Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
17.02.2019
Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"
Методическая разработка интегрированного урока по химии – географии на тему «Нефть – основа цивилизации» предназначена для проведения занятия с обучающимися средних специальных учебных заведений. Урок построен с применением методов проблемного обучения, межпредметных связей, с использованием элементов исследовательской работы и ИКТ. Занятие проводилось в группе обучающихся по профессии «Автомеханик», поэтому помимо межпредметных связей с географией, прослеживается профессионально-значимая связь со спецдисциплинами.
Нефть - основа цивилизации.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО­АЛАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ Г. КАЛОЕВА»  Рассмотрено на заседании МК Точных и естественных наук  «__ » __________2017 г. Протокол  №___ Председатель МК________ Етдзаева С.Т. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ  ТЕМА: «Нефть ­ основа цивилизации»                                                   Разработала: Дзагоева Ф.Б. Владикавказ ­  2017 год Методическая разработка интегрированного урока по химии – географии на тему «Нефть – основа цивилизации».    Описание материала: Методическая разработка интегрированного урока по химии – географии на тему «Нефть – основа цивилизации» предназначена для   проведения     занятия   с   обучающимися     средних   специальных   учебных заведений.   Урок   построен   с   применением   методов   проблемного   обучения, межпредметных   связей,   с   использованием   элементов   исследовательской работы и ИКТ. Занятие проводилось в группе обучающихся по профессии «Автомеханик»,   поэтому   помимо   межпредметных   связей   с   географией, прослеживается  профессионально­значимая   связь   со   спецдисциплинами. Межпредметные   связи   являются   мотивирующими     аспектами, способствующими активизации познавательных процессов.                                        Технологическая карта урока  Тема Цели Задачи «Нефть – основа цивилизации» Познакомить   обучающихся   с  нефтью как основным  источником углеводородного сырья, её роли  в мировой  экономике и политике. Образовательные:  изучить  состав,  свойства, способы  переработки нефти; сформировать понятия «перегонка»,  «фракция»,  «крекинг», «риформинг»;приобретение системных качественных знаний по предметам­ химия и география. Развивающие: развивать у обучающихся умения  самостоятельно ставить цели, анализировать, сравнивать,  компактно и логически последовательно излагать свои мысли;  применять имеющиеся знания из других областей наук и  технологий;  развивать познавательный интерес к наукам. Воспитательные:  формировать у обучающихся следующие мировоззренческие идеи:1) объективность и реальность  окружающего мира; 2) причинно­следственные связи между  явлениями; 3) обусловленность развития химической науки и  потребностями производства, жизни и быта. расширение круга интересов, воспитание стойкого  представления о взаимосвязи наук, формирование целостного  представления о мире. Урок изучения нового  материала. Интегрированный урок по  химии и географии.      Предметные: Знать:  природу и основные месторождения  нефти; её  свойства, состав, способы переработки, применение  нефтепродуктов в  качестве топлива и сырья для химической  промышленности;  использовании приобретенных знаний в  профессиональной деятельности, повседневной жизни, с целью  сохранения здоровья и окружающей среды. Уметь: устанавливать связь между реально наблюдаемыми   физическими, химическими явлениями и  процессами,  происходящими в микромире. Личностные: понимание  химии  и  географии  как  части   общей  культуры  человечества; формирование  коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно­ исследовательской деятельности, формирование основ  экологической культуры. Метапредметные: формирование умения самостоятельно  планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные пути решения учебных и  познавательных задач, осуществлять контроль своей  деятельности в процессе достижения результата,  корректировать свои действия в соответствии с ситуацией. Метод   проблемного   изложения   материала,  метод   поисковой беседы,   исследовательский   метод   в   сопровождении лабораторного эксперимента. Фронтальная, групповая, самостоятельная (тест)  «перегонка», «крекинг», «термический крекинг»,  «каталитический крекинг», «риформинг»,  «октановое число».  Тип урока Планируемые  результаты Методы и  приёмы обучения Формы  организации  учебной  деятельности Основные  понятия Межпредмет­ ные связи  Ресурсы: география, история, экология, материаловедение,  спецтехнология. Источники информации: ­ учебник  О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Химия» для  профессий и специальностей технического профиля, Москва,  издательский центр «Академия» 2013; ­ учебник  Е.В.Баранчиков, «География», Москва,  Издательский центр «Академия» 2012 ­ Журнал «Современный урок» № 11­12/2007 г., Зубенко О.В.   «Нефть – основа цивилизации. Роль химии в решении  социально­экономических задач общества »;             Оборудование и дидактическое сопровождение: ­ Компьютер, проектор, экран;  ­ оборудование и реактивы для лабораторного эксперимента.  ­ презентация: «Нефть – основа цивилизации»;  ­ фрагмент видеофильма «Как дела с ресурсами на земле?»;      ­ атласы по географии 10 класс;  ­ коллекция «Нефть и продукты ее переработки». Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД I.Организацион­ный  момент           (1 мин) Приветствует  обучающихся,  организует  внимание. Приветствуют  преподавателя. II. Формулирование  темы урока,  постановка цели и  задачурока. Мотивация к  учебной  деятельности.  (3 мин) Цель:  Организует  деятельность  обучающихся на  определение темы урока  (слайд 3). Ставит  проблемные  вопросы.  Формулируют  тему урока через загадки. Отвечают на  вопросы и  формулируют  цели и задачи  урока. Коммуникативные : планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками. Личностные: формирование  положительной  мотивации к  изучению нового. Познавательные: анализ объектов с  целью выяснения их  признаков. Актуализировать  знания учащихся,  подготовить к  восприятию нового  материала. Поставить цель урока. III. Изучение нового  материала  (20 мин) Цель:  Углубить знания о  нефти, опираясь на  знания химии и  географии. Коммуникативные : построение  речевого высказывания. Познавательные:  установление  причинно­ следственных  связей,  структурирование  знаний. Регулятивные:  составление плана и  последовательности  деятельности,  оценивание  достигнутого  результата. Коммуникативные : умение  представлять  конкретное  содержание и  сообщать его в  устной и  письменной форме,  построение речевого высказывания. Подводит  обучающихся к  постановке цели и задач урока  (слайд  4). Организует  беседу с  обучающимися по плану:  ­ история нефти  и применение  продуктов её  переработки  (слайды  5); ­ теория  происхождения  нефти (слайд 6); ­ роль нефти в  топливно­ энергетической  промышленности  мира (фрагмент  видеофильма); ­ мировые запасы  нефти (слайд  8»; ­ нефтяная  промышленность  России (слайд  9); ­ нахождение  нефти в природе  (слайд  10); ­ добыча и  транспортировка  нефти (слайды 11  и 12); ­ физические  свойства и состав  нефти (слайды 12  и 13); ­ переработка  нефти (первичная  Отвечают на  вопросы  преподавателя;  ­ слушают  преподавателя;  ­ выдвигают  предположения,  гипотезы; ­ просматривают фрагмент  видеофильма  «Как дела с  ресурсами на  земле?» ­ работают с  атласами по  географии (10  класс); ­отвечают на  вопросы  преподавателя; ­проводят  лабораторный  эксперимент  и  характеризуют  физические  свойства нефти; ­ формулируют и вторичная) и её  фракции (слайды  15 – 19); ­ экологические  проблемы  использования  нефти  (слайд 20); ­ способы очистки (слайд 21) Предлагаются  вопросы для  закрепления  полученных  знаний (слайд 22) определения  («перегонка»,  «крекинг»,  «риформинг») и  записывают в  тетрадь; составляют  таблицу  «Фракции  нефти»; ­ обсуждают  проблему и пути её решения. Отвечают  по  желанию;  выполняют  упражнение у  доски; записывают в  тетрадь. Предлагает  выполнить  самостоятельно  тест (слайд 23).  Организует  проверку и  самооценку. Выполняют   тест.  Осуществляют  проверку и  оценивают  работу. Регулятивные:  Коррекция. Оценка Познавательные:  Осуществление  мыслительных  операций анализа и  синтеза. Осознанное  и произвольное  построение  высказывания. Познавательные:  Осуществление  мыслительных  операций анализа и  синтеза. Подводит итоги  урока Отвечают на  вопросы:  Самооценка  учебной  деятельности Личностные: самооценка своей  учебной  деятельности.  IV. Первичная  проверка понимания  изученного  (10 мин) Цель:  Закрепить полученные  знания и умения писать  уравнения реакций  крекинга  нефтепродуктов V. Контролирующее  задание (5 мин) Цель:  проконтролировать  степень усвоения темы каждым обучающимся, проанализировать  результаты  деятельности. VI. Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке (3 мин) Цели:  Подвести итоги урока. Провести самоанализ  учебной деятельности. VII. Сообщение  домашнего задания  и инструктаж  (1 мин) 1) Что вы узнали  нового на уроке? 2) Что вы поняли? 3) Чему вы  научились? 4) Что особенно  запомнилось на  уроке?  5) Достигли ли  мы цели урока?  6) Кто был более  активен? Какие  оценки заслужили и почему? Закрепить  изученный  материал по  параграфу § 9.6 стр. 177 ­182 упр. 4­6 Адекватное  понимание причин  успеха и неуспеха. Регулятивные: соотношение цели и  результата. Коммуникативные : построение речевого высказывания. Записывают  задание на дом Личностные:  формирование  положительной  мотивации к  изучению нового. Ход урока       Учитель химии:    Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок,  охватывающий знания по двум предметам химии и географии, а также экологии и выбранной вами профессии.  Тему урока вы назовёте сами, посмотрев на слайд (слайд 3).  О каком веществе идет речь? Камни, почву раздробил специальный бур Из земли фонтан забил, маслянист и бур. Та, что есть в фонтане этом, Всем нужна зимой и летом. В ней потом найдут бензин, И мазут, и керосин. Итак ­  это НЕФТЬ.     Теперь мы должны поставить цель урока. Что же мы хотим узнать о нефти? (слайд 4). (Обучающие формулируют цели и задачи урока) План 1. История нефти 2. Теория происхождения нефти 3.  Нахождение нефти в природе 4.  Продукты переработки нефти 5.  Мировые запасы нефти 6. Нефтяная промышленность  России 7. Добыча и транспортировка нефти 8. Физические свойства и состав нефти 9. Переработка нефти (первичная и вторичная) 10. Экологические проблемы использования нефти 11. Методы очистки от нефтепродуктов. Актуализация знаний.  Изучение   нового   материала   на   основе   имеющихся   знаний   по   географии   и химии. Учитель   географии.     Вопрос: Что вам известно об истории этого вещества? (слайд 5)      Учитель географии дополняет ответы обучающихся.  О  нефти  человек знает       давно.   Сведения   о   ней   пришли   к   нам   с   Ближнего   Востока. Археологические  раскопки  свидетельствуют  о  том,  что  в  долине  реки Евфрат  нефть  и  продукты  ее  окисления  (асфальт  и  др.)  люди  добывали 6­8   тысячелетий   назад.   Древние   шумеры   использовали   битум   вместо связующего   раствора   в   кладке,   как   клей   для   закрепления   кремневых лезвий  в  орудиях  труда.  В  гробницах  на  Ближнем  Востоке,  в  развалинах древних  городов  Америки  находят  украшения  и  различные  конструкции, скрепленные  нефтяным  цементом.  Нефть  в  Древнем  мире  была  грозным оружием:  подожженная,  она  лилась  на  головы  штурмующих  крепостные стены,  горящие  стрелы,  смоченные  в  нефти,  летели  в  осажденные  города (слайд 5)       В  Древнем  Египте  нефть  применяли  для  бальзамирования  мумий.  Ее использовали   как   средство   для   заживления   ран   и   язв,   для   лечения глазных    болезней.   В    Вавилоне    нефтью    освещали    улицы.   В    раннем Средневековье       нефть   уже   добывали   из   колодцев,   затем   в   Италии, Германии  появились  первые  скважина  глубиной  до  200­300  м.        Первые  сведения  о  нефти  в  России  относятся  к  1584  г.  В  грамоте Ивана   Грозного   к   английской   королеве   Елизавете   в   числе   продуктов, которые  вывозили  из  России,  упоминалась  и  нефть.  Нефть  наряду  со скипидаром     применяли     при     приготовлении     красок     для     окраски Грановитой  палаты  в  Московском  Кремле  в  1688 г. В   1745   году   архангелогородцу   Ф.С. Прядунову   было   «велено   по желанию   в   Архангелогородской   губернии,   в   пустом   месте   при   малой реке  Ухте  построить  нефтяной  завод  и,  промышляя,  нефть  продавать» Академик  И.И.Лепехин  описал  этот  промысел:  «Нефть  била  ключом  со дня   реки,   и   над   ним   был   сооружен   отстойный   чан   с   отверстием   в днище.  Нефть  из  чана  переливалась  берестяными  ковшами  в  деревянные ушаты,   доставлялась   в   Москву   для   перегонки   в   лаборатории   Берг­ коллегии  и  продавалась  как  лекарственное  средство.     Вопрос:  Как образовалась нефть  в толщах земли?     Учитель географии.    Происхождение   нефти ­   одна   из   тайн   природы. Дискуссия  на  эту  тему  относится  к  числу  так  называемых    великих геологических  споров,  до  сих  пор  незавершенных.      Существует   две  теории  происхождения  нефти:   неорганическая   и органическая.  (слайд 6)     Предположение   о  неорганическом   происхождении  нефти  выдвинул  в 1876   году   Д.И.Менделеев.   Он   считал,   что   вода,   попадавшая   в   недра Земли  по  трещинам­ разломам  в  земной  коре,  под  действием  высоких температуры     и     давлении     реагирует     с     карбидом     железа,     образуя углеводороды,     которые     поднимаются     по     трещинам,     скапливаясь     в пустотах – ловушках.       Основы    органической     (биогенной)    теории     происхождения     нефти заложили     развивали В.И.Вернадский  и  И.М.Губкин. Согласно  этой  теории  нефть  образовалась из  остатков  наземной  растительности,  которые  реки  сносили  в  водоемы, и   морского   зоо­   и   фитопланктона.   Один   из   существенных   доводов   в пользу  этой  точки  зрения ­  наличие  в  составе  нефти  спор  и  пыльцы растений,  а  также  азотсодержащих  органических  соединений.        Вопрос     о   присхождении   нефти   имеет   не   только   теоретическое значение.   Он   напрямую   связан   с   проблемой     исчерпаемости     ресурсов природных  источников  углеводородов.   Согласно  биогенной  теории  запасы нефти  образовались   в  ранние  геологические  эпохи,  и  сейчас,  сжигая  это топливо,  человечество  необратимо  тратит  ту  энергию,  которую  запасли доисторические  живые  организмы.  Если  же  нефть  постоянно  образуется в   глубинах   Земли,   то   бурение       глубоких   скважин   позволит   найти практически     неисчерпаемые     запасы.     Окончательное     решение     этого вопроса  ученым  еще  предстоит  найти,  хотя  на  сегодняшний  день  все­ таки  наиболее    доказанной  считают  теорию  биогенного  происхождения нефти.     Вопрос: Для чего человечеству нужна нефть? (слайд 7)     Ответ: Нефть – это сырьё для топливно­энергетической промышленности и нефтехимии.   Она   применяется     в   производстве   синтетического   каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и   М.В.Ломоносов     затем     и     Н.Д.Зелинский, готовых изделий из них,   искусственных тканей,   источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив) масел и   смазок,   а   также   котельно­печного   топлива   (мазут),   строительных материалов (битум, гудрон, асфальт); сырьё для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста. А так же национальное богатство, источник могущества страны, фундамент её экономики.        Вопрос: Почему нефть называют «чёрным золотом?»         Ответ:   Потому,   что   нефть   имеет   огромное   влияние   на   современную цивилизацию, даже большее, чем  золото в древности. А так же национальное богатство, источник могущества страны, фундамент её экономики.   Вопрос: Какие страны являются лидерами по добыче нефти?  (работа по атласам 10 кл.) Учитель географии. Сегодня  месторождения  нефти  имеются  более  чем  в 80   странах   мира.   Однако   основную   часть   этого   вида топлива   дает десяток  стран,  добывающих  более  100  млн. тонн  нефти  в  год  (слайд 8).                      К   главным   импортерам   нефти   относятся   страны   Азиатско­ Тихоокеанского   региона,   США   и   европейские   страны.   В   направлении этих     регионов         сформировались     устойчивые     потоки     нефти     и нефтепрдуктов   из   стран   Ближнего   и   Среднего   Востока,   Латинской Америки,  Африки,  России.      В  последнее  время  на  географию  добычи  нефти  и  газа  все  большее влияние  оказывает  использование  морских  месторождений.  К  концу  1980 гг.  вблизи  берегов  40  стран  их  было  открыто  более  500.  Запасы  морской нефти   оценивают   в   20­30   млрд. тонн   и   более.   Одним   из   важнейших районов  добычи  стала  акватория  Северного  моря.  Современная  техника позволяет  вести  бурение  в  море  на  глубине  200­300 м.      На  мировой  рынок  поступает  свыше  2/5  добываемой   сырой   нефти  и 15%  нефтепродуктов.  Мировая  добыча  составляет  более  3,5  млрд.  тонн, примерно   40%   ее   приходится   на   страны   ОПЕК­   организация   стран – экспортеров   нефти.   На   страны   Персидского   залива   приходится   2/3 мировых  разведанных  запасов  нефти  и  около  1/3  ее  добычи.  Первым  в истории  экспортером  «черного  золота»  была  Венесуэла:  в  1539  году  в Мадрид  была  отправлена  бочка  нефти.              Вопрос: Вспомните из курса географии за 9 класса   где в России находятся основные месторождения нефти?            Ответ:  На территории нашей страны выделяют несколько территорий, располагающих   значительными   запасами   нефти.   В   их   число   входят   как традиционные   регионы   добычи:   Западная   Сибирь,   Поволжье,   Северный Кавказ,   так   и   новые   нефтегазоносные   провинции:   на   Европейском   Севере (Тимано­Печорский   регион),   в   Восточной   Сибири   и   на   Дальнем   Востоке. Месторождения   Западно­Сибирской   нефтегазоносной   провинции   начали разрабатывать   в   1964   году.   В   ее   состав   входят   территории   Тюменской, Томской, Новосибирской и Омской областей, Ханты­Мансийского и Ямало­ Ненецкого автономных округов (слайд  9).          Вопрос: Чем объясняются экономические, политические и даже вооруженные конфликты на Ближнем Востоке? Ответ:  Конфликты на Ближнем Востоке связаны с нефтью, запасы которой постепенно уменьшаются.   Учитель   географии.  Действительно,  согласно   разных   оценок,   которые провели акулы нефтяного бизнеса, запасов нефти нам хватит в среднем на 50 лет. Однако пик добычи уже пройден и легкодоступные месторождения уже истощены. Нефть добывать всё тяжелее и дороже, а качество её всё хуже и хуже.    Вопрос: Где  находятся залежи нефти в природе,  как их добывают и транспортируют?         Ответ:  Залежи нефти находятся в недрах земли на разной глубине, где нефть   заполняет   свободное   пространство   между     некоторыми     породами. (слайд 10 )   Если она находится под давлением газов, то поднимается по скважине на поверхность Земли.    Нефть  добывают  в  основном  с  помощью бурения  скважин  турбобурами  на  суше,  в  морях  и  океанах.  (слайд 11, 12 )              Учитель   географии.  Нефть,    только     что     добытую     из     скважины, называют  сырой.    Её  нельзя  использовать  ни  в  качестве  топлива,  ни  в качестве     сырья     для     химических     процессов.     Она     должна     быть переработана.   Учитель   химии  Давайте определим физические свойства нефти.    Учащиеся проводят эксперимент и делают вывод: нефть  ­  маслянистая жидкость темно­бурого   цвета   с   характерным   запахом, не растворимая в воде, легче воды.  (слайд 13)      Учитель   химии.    Нефть     разных     месторождений     имеет     только     ей присущий  цвет:  на  Кавказе  нефть  темно­зеленая,  в  Сибири ­  желтоватая, в  Белоруссии – розоватая,  нефть  Мангышлака  черная.                Вопрос: От  чего же зависит окраска нефти?    Ответ: Окраска нефти зависит от её состава.      Учитель химии.  По  составу  нефть  ­  это  сложная  смесь  углеводородов различной  молекулярной  массы,  главным  образом  жидких.  Обычно  это алканы,  циклоалканы  и  арены  (слайд  14). В  нефти,  добываемой  из  разных месторождений,  содержатся  как  углеводороды  нормального  строения,  так и  их  изомеры.          Вопрос:   Какие светлые нефтепродукты  вам известны?          Ответ:    Бензин, керосин, дизельное топливо. Вопрос:  Как их можно выделить из нефти? Как называется этот процесс и на чём он основан?            Ответ:     Перегонка.  Она  основана на  разных  температурах  кипения углеводородов, входящих в состав нефти.                  Учитель химии. Главная  операция  первичной  переработки  нефти  ­  ее перегонка.    Перегонка (ректификация)    основана  на  разнице  температур углеводородов,   входящих   в   состав   нефти.   Перегонку   осуществляют   в установке,   которая   состоит   из   трубчатой   печи   и   ректификационной колонны.   В   печи   находится   трубопровод,     по   нему   непосредственно подается   нефть,   нагревается   до   350˚С   и   в   виде   паров   поступает   в ректификационную     колонну.       Внутри     колонны     имеются     тарелки     с отверстиями.  Пары  нефти  через  отверстия  поднимаются  вверх,  при  этом они  охлаждаются  и  сжижаются (слайд 15). Фракции,  образующиеся  при  перегонке  нефти (слайд 16 ) Фракция Бензин Лигроин Керосин Газойль Мазут Температура  кипения 0С Применение 30­180 150­ 250 175­300 250­350 Больше  350 Автомобильное  топливо Топливо для тракторов Авиационное  топливо Дизельное  топливо Котельное  топливо     преследуют     различные     цели.       Главная   ­     промышленности            Переработка   нефти   в   нефтеперерабатывающей   и   нефтехимической промышленности     задача нефтеперерабатывающей     получение высококачественного  моторного  топлива.  Но  в  любом  случае  продукты первичной   перегонки   нефти   подвергают   последующей   переработке   с использованием   таких   процессов,   как   термический   и   каталитический крекинг, каталитический  риформинг.       При  нагревании  углеводородов  выше  400 ˚С  происходит  разрыв  С­С связей  и  образуется  смесь  более  простых  предельных  и  непредельных углеводородов.   → C8H18  +  C8H16                                      C16H44                                 гексадекан     октан       октен           Процесс   расщепления   молекулы   углеводорода   на   более   простые молекулы   (слайд   17   ). Промышленный   крекинг   впервые   был   осуществлён   русским   инженером Владимир Григорьевич Шуховым в 1891 г.   Недостатком   термического   крекинга   является   то,   что   его   продукты содержат  большое  количество  неразветвленных  алканов,  поэтому  с  его помощью  нельзя  получить  высокооктановый  бензин.  термическим     называется     крекингом ◦          Основными   процессами   вторичной    переработки   нефти   являются каталитические  процессы:  крекинг  и  риформинг  (слайды 18).            Процесс   каталитического   крекинга   был   открыт   выдающимися русским  химиком  Владимиром  Николаевичем  Ипатьевым  в  1900  году.  В настоящее  время  треть  добываемой  нефти  в  мире  перерабатывается  на установках  каталитического  крекинга.        Каталитический  крекинг  проводят  при  температуре  450­500 С,  в качестве  катализатора  используют  синтетические  алюмосиликаты.  Процесс сопровождается     изомеризацией     нормальных     алканов     в     разветвленные, циклизацией     и     дегидрированием     углеводородов.       Бензин,     который получается     в     результате     каталитического     крекинга,     имеет     высокое октановое     число,     т.к.     содержит     много     разветвленных     алканов     и ароматических  углеводородов.         Риформинг    (от  англ.   reform   ­переделывать,  улучшать)  ­  процесс переработки     бензиновых     фракций     под     давлением     водорода     при температуре  около  500 С.  Основными    реакциями,  которые  происходят при  этих  условиях,  являются  дегидроциклизация  алканов  в  арены  (слайд 19 ).    Наибольшую   ценность   имеют   легкие   фракции   перегонки   ­   бензин   и керосин,  выход  которых  при  простой      перегонке  невелик  ­15%.  Кроме того,  бензин  после  перегонки  получают  низкого  качества.          Вопрос:  Что такое октановое число? Что оно означает?        Ответ:   Октановое число показывает марку бензина. Чем оно выше, тем качественнее бензин.        Вопрос:  Что такое детонационная стойкость бензинов?                      Ответ:     Детонационная стойкость – это стойкость бензинов к взрывному сгоранию при его сжимании, что приводит к износу двигателя.     Учитель   химии.  Устойчивость     бензина     к     детонации     выражают октановым  числом  (слайд 20).  Октановое  число  н­гептана  принято  за ноль,   а   октановое   число   2,2,4­ триметил   пентана (изооктана)   считается равным   100.   Для   современных       автомобильных   двигателей   требуется горючее   с   октановым   числом   90 ­100.   Требования,   предъявляемые   к качеству  бензина,  постоянно  повышаются.  Так,  по  современным  нормам (стандарт  «Евро­4»)  содержание  в  них  бензола  не  должно  превышать  1%.     Вопрос:  Какой вред приносит нефть и нефтепродукты окружающей среде?      Ответ: Нефть  и  нефтепродукты  относятся  к  основным  загрязнителям вод  мирового  океана.   Ежегодно  в  океан  попадает  30­35  млн. тонн  нефти:  в  результате ее  естественных  выходов  в  районах  залегания,  при  нефтедобыче, транспортировке, переработке  и  использовании  в  качестве  топлива и  промышленного  сырья.  ( слайд  21). Учитель химии. Загрязнение   водных   объектов   нефтью   в   районах интенсивной  добычи  происходит  повсеместно.  Неправильные  действия  и технические   неполадки   в   процессе   бурения   и   эксплуатации   скважин приводят  к  залповым  выбросам  нефти.    Так,  в  результате  выброса  из скважины     Санта­   Барбара    в     Калифорнии     нефть     покрыла     экваторию площадью  2072 км2,  а  общий  объем  вылившейся  нефти  через  100  дней после   выброса   составил   15   млн. литров   Сильно   загрязняется   водная среда   при   транспортировке   нефти.   В   настоящее   время   65%   добытой нефти  перевозят  морским  путем.  Согласно  прогнозам  в  будущем  объем перевозок   возрастет   более   чем   вдвое   при   одновременном   увеличении тоннажа  и  мощности  танкерного  флота.        Нефть   нерастворима   в   воде,   ее   плотность   меньше,   чем   у   воды. Попадая     в     воду,     нефть     растекается     по     поверхности,     препятствуя растворению  кислорода.      Нефтяная  пленка  на  поверхности  воды  препятствует  обмену  теплом, влагой   и   газами   между   водной   средой   и   атмосферой,   в   результате нарушается  биологическое  равновесие.  Литр  разлитой  нефти  загрязняет приблизительно     40     тыс.   л     морской     воды.     Воздействие     нефти     на экосистемы     проявляется     по   разному     в     зависимости     от     степени загрязнения.  Это   может  быть   как   непосредственное   отравление  живых организмов   с   летальным   исходом,   так   и   нарушение   физиологической активности.        Вопрос:  Какие методы очистки от нефтепродуктов вы знаете?       Ответ: Методы очистки делятся на физико­химические и биологические. Сжигание,   удаление   с   помощью       песка;   поглощение   нефти   соломой, опилками, гипсом;   применение микроорганизмов грибов, которые способны разлагать нефть вплоть до углекислого газа и воды.          Учитель химии. Для   удаления   нефтепродуктов   из   сточных   вод   на заводах     применяют     типовые     нефтеловушки,     представляющие     собой горизонтальные     отстойники.     Продолжительность     пребывания     воды     в нефтеловушке  обычно  составляет  2  ч  при  расчетной  скорости  потока  3­8 мм   в   сек.   В   отечественной   и   зарубежной   практике   при   доочистке сточных     пруды дополнительного  отстоя (слайд 22 ). Давайте   сделаем   вывод:  Почему   нефть   называют   основой   нашей цивилизации? Ответ: Нефть является основой нашей цивилизации потому, что она является   основой   топливно­энергетической     и   химической промышленности в современном  мире.   нефтеловушку,     применяют     вод,     прошедших                    Первичное закрепление  нового материала. Ответьте на вопросы: 1.   Укажите   важнейшие   месторождения   нефти   в   Российской   Федерации. Найдите их на карте полезных ископаемых нашей страны. 2.   На   каких   свойствах   нефти   основана   её   перегонка?   Укажите   продукты ректификации нефти, области их применения. 3.   Что   такое   крекинг?   Какая   химическая   реакция   лежит   в   основе   этого процесса? Какие виды крекинга различают? 4. Назовите  известные  вам  международные  конфликты, которые  связаны с контролем над нефтью.  5.   Почему   разные   виды   автотранспорта   используют   разные   виды   топлива? Каковы   их   октановые   числа?   Как   от   качества   топлива   зависит   работа автомобильного двигателя? Как вы думаете почему? 5.  Напишите уравнение реакции крекинга углеводорода состава С20Н42.          Контрольный тест      1.    Укажите свойство, которое не относиться к нефти   А) Легче воды   Б) Растворима в воде   В) Густая темная жидкость   Г) Не имеет постоянной температуры кипения 2.    С увеличением числа атомов углерода в молекулах углеводородов температура  кипения этих углеводородов       А) Уменьшается       Б) Не изменяется       В) Увеличивается   Г) Сначала увеличивается, потом уменьшается     3.    Укажите фракцию нефти с наибольшей температурой кипения   А) Керосин   Б) Бензин   В) Лигроин   Г) Газойль      4. Укажите физический способ переработки нефти    А) Фракционная перегонка    Б) Риформинг    В) Каталитический крекинг    Г) Термический крекинг      5. При термическом крекинге из одной молекула алкана образуются две молекулы     А) Алканов     Б) Алкана и алкина     В) Алкенов     Г) Алкана и алкена       6. Детонационная устойчивость будет  наименьшей у бензина, который содержит    углеводороды   А) Циклические   Б) Линейного строения   В) Ароматические   Г) Разветвленного строения  7. Наилучшую детонационную устойчивость имеет бензин со следующим октановым  числом А) 96   Б) 80   В) 76   Г) 92       8. Среди нижеперечисленных углеводородов выберите  3 основные компоненты нефти:          А) Алканы          Б) Алкены          В) Алкадиены          Г) Алкины          Д) Циклоалканы          Е) Арены        № вопроса Правильный ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 Б В Г А Г Б А АДЕ

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"

Методическая разработка урока химии на тему "Нефть - основа цивилизации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019