Пояснительная записка
Совершенствование средств и методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизируют работу учеников. Всё шире в учебный процесс внедряются информационные технологии. К инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп.
Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.
Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина.
В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение – лучшие помощники.
Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат. Резкость изображения и в компьютерном варианте микроскопа достигается с помощью поворота винтов.
При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь.
Как я использую цифровой микроскоп на уроках биологии?
Цифровой микроскоп – наглядное пособие, использование изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения новой темы или при опросе учащихся. Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя даёт возможность продемонстрировать микропрепарат одновременно всем учащимся (выводя изображение на экран) и обратить внимание на детали, что невозможно сделать при использовании традиционных микроскопов.
Так, при изучении строения клеток в 6 классе проводится лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы лука и изучение его под микроскопом». В ходе работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главных структурах клетки (ядре, цитоплазме и клеточной оболочке). Теперь учащиеся точно знают, что они должны были увидеть в микроскоп.
Цель данной работы: продемонстрировать умение проектировать учебное занятие с применением информационных технологий (применение цифрового микроскопа).
Технологическая карта урока
Тема урока |
Строение растительной клетки
|
Цель урока |
изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки |
Задачи урока |
образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала
|
Предполагаемые результаты |
Предметные: - знать строение клетки; - рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке; Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. Личностные: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; |
|
- оценивать собственный вклад в работу группы |
Методы и приемы |
Работа в парах, лабораторная работа, индивидуальная работа |
Образовательные ресурсы |
http://www.fassen.net ; http://files.school-collection.edu.ru
|
Оборудование |
Мультимедийный проектор, ноутбук, электронный микроскоп, световые микроскопы, микролаборатория
|
Наглядный материал |
Инструктивные карточки, лук-репка, сборные аппликации
|
Основные понятия |
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
|
Этапы урока |
Задача – результат каждого этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД на каждом этапе |
1.Организ ационный |
Подготовка учащихся к работе на уроке. Результат. Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудования к уроку. |
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Учитель: «Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Слушают стихотворение, отвечают на вопрос учителя.
|
Метапредметные: познавательные: формирование интереса к новым знаниям; регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности; коммуникативные: сотрудничество с собеседниками. Личностные: готовность к открытию нового. |
2.Актуализ ация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий, актуализация субъектного опыта учащихся.
Результат: Скорректированы опорные понятия. |
Дифференцированная проверка домашнего задания. Работа в 3 группах: 1. Строение микроскопа ( Интернет – ресурсы http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/79e9c5720a01-022a-007f- 3b8a48964b83/%5BBIO6_02- 06%5D_%5BIM_01%5D.SWF 2. Выберите верное утверждение «Правила работы с микроскопом» Приложение №1 3. Подписать основные части микроскопа. Приложение № 2
|
Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), Работают в группах с интернет - ресурсами, выполняют письменно предложенные задания. Оценивают ответы своих одноклассников по ключам, которые раздаются учителем. |
Метапредметные: регулятивные: закрепление изученного материала; коммуникативные: умение слушать других, сотрудничество с учителем, умение интегрироваться в группу. познавательные: проявлять интерес к новому содержанию. Личностные: развитие навыков коллективной работы. Предметные: проверить знания об увеличительных |
|
|
|
|
приборах, улучшить знания о клетке. |
3.Целепола гание, мотивацио нная деятель- ность учащихся |
Обеспечение мотивации обучения, определение учащимися целей урока.
Результат.
Высокая активность учащихся, высокий уровень осмысленности принятия цели, высокий уровень учебной мотивации.
|
Планирует свою деятельность и деятельность учащихся. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Зачитывает отрывок из стихотворения и задаёт вопрос: « О чем говорится в стихотворении?» Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! Учитель задаёт вопрос, догадались ли они, что сегодня будем изучать. Подводит обучающихся к формулировке темы и целей. Теперь ответьте еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. А вы |
Устанавливают причинноследственные связи. Обсуждают разные мнения и обосновывают свою точку зрения. В ходе обсуждения цели урока приходят к единому мнению. Обсуждение цели урока в паре. Определяют задачи. Вместе с учителем озвучивают цель урока; что должны узнать и чему научиться.
|
Метапредметные: познавательные: умение формулировать цель урока. регулятивные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели на основе имеющихся знаний и того, что еще неизвестно. коммуникативные: обсуждение разных мнений и обоснование своей точки зрения. Личностные:смысло - образование, мотивация и интерес к уроку. Предметные:уметь выполнять анализ названия темы. |
|
|
знаете из чего же состоят клетки? Так какова же тема сегодняшнего урока?» Тема и цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками Учитель записывает тему на доске, а дети - в тетрадях. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? Какие задачи предстоит решить на этом уроке? (версии учащихся) Кроме этого, вы будете самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
|
|
4.Постанов ка учебной проблемы |
Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для ее решения. Результат: активное участие учащихся в проблемной беседе.
|
Постановка проблемного вопроса: «Почему клетка является единицей всего живого?» Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос. Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?» С учетом мнения детей называются пути решения проблем: - изучить, из каких маленьких частичек состоит клетка и их роль, определить значение состава клетки. Для ответа на эти вопросы вам необходимо активно работать на уроке, внимательно слушать и ответственно относиться к выполнению лабораторной работы.
|
Воспринимают информацию учителя, предлагают свои версии, выслушивают мнение других, коллективно обсуждают, каким способом будут решать проблему, ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. |
Метапредметные: регулятивные: - искать пути решения проблемы; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. коммуникативные: учиться выражать свои мысли и идеи. познавательные: объяснять значения новых слов; выделять признаки, сравнивать их. Личностные: ответственно относиться к выполнению учебных задач. Предметные: уметь определять проблему.
|
5.Изучение нового материала
а) Лаборатор ная работа
б) использов ание УЛО (цифровог о микроско па)
|
Формирование у учащихся конкретных представлений о сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях. Выделение главного, связь с изученным. Выработка умений на основе полученных знаний. Результат. Высокая эффективность усвоения учащимися новых знаний и формирования умений подтверждена правильностью их ответов и действий в процессе беседы, активным участием класса в подведении итогов самостоятельной работы.
|
Использует материалы разных форматов, использует активные технологии обучения.
а) Показ учебного видеофильма «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы» http://www.fassen.net/video/j5aQFNWl6Tg/
Сейчас отправимся в страну новых открытий. Сегодня вы — исследователи». Раздает инструктивные карточки. Проводит инструктаж по Т.Б. Озвучивает цели и задачи, организует выполнение лабораторной работы «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы» Наблюдает, помогает слабым, контролирует. Какие выводы сделали? Инструктивная карточка (Приложение №3) б) Учитель, используя цифровой микроскоп, показывает на экране то, что учащиеся должны увидеть в световые микроскопы. Вместе с учащимися обобщает материал об органоидах клетки и приводит к общему выводу. |
Восприятие учащимися этого материала; - осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его. а) просмотр учебного видеофильма «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы» http://www.fassen.net/video/ j5aQFNWl6Tg/ Выполнение лабораторной работы по инструктивным карточкам. Рассматривание микропрепарата чешуи лука в световой микроскоп. б) Учащиеся сравнивают изображение, полученное в световом микроскопе с изображением на экране. Делают выводы.
|
Метапредметные: регулятивные: умение проводить анализ объектов, планирование групповой деятельности; выполнять задания, планируя самостоятельно свою деятельность; работать с использованием заданного алгоритма. коммуникативные: умение взаимодействовать в группах; познавательные: анализировать и отбирать нужную информацию; умение анализировать результаты исследования, делать выводы, используя результаты исследования Личностные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Предметные: знать внутреннее строение клетки, знать органоиды клетки и их роль в клетке. |
|
|
|
|
Личностные: овладение компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий. |
4.Физкульт минутка. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWT WfEs
|
Выполняют упражнения под музыку. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
|
5.Первичн ая проверка знаний |
Определение осознанности усвоения содержания нового учебного материала Усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами. Выявление и устранение про- белов в знаниях. Результат. Большинство учащихся показывают понимание основного |
Мы с вами совершили увлекательное путешествие. Я надеюсь, вам понравилось. Каждой группе предлагается текст, в котором есть ошибки. Помогите мне прочитать запутанное письмо. (Приложение 4) Прочтите внимательно текст этого письма найдите ошибки и измените письмо (работа в парах) 2. Конструирование схемы – модели растительной клетки. У вас на столах лежат вырезанные шаблоны органоидов клетки и очертание клетки. Выберите органоиды и с помощью скотча создайте модель клетки (работа в парах) и оцените работу свою и других групп. 3.Учитель на экране выводит строение клетки и просит записать основные органоиды клетки в тетрадях http://files.school- |
Работают с текстом запутанного письма, выделяют ошибку и изменяют текст (поменяв местами вакуоль и ядро). Каждая команда создает модель клетки на листе бумаги, ,проводит взаимопроверку, коррекцию и дает самооценку своему творчеству. Оценивают работу других групп.
3.Записывают главные части клетки меняются тетрадями и проводят взаимопроверку |
Метапредметные: познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников. коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения. регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция. Личностные: |
|
содержания усваиваемых знаний при выполнении заданий, участвовали в оценке ответа товарищей, устранили выявленные пробелы . |
collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_0207%5D_%5BIM_03%5D.swf
|
|
развитие навыков взаимопроверки и самооценки. Предметные: уметь отличать органические вещества от неорганических. |
6.Закрепле ние новых знаний Самостоятельная работа и самопрове рка.
|
Определение уровня усвоения новых знаний с помощью различных заданий, коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения о способами действий, обеспечение их коррекции. Результат. Высокая активность при применении |
Дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность. Использует материалы разных форматов и разного уровня: Задание для 1 группы: «Собери растительную клетку» http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/0000035b-1000-4ddd7390-250046bb2fd2/0095.swf Задание для 2 группы: Интерактивный тест «Строение растительной клетки» http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02- 07%5D_%5BIM_03%5D.swf Задание для 3 группы: интерактивный модуль « Строение растительной клетки» с краткими характеристиками элементов ее строения http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/fd87e14e-aeda-4c0a9d64-5e9072b00bf8/%5BBIO9_02- 07%5D_%5BIM_02%5D.swf Учитель предлагает обобщить материал и сделать совместный общий вывод. |
Работают с электронными носителями. Выполняют задания и сравнивают результаты. Дописывают недостающие слова, выполняют тесты, вставляют пропущенные термины.
|
Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика, умение находить эффективные способы решения заданий. Метапредметные: познавательные: продолжить формирование умения работать с учебником, находить отличия, составлять, сравнивать, выделять главное. коммуникативные: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, умение вести дискуссию слушать товарища. регулятивные : продолжить формирование умения работать по плану, Продолжить обучение |
|
новых знаний, объяснении в решении задач; -умение учащихся соотносить между собой факты; -умение выделять главное. |
Давайте теперь вернёмся к нашему проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока: «Почему клетка является единицей всего живого?» |
Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос: «Потому что все живые организмы (одноклеточные или многоклеточные) состоят из клеток. Клетка обладает всеми свойствами живого организма: питается, дышит, растет, делится и умирает».Делают общий вывод. |
основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Предметные: понимать значение новых терминов. |
7.Рефлекси я |
Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности и одноклассников; -анализ и оценка степени достижения цели. Результат. -оценили свою учебную деятельность и одноклассников |
Создает возможность для самооценки по установленным критериям. Организует качественную рефлексию учеников эмоциональную. На экране выводится: До урока: • Не знал… • Не понимал… • Не мог представить… • Не мог выразить… • Не мог выполнить… Сейчас: • Выяснил… • Выучил… • Познакомился… • Запомнил… -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока Выставляет отметки в журнал. |
Проводят анализ полученных результатов, сопоставляют с учебной задачей и выбирают решение. Оценивают свою работу и работу одноклассников с комментарием. Ребята высказываются по эмоциональному состоянию. Подводят итоги совместно с учителем. Выставляют отметки в дневник. |
Метапредметные: регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и подводить итоги работы. |
8.Информа ция о |
Обеспечение понимания |
На выбор три уровня задания: 1.Прочитать параграф, выучить основные |
Учащиеся записывают домашнее задание в |
Личностные: волевая саморегуляция, оценка |
домашнем задании |
детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
понятия, ответить на вопросы к параграфу; 2.Выполнить творческое задание по выбору: подобрать стихи, загадки о строении клетки; 3. Составить кроссворд или тест на тему: «Клетка» |
зависимости от уровня усвоения темы урока
|
того, что уже усвоено и что подлежит усвоению; регулятивные: умение выбирать эффективные средства достижения цели. |
Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Укажите название увеличительного прибора и его частей.
«Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» 1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
«В центре клетки расположена крупная вакуоль, которая несёт наследственную информацию. Все пространство клетки заполнено цитоплазмой. Внутри клетки также можно рассмотреть ядро, которое содержит клеточный сок. Клетка одета снаружи клеточной оболочкой, которая ограничивает и защищает её от внешних воздействий».
1. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011
2. Учебник. Т. С. Сухова, В. И. Строганов Биология: 6 класс. М.: «Вентана – Граф» , 2013г., 144 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учащихся/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 г., 159 с.
5. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012 г., 56 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.