Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Оценка 4.9
Лекции +2
doc
обществознание
10 кл
31.01.2017
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"
Учебная лекция с элементами беседы решает следующие цели и задачи учебного занятия: 1. Показать понятие, особенности и виды искусства как отражение жизни и развития общества. 2. Раскрыть тенденции духовной жизни современной России. 3. Воспитание у обучающихся эстетического и художественного вкуса. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
16-17 искусство.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ                          по дисциплине:  Обществознание.                                                                                     Учебное занятие №16­17  Тема учебной программы:  Человек как творец и творение культуры. Тема учебного занятия: Искусство. Цели учебного занятия: 1. Показать понятие, особенности и виды искусства как отражение жизни и  развития общества. 2. Раскрыть тенденции духовной жизни современной России. 3. Воспитание у обучающихся эстетического и художественного вкуса. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков,  обучающихся в различных видах учебной деятельности. Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и  способов деятельности. Формы проведения учебного занятия: Лекция с элементами беседы. Материальное обеспечение учебного занятия: ПК. Презентация. Дидактический материал. Литература: 1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);­ М., Просвещение,2008г. 2. Гуревич Е.М. Введение в философию,­ М., 1996г. 3. Купцов В.И. Человек и общество,­ М., 1997г. 4. Малышевский А.Ф. Мир человека,­ М., 1994г. №№ п­п Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы I Организационный этап: Время  в мин. 2 1.1 Приветствие, контроль посещаемости. 1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному  занятию. II Этап проверки домашнего задания:  Словарная работа. III Этап актуализации:  Новая тема, цели и задачи, план изучения. IV Этап первичной проверки понимания учащимися нового  материала: Какова роль образования в современном обществе? V Этап изучения нового материала: 5.1 Искусство – мышление в художественных образах. 5.2 Особенности и виды искусства. 5.3 Тенденции духовной жизни современной России. VI Этап закрепления и обобщения нового материала: 6.1 Практические выводы по теме с. 123. 6.2 Основные понятия и положения по теме.  6.3 Вопросы с. 124­125. VII Этап контроля и самоконтроля: 7.1 Выводы и замечания по ходу занятия. 7.2 Оценивание работы учащихся на занятии. VIII Этап информации о домашнем задании:  Готовиться к обобщению – задания с.125. IX Этап рефлексии. 5 2 2 20 8 3 1 2 Искусство.   Понятие искусства Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: в узком смысле это специфическая форма практически­духовного освоения мира; в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в  какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.). Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой  творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком­либо деле. Это  значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или  учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще  использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и  преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам  прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания  чего­то прекрасного требуется высочайшее мастерство. Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с  другом. Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина,  спектакль, кинофильм и т.д.). Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной  действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного  искусства — цвет, для скульптуры — объем. Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для  зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как  истина с наукой и добро — с моралью. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и  отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и  преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы  осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие  и однозначные понятия, то искусство — художественные образы. Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного  производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в  него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре  художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая  деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не  только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным. Искусство выполняет ряд общественных функций. Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:        эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам  красоты, формирует эстетический вкус; социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное  воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить  психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать  недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни; гедонистическая функция отражает способность искусства приносить  удовольствие человеку; познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать  ее при помощи художественных образов; прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и  предугадывать будущее; воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства  формировать личность человека. Познавательная функция Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными  источниками информации о сложных общественных процессах. Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в  разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения  весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным  объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в  целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением. Воспитательная функция Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и  нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение. И все­таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для  искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции. Эстетическая функция Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его  содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это  содержание через сердце, эмоции, даем чувственно­конкретным образам, созданным  художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или  низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать  подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от  всевозможных эрзацев. Гедонистическая функция Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря  эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и  именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят  о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства. Много веков в социально­философской и эстетической литературе продолжается спор о  соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две  основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский)  прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком  случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой  действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве  выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее  и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае  (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу. Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения,  становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в  поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой,  эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях  искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения  которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова.   Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения  мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение,  слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и  жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к  действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их  разновидности. Литература использует словесно­письменные средства для построения образов. Имеются  три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры —  трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д. Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс,  соната и т.п. Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют  ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба,  полонез и др. Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи —  портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры. Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни  человека. Ее делят на жилую, общественную, садово­парковую, промышленную и т.д.  Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и  т.п. Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По  размеру делится на станковую, декоративную и монументальную. Декоративно­прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят  художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия  труда, мебель, одежду, украшения и др. Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может  быть драматическим, оперным, кукольным и т.д. Цирк представляет зрелищно­развлекательное действо с необычными, рискованными и  смешными номерами на специальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика,  джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч. Кино является развитием театрального действа на основе современных технических  аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино,  анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие  фильмы, детективы, триллеры и т.п. Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических  средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют  жанрам живописи. Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства ­драматургию, музыку,  хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д. Преподаватель: _________/Бабынин С.А./

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017