Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика
Оценка 5

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
5 кл
20.06.2019
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика
Методическая разработка урока истории в 5 классе «Великая греческая колонизация» для проведения урока истории на базе выставочного зала археологии Ростовского Областного Краеведческого музея. Использование: программный материал по истории, внеурочная деятельность, музейная педагогика Автор: Лаптева Александра Анатольевна Учитель МБОУ «Гимназия №46» Г. Ростова-на-Дону
Для сборника.docx
Методическая разработка урока истории в 5 классе «Великая греческая колонизация» для проведения на базе выставочного зала археологии Ростовского Областного Краеведческого музея. Автор: Лаптева Александра Анатольевна Учитель МБОУ «Гимназия №46» Г. Ростова­на­Дону Урок истории для 5 класса, разработанный с целью проведения на базе выставочного зала археологии Ростовского Областного Краеведческого музея. Тема: «Великая греческая колонизация».        Цель:      Воспитание   человека,   неравнодушного   к   прошлому   и   настоящему   своей   Родины средствами формирования у обучающихся ценностных ориентаций; приобщения к культуре родного края, что является актуальной и значимой задачей ФГОС.       Задачи:  1 Содействовать повышению эффективности учебно­воспитательной работы через активно­познавательную деятельность обучающихся на базе музея. 2  Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию родного края, используя системно ­ деятельностный подход. Оборудование: экспозиции Музея археологии. Тип урока: нетрадиционный урок ­  в музее;                      сюжетно – ролевая командная игра. ХОД УРОКА: I Сегодня   востребован   активный,   деятельный,   творческий,   коммуникативный   человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого необходимо научиться пользоваться информацией, общаться и создавать завершенный продукт деятельности, что и попробуем сделать сегодня на уроке. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. II Историческая задача «Древний город в дельте реки Дон». (используется распечатка рельефа из Танаиса) На землях нынешней России возникло несколько греческих колоний. Самой северной из них был Танаис, основанный недалеко от места впадения Дона в море. Для обороны города его жители возвели каменные стены и башни. В одну из стен был вставлен мраморный рельеф. На нём мы видим всадника с большим копьём в руках. Он мчится на осёдланной лошади, за его спиной развевается плащ. Так пожелал увековечить себя руководитель строительства. Любопытно, что он имел греческое имя Трифон, но изображён непохожим на грека. Штаны, низкие мягкие сапоги, чешуйчатый панцирь с широким поясом и шлем напоминают те, что носили воины из живущих по соседству племён. Почему? Как вы думаете, чем это можно объяснить? (Ответы детей) Учитель подводит обучающихся к проблеме урока.  Жители Танаиса постоянно общались с живущими по соседству племенами и порой перенимали их обычаи, одежду, военное искусство. Нашей задачей сегодня будет выяснить, какими были быт, образ жизни и культура жителей греческих колоний и их соседей скифов и сарматов, а также как складывались отношения между ними. Одна группа будет представлять скифов и сарматов, другая – греков. III Изучение нового материала. Работа в группах. Каждая команда получает информационно­маршрутный лист, на основе которого знакомится с темой и готовится представить свою команду. Все подчёркнутые в тексте предметы   представлены   в   экспозиции   музея.    Примечание:   для   разработки информационно­маршрутного   листа   использовались   ресурсы,   доступные   в   сети Интернет. Информационно­маршрутный лист для группы скифов и сарматов. Стеллаж 1и2.   Кочевое население к.  IX  в. до н.э. –  V  в. до н.э.   Киммерийцы, скифы, савроматы. Главным занятием скифов и сарматов было кочевое скотоводство. Кони, крупный и мелкий рогатый скот круглый год находились на подножном корме.  Лошадь же являлась главным и основным видом домашнего скота.  Кочевники     научились перерабатывать     и заготовлять   впрок     продукты животноводства: вялили мясо, из кобыльего молока получали сыр, очень широко использовали кожи, шерсть и кость для изготовления  конской упряжки, одежды, предметов обихода. За скотом ухаживали и мужчины, и женщины.   Мужчины не только охраняли и пасли стада, но и охотились: дичи в степях в то время было немало. Женщины работали главным образом “дома”, а домом       семье служила повозка­ кибитка. Запряжённые   парой   волов,   крытые   войлоком   и   задрапированные   домоткаными   коврами, повозки медленно двигались за стадами. [1, с. 31­32]  Скифы были отважными воинами. Они славились как меткие стрелки из лука. Каждый мужчина имел запас в несколько сот  стрел. Хранились они вместе с луком в специальном футляре –  горите, сделанном из дерева и кожи и иногда украшенном снаружи накладными серебряными или золотыми пластинами с рельефом.     В ближнем бою любимым оружием скифского воина был кинжал и короткий обоюдоострый меч – акинак. [2, с. 59] Стеллаж 3и4.  Кочевое население   IV в. до н.э. – IV в.   н.э.  Сарматы.  Рядовые воины имели кожаные панцири и деревянные щиты, обтянутые бычьей кожей. Скифы умели получать и обрабатывать бронзу, железо, золото, а у вождей сарматов были металлические   доспехи,   украшенные   серебром.   Из   украшения   носили   бусы,   браслеты, перстни, серьги, височные подвески, медальоны. В местах длительных стоянок скифы и сарматы занимались и ремеслами.  Прежде всего, кочевникам требовались металлические изделия –   оружие, конская сбруя, инструменты для обработки   дерева,   кости,   кожи.         Значительное   количество   бронзы   требовалось   для изготовления наконечников стрел   и котлов для варки мяса.  Часть необходимого металла и металлических изделий кочевники получали путём грабежа и сбора дани, а часть ­ путём торгового обмена. С появлением на берегах Понта Эвксинского эллинских колоний легче стало   получать   продукты   и   изделия   мирным   путём.     Для   колоний   кочевники   являлась поставщиками зерна, скота, рабов и рынком сбыта для ремесленных изделий и вина. [1, с. 33] Информационно – маршрутный лист для группы греков. Стеллаж 5. Начало греческой колонизации к. VII – VI вв. до н.э.   (Карта).   Прекрасные   мореплаватели,   греки   рано   начали   осваивать   обширные пространства   Средиземного   и   Чёрного   морей.   Отголоски   этих   первых   путешествий сохранились   в   эллинских   мифах   —   к   примеру,   в   знаменитом   рассказе   о   путешествии возглавляемых Ясоном аргонавтов за золотым руном в Колхиду — область в Юго­Восточном Причерноморье.     Когда   в   VIII—VII   вв.   до   н.   э.   начался   процесс   Великой   колонизации, вызванный экономическими и демографическими причинами расселения эллинов по новым землям, он не мог обойти и Причерноморье.  [4]   Колонии основывались в разные времена, но особенно в VI и V вв. до н.э.; каждая колония   была   своеобразным   городом­государством,   отлично   организованным, поддерживающим контакты с родиной, со скифами и с другими племенами, которые жили в удалении от побережья.  Скифы установили постоянные торговые и политические связи с этими греческими городами на северном побережье Черного моря: Тирой в устье Днестра, Ольвией   на   Бугском   лимане,   Херсонесом   Феодосией   в   Крыму,   городами   Боспорского царства, лежавшими по обоим берегам Керченского пролива и группировавшимися вокруг столицы этого царства Пантикапеи, в устье Дона на Азовском море – Танаис. [3, с. 37] В каждом греческом городе процветали ремесла, культура, театры, стадионы, дворцы.   Стеллаж 6. Скифское городище V – IV вв. до н.э. Одним   из   лучших   памятников   тех   времён   можно   назвать   Елизаветинское   Скифское городище. Некоторые считают, что именно это место когда­то заселяли амазонки ­ женщины – воительницы.   Известно,   что   заселяли   городище   представители   не   одной,   а   нескольких культур; скифы, греки, сарматы. Археологами были найдены  черепки посуды, челнок для плетения рыболовных сетей, зернотёрка, серп, обгоревшие зёрна, круглые камни для пращи, наконечники  копий  и  стрел,  железный  меч, гвозди,  амфоры  и  глиняные  фигурки  богов  и богинь. [5] Стеллаж 7. Греческая колонизация к. IV –  1 треть III вв. до н.э. Греки – поселенцы наладили торговые отношения с местными кочевниками, снабжая их разными товарами; лепной гончарной керамикой, глиняной лаковой посудой, украшениями из стекла и раковин, а взамен получали живой товар – рабов. Скифы продавали грекам скот, кожи   и   другие   продукты   скотоводства,   пушнину,   а   земледельческие   племена   Скифии, вероятно,   и   хлеб,   мед,   воск.   От   греков   скифы   получали   драгоценные   металлы   и металлические   изделия,   некоторые   предметы   вооружения,  керамическую   посуду,   дорогие ткани   и   другие   предметы   роскоши.   Но   основной   статьей   ввоза   в   Скифию   было   вино.   В богатых скифских курганах обычно встречаются греческие глиняные сосуды из­под вина — амфоры. [3, с. 37]   Стеллаж 8. Танаис III в. до н.э. –    V в. н.э. (Карта).   Город,   в   котором   развивалось   ремесло,   рыбная   ловля,   скотоводство   и земледелие, но основным занятием была торговля. Город был посредником в обмене товарами эллинов – греков с  местными племенами.    В течение многих веков  Танаис  был  крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья и Приазовья. IV. Актуализация знаний. 1 тур. Каждая команда, рассказывая о себе, показывает все названные экспонаты в экспозициях. Все подчёркнутые в тексте предметы представлены в экспозиции музея. Представление своей команды скифами, сарматами может быть таким:  «Мы – скифы и сарматы. Предки наших племён заселили степные просторы Северного Причерноморья   в  IX  веке   до   н.э.   (карта).     Природно­климатические   условия   этого   края позволяют вести кочевой образ жизни и заниматься скотоводством. Богатством кочевника всегда был скот, поэтому состояние каждого из нас оценивается количеством голов скота в стаде, где главной ценностью являются лошади. Универсальным жильём для нас служат юрты из   войлока,   прикрепленные   к   повозке.   «Они   следуют   всегда   за   своими   стадами,   выбирая местности с хорошими пастбищами», ­ сказал о нас греческий историк Страбон. Но поиски новых пастбищ приводят к частым военным столкновениям с соседними народами, поэтому мы не только кочевые народы, но и воинственные племена. Конница является основной нашей военной силой, а большинство типов оружия приспособлены для ведения конного боя: лук и стрелы, кинжалы и обоюдоострые мечи. Стрелы мы храним в специальном футляре – горите, сделанном из дерева и кожи, украшенном орнаментом. Из бронзы мы научились изготавливать наконечники стрел и котлы для варки мяса, а из железа, кожи и кости предметы конской упряжи и сбруи. Перекочёвки вблизи греческих городов Северного Причерноморья привели к складыванию дружественных торговых отношений с эллинами».  А представление своей команды греками таким: «Мы – эллины. Угроза голода и долгового рабства заставила нас покинуть родной город в поисках счастья на чужбине. Безоблачным и жарким утром наш корабль отплыл от гавани порта Пирей, что в 5 км от Афин и взял курс на далёкие земли Понта Евксинского (карта). Путь был очень долгим и трудным. Нас окружало бескрайнее море, готовое поглотить в свою пучину   по   воле   грозного   владыки   морей   Посейдона.     Но   вскоре   показались   земли воинственных и свободолюбивых племён скифов и сарматов. Трюмы нашего корабля были заполнены   различными   товарами:  расписанными   амфорами   с   вином   и   маслом,   глиняной посудой, украшениями из стекла и раковин, лепной гончарной керамикой, светильниками с масками актеров и бронзовыми статуэтками, изображающими древнегреческих богов. Многие товары пользовались спросом у местного населения кочевников, поэтому вскоре между нами наладились мирные и торговые отношения».  2 тур.   Выберите из музейной экспозиции один экспонат, на Ваш взгляд, активно используемый в быту, военном искусстве и т.д. жителями Северного Причерноморья и составьте   его   краткую   характеристику   (внешний   вид,   сохранность   и   для   чего использовался).  Представление ремесленного изделия греков. (на выбор) ­ глиняная лаковая посуда, амфоры; ­ каменная зернотерка; ­ челнок для плетения рыболовных сетей. Мы представляем Вашему вниманию удобную каменную зернотёрку IV в. до н. э. Этот предмет был очень необходим в быту. Он использовался для размола зерна в муку и т.д.   Представление боевого оружия скифов. (на выбор) ­ горит для хранения лука и стрел; ­ железный меч; ­ бронзовые наконечники стрел. Перед Вами железный меч  VI  в. до н.э.   Он имеет удобную рукоятку и обоюдоострое лезвие и т.д. 3 тур. Команде – сопернице предоставить задание по экспозиции музея. Пример задания для команды скифов. Найти в экспозиции «Греческая колонизация к. IV –  1 треть III вв. до н.э.»   предметы, связанные   с   религией   древних   греков,   свидетельствующие   о   тесной   связи   греков   – переселенцев с метрополией.  (бронзовые  статуэтки  греческих богов, светильники с  масками  актеров, гиря  в виде Афины) Пример задания для команды греков. Отыскать в экспозиции «Кочевое население к. IX  в. до н.э. – V в. до н.э.»  предметы, свидетельствующие об особом почитании культа лошади у кочевников – скифов. (предметы конской упряжи, «звериный стиль»). V.    Обобщение и систематизация знаний. Сегодня   на   уроке   мы   прикоснулись   к   истории   родного   края.   Узнали,   как   жили   в глубокой древности скифы и сарматы, населяющие территорию Северного Причерноморья. Выяснили, как происходил процесс колонизации греками этих земель и как складывались их отношения с местным населением. Пришли к выводу о том, что так или иначе южные области Восточной Европы на протяжении примерно тысячелетия являлись ареной довольно тесных экономических, политических  и культурных контактов носителей античной цивилизации с обитавшими здесь народами.   Библиографический список. Книги с двумя авторами: 1. Ольховский В.С., Храпунов И.Н. Крымская Скифия. ­ Симферополь: Таврия, 1990. ­ 128с. 2. Коваленко В., Алтабаева Е. На черноморском перекрёстке. Учебное пособие. – 2­е изд.,  перераб. и доп. – Львов: 2000. ­ 264с. Статья с одним автором: 3. Шелов Д.Б. Исчезнувшие народы. Скифы. // Природа. 1977. №3. С. 24­37           Материал, расположенный на сайте: 4. В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. «Очерки истории народов России в древности и раннем  средневековье». Учебное пособие. Источник: http://www.hagahan­lib.ru/library/ocherki­ istorii­narodov­rossii.html [Электронный ресурс]   5. Информационный ресурс и материалы экспозиции зала археологии Ростовского  Областного Краеведческого музея.

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Музейная педагогика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019