Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Искусство"

  • Лекции
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная лекция с элементами беседы решает следующие цели и задачи учебного занятия: 1. Показать понятие, особенности и виды искусства как отражение жизни и развития общества. 2. Раскрыть тенденции духовной жизни современной России. 3. Воспитание у обучающихся эстетического и художественного вкуса. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Иконка файла материала 16-17 искусство.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ                          по дисциплине:  Обществознание.                                                                                     Учебное занятие №16­17  Тема учебной программы:  Человек как творец и творение культуры. Тема учебного занятия: Искусство. Цели учебного занятия: 1. Показать понятие, особенности и виды искусства как отражение жизни и  развития общества. 2. Раскрыть тенденции духовной жизни современной России. 3. Воспитание у обучающихся эстетического и художественного вкуса. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков,  обучающихся в различных видах учебной деятельности. Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и  способов деятельности. Формы проведения учебного занятия: Лекция с элементами беседы. Материальное обеспечение учебного занятия: ПК. Презентация. Дидактический материал. Литература: 1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);­ М., Просвещение,2008г. 2. Гуревич Е.М. Введение в философию,­ М., 1996г. 3. Купцов В.И. Человек и общество,­ М., 1997г. 4. Малышевский А.Ф. Мир человека,­ М., 1994г.№№ п­п Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы I Организационный этап: Время  в мин. 2 1.1 Приветствие, контроль посещаемости. 1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному  занятию. II Этап проверки домашнего задания:  Словарная работа. III Этап актуализации:  Новая тема, цели и задачи, план изучения. IV Этап первичной проверки понимания учащимися нового  материала: Какова роль образования в современном обществе? V Этап изучения нового материала: 5.1 Искусство – мышление в художественных образах. 5.2 Особенности и виды искусства. 5.3 Тенденции духовной жизни современной России. VI Этап закрепления и обобщения нового материала: 6.1 Практические выводы по теме с. 123. 6.2 Основные понятия и положения по теме.  6.3 Вопросы с. 124­125. VII Этап контроля и самоконтроля: 7.1 Выводы и замечания по ходу занятия. 7.2 Оценивание работы учащихся на занятии. VIII Этап информации о домашнем задании:  Готовиться к обобщению – задания с.125. IX Этап рефлексии. 5 2 2 20 8 3 1 2Искусство.   Понятие искусства Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: в узком смысле это специфическая форма практически­духовного освоения мира; в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в  какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.). Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой  творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком­либо деле. Это  значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или  учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще  использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и  преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам  прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания  чего­то прекрасного требуется высочайшее мастерство. Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с  другом. Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина,  спектакль, кинофильм и т.д.). Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной  действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного  искусства — цвет, для скульптуры — объем. Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для  зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как  истина с наукой и добро — с моралью. Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и  отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и  преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы  осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие  и однозначные понятия, то искусство — художественные образы. Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного  производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в  него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре  художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая  деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не  только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным. Искусство выполняет ряд общественных функций. Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:       эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам  красоты, формирует эстетический вкус; социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное  воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить  психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать  недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни; гедонистическая функция отражает способность искусства приносить  удовольствие человеку; познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать  ее при помощи художественных образов; прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и  предугадывать будущее; воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства  формировать личность человека. Познавательная функция Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными  источниками информации о сложных общественных процессах. Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в  разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения  весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным  объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в  целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением. Воспитательная функция Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и  нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение. И все­таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для  искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции. Эстетическая функция Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его  содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это  содержание через сердце, эмоции, даем чувственно­конкретным образам, созданным  художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или  низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать  подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от  всевозможных эрзацев. Гедонистическая функция Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря  эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и  именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят  о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства. Много веков в социально­философской и эстетической литературе продолжается спор о  соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две  основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский)  прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком  случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой  действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно,альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве  выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее  и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае  (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу. Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения,  становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в  поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой,  эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях  искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения  которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова.   Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения  мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение,  слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и  жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к  действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их  разновидности. Литература использует словесно­письменные средства для построения образов. Имеются  три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры —  трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д. Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс,  соната и т.п. Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют  ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба,  полонез и др. Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи —  портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры. Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни  человека. Ее делят на жилую, общественную, садово­парковую, промышленную и т.д.  Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и  т.п. Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По  размеру делится на станковую, декоративную и монументальную. Декоративно­прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят  художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия  труда, мебель, одежду, украшения и др. Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может  быть драматическим, оперным, кукольным и т.д. Цирк представляет зрелищно­развлекательное действо с необычными, рискованными и  смешными номерами на специальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика,  джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч. Кино является развитием театрального действа на основе современных технических  аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино,  анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие  фильмы, детективы, триллеры и т.п.Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических  средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют  жанрам живописи. Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства ­драматургию, музыку,  хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д. Преподаватель: _________/Бабынин С.А./