Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
10 кл
08.11.2017
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай" дана к учебнику Домогацких, Алексеевский. Учащиеся работают с логическим опорным конспектом.На уроке используется интернет, источники дополнительной информации.Украшает урок музыкальные паузы с китайской народной музыкой, показ чайной церемонии, еда с помощью палочек.Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
китай.docx
Китай
Цели урока:
Образовательные: формировать представление о регионе, стране.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, используя
информационные технологии, развитие речи, мышления.
Воспитательные: формирование системы взгляда на мир, уважения к чужой культуре.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Экономическая карта Китая.
Национальная одежда (женское платье).
Предметы китайского быта (палочки для еды, набор для чаепития).
Монеты и бумажные денежные знаки.
Записи китайской музыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Ключевые понятия к теме:
демографический взрыв, демографическая политика, воспроизводство населения;
урбанизация, плотность населения;
мировые религии, национальные религии;
ВВП, колония.
Ход урока
I. Изучение нового материала:
Черный ящик. В нем лежат: компас, вилка, книга, лапша, соль, банкнота, зубная щетка,
чай, шелковая лента.
? В черном ящике находятся предметы, происхождением из одной из стран Азии.
Определите, о какой стране идет речь?
О Китае
Да, ребята. Сегодня мы будем изучать Китай.
Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии заслуживает столь
пристального внимания?
Ответ:
– страна является нашим южным соседом;
– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;
– освоение космоса и разработки ядерного оружия;
– по прогнозам в 2010 году Китай выйдет на 1 место, по объему ВВП обогнав США и
Японию.
Изучение темы рассчитано на 2 урока. Сегодня мы познакомимся с особенностями ГП,
природными ресурсами, и дадим характеристику населению Китая.
Китай… древняя и немного загадочная страна, соединившая в себе старое и новое,
древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Китай –
удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь
мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и
ультрасовременное производство! Сегодня мы получим лишь самое общее представление
о стране, но хочется верить что оно не оставит вас равнодушными и породит желание
более подробно познакомиться с ней.
. Слово “Китай” произошло от названия племени киданей, которые правили в те времена,
когда произошли первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В европейские языки это слово первоначально пришло как Catai – это название Китаю дал Марко Поло во
время своего путешествия в Азию. Буквально слово Китай означает: “срединное
государство”. В настоящее время официальное название страны – Китайская Народная
Республика
Мифологическим символом Китая является дракон, который в Поднебесной, был
существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов
любили и воздавали им высокие почести. Даже императорский трон именовался
“драконьим престолом”. На гербе государства также красовался дракон
Сегодня на уроке мы начнем заполнять наш лок, а продолжите вы его заполнение на
следующем уроке.
1.Пользуясь текстом учебника ( стр.86). заполните верхнюю часть нашего лока
( краткие сведения)
Общие сведения о Китае.
Слайд 1. Китай – самая большая страна в Зарубежной Азии, её площадь 9561 тыс. кв. км.
Это 3е место в мире, после России и Канады. По численности населения уже очень долго
страна занимает первое место. По форме правления Китай является республикой. Это
страна – унитарная, хотя в административнотерриториальном отношении подразделяется
на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города
центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая – Пекин
(Беджин). Денежной единицей страны является юань
Проверка лок 1 ученик.
Используя следующий топонимический словарик, расшифруйте названия некоторых
провинций Китая:
“Бэй” север, “нань” юг, “дун” восток, “си” запад, “шань” гора, “юань” и “нин”
равнина, “хэ” и “цзян” река, “ху” озеро, “юнь” облако. (Синьцзян, Юньнань, Хэнань,
Шаньдун, Хэбэй)
Ответы: Синьцзян – западная река
Юньнань – южное облако
Хэнань – южная река или территория к югу от Хуанхэ,
Шаньдун, гора на востоке,
Хэбэй – северная равнина или территория к северу от реки Хуанхэ
Экономикогеографическое положение страны.
Давайте оценим ЭГП страны, выделим благоприятные и неблагоприятные черты (с. Р с
текстом учебника ( стр 88 и картами атласа)
+ Выход в Мировой Океан (15 тыс. км). Доступ к морям из самых удаленных уголков
страны через р. Янцзы и Хуанхэ. Благоприятно сказывается на развитии хозяйства и
внешнеэкономических связях.
– большое количество стран соседей, большинство из которых развивающиеся. Укрепление
границ, поддержание мира. Большая площадь затрудняет развитие труднодоступных
районов страны
Слайд 2. Страна омывается водами Желтого, ВосточноКитайского и ЮжноКитайского
морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные –
Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с 10 государствами: на севере – с Монголией
и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на югозападе с Индией, Непалом,
Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую
границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км,
длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. В стране один часовой пояс. Время
опережает московское на 4 часа летом и на 5 часов — зимой.
. .
Следующим видом нашей работы будет работа с источниками интернета. Вы
разделитесь на 4 группы. Каждая группа получает задание: в течение 5 минут
заполнить соответствующую графу своего лока. Время выполнения 5 минут
.
демографические показатели;
национально религиозный состав;
урбанизация.
природные условия и ресурсы:
3. Природа страны.
Богата и разнообразна природа Китая. На тысячи км протянулись морские побережья. Чем
дальше глубь страны, тем меньше осадков. Северозападные районы – самые сухие, в
расположенных там пустынях (Такла – Макан, Гоби, Ордос) осадков практически нет.
Высокие горы и нагорья (Тибет более 2000м над уровнем моря) и обширные равнины
занимают огромные площади. В стране имеются залежи 150 известных в мире полезных
ископаемых. Китай – одна из 8 горнодобывающих держав мира.
4. Население страны.
Слайд 5. В ноябре 2000 года Китай провел пятую по счету всекитайскую перепись
населения. Как показала статистика, общая численность населения в континентальной
части страны составляет 1 млрд. 265 млн. 830 тыс. человек и является самой большой в
мире. Чтобы задержать рост населения, в 1979 год году Китай перешёл к политике
планового деторождения. Цель правительства — один ребенок на семью, с исключениями
для этнических меньшинств. Ей сопротивляются, особенно в сельских районах. Семьи,
которые нарушают политику, часто лгут во время переписи.
Слайд 6. Несмотря на то, что естественный прирост населения в Китае уже снизился до
среднего уровня, оно попрежнему из года в год намного растет.
Слайд 7. Страна многонациональная. В Китае живут около 55 различных народов —
каждый со своими обычаями, национальными костюмами и во многих случаях с
собственным языком. Но при всем их разнообразии и богатстве культурных традиций —
эти народы составляют лишь около 7 % населения страны. Главный народ китайцы,
называющие себя “ханьцы”. Плотность населения очень различается: максимум – на
востоке (почему), меньше в северозападных частях.
Слайд 8. Много крупных городов, из которых 50 городовмиллионеров. Самый большой из
которых – Шанхай.
По числу горожан Китай занимает первое место в мире. Их в Китае 370 миллионов, но это
38% всего населения. Китай – средне урбанизированная страна.
Слайд 9. Очень труден для изучения китайский язык. Ещё сложнее письменность. До сих
пор в стране около 250 миллионов неграмотных.
Китай – страна с богатейшими традициями в области культуры, медицины, ткачества,
национальной кухни, живописи и т. д. Нельзя не отметить у этого народа замечательные
качества – трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм.
Китайцы очень трепетно относятся к подаркам и рассматривают их как важную часть,
общения. Вопреки западным понятиям, нечетные числа, по китайским понятиям, являются
неудачными. Так свадебные подарки и подарки на день рождения всегда дарятся в парах,
согласно старому поверью удача сопутствует паре. Число четыре – в Китае считается
числом смерти, его надо избегать. Часы также не принято дарить в Китае, они
символизируют похороны, так что это – табу.
9. Особенности жизни и быта (дома, кухня). Сообщение учащегося
Китайская кухня широко популярна, очень разнообразна и предназначена не для
брезгливых. Сами китайцы говорят, что они едят все, что имеет четыре ноги, кроме столов.
В большинстве случаев это просто приготовление изысканных блюд из ограниченного числа
ингредиентов. Китайская кухня может быть условно разделена на четыре региональные
категории: пекинская и шандоньская (с разогретыми булочками и макаронами в форме
скрепок), катонизская и цяожоу (слегка приготовленное мясо и овощи), шанхайская
(родина "красных" блюд и мяса на ребрышках) и сианьская (очень острая, с большим
количеством соуса чили). Чай – один из самых распространенных безалкогольных
напитков. Еще один любимый напиток – это маотай, который готовят из сорго, с запахом
медицинского спирта, с успехом заменяющий бензин и растворитель красок.
Своеобразие китайской кухни заключается не столько в исходном продукте, сколько в
способах его обработки. Все блюда обычно многокомпонентные, причем, каждый
компонент подвергается отдельной тепловой обработке в специальном режиме.
Термическая обработка не бывает долгой. Все продукты нарезаются на одинаковые
маленькие кусочки на “один укус”, чтобы удобно было есть. Обжарить или сварить такие
кусочки можно за 23 минуты. Часто для приготовления используют кляр, чтобы сохранить
первоначальную сочность продукта.
Характерно, что китайцы стараются придать продукту несвойственный ему вкус: "свинина
с ароматом рыбы", "говядина с фруктовым вкусом" и т. д. Если у курицы остался вкус
курицы, то для чего нужно было трудиться, чтото делать с ней?
III. Итог урока:
Вот на этом наш 1 урок знакомства с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для
себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни.
И в заключении я предлагаю ответить на блиц вопросы.
1 уровень
В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?
Какие важные изобретения подарили человечеству китайцы?
В каком году возникла КНР?
Какой климат преобладает на территории Китая?
Назовите денежные единицы Китая.
Родиной, какого напитка является Китай?
По каким демографическим показателям Китай мировой лидер?
2 уровень
Как решаются в Китае основные демографические проблемы?
Спрогнозируйте ситуацию в Китае при условии отмены демографической политики. Лок по Китаю
S = Великие изобретения и достижения:
Столица -
Форма АТД -
Форма правления -
Денежная единица -
КНР
ЭГП
1 В какой части Зарубежной Азии находится –
2 Пограничные государства –
3 Уровень экономического развития стран- соседей –
4 Какими морями омывается –
5 Протяженность: с севера на юг – ; с запада на восток –
6 Особенности транспортно- географического положения –
Вывод: + –
.
Природные условия и ресурсы:
Население
Рельеф –
Демографические
показатели
Национальный и
религиозный
состав
Климат–
Численность Соотношение М и
Минеральные ресурсы:
Плотность
Ж
Урбанизация
Проблемы и пути
их решения
Уровень
урбанизации
1 м. –
2 м. –
Особенности
размещения
Народы
Количество
городов
3 м. –
Язык
Другие виды ресурсов:
Письменность
агломерации:
Р – С =ЕП
Религии
1
2
миллионеров
Крупнейшие Вывод:
Атлас с. 10, 14
Атлас с. 12- 13
Уч-к с.273
Уч-к с.196
3
4
5
Электронный
учебник
Электронный
учебник
Хозяйство
Основные черты
«китайской модели» экономики
Тип экономики и отрасли
специализации
–
Экономические зоны Китая (атлас с.32,учебник с. 206)
Восточная зона
Центральная зона
Западная зона
Сравнительные черты
Отрасли
промышленности и
центры
Отрасли сельского
хозяйства
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме " Китай"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.