Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"
Оценка 5

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Оценка 5
Контроль знаний +2
doc
обществознание
10 кл
31.01.2017
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"
Учебное занятие по обобщению, закреплению и комплексному применению знаний и способов деятельности решает следующие цели учебного занятия: 1. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме. 2. Дать образное представление о деятельности общества в различных сферах. 3. Способствовать нравственному воспитанию обучающихся, формированию активной жизненной позиции, позитивных качеств личности. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
29-30 обобщение 30-31.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ                          по дисциплине: Обществознание.                                                                                       Учебное занятие № 29­30 Тема учебной программы:  Общество как сложная динамическая система.  Тема учебного занятия: Общество как система. Цели учебного занятия: 1. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме. 2. Дать образное представление о деятельности общества в различных сферах. 3. Способствовать нравственному воспитанию обучающихся, формированию  активной жизненной позиции, позитивных качеств личности. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков,  обучающихся в различных видах учебной деятельности. Тип учебного занятия: Учебное занятие по обобщению, закреплению и комплексному применению  знаний и способов деятельности. Формы проведения учебного занятия: Тесты. Материальное обеспечение учебного занятия: Дидактический  материал. Литература: 1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);­ М., Просвещение,2008г. 2. Гуревич Е.М. Введение в философию,­ М., 1996г. 3. Купцов В.И. Человек и общество,­ М., 1997г. 4. Малышевский А.Ф. Мир человека,­ М., 1994г. Контрольная работа №2: « Общество как система». ЗАДАНИЕ №1 ТЕСТ. 1) Обществом в широком смысле слова называют 1) весь окружающий мир 2) совокупность форм объединения людей 3) группы, в которых происходит общение 4) взаимодействие людей в повседневной жизни 5) 2) Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Осушение   людьми   заболоченных   земель   является   примером взаимодействия ...» 1) цивилизации и культуры 2) гражданина и государства 3) производства и потребления  4) общества и природы 5) 3) Связь всех сфер жизни общества  1) вытекает из целостности общества как системы 2) достигается политической борьбой 3) обеспечивается идеологической работой 4) устанавливается законодательным путем 4) Верны ли следующие суждения об обществе и культуре? А.Материальные   условия   жизни   общества   оказывают   влияние   на   нормы поведения человека. Б.Культура общества не зависит от социально­экономических условий его жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны 5) Человека от животного, в частности, отличает наличие  1) кровообращения  2) речи  3) зрения  4) слуха 6) Верны ли следующие суждения об источнике объективных знаний? Источником объективных знаний  А. является только разум.  Б. являются только чувства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны 7) Какая из  перечисленных ниже  наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке? 1) экология  2) философия 3) правоведение 4) политология 8)   Согласно   Конституции   РФ,   высшей   ценностью   в   Российской Федерации является 1) земля и другие природные ресурсы 2) человек, его права и свободы 3) государственная власть 4) частная собственность 9) Деятельность человека и поведение животного характеризуются  1) выдвижением целей 2) механизмом самоконтроля 3) осознанным выбором средств 4) удовлетворением потребностей 10) Верны ли следующие суждения о свободе человека?  А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.  Б.  Свобода   человека   невозможна   в   условиях   общественных   связей   и взаимодействий. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны. 11) Среди перечисленных наук функции и формы государственной  власти изучает  1) экономика 2) социология 3) культурология 4) политология 12) Все, что создано человеком, в своей совокупности называется  1) обществом 2) культурой 3) искусством 4) наукой 13) Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, данной в первом  столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) 2) 3) 4) стремление к достоверности обоснованность предположений субъективность образное отражение реальности ОБЛАСТИ  КУЛЬТУРЫ А) наука Б) искусство 1 2 3 4 14) Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной  жизни? А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как  правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды  экономических кризисов политических потрясений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 15) К потребностям человека, обусловленным его биологической  природой, относятся потребности в 1) самосохранении 2) самореализации 3) самопознании 4) самообразовании 16) Культура, в широком смысле слова, – это 1) сложные формы поведения человека и животных 2) все, что относится к деятельности в сфере искусства 3) степень воспитанности определенного человека 4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты  17) Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется  1) кровнородственными отношениями 2) повседневным взаимодействием 3) устойчивыми связями 4) общими традициями ЗАДАНИЕ №2  СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ. Дать определение понятий: Общественные отношения Социальный институт  Эволюция Революция Индустриальное общество  Прогресс Экологические проблемы Международный терроризм Ключ к тесту: А 2 Б 4 В 1  Г 1 Д 2 Е Ж 2 4 З 2 И 4 К 4 Л 4 Н 2 П 2 Р 1 С 4 Т 1   О 1а 2а 3б 4б Критерии оценивания результатов тестирования: 17–16 баллов – 5 «отлично». 15­14 баллов – 4 «хорошо». 13­11баллов – 3 «удовлетворительно». Менее 11 баллов – 2 «неудовлетворительно». Вариант № 1 А1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и  природы? 1. создание славянской азбуки 2. подсечно­огневое земледелие восточных славян 3. сбор дани с подвластных племен 4. написание свода законов «Русская правда» А2. Для традиционного общества характерно: 1. длительное существование общины 2. широкое участие народа в общественной жизни 3. занятие основной массы населения в сфере услуг 4. признание в качестве главной ценности права и свободы личности А3. Верны ли следующие суждения?         А) «Исторически общество первично, а государство вторично»         Б) «Государство порождает общество» 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны А4. Процесс приобщения  к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленными предыдущими  поколениями,  называется: 1. наукой                                                      3. образованием 2. искусством                                              4. творчеством А5. И человеку, и животному свойственна потребность в: 1. самовыражении 2. сохранении потомства 3. общественном признании 4. трудовой деятельности А 6. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у  человека: 1. эмоционально­чувственных реакций на воздействие среды 2. ответственности за свои действия и их последствия 3. обусловленности поведения генетическими особенностями 4. инстинктов самосохранения и заботы о потомстве А7. Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее  высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на  способности человека: 1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для  отстаивания своих интересов 2. давать отпор любым агрессивным выпадам против него 3. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него  благоприятной 4. к созидательной творческой деятельности на основе развитого,  совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и  т.д. А8. Для регулирования воды в реках бобры строят плотины.  При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия  животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек?  Побудителями действий животных выступают: 1. мотивы                              3. навыки                                     2. инстинкты                         4. способности А9. К какой сфере общественной жизни относятся художественное  творчество, научные исследования? 1. экономической   2. социальной   3. политической   4. духовной А10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется: 1. формированием  рыночной экономики 2. ограничением социальной мобильности 3. расширением возможностей массовой коммуникации 4. организацией массового промышленного производства А11. Природа, в отличие от общества: 1. испытывает влияние человеческой деятельности 2. является средой обитания человека 3. изменяется в направлении от низшего к высшему 4. способна развиваться независимо от человека А12. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на  природу? 1. обнаружение ранее неизвестной древней летописи 2. дебаты кандидатов в президенты страны 3. захоронение радиоактивных отходов 4. реформа календаря А13. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного  развития?         А) Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности,              инициативы являются характерной чертой духовной жизни              традиционного   общества.         Б) В постиндустриальном обществе коллективистские ценности               преобладают над ценностями свободы личности. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны А14. Как деятельность человека, так и деятельность животного  характеризуется: 1. выдвижением целей 2. осознанным выбором средств       3.   удовлетворением потребностей       4. механизмами самоконтроля А15. Верны ли следующие суждения о человеке?         А) Человек остается частью природного мира.         Б) Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны А16. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества  непосредственно относится к сфере общественной жизни: 1. экономической 2. социальной 3. политической 4. духовной А17. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует  общество как 1. часть материального мира 2. социальную среду обитания человека 3. целостную систему 4. совокупность общностей А18. Верны ли суждения? Свобода человека         А) является синонимом вседозволенности. Б) проявляется как осознанный выбор между добром и злом. 1. верно только А                                        3) верны оба суждения 2. верно только Б                                         4) оба суждения неверны А19. С социальной сущностью человека связана потребность в 1. трудовой деятельности 2. нормальном теплообмене 3. продолжении рода 4. сне и отдыхе А20. Верны ли следующие суждения о свободе человека?         А) Свобода человека выражается исключительно в собственных               решениях относительно дальнейших действий.         Б) Свобода человека возможна только в результате преодоления  правил,              навязанных обществом. 1. верно только А                                       3) верны оба суждения 2. верно только Б                                        4) оба суждения неверны А21. Человеку как культурно­историческому существу свойственно (а): 1. наличие головного мозга 2. овладение социальными нормами 3. определенная продолжительность жизни 4. генетическая предрасположенность к некоторым болезням   В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Социальные институты общества выступают его важнейшими  _____________  (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей,  ______________ (2) которых направлена на выполнение конкретных  общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3).  К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.    Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо  вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже и  единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам  необходимо выбрать. А) государство Б) деятельность В) заповеди Г) нормы Д) парламент Е) признак Ж) элементы   В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Социальные институты существуют в культуре, политике,  __________ (1).  Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом  является __________ (2). А в духовной сфере общественной жизни к  социальным институтам можно отнести _________ (3). Наличие социальных  институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в  целом более _____________ (4).    Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо  вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже  единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам  необходимо выбрать. А) государство Б) парламент В) прогрессивное Г) экономика Д) устойчивое Е) школа Вариант № 2  А 1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и  общества? 1. разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом 2. формирование кастовой системы в Древней Индии 3. строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае 4.  издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника А2. И общество и природа 1. являются динамическими системами 2. создаются в процессе целенаправленной деятельности людей 3. развиваются независимо от сознания людей 4. носят характер закрытых систем А 3. При переходе от традиционного общества к индустриальному 1. личность стала подчиняться общине 2. выросла социальная мобильность 3. возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений 4. усилилось внеэкономическое принуждение к труду А4. Верны ли следующие суждения о типах общества?         А) Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права               отдельного человека.         Б) В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют  значение норм, регулирующих общественную жизнь. 1. верно только А                                         3) верны оба суждеия 2. верно только Б                                          4) оба суждения неверны А5. Что свойственно и человеку, и животному? 1. преобразование мира                                3) необходимость в отдыхе 2. накопление знаний                                    4) стремление к прекрасному А6. Верны ли следующие суждения  о личности?           А) Главным в характеристике личности является участие человека  в общественных отношениях и созидательной деятельности.            Б) Новорожденный человек является личностью. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны А7. Выделяя основные  элементы общества, их взаимосвязь и  взаимодействие, ученые характеризуют общество как 1. систему 2. независимую от природы часть материального мира 3. часть природы 4. материальный мир в целом А8. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1. серийное производство продукции 2. развитие естественных наук 3. преобладание семьи патриархального типа 4. ценность свободы личности А9. Реформа, в отличие от революции 1. носит всеобъемлющий характер 2. является формой социальной динамики 3. проводится, как правило, по инициативе сверху 4. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни А10. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии  культуры? 1. организация новогоднего карнавала 2. посещение музея народной культуры 3. выразительное чтение стихотворения 4. создание микропроцессов А11.  Верны ли следующие суждения?  Понятие «общество»          А) применимо к объединению людей, связанных сходными интересами          Б) может обозначать совокупность подсистем и социальных  институтов 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны А12. Общество как динамическую систему характеризует 1. изменяемость некоторых видов растений 2. наличие различных сфер общества 3. обновление форм взаимодействия социальных групп 4. изолированность от природы А13. Традиционному обществу присущ признак: 1. интенсивное развитие науки 2. серийное промышленное производство 3. преобладание семьи патриархального типа 4. осознание ценности прав человека А14. Человека от животного отличает: 1. использование природных объектов 2. способность к целеполаганию 3. внешняя приспособляемость 4. постижение мира с помощью органов зрения А15. Социальную природу человека характеризуют: 1. половые и возрастные особенности 2. наследственные проявления 3. воля и характер 4. моральные принципы А16. Верны ли следующие суждения?           Человек отличается от животного способностью           А) преобразовывать своим трудом окружающую среду            Б) мыслить 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны А17. Человек отличается от животного способностью: 1. ориентироваться в среде существования 2. создавать условия и средства жизни 3. обучать молодое поколение 4. приспосабливать предметы, данные природой, для своих нужд А18. Взаимодействие общества и природы иллюстрирует пример 1. урегулирование  межэтнического конфликта 2. законотворческая деятельность государства 3. изменение экологического законодательства 4. увеличение выпуска сельскохозяйственной техники А19. Информационное общество характеризует признак: 1. начало разделения общества на богатых и бедных 2. появление массовой культуры 3. увеличение числа занятых в сфере услуг 4. переход к производящему хозяйству А20. Верны ли следующие суждения?  Понятие «общество»         А) применительно к объединению людей, связанных сходными              интересами.         Б) может обозначать совокупность подсистем и социальных  институтов 1. верно только А                                         3) верны оба суждения 2. верно только Б                                          4) оба суждения неверны А21.  Верны ли следующие суждения о человеке?          А) Человек – это существо, которое участвует в создании самого  себя.          Б) Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо  всех              людях. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны   В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Семья является одним из важнейших социальных _________________ (1) Она выполняет в обществе важные  _________ (2): рождение и воспитание  детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее  ________________ (3). Оно регулируется не только внутрисемейными  правилами, но и общественными  ______________ (4) – моралью и правом.    Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо  вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже  единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам  необходимо выбрать. А) воспитание Б) законы В) звено Г) институт Д) нормы Е) поведение Ж) функции В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также  внутри их называются общественными _________________(1) . Они  формируются в процессе экономической, социальной, _____________ (2)  культурной жизни и деятельности общества. Таким образом, они  складываются во всех  _______________ (3) общественной жизни. В  экономике, к примеру, это отношения распределения и _______________ (4).    Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо  вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже  единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам  необходимо выбрать. А) государственная Б) действия В) накопления Г) отношения Д) политическая Е) собственность Ж) сферы А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А 10 А 11 А12 А13 А 14 А 15 А 16 А 17 Ключи к тесту «Общество как сложная система». Вариант 1. А8 А9 А1 3       2 1 1 3 2 2 4 2 4 3 4 3 4 3 3 2 А18 2 А19 1 А20 1 А21 2 В1 Ж,Б,Г,А Вариант 2. В2 Г,А,Е,Д А2 1 А3 4 А4 2 А5 3 А6 1 А7 1 А8 1 А9 3 А10 4 А11 3 А12 3 А13 3 А14 2 А21 1 А15 4 В1 А16 3 А17 4 А18 3 А19 3 А20 3 В2 Г,Ж,Е,Д Г,Д,Ж,В

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию на тему "Общество как система"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017