каждый день Павел присутствовал на параде конной гвардии. И если какой
нибудь офицер совершал ошибку, то царь хлестал его своей тростью, подвергал
разжалованию, ссылал в Сибирь или тут же и навсегда заставлял надеть мундир простого
солдата!.. За промашку наказывали кнутом, тюрьмой и даже вырывали ноздри, отрезали
язык или уши, подвергали другим пыткам...» (А.Валлоттон. Александр I. М.,1991. Стр.43
44. Цитата дана из книги Б.Муравьёва)
2. «Страстно увлечённый, как и его отец, армией, Павел I особенно следил за тем,
что называется «drill» (муштровка), и за обмундированием своих солдат. Менее чем за 5
лет он... девять раз сменил мундиры конной гвардии! Старый маршал Суворов ни во что не
ставил новую форму, треуголки, парики, косички на прусский манер, которые солдаты
обязаны были носить. «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, а я не немец, а
природный русак», говорил он. За выражение недовольства он был сослан в свою
деревню ...Наказания, порка, аресты и даже ссылки били главным образом по офицерам;
для этого достаточно было тусклой пуговицы, не в лад поднятой при маршировке ноги!»
(А.Валлоттон. Александр I. М.,1991. Стр.4445).
3. «Однажды во время маневров на Царицином лугу в Петербурге Павел остался
очень недоволен маневрами и прохождением одного из кавалерийских полков и закричал :
«Направо! Кругом! В Сибирь, марш!» Полк двинулся немедленно в Сибирь , но Павел
вскоре одумался и послал вслед фельдъегеря , который и возвратил полк обратно в
Петербург, догнав его неподалеку от Новгорода».( В.Н.Балязин. История России в
занимательных рассказах, притчах и анектодах.М., 2007. С.117.)
4. «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества; к
неизъяснимому изумлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя
никаким Уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг;; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; ... умертвил в
полках наших благородный дух воинский, воспитанный Екатериною, и заменил его духом
капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать; отвратил дворян от
воинской службы; презирал душу, уважая шляпы и воротники... ежедневно вымышлял
способы устрашать людей – и сам всех более страшился; думал соорудить себе
неприступный дворец – и соорудил гробницу!».(Карамзин Н.М. Записка о древней и новой
России в её политическом и гражданском отношениях. М.,1991. Стр. 4445.)
5. «Вскоре после вступления Павла на престол один купец, давший в долг Николаю
Петровичу Архарову, ставшему после смерти Екатерины петербургским генералом
губернатором , 12 тысяч рублей, подал императору жалобу, что Архаров не только не
возвращает долг, но даже в последний раз избил своего кредитора. Жалобу свою купец
подал Павлу, когда тот был на разводе караулов и Архаров по должности находился с ним
рядом.
Купец подал жалобу Павлу, и тот , пробежав глазами несколько строк, сразу же понял,
против кого она направлена.
Читай! – велел Павел Архарову, протянув генералгубернатору жалобу.
Путаясь и заикаясь, тот начал тихим голосом читать бумагу.
Читай громче! приказал Павел.
И Архаров, сгорая от стыда, стал читать так, что все вокруг слышали о его позоре..
Значит и то все правда, что вместо благодарности его за его добро не только взашей
гнали, но и били? – спросил Павел.
Архаров во всем признался и поклялся тут же вернуть долг.
А Павел этим примером показал всем, что решительно будет бороться за то, что бы
законы строго соблюдались всеми его подданными независимо от того, какое положение
они занимают. «(В.Н.Балязин. История России в занимательных рассказах, притчах и
анектодах.С.117.)
6.“Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной
стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий,
доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и
подозрительности самого императора.То есть Павел I изменчив как море : то штиль, то
шторм.» ( Ключевский ___________
7«...Место парадов называлось лугом (Царицын луг) , но луга никакого не было, а
была очень просторная площадь, посыпанная песком. На этой площади и происходил
царский парад...Тысячи и тысячи моих любимых солдатиков продвигались стройными во
всех направлениях, все в ногу и без всякого видимого усилия, с удивительной быстротой
повинуясь одним только выкрикам офицеров...
...не детской ли игрушкой представлялась Павлу вверенная ему богом
империя, эта неисчерпаемая кладовая оловянных солдатиков, которых он гонял через всю
Европу, которых он посылал сражаться в защиту священных и грандиозных, но всё же им
както подетски понимаемых идей?.. Не детским ли гневом плохо воспитанного ребёнка
гневался он на тех, кто не умели ему угодить, кого он прямо с плацпарада отправлял в
Сибирь за отстегнувшуюся пуговицу? Не детским ли кошмаром было всё его пресловутое безумие, его растерянность, его страх, его жажда подвигов и столь неуместная,
несвоевременная, плохо направленная «справедливость»?..».(А.Бенуа. Мои воспоминания.
Книга 1. М.,2005. Стр.1819, 330331).
8. “...я с давних пор питал какоето особенное чувство к личности Павла, нечто даже
похожее на сочетание благоговения с нежностью и жалостью... странное существо –
художник. Вот я, например, всеми силами души ненавижу войну, военщину, строевое
рабство, а между тем нахожу какоето необъяснимое наслаждение...изображать и как бы
временно перевоплощаться и в безумного Павла, и в каждого из этих фрунтовых
мучеников. Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа – всё это
ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах такие видения”.
(Из книги А.Бенуа. “Мои воспоминания”. Гл. 3). Парад в Гатчине. 1847
9.«В художественной практике деятелей «Мира искусства» общей особенностью
был ретроспективизм пристрастие к прошлому, но особого рода пристрастие. Дягилев
както сказал в одной из статей: «Мы любим всё, но всё любим через себя». Через себя –
то есть через призму современного мироощущения... Но каким бы историческим
воспоминаниям и грёзам они (Бенуа и др.) ни предавались, они выступали не
реставраторами прошлого, а, скорее, творцами нового, иронического мифа о старых
временах. Потребность бросить взгляд на призраки прошлого рождена чувством конца
настоящей эпохи…Его отшумевшие страсти оборачиваются страстями кукольного театра,
былое величие кажется эфемерным, былой большой стиль превращается в изящную
миниатюру... Военный парад при Павле I на картине Бенуа кажется парадом игрушечных
солдатиков…Но и печаль, и иронию, и даже зловещие мотивы «плясок смерти» художники
«Мира искусства» умели претворить в нечто красивопраздничное.» (Дмитриева Н.А.
Краткая история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX
века. М.,1993. Стр.314315).
Вариант пояснительного текста к репродукции картины.
На картине А.Бенуа «Парад при Павле Первом» изображён мрачный зимний день.
Тёмное небо. Сыплет снег. В глубине плацпарада – мрачное здание строящегося
Михайловского замка. Император и два его сына на конях (справа) только что подъехали.
Павел вызывает из строя несколько провинившихся солдат и офицеров. Они онемели от
ужаса, видя безумный, уничтожающий взгляд Павла, и слыша его гневный голос. На втором
плане проходят полки под громыхание оркестра. За полками бегут солдаты, которые
подбирают упавшие с голов неудобные кивера и шляпы. ". Это художественное полотно
живо воскрешает обстановку павловских учений и вахтпарадов. Стремясь превратить
солдат в заводных кукол, император заставлял батальоны пехоты под треск барабанов и
свист флейт с утра до вечера маршировать, а кавалерию гарцевать на дворцовых плац
парадах. Пехотою "постигалось искусство" вытягивания носка, как в балете, отмеривание
ровно семидесяти пяти шагов в минуту. Меткой, то есть действительной стрельбе солдат
не обучали. Линейной пехоте прицеливание строго запрещалось, так как оно "портило
великолепный вид войск, нарушало равнение линий и выправку солдат".
Картина А.Н. Бенуа «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта,
создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире,
оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России
павловских времен — России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского
образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. В картине не следует видеть
прямых ассоциаций с жизнью современной художнику России. Речь может идти разве лишь о личных переживаниях, размышлениях автора о реакции, о современном Петербурге с его
полицейским режимом и русских правителях. Именно они помогли формированию острого
художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле
«Парад»— высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной
истории, как, впрочем, и лучшая среди его исторических композиций вообще.
Этой же теме посвящена картина Г. Шварца «Строевые учения русской армии при
Павле Первом», которую тоже можно продемонстрировать учащимся.
Вопросы:
1. Сравните манеры изображения парадов А. Бенуа и Г. Шварца. Чем они отличаются?
Почему?
2. По какой из этих картин можно составить наиболее полное представление о правлении
Павла I? Свой ответ аргументируйте.
3. Можно ли эту картину прокомментировать словами Н. Дмитриевой о том, что парад при
Павле I кажется «парадом игрушечных солдатиков»? Почему?
4. С помощью картин Бенуа и Шварца охарактеризуйте черты, связывающие Павла I и
Фридриха Великого (прусские порядки в Гатчине, а позже и в Петербурге, прусская
одежда, парики с буклями, гвардейский «плацбалет», введение жёсткой регламентации во
всех сферах жизни общества и т. д.).
А вот на портрете С.С. Щукина мы видим другого Павла. Павла писали многие художники, русские и иностранные ,но повсюду система
изображения была традиционной, официальнообязательной с величественными
атрибутами монаршей власти, тяжеловесным великолепием горностаевых мантий,
шитых золотом костюмов, сверканием регалий. Портрет работы Щукина (1797) по
всему строю и исполнению не находит аналогий в современной ему русской живописи.
В портрете иной Павел. Фигура вытянулась и приобрела некоторую элегантность,
исчезла вульгарность. При известных элементах идеализации правда образа дает о себе
знать: в прищуренных глазах читается едва ли не упоение, в рисунке сжатых губ с
выдвинутой нижней — чувствуется надменность. Надо отдать должное мастерству и
такту художника, сумевшего, несмотря на невыгодные качества модели, избежать
внешней карикатурности. С.С.Щукин, крупный мастер русского портрета, сумел,
избежав парадности, с редкой проницательностью раскрыть противоречивый характер
самого оригинального монарха России, заявившего о том, что он станет "суровым
вестником власти". Правление Павла I, главной идеей которого было отрицание
политики его матери Екатерины Великой, завершилось 12 марта 1801 г. Он был убит
заговорщиками в Михайловском замке .
Памятка по работе с иллюстрацией для старшеклассников (Многоуровневый анализ
исторической картины)
1 уровень: АТРИБУЦИЯ (паспортизация исторического источника)
Кто автор картины?
Как называется картина?
К какому типу картин относится? В каком стиле написана?
Время и обстоятельства создания картины?
2 уровень:ИСТОРИКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Какое историческое событие изображено на картине?
К какому типу событий относится ?
Какова его предыстория, причины, результаты?
Назовите исторических персонажей на картине? Опишите их.
Кто изображен на переднем плане, на втором, на заднем плане?
Разделите картину на мизансцены. Назовите их. Опишите действия каждой. Кто кому
противостоит в картине? Как это изобразил художник?
Какие эмоции выражают люди? Какое общее настроение картины?
Опишите место действие картины (город, район, архитектурные постройки). Как они
изображены?
Какие цвета преобладают в картине и почему?
3 уровень:АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Какие идеи заложил художник в свою картину?
В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают?
На чьей стороне автор картины?
4 уровень:КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Может ли данная картина быть историческим источником?
В чем субъективизм автора?
В чем ценность взгляда художника?
5 уровень:
ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В чем помогла разобраться картина художника? Что нового узнали?
Какие вопросы у вас возникли к автору? По содержанию? Что захотелось узнать
дополнительно?
Памятка по работе с иллюстрацией для учащихся младшего и среднего звена
1.Какому историческому событию посвящена эта картина?
2.Какие исторические личности на ней изображены?
3.Назовите автора картины
4.Определите основной замысел картины.
5. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?
6.Что изображено на переднем плане? Опишите эти объекты.
7. Что изображено на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?
8.Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний задний план,
второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной
мысли?
9. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?
Заключение. Таким образом, картина на уроках истории служит уникальной опорой для
учащихся, слушающих изложение учителя: рассказ по событийной картине, описание по
историческому пейзажу, характеристика по портрету. Зрительной опорой она является и в
том случае, когда учащиеся слушают сообщение своего товарища по картине. Сочетание с
картиной делает рассказ более конкретным, более понятным и убедительным. Эту
функцию картины – служить зрительной опорой при восприятии рассказа учителя – нельзя
отрывать от другой ее функции – служить источником знаний. При любом способе
использования картины и на любом этапе урока одна из важнейших задач учителя состоит в
том, чтобы сделать картину источником активного извлечения знаний самими учащимися.
Само использование картины, как и любого средства наглядности, разумеется
активизирует восприятие и мышление учащихся даже в том случае, если рассказ по
картине ведет учитель. Но рассказ по картине может стать средством развязывания
исключительной познавательной деятельности учащихся, вопервых, путем попутной
постановки вопросов по картине в ходе рассказа; вовторых, путем организации работы над
выводами по картине; втретьих, путем постановки проблемнопознавательных задач перед
рассказом по картине. Характер такой беседы значительно меняется с возрастом. В
младших классах она строится на самых простых вопросах, выводы формулируются при
непосредственной помощи учителя. Иной характер носит беседа в старших классах:
вопросы учитель готовит более сложные, выводы учащиеся формулируют самостоятельно.
Картина на уроках истории выступает и как средство, необычайно усиливающее
эмоциональное воздействие рассказа учителя, эмоциональное и нравственное значение
изучаемого материала. Практика школьной работы показывает, что картина, привлекаемая
после изложения учебного материала на уроке, в ряде случаев открывает возможность для
организации активной работы учащихся по применению их знаний к анализу картины.
Изложенное позволяет сделать выводы о роли картины в процессе усвоения учащимися
исторического материала: 1) картина может служить задаче подготовке учащихся к
восприятию нового материала, либо в качестве наглядного материала, помогающего
мобилизовать знания учащегося, необходимые для усвоения новой темы, провести вводную
беседу; 2) картина на уроке истории служит задаче активизации восприятия нового
материала, становясь источником активного извлечения знаний учащимися; 3) картина
служит зрительной опорой для восприятия учащимися рассказа или описания учителя; 4)
при привлечении картины усиливается эмоциональное и нравственное воздействие рассказа
учителя и эмоциональноэтическое значение изучаемого материала; 5) содержание картины
выступает на уроке в качестве объекта разбора и обобщения исторического материала,
помогает вести учащихся от конкретных образов к пониманию исторических явлений, их
сущности и закономерности; 6) картина, легко запечатлеваясь в наглядности учащихся,
помогает закреплению исторического материала и соответствующих выводов и
обобщений; используемая в заключительной части урока, она сама может служить
материалом и средством закрепления изученного.
Таким образом, учебная картина, иллюстрация как одно из важнейших наглядных
пособий выступает в качестве активирующего и конкретизирующего средства на всех
звеньях процесса усвоения исторического материала, последовательно служа решению
основных дидактических задач. Осуществление этих задач имеет большое значение для
развития речи, внимания, наблюдательности, творческого воображения, исторического
мышления, нравственного и эстетического воспитания школьников, выработки у них ряда
ценнейших практических навыков и умений.
Литература: 1.. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе:
практическое пособие для учителей. М.: Владос, 2001.
2..Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988.
3..Короткова М.В. Наглядность на уроках истории // Методика преподавания истории –
2001.
4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000
5.Степанищев А.Т.. Методика преподавания и изучения истории: Учеб, пособие для студ.
высш. учеб, заведений: В 2 ч. Ч. 1.. 2002
https://pandia.ru/text/80/245/95913.php
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Методическая разработка "Учебная картина на уроках истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.