Методическая разработка урока биологии по теме: «Этапы антропогенеза»
Оценка 5

Методическая разработка урока биологии по теме: «Этапы антропогенеза»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
13.03.2018
Методическая разработка урока биологии по теме: «Этапы антропогенеза»
Методическая разработка урока биологии в девятом классе по теме "Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги" составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием и по стандартам ФГОС и ГОСО. Методическая разработка урока содержит подробное описание всех этапов урока, а также деятельность учителя и учащихся на уроке.
урок №56 - этапы антропог..docx
Урок: №55, №56. Предмет: биология. Класс: 9. Дата проведения: _________________________ Тема: Труд и происхождение человека. Предпосылки антропогенеза.  Цели урока: а) сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и  общественных отношениях на разных этапах антропогенеза; б) продолжить формирование знаний о роли биологических и  социальных факторов на разных этапах эволюции человека; в) формирование мировоззрения о происхождении человека. ** Формирование базовых знаний о предпосылках антропогенеза и основных этапах эволюции человека, дальнейшее развитие  навыков работы с текстом учебника, заполнению базовых синтез­таблиц, воспитание культуры поведения и  естественнонаучной картины мира в процессе индивидуальной работы с учеником, имеющим диагноз ЗПР.  Оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие этапы эволюции человека, видеофильм "Земля. Происхождение человека". Тип урока: комбинированный Вид урока: получение знаний в процессе саморегуляции и взаимообучения. Ход урока: 1.    Организационно­мотивационный момент. 2. Активизация опорных знаний учащихся (индивидуальный и фронтальный опрос). 3.    Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с историей изучения проблемы  происхождения человека. Рассмотрим для начала общие представления о происхождении человека. 1. а)  Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек – "родственник животных". Аристотель также выявил различия  между человеком и животными: Прямохождение; Головной мозг крупный; Речь и разум. б) Карл Линней  поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один ряд – приматы.  в)  Жан – Батист Ламарк в 1809 году в книге "Философия зоологии" описывал происхождение человека: исходный предок  "четверорукое" высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо,  способное к прямохождению. г)  Ч. Дарвин в 1871 году в труде "Происхождение человека и половой отбор" доказал на фактах близкое родство человека с  антропоидами, указав на роль социальных факторов. д)  Ф.Энгельс в 1896 году в труде "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" писал: "Труд создал самого  человека". 2.   а) Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида. б) Антропология – наука, изучающая происхождение человека  (демонстрация кадров  видеофильма "Земля. Происхождение  человека".) 3.    Основные этапы эволюции человека. Предки человека №     1. Исходные формы  – австралопитеки 2. Древнейшие люди  – питекантропы  (обезьяночеловек) 10 – 15 млн. лет назад, в  Африке Где и когда жили Прогрессивные черты  во внешнем облике и  анатомическом  строении тела Масса головного  мозга не превышала  500 г., рост 120 – 130  см, масса тела 30 – 40 кг Рост их составлял  примерно 160 см,  головной мозг  достигал 850 – 900  см³ Африка, Азия  (Индонезия,  Китай) и на юге  Европы 1,5 млн. лет  назад Прогрессивные черты в образе жизни Орудия труда Использовали  палки и камни в  качестве оружия  при защите и охоте  на животных Ручное рубило Достаточно свободно  передвигались по открытой  местности на двух ногах,  полностью освободив от  передвижения руки Похожи на людей, активные  охотники на крупную дичь,  они открыли употребление  огня и научились  поддерживать его, но  добывать огонь так и не  научились 3. Древнейшие люди  400 000 лет – синантропы  (китайский  человек) 4. Древние люди –  неандертальцы  Западная  Европа, Алжир,  Марокко, в  долине реки  Неан ­ дерталь Объем головного  мозга составляет 850  – 1220 см³, теменные  доли мозга развиты  сравнительно сильно,  в то время как лобные доли полушарий  мозга развиты слабо,  правая рука была  развита сильнее  левой.    Объем мозга  составлял 1000 – 1600 см³, лобные доли  были развиты  значительно слабее,  ростом были  несколько ниже  человека  современного.  Синантропы ходили  достаточно прямо и  передними конечностями о  землю не опирались. Синантропы умели  пользоваться огнем, находки  антропологов указывают на  то, что синантропы были  людоедами. Орудия труда были  небольших  размеров и грубо  обработаны, длина  их не превышала 15 см.  Для них характерна сутулая  походка, они держали ноги  немного согнутыми в коленях Изготовляли  одежду из шкур  животных, жили в  пещере или строили жилище. При  помощи камней они изготовляли орудия труда более  совершен ­ ные, чем те, которые  изготовляли  синантропы. Каменные орудия  труда, сделанные  при помощи  отжима, и не путем  обкалыва ­  ния, а  обтачивания 5. Первые  современные люди – кроманьонцы  Впервые останки этих людей были найдены во  Франции в гроте  Кро­Маньон Это были довольно  красивые люди, рост  их достигал 190 см,  объем мозга доходил  до 1800 см³ Научились обрабатывать  землю и разводить домашних  животных, строили дома и  освоили гончарное  производство. Они были  отменными художниками и  скульпторами. **Работа в паре «быстрый­медленный ученик» ­ Киршина Р. – Супредко А., контроль, помощь и коррекция  правильности работы с текстом и заполнения основной таблицы со стороны учителя. 3. Закрепление изученного материала: формулирование выводов и запись их в тетради.  Австралопитеки были первым этапом на пути от дриопитеков к человеку. В африканской саванне было достаточно  жарко, спасительная тень деревьев была здесь редкостью, поэтому австралопитеки начали постепенно терять волосяной  покров. В итоге сформировались прямоходящие, почти безволосые обезьяны. По своему виду они уже походили на  людей.  Именно питекантропы были переходным звеном от обезьяны к человеку. Недаром антропологи называют питекантропов  древнейшими людьми.  Неандертальцы не имели развитой речи, они лишь обладали зачатками речи. Орудия труда, которые они изготовляли  легко можно разделить на ряд отдельных групп, в зависимости от тех трудовых операций, для которых они  предназначены.  Очень важным дополнением к находкам питекантропов являются находки другой группы древнейших людей –  синантропов, сделанные в Китае, в пещере Коцетанг. У синантропов теменные доли мозга были развиты сравнительно  сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабее и сохраняют черты сходства с лобными долями  полушарий головного мозга у человекообразных обезьян. Изучение немногочисленных фрагментов бедренных и плечевых костей показало большое сходство этих костей с соответствующими им костями современных людей. В целом кроманьонцы мало, чем отличались от людей современного типа, и в палеонтологии соединяют ископаемых  людей современного типа и современных людей в один вид – Человек разумный (Homo sapiens).  **Конструктивный диалог учителя с учеником в форме индивидуального опроса с помощью наводящих вопросов. 4. Рефлексия. 5. Подведение итогов 6. Задание на дом: читать и пересказывать материал текста параграфа и таблиц в тетради.

Методическая разработка урока биологии по теме: «Этапы антропогенеза»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Этапы антропогенеза»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Этапы антропогенеза»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Этапы антропогенеза»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018