Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русский язык +1
3 кл—11 кл +1
04.04.2017
Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»
Задачи внеурочного занятия: Познакомить с «важным» второстепенным членом предложения – обстоятельством. Собрать информацию об обстоятельствах. Выявить особенности этого члена предложения.Обучающиеся на занятии: участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; находят необходимую информацию и строят на её основе связное монологическое высказывание.Разработка занятия
Важные обстоятельства со слайдами.docx
Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства» Класс Автор и  название  программы Направление   Тема занятия Цели учебного  занятия 3 Рабочая программа внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» составлена на основе программы  факультатива «Удивительный мир слов» / Сборник  программ внеурочной деятельности : 1 – 4 классы / под  редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М. : Вентана – граф, 2011. –  192 с. – (Начальная школа 21 века). Интеллектуальное  Важные обстоятельства 1. Обучающие цели:  обобщить знания о второстепенных членах  предложения;  создать творческий продукт. 2. Цели, ориентированные на развитие личности  Задачи  Универсальные  учебные  действия обучающегося:  содействовать формированию интеллектуальной,  коммуникативной, исследовательской культуры.  Познакомить с «важным» второстепенным членом  предложения – обстоятельством.  Собрать информацию об обстоятельствах.  Выявить особенности этого члена предложения. Обучающиеся на занятии будут:  участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  формулировать собственное мнение и  аргументировать его;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в  сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  находить необходимую информацию и строить на её  Оборудование  основе связное монологическое высказывание. Презентация, карточки для индивидуальной работы 1 этап занятия Цель  Ход учебного занятия Подготовительный этап Организационно­подготовительный Подготовка педагога и детей к занятию. Создание  благоприятного микроклимата, активизация внимания. Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь в группах соедините  ладошки, объедините тепло и  хорошее настроение,  пожелайте успешной работы. 2 этап  занятия Цель  Подготовительный этап Диагностический Диагностика усвоенных знаний обучающихся по теме предыдущих занятий. Диагностика жизненного и  познавательного опыта обучающихся по теме занятия ­ Прочитайте написанное на доске стихотворение: Не сразу всё устроилось. Предложение не сразу построилось. Сначала возникли звуки,  Потом появились слова. Мы свяжем слова по смыслу, Добавим побольше мысли, И превратится наше творение  В предложение, в предложение! ­ Что такое предложение? ­ Как вы понимаете фразу «грамматика предложения»? (Предложение должно  быть правильно написано: слова связаны по смыслу, выражена законченная мысль) ­ Что называют грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое) ­ Как найти грамматическую основу предложения? Выразите решение этой задачи  в стихах, разученных на прошлых занятиях. Когда перед вами задача: Найти основу предложения, Отыщите вначале глагол, Без всякого отклонения. Подчеркните его двумя Строго ровными чертами И начинайте искать тогда Подлежащее с нами. Зададим вопросы: кто? что? Установим связь в предложении. Подчеркнём одною чертой Подлежащее, без сомнения. 3 этап  занятия Цель  Конструирующий этап Основной Обеспечение восприятия обучающимися нового учебного  материала Учитель.  Слова могут играть в предложении разные роли: то главные  (грамматическая основа), то второстепенные. Слова влияют друг на друга,  некоторые, можно сказать, дружат между собой. ­ Сегодня мы продолжаем работать над проектом «Второстепенные члены  предложения». На этом занятии мы исследуем второстепенный член предложения ­ обстоятельство.  ­ Назовите цель и задачи этого проекта. Ученики. Цель: Обобщить знания о второстепенных членах предложения. Задачи: 1. Собрать информацию об обстоятельстве. 2. Выявить особенности этого члена предложения. 3. Создать творческий продукт. Учитель. Что может обозначать понятие «обстоятельство»? Каковы ваши гипотезы?  Ученики. Ответы детей. Учитель. «Обстоятельство» ­ многозначное слово, то есть оно имеет много значений. Нас интересует только лингвистика. ­ Дежурный библиограф, объясните значение этого термина с помощью толкового  словаря. Ученик – библиограф: Обстоятельство ­ в грамматике: второстепенный член  предложения, указывающий на время, место, образ действия. Учитель.  Какие новые знания об обстоятельстве вы почерпнули из словаря?  Ученики. Обстоятельство указывает на время, место, образ действия. Учитель.  На какие вопросы отвечает этот член предложения? Ученики. Где? Когда ? Куда ? Откуда ? Как ? Учитель.  Попробуйте распределить эти вопросы по видам обстоятельств. Ученики. Обстоятельства времени ­ когда? обстоятельства места ­ где? куда?  откуда? обстоятельства образа действия ­ как?  Учитель. Познакомиться с таким разнообразием обстоятельств нам поможет син­ таксическая задачка «Русская изба». Так мы решим вторую задачу занятия ­  выявим особенности этого члена предложения. Давайте расскажем, где, как и в каких обстоятельствах жили люди в старые­ старые времена. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке», написанную Александром  Сергеевичем Пушкиным.  Продолжите фразу с помощью обстоятельства и назовите его вид  (обстоятельство места, времени или образа действия). Например: Старик со  старухой жили (где?) у моря ­ обстоятельство места. СЛАЙД 1.  Старик со старухой жили... (где?) (в землянке — ...).  Они жили... (сколько лет?) (тридцать лет и три года ­ ...).  Старик поймал рыбку... (где?) (в море ­ ...).  Рыбка просила отпустить ее... (как?)  (жалобно — ...).  Старик отпустил рыбку... (куда?) (на простор ­ ...).  Воротился старик... (куда?) (домой — ...).  Его встретила старуха... (как?) (ворчливо ­ ...).  Старику пришлось вернуться... (куда?) (на берег ­ ...).  Он обратился с просьбой к рыбке... (как?) (с поклоном ­ ...).  Она отвечала ему каждый раз... (как?) (по­доброму ­ ...). Учитель. Одним из желаний старухи была новая изба.  СЛАЙД 2. Попробуем представить себе русскую избу тех времен. Она строилась из  сосны или ели. Обрубали ветки, получались бревна. Из них ставили сруб, не  используя гвоздей. Сначала шли сени ­ это холодный коридор. После него комната  ­ горница; она была и гостиной, и спальней. Сейчас мы расставим в избе различные предметы, получится интерьер  русской избы. Учитель. Как вы понимаете слово «интерьер»?  Ученики. Ответы детей. Учитель.  Дежурный библиограф, уточните значение слова «интерьер». Где и как  вы будете это делать?  Ученики. В толковом словаре, по алфавиту. Ученик – библиограф. Интерьер ­ внутреннее помещение в здании. Учитель. Какие предметы быта могли быть в то время в русской избе? (Ответы  детей.) Отгадайте загадки. 1. Дом ­ белый, дверь ­ черная, хозяин красный.  Что в дом вошло ­ все в небо ушло. То она печет блины, то показывает сны. (Печка.)  СЛАЙД 3. Учитель. Печь — кормилица, берегла от холода и болезней. Не случайно печь —  любимый персонаж русских сказок. Назовите сказку, которую вы знаете, в которой есть печка Ученики. «Гуси­лебеди», «По щучьему велению» Учитель.  Где находилась печка в избе?  Ученики. В углу комнаты или в центре. Учитель. А для чего нужна была печка? Ученики.  Чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней. 2. Предмет мебели для хранения посуды, одежды. (Буфет, шкаф.) СЛАЙД 4. Учитель. Шкафы были различных размеров. Их украшали резьбой, росписью. В шкафчиках делали сквозную резьбу для проветривания продуктов. Где мог стоять буфет или шкаф?  Ученики.  Около стены. 3. На ней люди спали, работали, ели, встречали гостей. (Лавка, скамья.) СЛАЙД 5. Учитель. Чем отличается лавка от скамьи?  Ученики. Ответы детей. Учитель. Лавка была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная  лавка ­ это скамья. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У  каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с  краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол. Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки.  ­ Куда можно поставить лавку в комнате?  Ученики. К окну. 4. Под крышей ­ ножки,  На крыше ­ ложки, А рядом с ними  С похлебкой плошки. (СТОЛ.) Учитель.  Куда ставили стол в избе?  Ученики. В центр. Учитель. За столом собиралась вся семья. Место хозяина дома называлось  большим местом. Остальные члены семьи садились по порядку (от самого  старшего до младшего). 5. Они были обязательной принадлежностью избы. В них хранили одежду и  тканые холсты. (Сундуки.) СЛАЙД 6. Учитель.  Где располагались сундуки?  Ученики. У печки. Учитель. Сундуки делали большими и маленькими. Они вмещали и другую домашнюю утварь (например, прялки). 6. Шипит недовольно, Кусается больно.  Опасно его оставлять одного.  С ним надо поладить, И можете гладить,  Но гладить не стоит его. (Утюг)  СЛАЙД 7. Учитель.  Как ведет себя утюг?  Ученики.  Недовольно, больно, опасно.  Учитель.  Утюги были двух видов: в одни клали раскаленные угли, другие  ставились на печь.  СЛАЙД 8 ­ 10. Учитель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди место». Каждый ученик получает рисунок пустой комнаты избы и рисунки интерьера русской избы. Ваша задача расставить предметы интерьера по своим  местам. (Приложение 1) 4 этап  занятия Цель  Обеспечение осознанности усвоения новых знаний, способов  действий и их применения. Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Конструирующий этап Систематизированный Учитель. Мы продолжаем отдыхать в русской избе. По вечерам там собиралась  молодежь. Рассказывали истории, шутили, соревновались. Так и мы сделаем. (Разделить детей на пары, каждой паре дать по одной скороговорке.) ­ Прочитайте скороговорку, отыщите в ней обстоятельства. Определите, чем оно  выражено. Научитесь произносить скороговорку быстро. 1. У тропинки, у тропы за ночь выросли грибы. 2. Ехал Грека через реку. Видит Грека: в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за  руку Греку цап. 3. Гроздья рябины на солнце горят. Рябит от рябины в глазах у ребят. 4. На воротах сорока, на заборе ворона, на дороге воробей. 5. Гром по горам прокатился, комар с дуба свалился. 6. До города дорога в гору, от города ­с горы. Учитель. Какие виды обстоятельств нам встретились во всех действиях занятия?  Ученики. Обстоятельства места, времени, образа действия. Учитель. Обязательным элементом любого проекта должно быть изготовление  творческого продукта. Этим вы сейчас и займетесь. Придумайте свою историю,  сказку или стихотворение о второстепенных членах предложения. (Работать дети могут по желанию в паре или индивидуально.) 5 этап  Итоговый этап занятия Цель  Аналитический Анализ качества и уровня усвоения обучающимися  теоретических и практических знаний и умений, анализ и  оценка достижения цели занятия Ребята защищают свой творческий продукт. 6 этап  занятия Цель  Рефлексивный  Аналитический Самооценка обучающимися собственной деятельности, Оценка сотрудничества, результата деятельности Учитель. Над каким проектом мы работали? Ученики. Второстепенные члены предложения. Учитель. Чем помогают проекты в вашей школьной жизни?  Ученики. Получаем глубокие знания, учимся применять разные методы  исследования, работать в коллективе, дружить. Учитель. Какая информация для вас была открытием? Ученики. Ответы детей. Учитель. На какую ступень познания школьной лесенки  вы поднялись сегодня? Ученики. Ответы детей. Учитель. Конечно, тайны языка Не все открыли мы пока, Но это замечательно,  И очень увлекательно У всех давно известных слов Вдруг открывать секреты, Читать, исследовать, искать. И находить ответы!

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по теме: «Важные обстоятельства»

Методическая разработка  учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»  по теме: «Важные обстоятельства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017