Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»
Оценка 5

Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
13.03.2018
Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»
Методическая разработка урока биологии в девятом классе по теме "Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги" составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием и по стандартам ФГОС и ГОСО. Методическая разработка урока содержит подробное описание всех этапов урока, а также деятельность учителя и учащихся на уроке.
урок №52 - вирусы.docx
Урок: №52. Предмет: биология. Класс: 9. Дата проведения: _____________ Тема: Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги. Цель урока: познакомить учащихся с вирусами и бактериофагами как неклеточной формой жизни. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить учащихся со строением вирусов и бактериофагов, как неклеточной форме жизни 2. Расширить представления о цикле размножения вирусов и бактериофагов. 3. Дать представление о гипотезах возникновения вирусов. Воспитательные: 1. Создание условий для формирования ответственного отношения к своему здоровью. 2. Воспитание  самостоятельности через организацию работы в группах. 3. Воспитание осознанной необходимости в ответственному  отношению к своему здоровью. Развивающие: 1. Развитие умения анализировать и сравнивать биологические объекты с объектами неживой природы. 2. Развитие умения делать выводы, используя схемы. 3. Развитие познавательного интереса учащихся через создание  проблемной ситуации. 4. Развитие навыков работы в малых группах. Оборудование: учебник 9 класса, презентация Microsoft Office PowerPoint к уроку, ИАД, карточки. Тип урока: урок изучения нового материала Методы урока: объяснительно­иллюстративный(презентация), частично поисковый, проблемный, практический (работа со  справочным материалом), критическое мышление. Ход урока:  Орг. Момент. Приветствие  Психонастрой класса  Опрос домашнего задания. Актуализация знаний (стадия вызова) I. 1. 2. II. На столы кладутся конверты с карточками.  Задание: показать все эры, периоды в хронологической последовательности, охарактеризовать животный и растительный мир. III. Учитель: Одно из современных положений клеточной теории гласит: клетка­ универсальная структурная и функциональная  единица жизни. Но все ли организмы имеют клеточное строение? Переход на тему при помощи стихотворения Когда­то, миллионы лет назад,  На нашей замечательной планете Возникла жизнь, и начался парад Невиданных существ на этом свете. Бактерии, простейшие, грибы, Не счесть червей, и так от века к  веку Жизнь становилась гуще и сложней И, наконец, дошла до человека. Все хорошо! Но, видимо, Природа Иль просчиталась где, иль что  недоучла, Но в этой распрекрасной бочке меда И ложку дегтя нам преподнесла! Иль существа, а может, вещества Об этом долгий спор не утихает, Но вирусы­ и все об этом знают Среди других живут и процветают Печальная реальность такова! Грозит нам СПИД­ себя как  уберечь?! И птичий грипп откуда­то вдруг  взялся! Как сделать, чтобы затупился меч,  А щит непробиваемым остался! Далее озвучивается тема урока (запись в тетрадях). Вместе с учащимися формируем цель урока. Следующее показ картинки (вирус) (стадия осмысления) Предлагается вопрос: Какие ассоциации возникли у вас после просмотра картинки и от слова Вирус? Уч. Вирусы имеют особые приспособления для жизни в новой среде. Изучением этих приспособлений и займутся несколько  исследовательских групп. 1. 2. с вирусами. У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для  исследования дополнительный материал. Группа микробиологов определят происхождение, строение вирусов и бактериофагов. Эпидемиологам необходимо определить взаимодействие вирусов с клеткой и вирусные заболевания, способы борьбы     На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от  группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа.  Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и  делают выводы.)    Задания группам: Микробиологи (Микробиология — наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом: бактерии, архебактерии,  микроскопические грибы и водоросли) Проблема: Определить происхождение, строение вирусов и бактериофагов. 1. 2. 3. 4. Эпидемиологи (Врач­эпидемиолог занимается выявлением, лечением и профилактикой инфекционных заболеваний) Проблема: Определить взаимодействие вирусов с клеткой и вирусные заболевания,  способы борьбы с вирусами. 1. 2. 3. Беседа. Сегодня учащиеся познакомились с вирусами, их строением, заболеваниями, которые они вызывают. Одно из  опаснейших на сегодня заболеваний – это СПИД. Выяснить отношение ребят к человеку, другу, знакомому, однокласснику,  родственнику, если бы узнали, что он  заражён ВИЧ? Как происходит проникновение вирусов в клетке? Открытие вирусов способствовало разработке мер для борьбы с ними, какие? Сформулируйте и запишите выводы. Открытие вирусов Открытие вирусов положило начало новой науке? строение вирусов и бактериофагов, их размножение. Сформулируйте и запишите  выводы. Физминутка Закрепление IV. Учащие выполняют задания, подобные заданиям PISA «Тестовое задание по биологии на развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения  международного исследования PISA». Мэри Монтегю. История вакцинации. От наследственных заболеваний, как гемофилия. От заболеваний, которые вызываются вирусами, как полиомиелит. От заболеваний, связанных с нарушениями функций организма, как диабет. От любых заболеваний, от которых нет лекарства. Мэри Монтегю была красивой женщиной. Она выжила после заболевания натуральной оспой в 1715 году, но вся ее кожа была  покрыта рубцами. В 1717 году, когда она жила в Турции, она наблюдала метод, названный прививкой, который там обычно  использовался. Он состоял в том, что на коже здоровых молодых людей делали царапину и вносили в нее слабую форму  вируса натуральной оспы, после чего они заболевали, но в большинстве случаев болезнь протекала в легкой форме.  Мэри Монтегю была так убеждена в безопасности прививки, что она разрешила сделать прививку своим сыну и дочери.  В 1796 году Эдвард Дженнер использовал прививки родственной болезни, коровьей оспы, чтобы вырабатывать антитела  против натуральной оспы. По сравнению с прививкой от натуральной оспы эта прививка имела меньшие побочные эффекты, и  человек после прививки не заражал других. Этот способ стали называть вакцинацией.  Вопрос 1. От какого рода заболеваний можно делать людям вакцинацию? A. B. C. D. Решение. При заболевании, вызванном вирусом, организм пытается выработать антитела против этого вируса. В случае  успеха организм выздоравливает, «запоминает» какими именно антителами можно победить вирус (вырабатывает иммунитет)  и при повторном попадании вируса успевает выработать достаточное количество антител и уничтожить его до начала болезни.  При вакцинации в организм вводят ослабленные вирусы, вызывающие болезнь, или родственные вирусы, болезнь не  вызывающие. Организм вырабатывает иммунитет и при заражении активным вирусом успевает уничтожить его до начала  болезни.  Не от любых заболеваний есть вакцины. Наследственные заболевания и заболевания, связанные с нарушениями функций  организма, не вызываются вирусами, бактериями или другими микроорганизмами, это генетические заболевания. К ним нельзя выработать иммунитет. Правильный ответ: B. Вопрос 2. Если животные или люди заболевают инфекционной болезнью, вызываемой бактериями, и затем выздоравливают, то  тот тип бактерий, который был причиной этой болезни, обычно не вызывает у них эту болезнь снова. Какова причина этого  явления? A. Организм уничтожил все бактерии, которые могут быть причиной той же самой болезни. Организм выработал антитела, которые уничтожают этот тип бактерий прежде, чем они начнут размножаться. Красные кровяные клетки уничтожают все бактерии, которые могут быть причиной той же самой болезни. Красные кровяные клетки захватывают этот тип бактерий и избавляют от них организм. B. C. D. Решение. Борьба с болезнетворными бактериями проходит в организме также как и с болезнетворными вирусами. Против  бактерий оставшийся в живых организм также вырабатывает иммунитет. При повторном попадании бактерий организм  успевает выработать достаточное количество антител и уничтожить их прежде, чем они начнут размножаться.  Красные кровяные клетки (эритроциты) вообще не задействованы в иммунной системе, их функцией является перенос  кислорода из лёгких к тканям тела и углекислого газа обратно. Правильный ответ: B.  Вопрос 3. По какой причине детям и пожилым людям особенно рекомендуется делать прививки против гриппа? Укажите одну из причин. Решение. Во­первых, у детей и пожилых людей иммунная система работает слабее, чем у взрослых людей, поэтому шанс  заразиться у них выше. Во­вторых, если заболевание гриппом всё­таки произошло, то у детей и пожилых людей последствия  могут быть значительно хуже, чем у взрослых, грипп может вызвать побочные заболевания. Ответ: любая из указанных причин V. Рефлексия Что на уроке вам понравилось? Какое у вас настроение? VI. Дом. Задание Составить кроссворд на тему «Вирусы»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»

Методическая разработка урока биологии по теме: «Неклеточные формы жизни – вирусы и фаги»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018