Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»
Оценка 5

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
ОБЗР
Взрослым
04.10.2018
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»
Методическая разработка составлена на основании тематического плана учебной дисциплины «Правила безопасности дорожного движения» по специальностям 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.01.03 «Автомеханик». Учебная дисциплина «Правила безопасности дорожного движения» помогает подготовить специалиста среднего звена, способного принимать решения по организации работы автотранспорта и безопасности дорожного движения. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным специальностям устанавливают, что обучающиеся должны приобрести знания, умения и навыки по организации работы автомобильного транспорта, изучить требования Правил дорожного движения.Атор: В.Э. Шрайнер Наименование: Методическая разработка "Сигналы светофора"
В.Э. Шрайнер Метод. разраб. Сигналы светофора.docx
1 Министерство образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» (КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства»)   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по теме:  «Сигналы светофора» по дисциплине:  «Правила безопасности дорожного движения»  23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 23.01.03 «Автомеханик» для специальностей: Подготовил:  преподаватель В.Э. Шрайнер 2 г. Красноярск  2018 г. 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная   методическая   разработка   составлена   на   основании   тематического плана   учебной   дисциплины  «Правила   безопасности   дорожного   движения» по   специальностям   23.02.03   «Техническое   обслуживание   и   ремонт автомобильного транспорта»,  23.01.03 «Автомеханик».  Пользование   транспортом   в   силу   совокупности   причин   сопровождается значительными социальными и экономическими негативными последствиями. По результатам   мировой   статистики   в   дорожно­транспортных   происшествиях ежегодно погибают сотни тысяч человек и десятки миллионов получают ранения. Соответственно, важной задачей является снижение негативных последствий автомобилизации.   Самой   сложной   и   глобальной   из   них   стала   проблема обеспечения безопасности движения. Дисциплина   «Правила   безопасности   дорожного   движения»   помогает подготовить   специалиста   среднего   звена,   способного   принимать   решения   по организации работы автотранспорта и безопасности дорожного движения. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников   по   указанным   специальностям   устанавливают,   что   обучающиеся должны   приобрести   знания,   умения   и   навыки   по   организации   работы автомобильного   транспорта,   изучить   требования   Правил   дорожного   движения (далее – Правила, ПДД). Цели урока: 1. Формирование у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков; 2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; 3. Развитие у учащихся умения излагать мысли, моделировать ситуацию; 4. Закрепление основного программного материала; 5. Воспитать уважение к другим участникам дорожного движения и умение правильно оценить любую ситуацию и обстановку вокруг себя. Задачи урока: Воспитательная   –   развитие   познавательного   интереса,   логического 4 мышления. Учебная – обобщение и повторение знаний по теме. Развивающая   –   развитие   алгоритмического   мышления,   памяти, 1. 2. 3. внимательности. План урока: Организационный момент. Изложение нового материала. 1. 2. 2.1. Типы светофоров и виды световых сигналов, используемых в них. 2.2. Значение световых сигналов светофоров. 2.3. Виды световых сигналов светофора; 1) Сигналы   светофора,   выполненные   в   виде   стрелок   красного,   жёлтого   и зелёного цветов; 2) Сигналы светофора в виде силуэтов пешехода или велосипеда; 3) Х­образные сигналы светофора; 4) Т­образные бело­лунные сигналы светофора; 5) Светофоры на железнодорожных переездах. 3. Подведение итогов урока. Подготовительный этап. Для   проведения   урока   –   лекции   подготовлены   плакаты,   презентация   к уроку в компьютерном варианте. Ход урока. 1. Организационный момент. Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   со   средствами   регулирования дорожного движения. Если вы внимательно изучите и усвоите сегодняшнюю тему, у Вас никогда не будет затруднений при движении на дорогах в любом месте. 2. Изложение нового материала. 2.1. Типы светофоров и виды световых сигналов, используемых в них. 5 В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело­ лунного   цветов.   В   зависимости   от   назначения   сигналы   светофора   могут   быть круглые,   в   виде   стрелки   (стрелок),   силуэта   пешехода   или   велосипеда   и   Х­ образные.   Светофоры   с   круглыми   сигналами   могут   иметь   одну   или   две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.  Рис. 69. Разновидности светофоров 6 2.2. Значение световых сигналов светофора. 1). Круглые сигналы светофора.    Круглые сигналы светофора имеют следующие значения: – зеленый сигнал разрешает движение; Принцип Правил гласит – "если не запрещено, то можно". Это означает, что если нет дополнительной информации в виде дорожных знаков, линий разметки и т.п., то при зеленом сигнале светофора движение разрешено в 4­х направлениях (рис. 70). – зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его   действия   истекает   и   вскоре   будет   включен   запрещающий   сигнал   (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применять цифровое табло). Рис.   70.   Разрешенные   направления Рис. 71. "Зеленый" мигнул первый раз движения Кстати, кто из вас обратил внимание на то, сколько раз он мигает? Не помните? А, мигает он всего 3 (иногда 4) раза в течение отведенных ему для этого трех секунд! На   рис.   71   светофор   мигнул   первый   раз,   скорость   движения   у   обоих автомобилей около 60 км/ч. Водителю автомобиля "А" не только нет смысла тормозить, но и опасно это делать,   так   как   водители   сзади   идущих   машин   рассчитывают   на   то,   что   он проедет   через   перекресток.   Времени   на   проезд   перекрестка   более   чем 7 достаточно, так как за 1 секунду на скорости 60 км/ч машина проходит около 17 метров. (17 м ×  3 сек = 51 метр –  немалое расстояние). Водителю автомобиля "Б" рекомендуется начинать плавное торможение. Когда   скорость   движения   его   автомобиля   будет   близка   к   нулю,   он   как   раз окажется   у   границы   перекрестка,   и   светофор   переключится   на   запрещающий сигнал. –   желтый   сигнал   запрещает   движение,   кроме   случаев,   предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Надо  сказать,  что  желтый  сигнал  это   самый  опасный  сигнал   светофора. Водитель должен принять правильное решение – остановиться или продолжить движение.   От   его   решения   зависит,   создастся   ли   аварийная   ситуация   на перекрестке или нет. Как Вы думаете, что делать водителю красного автомобиля в ситуации, изображенной   на   рис.   72.   Зеленый   сигнал   светофора   поменялся   на   желтый   в самый неподходящий момент. Тормозить или проехать через перекресток? Рис. 72.  Правильное решение можно принять только на дороге с учетом реальных условий. В такой ситуации водитель должен учесть: • скорость движения своего и сзади идущих автомобилей; • размеры перекрестка и расстояние до машины сзади; • хорошо ли просматриваются стороны перекрестка; 8 •  нетерпеливость   водителей   справа   и   слева,   ожидающих   включения   зеленого сигнала светофора. И много других факторов, вплоть до того, хороший ли бензин Вы залили вчера в бензобак своего автомобиля, влияют на выбор правильного решения. Вывод напрашивается сам собою – попадать в такую ситуацию не стоит. Водители со стажем "чувствуют", сколько времени осталось "гореть" тому или другому   сигналу   светофора.   А   начинающим   водителям   советую   использовать математику. Смена сигналов светофора происходит каждые 30–40 сек., а зеленый сигнал мигает 3 сек. – желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого   перекрестка   или   пешеходного   перехода,   предупреждает   об опасности; Как правило, ночью машин на дороге очень мало и останавливать их на каждом перекрестке или перед каждым пешеходным переходом нецелесообразно. Поэтому часть светофоров переводится на желтый мигающий режим работы до утра. Днем   тоже   можно   встретить   желтые   мигающие   светофоры.   Обычно   это означает,   что   они   неисправны.   В   таких   случаях   водители   должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков (см. раздел 13 ПДД "Проезд перекрестков"). – красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение. Обычный светофор и обычный красный сигнал – это понятно (рис. 73).   Запрещающие   сигналы   73. Рис. светофора Одна   красная  мигающая   секция  или две   попеременно   мигающие   –   тоже известный     проезда, способ   но   уже запрещения через   железнодорожный переезд. 9 Сочетание   красного   и   желтого сигналов   запрещает   движение   и информирует включении зеленого сигнала.   о   предстоящем Многие из тех, кто пробовал начать движение на этот запрещающий сигнал, через   перекресток   так   и   не   проехали,   а   их   искореженные   машины   теперь находятся в ремонте. Хочется дать Вам настоятельный совет – не стоит начинать движение на "красный с желтым", дождитесь включения зеленого сигнала! Ведь в это время другие машины могут заканчивать проезд перекрестка, а Вы их не видите из­за рядом стоящего автобуса. 2).  Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов.  Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками,   имеют   то   же   значение,   что   и   круглые   сигналы   соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое   стрелками.   При   этом   стрелка,   разрешающая   поворот   налево, разрешает   и   разворот,   если   это   не   запрещено   соответствующим   дорожным знаком. Такое   же   значение   имеет   зеленая   стрелка   в   дополнительной   секции. Выключенный  сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией. Иными   словами,   если   видите   такие   сигналы   светофора   (рис.   74),   то двигаться в указанном стрелкой направлении (направление может быть указано любое), можно только тогда, когда в соответствующей  секции будет включен зеленый сигнал светофора. 10 Рис. 74. Стрелки светофора . Если  на основной зеленый сигнал  светофора  нанесена  черная  контурная стрелка   (стрелки),  то   она   информирует   водителей   о   наличии   дополнительной секции   светофора   и   указывает   иные   разрешенные   направления   движения,   чем сигнал дополнительной секции. Рис. 75. Дополнительная секция светофора 11 3). Сигналы светофора в виде силуэтов пешехода или велосипеда. Если   сигнал   светофора   выполнен   в   виде силуэта   пешехода   (велосипеда),   то   его действие   распространяется   только   на пешеходов   (велосипедистов).   При   этом зеленый   сигнал   разрешает,   а   красный запрещает (велосипедистов).    движение   пешеходов Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор   с   круглыми   сигналами   уменьшенного   размера,   дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200×200 мм с изображением велосипеда черного цвета. Для   информирования   слепых   пешеходов   о   возможности   пересечения проезжей части световые сигналы светофора  могут быть дополнены звуковым сигналом. 4). Х­образные сигналы светофора. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на   противоположное,   применяются   реверсивные   светофоры   с   красным   Х­ образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы   соответственно   запрещают   или   разрешают   движение   по   полосе,   над которой они расположены. Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом  в виде  стрелы, наклоненной  по   диагонали   вниз  направо   или  налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.  12 При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон                       разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен (рис. 76). Рис. 76. "Реверсивный" светофор. 5). Т­образные бело­лунные сигналы светофора. Для   регулирования   движения   трамваев,   а   также   других   маршрутных транспортных   средств,   движущихся   по   выделенной   для   них   полосе,   могут применяться   светофоры   одноцветной   сигнализации   с   четырьмя   круглыми сигналами   бело­лунного   цвета,   расположенными   в   виде   буквы   "Т".   Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из них левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый   –   направо.   Если   включены   только   три   верхних   сигнала,   то   движение запрещено. Рис. 77. "Бело­лунный" светофор для маршрутных транспортных средств 13 п. 6.8 ПДД п. 6.9 ПДД 14 6) Светофоры на железнодорожных переездах. Круглый   бело­лунный   мигающий   сигнал,   расположенный   на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд.   При   выключенных   мигающих   бело­лунном   и   красном   сигналах движение   разрешается   при   отсутствии   в   пределах   видимости   дрезины). приближающегося   к   переезду   поезда   (локомотива, 3. Подведение итогов урока. На уроке мы изучили применяемые средства регулирования дорожного движения. Полученные знания помогут Вам в дальнейшем освоении требований Правил дорожного движения, и на практике позволят успешно разобраться в сложной дорожной ситуации. Список рекомендуемой литературы 1. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО «Третий Рим Капитал», 2018.  2. Иванов,   С.Е.   Организация   и   безопасность   движения.  Учебное пособие / С.Е. Иванов. – 2­е изд. – СПб.: Изд­во СЗТУ, 2011.  Сайты сети Интернет 3. 4.  http://www.gibdd.ru – Госавтоинспекция МВД России.   http://www.fcp­pbdd.ru  –   Федеральная   программа   «Повышение безопасности дорожного движения в 2013­2020 годах».

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Сигналы светофора»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2018