Комбинированное занятие с элементами самостоятельной работы решает следующие цели учебного занятия:
1. Показать понятие современной науки, её значение в современном обществе.
2. Раскрыть многообразие науки как творческой деятельности, значение основных понятий и положений по теме занятия.
3. Способствовать формированию научного подхода к обществознанию как к предмету, развитию критического мышления.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: Обществознание.
Учебное занятие № 1112
Тема учебной программы:
Человек как творец и творение культуры.
Тема учебного занятия:
Наука.
Цели учебного занятия:
1. Показать понятие современной науки, её значение в современном обществе.
2. Раскрыть многообразие науки как творческой деятельности, значение
основных понятий и положений по теме занятия.
3. Способствовать формированию научного подхода к обществознанию как к
предмету, развитию критического мышления.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков
обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и
способов деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Комбинированное занятие с элементами самостоятельной работы.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация.
Конституция РФ.
Схема «Порядок научного открытия».
Дидактический материал.
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.); М., Просвещение,2008г.
2. Гуревич Е.М. Введение в философию, М., 1996г.
3. Купцов В.И. Человек и общество, М., 1997г.
4. Малышевский А.Ф. Мир человека, М., 1994г.№№
пп
Ход учебного занятия и последовательность изложения
основных вопросов содержания темы
I Организационный этап:
Время в
мин.
2
1.1 Приветствие, контроль посещаемости.
1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
II Этап проверки домашнего задания:
Эссе и комментарии к ним.
III Этап актуализации:
Новая тема, цели и задачи, план изучения.
IV Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала:
Какова роль науки в современном обществе?
V Этап изучения нового материала:
5.1 Наука – мышление в понятиях. Три точки зрения определения
понятия «Наука».
5.2 Наука и современное общество.
5.3 Как совершается научное открытие.
5.4 Этика науки.
5.5 Естественные и социальногуманитарные науки.
VI Этап закрепления и обобщения нового материала:
6.1 Практические выводы по теме с. 9798.
6.2 Основные понятия и положения по теме.
6.3 Вопросы с. 99.
VII Этап контроля и самоконтроля:
7.1 Выводы и замечания по ходу занятия.
7.2 Оценивание работы учащихся на занятии.
VIII Этап информации о домашнем задании:
§9 Анализ документа с.98
IX Этап рефлексии.
5
2
2
20
8
3
1
2
Наука и современное общество.
Современная наука является не только основной формой познания природы и общества,
обеспечивает человека научными знаниями, но и важнейшим инструментом ее
жизнедеятельности Как форма общественного сознания она является является системой
знаний о природе, обществе и мышлении, отражает мир в научных понятиях, законах,
теориях, апробируются И проверяются предметнопрактической деятельностию.
Современная наука это совокупность сотен наук, исследующих различные сферы
действительности Те из них, которые изучают природу, выделили в сферу естественных
наук, а те, что общество, называют общественными Отсюда си, физику, химию,
астрономию, биологию, физиологию и др. классифицируют как естественные науки, а
такие, как история, социология, политэкономия, политология, философия и др., относятся
к блоку общественных В их пределах возможны еще и детальные классификации Тем
более, что современное развитие науки свидетельствует неуклонном развитии
дифференциальных процессов Поэтому в структуре традиционных наук постояннопроисходит раство ленування И выделения все новых и новых направлений Так, из лона
философии в свое время выделились этика, эстетика, логика, психология, история
философии, социальная философия, социология, философия истории, политология и
другие наукші науки.
5.5 Естественные и социальногуманитарные науки.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может
существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать
общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления.
Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для
общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между
различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они
характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности
однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных
общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности
единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в
определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет
исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С
этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:
исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология,
этнография, историография и др.);
экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным
хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);
философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.);
филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.);
юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений,
конституционное право и т. п.);
педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и
методика обучения и воспитания и т. д.);
психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и
политическая психология и др.);
социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая
социология и демография и т. д.);
политические науки (теория политики, история и методология политической науки,
политическая конфликтология, политические технологии и пр.);
культурология (теория и история культуры, музееведение и др.).
Словарная работа
1. духовно практическая деятельность
2. функция целеполагания
3. интернационализация культуры
4. универсальность науки
5. самообразование
6. этика
7. альтруизм
8. нравственные категории
9. религиозное сознание
10. эстетикаПреподаватель: _________/Бабынин С.А./