Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Оценка 4.6

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Оценка 4.6
Лекции +2
doc
обществознание
10 кл
31.01.2017
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
С помощью лекции с элементами самостоятельной работы с учебником решаются следующие цели учебного занятия: 1. Показать историческое значение и влияние на мировоззрение общества морали и религии. 2. Дать образное представление о влиянии религии в современном мире, основы государственной политики в отношении религии. 3. Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, позитивных качеств личности, чувств толерантности и веротерпимости.
15-16 религия.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ                          по дисциплине:  Обществознание.                                                                                     Учебное занятие №15­16 Тема учебной программы:  Человек как творец и творение культуры. Тема учебного занятия: Мораль и религия. Цели учебного занятия: 1. Показать историческое значение и влияние на мировоззрение общества  морали и религии. 2. Дать образное представление о влиянии религии в современном мире,  основы государственной политики в отношении религии. 3. Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, позитивных  качеств личности, чувств толерантности и веротерпимости. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков,  обучающихся в различных видах учебной деятельности. Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и  способов деятельности. Формы проведения учебного занятия: Лекция с элементами самостоятельной работы с учебником. Материальное обеспечение учебного занятия: ПК. Презентация. Конституция РФ. Дидактический материал. Литература: 1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);­ М., Просвещение,2008г. 2. Гуревич Е.М. Введение в философию,­ М., 1996г. 3. Купцов В.И. Человек и общество,­ М., 1997г. 4. Малышевский А.Ф. Мир человека,­ М., 1994г. №№ п­п Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы I Организационный этап: Время  в мин. 2 1.1 Приветствие, контроль посещаемости. 1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному  занятию. II Этап проверки домашнего задания:  §9 (словарная работа). III Этап актуализации:  Новая тема, цели и задачи, план изучения. IV Этап первичной проверки понимания учащимися нового  материала: Какова роль образования в современном обществе? V Этап изучения нового материала: 5.1 Мораль. Этика. Идеалы. Альтруизм. 5.2 Нравственные категории. Принципы и нормы морали.  Смысл жизни. 5.3 Религия. Религиозное и светское сознание.  5.4 Мировые религии. Роль религии в современном мире. 5.5 Религия и государство. Свобода совести.  Веротерпимость. VI Этап закрепления и обобщения нового материала: 6.1 Практические выводы по теме с. 110­111. 6.2 Основные понятия и положения по теме.  6.3 Вопросы с. 112. VII Этап контроля и самоконтроля: 7.1 Выводы и замечания по ходу занятия. 7.2 Оценивание работы учащихся на занятии. VIII Этап информации о домашнем задании:  §10 (словарная работа). IX Этап рефлексии. Мораль. 5 2 2 20 8 3 1 2 Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов,  принципов и ее выражение в реальной жизни людей. Мораль изучает специальная философская наука — этика. Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и  зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с  влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению  нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в  отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро —  созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает  внутренний мир человека. Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и  отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как  свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг ­обязательства перед  обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным  мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное  осознание своего долга. Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь  следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между  добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор —  нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если  разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и  избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального  выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью). Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции: оценочную ­ рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных); регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения; контролирующую ­ контроль над выполнением норм на основе общественного  осуждения и/или совести самого человека; интегрирующую ­ поддержание единства человечества и целостности духовного  мира человека; воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и  обоснованного морального выбора. Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно  быть. Большинство научных рассуждений описывает факты(например, «Вода кипит при  100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает  поступки(например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»). Специфика моральных норм Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм. Обычаи ­ это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной  ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм: следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его  требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и  свободный выбор человека; обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль  универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;          исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением  окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается  чувством стыда и угрызениями совести. Религия. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и  специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное  (богов, высший разум, некий абсолют и т.д.); сложное духовное образование и  общественно­историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда  ценится выше знания.  Причины возникновения:  • недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;  • развитие способности человека к абстрактному мышлению;  • усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального  неравенства.  Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие  постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие:  • в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно,  преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;  • мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и  сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие  сверхъестественного.  • в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого  мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;  • особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку  вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира  жизненный характер;  • если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии  главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и  абсолютной ценностью.  Существуют различные подходы философов к существованию бога:  • пантеизм – бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с  ней;  • теизм – бог создал мир и продолжает в нём свою активность  • деизм – бог, сотворив мир, не принимает в нём какого­либо участия и не вмешивается в  закономерное течение его событий; • атеизм – отрицание веры в существование богов.  Особенности:  • абсолютное существование в бога/богов или что­то сверхъестественное;  • религия опирается на вероучения;  • системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с  мифологией)  • имеет 2 уровня: теоретическо­идеологический, т.е. уровень миропонимания, и  общественно­психологический, т.е. уровень мироощущения;  • различает естественное и противоестественное;  • вера в сверх силу (бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать  природой и судьбами людей;  • основанием мира является дух, идея;  • для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением  святости и абсолютной ценности.  Функции религии:  Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким  особым значением и смыслом.  Компенсаторная: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать  человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения  собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.  Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами  (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в  обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том  числе, и в обрядовой деятельности.  Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и  нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.  Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность,  скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться  в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.  Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для  объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной  принадлежности в политических целях.  Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы­носителя  (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)  Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для  разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также  внутри самой религиозной группы.  Преподаватель: _________/Бабынин С.А./

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Мораль и религия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017