Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Положение человека в
системе животного мира
Презентацию подготовила:
Учитель биологии Барон О.А
МБОУЦО г.Нижнеудинск
Иркутская область
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Какой же вклад внесли ученые различных исторических
эпох в развитие представлений о происхождении человека?
Выполните задание и соотнесите имя ученого и его вклад в
Ламарк
Энгельс
• А .Жан Батист
развитие представлений о происхождении человека.
1. Впервые выдвинул идею, что
человек – «родственник животных»,
выявил различия между человеком
и животными
2. Поместил человека наряду с
высшими и низшими обезьянами в
один отряд – приматы
3. Описывал происхождение
человека: исходный предок
человека «четверорукое» существо,
которое спустилось на Землю и
постепенно стремясь к
совершенству превратилось в
двурукое существо, способное к
прямохождению
4. Доказал на фактах близкое
родство человека с антропоидами,
указав на роль социальных
факторов
5. Писал «Труд создал самого
человека»
• Б .Чарльз Дарвин
• В. Карл Линней
• Г. Аристотель
• Д .Фридрих
•
•
•
•
•
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Систематика
• Систематика (классификация,
таксономия) – наука о
многообразии живых
организмов и распределении их
по группам на основании
(эволюционного) родства
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
ПРОВЕРЯЕМ:
Распределите таксоны в порядке
понижения организации.
КЛАСС;
РОД;
НАДЦАРСТВО;
СЕМЕЙСТВО;
ЦАРСТВО;
ТИП;
ПОДЦАРСТВО
ПОДТИП;
ПОДКЛАСС ;
ОТРЯД ;
ПОДОТРЯД ;
ВИД
НАДЦАРСТВО
ЦАРСТВО
ПОДЦАРСТВО
ТИП
ПОДТИП
КЛАСС
ПОДКЛАСС
ОТРЯД
ПОДОТРЯД
СЕМЕЙСТВО
РОД
ВИД
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Рассмотрите зародыши позвоночных животных на разных
стадиях развития как доказательство их родства.
•
Что наблюдается
общего у зародышей
позвоночных
животных (укажи
черты сходства)?
• На каких стадиях
развития зародыши
позвоночных
животных имеют
наиболее выраженные
черты сходства и
почему?
• О чем
свидетельствуют
сходства зародышей?
• Записывают черты
сходства в тетрадь.
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Атавизмы и рудименты
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Атавизмы
• Атавизмы – это некоторые признаки,
полностью утратившие актуальность в
процессе развития, но информация о них
сохраняется в генетическом коде, что
способствует их проявлению в случае
«сбоев» работы организма.
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Рудименты
• Рудименты – это органы или части,
которые присутствуют в организме, но не
выполняют никаких функций (или
выполняют второстепенные), поскольку их
значение утрачено в процессе эволюции.
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Распределите признаки на две колонки:
атавизмы и рудименты.
• Хвост,
• Хвостовые позвонки,
• Густая шерсть на лице
• Сильно развитые клыки,
• Зубы мудрости
• Остроконечные уши,
• Добавочное количество сосков
•
Хвостовые и ушные мышцы,
• Шейные ребра,
• Третье веко,
• Аппендикс.
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Сходство и отличие человека и
человекообразных обезьян. Разделите
на две группы.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Прямохождение.
Вертикальное положение тела
Плоская грудная клетка
Развитая мускулатура нижних конечностей.
Сводчатоя стопа с сильно развитым большим
пальцем
Подвижная кисть руки
Sобразный позвоночник с 4 изгибами.
Объемность мозга и сложное поведение,
способность к мышлению, членораздельной речи.
Бинокулярное зрение.
•
• Мозг человека в 22,5 раза больше мозга обезьян.
• Мозговая часть черепа преобладает над лицевой,
челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней
челюсти имеется подбородочный выступ
Площадь коры больших полушарий примерно 1250
см.2, объём головного мозга14001800 см.3.
Общие болезни
4 группы крови
5 палая конечность
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Надцарство ядерные
Царство животные
клетки содержат ядра
– гетеротрофный тип питания, способность к передвижению,
Клетки
пропорциональный рост
имеют пластид и
не
хлорофилла,
ограниченный
Подцарство многоклеточные
– трехслойные (три слоя клеток эктодерма, мезодерма, энтодерма
Тип хордовые
Подтип позвоночные (черепные)
Класс млекопитающие
в эмбриогенезе формируется хорда, нервная трубка на спинной
стороне, замкнутая кровеносная система, двусторонняя симметрия
тела
наличие черепа и позвоночника, пять отделов головного мозга,
сердце на спинной стороне тела, скелет свободных парных
конечностей
живорождение, вскармливание потомства молоком, пять отделов
позвоночника, наличие млечных, сальных и потовых желез,
диафрагма, четырехкамерное сердце,. постоянная температура тела,
волосяной покров
Подкласс плацентарные
вынашивание плода в теле матери, питание плода через плаценту
Отряд приматы
Подотряд человекообразные обезьяны
большой палец противопоставлен остальным пальцам руки (рука
хватательного типа), ногти, глаза располагаются в одной плоскости ,
замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые ключицы,
замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза
развитие лобных долей головного мозга, большое количество
извилины коры больших полушарий, наличие аппендикса,
исчезновение хвостового отдела позвоночника, мимическая
мускулатура, сходные заболевания, сходные резусфакторы,
беременность 9 месяцев,4 группы крови сходные реакции белкового
обмена, диплоидный набор хромосом, сходные заболевания.
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Сходство человека с
млекопитающими
• Млечные, сальные, потовые
железы. . волосяной покров.
• Дифференцированные зубы (резцы, клыки,
•
•
•
•
•
•
•
•
•
прикорневые, корневые).
Четырехкамерное сердце, сходное
строение кровеносной системы.
Легочное дыхание, наличие диафрагмы.
Сходное строение скелета.
Теплокровность, интенсивный обмен
веществ и постоянная температура тела.
Наличие ушной раковины.
У человека и человекообразных обезьян
сходны резусфактор, группы крови.
Человек сходен с животными по
биохимическим показателям (химический
состав клеток), цитологическим
показателям (сходное клеточное строение),
по принципу хранения и реализации
генетического кода.
Внутриутробное развитие зародыша,
вскармливание детенышей;
Сходство ранних стадий эмбрионального
развития.
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ИМПЕРИЯ
НАДЦАРСТВО Ядерные
Клеточные
•
•
• ЦАРСТВО Животные
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
ПОДЦАРСТВО Многоклеточные
ТИП Хордовые
ПОДТИП Позвоночные или черепные
КЛАСС
ПОДКЛАСС Плацентарные
ОТРЯД
ПОДОТРЯД Человекообразные обезьяны
СЕМЕЙСТВО Люди
РОД Человек
ВИД Человек разумный
Млекопитающие
Приматы
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Отгадай кроссворд
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Методическая разработка урока "Человек в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.