Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"
Оценка 5

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
19.01.2017
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"
Деятельностный подход ломает привычные стереотипы подготовки и проведения урока. Необходимо добиться того, чтобы ученик включился в самостоятельную деятельность, а не ожидал пока учитель расскажет все сам. Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов: использование современных технологий образования, в том числе информационно-коммуникативных, модульного обучения, использования различных видов деятельности, использования различных оценочных шкал, зрелищность формы проведения урока.
9 класс коррозия.docx
Уроки с позиции ФГОС Методическая разработка урока 9 класса По теме « Коррозия металлов» Учитель химии ГБОУ Гимназия  №1528 Зеленоградского АО города Москвы Башкатова Г.В. 2015 год Тема урока  Коррозия металлов (9 класс УМК О.С.Габриеляна) Тип урока._Изучения и первичного закрепления новых знаний и умений или комбинированный. Цели урока     Личностные    В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью   Общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии  и единстве;   Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.   Учебно­познавательный интерес к  способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;   Развитие умения проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности;   Развитие умения проектирования химического эксперимента с учетом его наглядности и доказательства характера образующихся продуктов реакции. Метапредметные   1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно­ информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;  2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,  выявление причинно­следственных связей, поиск аналогов; 3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; 4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; Предметные  Изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов;  Закрепить представления об окислительно­восстановительных реакциях;  Научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;   Научить грамотному использованию металлических изделий;   Проверить знания о строении металлов и их физических свойствах. Этапы урока Основные дидактические задачи Приёмы и виды заданий для  активизации УУД Примерное время этапа различных блоков Организационный. Создать   на   уроке   благоприятную рабочую психологическую обстановку. Приветствие. Проверка отсутствующих Подготовки к  работе на  основном этапе Обеспечение   мотивации   и   принятие цели урока.  Обсуждение актуальности изучения темы 2 мин. 5 мин Усвоения новых  знаний и умений Обеспечение восприятия, осмысления  и первичного запоминания изучаемого  материала. Первичной  проверки  понимания  изученного Установление   правильности   и осознанности   изученного.   Выявление пробелов   и   неверных   представлений. Ликвидация   пробелов   и   коррекция неверных представлений. Выполнение   демонстрационного   опыта,   ребята   делают выводы на основании просмотренного, делают записи в тетради,   решение   окислительно­восстановительных реакций На данном этапе осуществляется фронтальная проверка выполненных   заданий.   Ученики   проговаривают   вслух определения, отвечают на вопросы к размышлению Подведения итогов урока Самооценка   и   оценка   выполненной работы.   Самостоятельное   обобщение полученных знаний Выставление отметок Информации о  домашнем задании Обеспечить   понимание   учащимися целей,   содержания   и   способов выполнения домашнего задания. Учитель  сообщает   учащимся   домашнее   задание, разъясняет   методику   его   выполнения:  §   10,   упр.1,2 письменно 25 мин 10 мин 2 мин 1 мин Содержание  приёмов  и заданий , обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения.       Цель урока. Дать понятия о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и познакомить учащихся со способами защиты металлов от коррозии. Задачи Образовательные      Изучить сущность химической и электрохимической коррозии металлов; Закрепить представления об окислительно­восстановительных реакциях; Научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды; Научить грамотному использованию металлических изделий; Проверить знания о строении металлов и их физических свойствах. Развивающее   Развить умения проведения химического эксперимента с соблюдением правил Техники безопасности; Развить умение проектирования химического эксперимента с учётом его наглядности и доказательства характера образующихся  продуктов реакции. Воспитательные   Воспитание чувства собственного достоинства; Логического и образного мышления; Тип урока: Изучение нового материала. Методы и приёмы  Элементы проблемно­модульного обучения;  Проектная деятельность; Опережающее задание группам учащихся; Химический эксперимент    Ученический демонстрационный эксперимент; Решение экспериментальных задач 1­4 типа; Лабораторные опыты. Оборудование   Таблицы “Коррозия металлов”; Оборудования для лабораторных опытов:  пластинка для капельного анализа,  гранулы Zn, проволока Cu, раствор HCl, растворы CuCl2, FeCl3, железная скрепка на медной проволочке, пробирка. I. Вводное слово учителя На прошлом уроке вы познакомились со строением и общими физическими свойствами металлов. Цель сегодняшнего урока познакомиться с  общими химическими свойствами металлов и их ролью в окислительно­восстановительных реакциях. II. Подготовка к работе на основном этапе Рассмотрите фотографии, рисунки, в которых используются металлические изделия и предметы в которых есть металлы, на каком свойстве  основано применение металлов в данном случае ( лампочка, стеклорез, фен, монеты, молоток, провода и др.) (Возможные ответы: ковкость, пластичность, прочность, металлический блеск, тепло­ и электропроводность, долговечность, твёрдость,  эстетичность.) – А теперь найдите ответы на вопросы, которые нельзя отобразить визуально: Почему нельзя использовать нож из алюминия? Литий – самый лёгкий металл, почему нельзя из него сделать самолёт? Почему в оцинкованном ведре нельзя варить борщ или щи? 31 января 1951г. обрушился железнодорожный мост в Квебеке (Канада), введенный в эксплуатацию в 1947 г. В 1964 рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире­ 400­метровая антенная мачта в Гренландии Из­за повреждений нефтепроводов в реки и на грунт выливается нефть. III. Изучение нового материала Для каждого металла характерны как индивидуальные, так и общие с другими представителями этого класса веществ, свойства. Но у  металлов есть и враг, который приводит к огромным безвозвратным потерям металлов, ежегодно полностью разрушается около 10%  производимого железа. По данным Института физической химии РАН, каждая шестая домна в России работает впустую – весь выплавляемый  металл превращается в ржавчину. А как по другому называется этот процесс? –Коррозия. Итак, тема нашего урока: “Коррозия” Слово коррозия происходит от латинского corrodere, что означает разъедать. Хотя коррозию чаще всего связывают с металлами, но ей  подвергаются также камни, пластмассы и другие полимерные материалы и дерево. Например, в настоящее время мы являемся свидетелями  большого беспокойства широких слоев людей в связи с тем, что от кислотных дождей катастрофически страдают памятники (здания и  скульптуры), выполненные из известняка или мрамора. Таким образом, коррозией называют самопроизвольный процесс разрушения материалов и изделий из них под химическим  воздействием окружающей среды.  Ржавлением называют только коррозию железа и его сплавов. Другие металлы корродируют, но не ржавеют. Хотя корродируют практически  все металлы, в повседневной жизни человек чаще всего сталкивается с коррозией железа. В результате коррозии железо ржавеет. Этот процесс очень сложен и включает несколько стадий. Его можно описать суммарным уравнением: 4Fe + 6H2O (влага) + 3O2 (воздух) = 4Fe(OH)3 Ребята, а что является символом Парижа? – Эйфелева башня. Она неизлечимо больна, ржавеет и разрушается, и только постоянная  химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т. А подвергается ли коррозии Алюминий? Многие металлы, в том числе и довольно активные (например, алюминий) при коррозии покрываются плотной, хорошо скрепленной с металлами оксидной пленкой, которая не позволяет окислителям проникнуть в более глубокие слои и потому предохраняет металл от коррозии. При удалении этой пленки металл начинает взаимодействовать с влагой и кислородом воздуха. Учитель показывает детям старинные монеты: Почему серебро не подвергается коррозии, а медь зеленеет? Во влажном воздухе поверхность  меди покрывается зеленоватым налетом (патиной) в результате образования смеси основных солей. Многие неопытные химики в разное время были озадачены тем, что иногда реакция Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 описанная во всех учебниках, не идет. Более опытные химики знают, что в такой ситуации в раствор нужно добавить немного сульфата  меди (П) (медного купороса). В этом случае на поверхности цинка выделится медь: CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu и водород начнет бурно выделяться. При объяснении данного явления в 1830 г. швейцарским химиком А. де­ля Ривом была создана  первая электрохимическая теория коррозии. Вскоре после открытия итальянцем Л. Гальвани электрохимического явления его соотечественник А. Вольта сконструировал (1800) источник электрического тока (гальванический элемент), что открыло человечеству эру электричества. Опыт: Способы защиты от коррозии. Проблема защиты металлов от коррозии возникла почти в самом начале их использования. Люди пытались защитить металлы от атмосферного воздействия с помощью жира, масел, а позднее и покрытием другими металлами и, прежде всего, легкоплавким оловом (лужением). В трудах  древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) уже имеется упоминание о применении олова для защиты железа от коррозии. Задачей химиков было и остается выяснение сущности явлений коррозии, разработка мер, препятствующих или замедляющих ее протекание.  Коррозия металлов осуществляется в соответствии с законами природы и потому ее нельзя полностью устранить, а можно лишь замедлить.  Одним из наиболее распространенных способов защиты металлов от коррозии является нанесение на их поверхность защитных пленок: лака,  краски, эмали. Широко распространенным способом защиты металлов от коррозии является покрытие их слоем других металлов. Покрывающие металлы  сами корродируют с малой скоростью, так как покрываются плотной оксидной пленкой: например 3CrCl2 + 2Fe – [1000°C] > 2FeCl3 + 3Cr Металлические покрытия делят на две группы: коррозионностойкие и протекторные. Например, для покрытия сплавов на основе железа в  первую группу входят никель, серебро, медь, свинец, хром. В электрохимическом ряду напряжений металлов они стоят правее железа. Во вторую группу входят цинк, кадмий, алюминий. По отношению к железу они более электроотрицательны, т.е. в ряду напряжений находятся  левее железа. В повседневной жизни человек чаще всего встречается с покрытиями железа цинком и оловом. Листовое железо, покрытое цинком, называют  оцинкованным железом, а покрытое оловом – белой жестью. Первое в больших количествах идет на кровли домов, а из второго изготавливают консервные банки. И то и другое получают главным образом протягиванием листа железа через расплав соответствующего металла. Для  большей стойкости водопроводные трубы и арматуру из стали и серого чугуна часто подвергают оцинковыванию также окунанием в расплав  данного металла. Это резко повышает срок их службы в холодной воде. Интересно, что в теплой и горячей воде срок службы оцинкованных  труб может быть даже меньше, чем неоцинкованных. Иногда зубные коронки, изготовленные из различных металлов (золота и стали) и близко расположенные друг к другу, доставляют их  носителям неприятнейшие болевые ощущения. Поскольку слюна является электролитом, эти коронки образуют гальванический элемент.  Электрический ток протекает по десне и вызывает зубную боль. Пассивация металлов. Вероятно, многие обратили внимание на то, что серную и азотную кислоты перевозят по железной дороге в стальных цистернах. Об этом  свидетельствуют надписи, например “Осторожно, серная кислота”. Как это согласуется с теми знаниями, которые отражены в школьных  учебниках? Все дело в том, что по железной дороге перевозят не разбавленные, а концентрированные кислоты. Зачем же перевозить воду?  Разбавить кислоту можно и на месте потребления. Оказывается, что в отличие от разбавленных концентрированная серная, так же как и концентрированная азотная кислоты, не  взаимодействует с железом. Правильнее сказать, что кратковременное взаимодействие происходит, но оно быстро прекращается.  Специалисты говорят, что в крепких растворах этих кислот железо пассивируется. Еще в 1836 г. знаменитый английский химик М. Фарадей  высказал предположение, что причиной пассивации является образование на поверхности металла плотной оксидной пленки. В свое время на  это предположение не обратили должного внимания. Лишь через 100 лет эти взгляды возродил и развил известный русский ученый  В.А. Кистяковский. После него этот взгляд на пассивацию оформился в виде теории. Согласно ей при пассивации на поверхности металла  образуется сплошная и плотная оксидная (реже хлоридная, сульфатная, фосфатная) пленка толщиной в несколько десятков нанометров. Ингибиторы коррозии металлов. Применение ингибиторов – один из эффективных способов борьбы с коррозией металлов в различных агрессивных средах (в атмосферных, в  морской воде, в охлаждающих жидкостях и солевых растворах, в окислительных условиях и т.д.). Ингибиторы – это вещества, способные в  малых количествах замедлять протекание химических процессов или останавливать их. Название ингибитор происходит от лат. inhibere, что  означает сдерживать, останавливать. Известно, что дамасские мастера для снятия окалины и ржавчины пользовались растворами серной кислоты с добавками пивных дрожжей, муки, крахмала. Эти примеси были одними из первых ингибиторов. Они не позволяли кислоте  действовать на оружейный металл, в результате чего растворялись лишь окалина и ржавчина. Проблемная ситуация Колосс Родосский и затонувшая яхта миллионера. В III до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. Колосс Родосский считался одним из семи чудес света, однако просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения. В 20 годы ХХ  в. по заказу одного миллионера была построена роскошная яхта “Зов моря”. Еще до выхода в открытое море яхта полностью вышла из строя.  Ученые считают, что в обоих случаях причиной произошедших событий были окислительно­восстановительные процессы. .Какие именно? Ответ: Причиной была контактная коррозия. Днище яхты было обшито медно­никелевым сплавом, а рама руля, киль и другие детали  изготовлены из стали. Когда яхта была спущена на воду. Возник гигантский гальванический элемент, состоящий из катода­ днища, стального  анода и электролита – морской воды. В результате судно затонуло, ни сделав ни одного рейса. У Колосса Родосского бронзовая оболочка была смонтирована на железном каркасе. Под действием влажного, насыщенного солями  средиземноморского воздуха железный каркас разрушился. IV. Закрепление (фронтальное обсуждение) V. Подведение итогов VI. Домашнее задание

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017