Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Оценка 4.6
Лекции +2
doc
обществознание
10 кл
31.01.2017
С помощью лекции с элементами самостоятельной работы с учебником решаются следующие цели учебного занятия:
1. Показать историческое значение и влияние на мировоззрение общества морали и религии.
2. Дать образное представление о влиянии религии в современном мире, основы государственной политики в отношении религии.
3. Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, позитивных качеств личности, чувств толерантности и веротерпимости.
15-16 религия.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: Обществознание.
Учебное занятие №1516
Тема учебной программы:
Человек как творец и творение культуры.
Тема учебного занятия:
Мораль и религия.
Цели учебного занятия:
1. Показать историческое значение и влияние на мировоззрение общества
морали и религии.
2. Дать образное представление о влиянии религии в современном мире,
основы государственной политики в отношении религии.
3. Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, позитивных
качеств личности, чувств толерантности и веротерпимости.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков,
обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и
способов деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Лекция с элементами самостоятельной работы с учебником.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация.
Конституция РФ.
Дидактический материал.
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.); М., Просвещение,2008г.
2. Гуревич Е.М. Введение в философию, М., 1996г.
3. Купцов В.И. Человек и общество, М., 1997г.
4. Малышевский А.Ф. Мир человека, М., 1994г. №№
пп
Ход учебного занятия и последовательность
изложения основных вопросов содержания темы
I Организационный этап:
Время
в мин.
2
1.1 Приветствие, контроль посещаемости.
1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному
занятию.
II Этап проверки домашнего задания:
§9 (словарная работа).
III Этап актуализации:
Новая тема, цели и задачи, план изучения.
IV Этап первичной проверки понимания учащимися нового
материала:
Какова роль образования в современном обществе?
V Этап изучения нового материала:
5.1 Мораль. Этика. Идеалы. Альтруизм.
5.2 Нравственные категории. Принципы и нормы морали.
Смысл жизни.
5.3 Религия. Религиозное и светское сознание.
5.4 Мировые религии. Роль религии в современном мире.
5.5 Религия и государство. Свобода совести.
Веротерпимость.
VI Этап закрепления и обобщения нового материала:
6.1 Практические выводы по теме с. 110111.
6.2 Основные понятия и положения по теме.
6.3 Вопросы с. 112.
VII Этап контроля и самоконтроля:
7.1 Выводы и замечания по ходу занятия.
7.2 Оценивание работы учащихся на занятии.
VIII Этап информации о домашнем задании:
§10 (словарная работа).
IX Этап рефлексии.
Мораль.
5
2
2
20
8
3
1
2
Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов,
принципов и ее выражение в реальной жизни людей. Мораль изучает специальная философская наука — этика.
Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и
зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с
влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению
нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в
отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро —
созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает
внутренний мир человека.
Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и
отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как
свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг обязательства перед
обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным
мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное
осознание своего долга.
Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь
следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между
добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор —
нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями
(например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если
разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и
избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального
выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).
Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:
оценочную рассмотрение поступков в координатах добра и зла
(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
контролирующую контроль над выполнением норм на основе общественного
осуждения и/или совести самого человека;
интегрирующую поддержание единства человечества и целостности духовного
мира человека;
воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и
обоснованного морального выбора.
Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если
любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно
быть. Большинство научных рассуждений описывает факты(например, «Вода кипит при
100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает
поступки(например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).
Специфика моральных норм
Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.
Обычаи это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной
ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:
следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его
требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и
свободный выбор человека;
обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль
универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением
окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается
чувством стыда и угрызениями совести.
Религия.
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и
специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное
(богов, высший разум, некий абсолют и т.д.); сложное духовное образование и
общественноисторическое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда
ценится выше знания.
Причины возникновения:
• недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
• развитие способности человека к абстрактному мышлению;
• усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального
неравенства.
Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие
постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие:
• в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно,
преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;
• мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и
сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие
сверхъестественного.
• в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого
мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;
• особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку
вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает
своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира
жизненный характер;
• если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии
главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и
абсолютной ценностью.
Существуют различные подходы философов к существованию бога:
• пантеизм – бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с
ней;
• теизм – бог создал мир и продолжает в нём свою активность
• деизм – бог, сотворив мир, не принимает в нём какоголибо участия и не вмешивается в
закономерное течение его событий; • атеизм – отрицание веры в существование богов.
Особенности:
• абсолютное существование в бога/богов или чтото сверхъестественное;
• религия опирается на вероучения;
• системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с
мифологией)
• имеет 2 уровня: теоретическоидеологический, т.е. уровень миропонимания, и
общественнопсихологический, т.е. уровень мироощущения;
• различает естественное и противоестественное;
• вера в сверх силу (бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать
природой и судьбами людей;
• основанием мира является дух, идея;
• для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением
святости и абсолютной ценности.
Функции религии:
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким
особым значением и смыслом.
Компенсаторная: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать
человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения
собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх
перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами
(духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в
обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том
числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и
нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают
своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность,
скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться
в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для
объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной
принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группыносителя
(письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для
разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также
внутри самой религиозной группы.
Преподаватель: _________/Бабынин С.А./
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.