Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)
Оценка 5

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
02.04.2017
Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)
Данный материал позволяет: - систематизировать и углубить знания о твердых телах и их свойствах; - формирует понятия «кристалл», «анизотропия», «поликристалл», «монокристалл», «аморфное тело», «изотропия», «жидкие кристаллы»; - расширяет и углубляет уровни физических знаний и умений обучающихся; - формирует у обучающихся умения применять физические законы для объяснения явлений, протекающих в природе, свидетелями и непосредственными участниками которых, они могут быть. - развивает устойчивый познавательный интерес к изучению естественных наук; - развивает интеллектуальные и творческие способности, социальную активность.
кристаллические и аморфные тела.docx
Организационная информация Тема урока Предмет Курс Автор Образовательное учреждение Край Город Методическая информация Тип урока Цели урока Задачи урока Знания, умения, навыки и  качества, которые  актуализируют/приобретут/зак репят/др. ученики в ходе  Аморфные и кристаллические тела Физика 1 Преподаватель физики Мелешина  Александра Федоровна КГБОУ СПО Комсомольский­на­Амуре  судомеханический техникум Хабаровский  Комсомольск­на­Амуре Урок усвоения новых знаний Формирование знаний о кристаллических и  аморфных телах, их свойствах,  практическом применении. Обучающие:  ­ систематизация и углубление знаний   о твердых телах и их свойствах;  ­ формирование понятий «кристалл»,  «анизотропия», «поликристалл»,  «монокристалл», «аморфное тело»,  «изотропия», «жидкие кристаллы»; Развивающие: ­ расширение и углубление уровня  физических знаний и умений обучающихся; ­ формирование у обучающихся умений применять физические законы для  объяснения        явлений, протекающих в  природе, свидетелями и непосредственными  участниками которых, они могут быть. Воспитательные:  ­ развитие устойчивого  познавательного интереса к изучению  естественных наук; ­ развитие интеллектуальных и  творческих способностей, социальной  активности. Знать: понятие кристаллического тела,  аморфного тела, определения свойств  анизотропии и полиморфизма. Уметь: определять принадлежность твёрдых урока Необходимое оборудование и  материалы Формы организации урока Общедидактические методы тел к аморфным, кристаллическим, отличать  поликристаллические от  монокристаллических. Навыки: анализа, обобщения.  систематизации. Качества: коммуникативность, творчество.  мультимедийный проектор с экраном;  набор кристаллических и аморфных  тел;  микроскопы, предметные стёкла,  кристаллы соли, марганца;  документ камера.  индивидуальная.  фронтальная.  Объяснительно­иллюстративный.  Постановка проблемы.  Формирование ЗУН.  Контроль. Ход урока 1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для усвоения нового  материала Деятельность преподавателя Деятельность  студентов 1.Какие состояния вещества  вы знаете? 2.Какими свойствами  обладают тела в твёрдом  состоянии? 3. Назовите несколько твёрдых тел. 4. Сравните свойства, найдите  сходство и различие. 5. Как вы думаете, в чём  заключаются отличия  физических свойств различных тел? Обучающиеся дают  ответы на вопросы. 1.Твёрдое, жидкое,  газообразное. 2.Сохраняют форму и  объём. 3.Камень, лёд. 4. Все тала состоят из  молекул, но в газах  расстояние между ними  самое большое, а в  твёрдых телах самое  ильное притяжение. Мультимедиа  компонент и методическое  обоснование Слайд №1 –  титульный лист  Презентации Актуализация  опорных знаний  и личного опыта  учащихся. 5. Разные:  теплопроводность,  плотность, оптическая  проницаемость,  сжимаемость… 2.Постановка проблемного вопроса: Алмаз и графит не похожи на вид – В природе встречается чаще графит, С алмазом, увы, не везёт… Графита немало, но редок алмаз … А почему? Кто знает из вас? (именно на этот вопрос нам необходимо сегодня ответить) 3. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности  Деятельность преподавателя Деятельность  студентов Мультимедиа  компонент и методическое  обоснование Сегодня на уроке перед нами  стоит проблема: создать  классификацию твёрдых тел по их физическим свойствам.  Перед вами несколько твёрдых тел. (Кубики, шарики из  стекла, камня, металла,  кусочки слюды, несколько  кусков соли и  сахара,  леденцы) Требуется разделить  их на группы по любым  свойствам и аргументировать  свою теорию. На это отводится 2 минуты. Работа в парах.  Преподаватель корректирует и рецензирует результаты. (После выполнения задания  преподаватель обобщает  предложенные результаты,  обсуждая и комментируя  каждый вариант) Вывод: Можно использовать  несколько способов  Студенты изучают.  предложенные им тела и  создают несколько  вариантов комбинаций.  По истечению времени   оглашают свой вариант,  единомышленники со  сходным результатом  могут присоединиться,  или отредактировать  предложенную версию.  Все версии  оформляются на доске  для всеобщего  рассмотрения.  Возможные варианты:  съедобное, несъедобное;  прозрачное,  непрозрачное; прочное,  хрупкое… классификации твёрдых тел,  но сегодня я предлагаю  изучить только один: деление  твёрдых тел на кристалли­ ческие и аморфные.  Определяющим фактором при  данной классификации  являются различия в  молекулярном строении и, как  следствие – различие  физических свойств. Мотивационный  компонент. Эмоциональный  настрой. 2 слайд 4. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент,  культурно­исторический экскурс Мультимедиа  компонент и методическое  обоснование 3 слайд  Мотивационный  компонент. Эмоциональный  настрой. Деятельность преподавателя Деятельность  студентов Обучающиеся, работая  парами, визуально  изучают  кристаллические тела. Анализируют, делают  выводы. Возможные варианты  ответов: Сходство в  правильности  геометрических форм,  различие в цвете, форме, прозрачности… Мы живём на поверхности  твёрдого тела – земного шара,  в сооружениях. построенных из твёрдых тел, ­домах.. Орудия  труда также сделаны из  твёрдых тел, знать свойства  твёрдых тел жизненно  необходимо. Перед вами микроскопы с  предметными стёклами, на  которых находится поваренная соль, марганец. Продолжая  работать в парах,  сформулируйте для них  сходства и различия. (После выполнения задания  преподаватель обобщает  предложенные результаты,  обсуждая и комментируя  каждый вариант) Наиболее вероятный  ответ студентов:  кристаллическими. Приложение 1  (заполнение таблицы во  время объяснения  преподавателя ) 4 слайд  Получение  новых знаний Работа по таблице  Приложение 2 5 слайд  Получение  новых знаний Приложение 1  (заполнение таблицы во  время объяснения  преподавателя ) Как вы думаете,  кристаллическими или  аморфными являются  изученные вами вещества? Кристаллы – это твёрдые  тела, атомы или молекулы  которых  образуют  кристаллическую решётку.   Существует несколько типов  кристаллических решёток:  кубическая, гексагональная,  кубическая центрированная,  гранецентрированная и много  других: такое деление  предложил русский учёный  Е.С.Фёдоров. Он  установил,  что в природе может  существовать только 230  различных пространственных  групп, охватывающих все  возможные кристаллические  структуры. Большинство из  них (но не все) обнаружены в  природе или созданы  искусственно. Кристаллы  могут иметь форму различных  призм, основанием которых  могут быть правильный  треугольник, квадрат,  параллелограмм и  шестиугольник.. Кристаллические тела бывают  монокристаллические и  поликристаллические.  Названия говорят сами за себя: Монокристаллы – одиночные  кристаллы. Твёрдое тело, состоящее из  большого числа маленьких  кристаллов, называют  поликристаллическими. С  помощью микроскопов вы рассмотрели именно  монокристаллы и визуально  определили одно из весьма  распространённых свойств –  правильность геометрических  форм, как следствие  упорядоченного внутреннего  строения. Попробуйте из  нашего набора выбрать  монокристаллические и  поликристаллические тела. Упорядоченное строение  кристалла объясняет и  анизотропию – зависимость  физических свойств от  выбранного направления.  Если расколоть большой  монокристалл соли, мы  получим кристаллы в виде  кубиков. Слюда с лёгкостью  разделяется на тонкие  пластины, но разделить её  поперёк слоям удастся с  большим трудом.  Кристалл турмалина имеет ось  симметрии и поляризует  проходящий через него свет.  Если расположить кристаллы  так, чтобы их оси были  взаимно перпендикулярны, то  свет через них не пройдёт  Данную особенность  турмалина широко применяют  при изготовлении оптических  приборов. Поликристаллические тела мы  встречаем гораздо чаще, чем  монокристаллические. Часто  Наиболее вероятные  ответы учеников:  кристаллы соли и  марганца под  микроскопом –  монокристаллы, куски  соли, сахара –  поликристаллы. Приложение 1  (заполнение таблицы во  время объяснения  преподавателя ) 6 слайд Получение  новых знаний. Приложение 1  (заполнение таблицы во  время объяснения преподавателя ) 7 слайд  Использование  межпредметных  связей. 8 слайд Получение  новых знаний. Приложение 3  (заполнение таблицы во  время объяснения  преподавателя ) 9 слайд Использование  межпредметных  связей. Приложение 1  (заполнение таблицы во  время объяснения  преподавателя ) 10 слайд Использование  межпредметных  связей. одни и те же вещества  зачастую встречаются как в  монокристаллическом, так и а  поликристаллическом виде:  кристаллик соли и целые  «кирпичи» соли, полученные в  результате неправильно  хранения (монокристаллы  срастаются в поликристалл),  куски сахара. если  присмотреться к кусочку  гранита, вы заметите мириады  мельчайших монокристаллов,  соединённых в один  поликристалл… На этом свойства  кристаллических тел не  исчерпаны.  Загадочным и непостижимым  остаётся полиморфизм –  существование различных  кристаллических структур у  одного и того же вещества:  разновидности углерода – одно из самых ярких тому  доказательств. Графит, алмаз,  фуллерен – совершенно не  похожи друг на друга. Кристаллы можно разделить по типу кристаллических  решеток. Используя знания из  химии, составьте таблицу. Мир кристаллов разнообразен  и многогранен, но не следует  забывать, что существуют и  другие виды твёрдых тел –  аморфные. Определяющим  отличительным свойством  является отсутствие  определённой температуры  плавления. Кристаллические тела имеют определённую  температуру плавления. У аморфных тел нет  строгого порядка в  расположении атомов Аморфные тела изотропны  (физические свойства не  зависят от направления). Давайте вернёмся к  рассмотрению  и  классификации твёрдых тел.  Предлагаю вам разделить их на кристаллические и аморфные.  К кристаллическим не  относятся стекло и леденцы ­  это аморфные тела.  Они не  имеют правильной  кристаллической решётки,  определенной температуры  плавления. Любопытно, что  получаются они путём  обработки кристаллических  тел, в результате которой  меняется структура веществ.  Обратите внимание на то, что  многие тела не поддаются  анализу.  Обнаружить  полиморфизм, анизотропию и  даже правильность форм (у  обработанных тел) зачастую  невозможно! Необходимы  более глубокие исследования.  Нам остаётся пользоваться  знаниями, полученными на  уроках химии, физики и  жизненным опытом. Мир твёрдых тел не  исчерпывается  кристаллическими и  Приложение 1  (заполнение таблицы во  время объяснения  преподавателя ) 11 слайд Использование  межпредметных  связей. 12 слайд Использование  межпредметных  связей. Систематизация  и конкретизация  ранее  полученных  знаний. Приложение 1  (заполнение таблицы во  время объяснения  преподавателя ) Студенты проводят  классификацию,  аргументируя каждый  шаг. Возможные варианты  ответов:  кристаллические – соль,  сахар, металлы, стекло  леденцы; аморфные – янтарь. 13 слайд Использование  межпредметных аморфными телами. Живая  природа – это мир полимеров!  Молекулы белка и ДНК,  молекулы полиэтилена и  многое другое связей. 5. Проверка понимания учащимися изученного материала  и его первичное закрепление Мультимедиа  компонент и методическое  обоснование Установление  обратной связи. Деятельность преподавателя Деятельность  студентов Итак, какую классификацию  твёрдых тел мы изучили на  сегодняшнем уроке? Как классифицируются  кристаллические тела? Какие свойства отличают  кристаллические тела? Какие свойства отличают  монокристаллы? Теперь мы систематизируем  результаты урока и оформим  таблицу классификации и  характеристики твёрдых тел. Тестовое задание по вариантам (Приложение 4) Деление на аморфные и  кристаллические. На моно­ и поли­  кристаллы. Наличие правильной  кристаллической  решётки, определенной  температуры плавления,  полиморфизм. Анизотропия. студенты работают  самостоятельно. Выполнение тестового  задания 5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание Деятельность учителя Деятельность  обучающихся Нельзя окружающий мир  разложить по полочкам, но  наличие знаний о устройстве  Мультимедиа  компонент и методическое  обоснование Эмоциональный  компонент. окружающих нас тел жизненно  необходимо. Человечество  нуждается в веществах с  самыми различными  свойствами – прозрачных и  непрозрачных, жёстких  и  эластичных, тугоплавких,  сверхпроводящих и многих  других. Для создания нового  необходимо изучить  особенности имеющегося  материала. Только пытливость  и активный поиск двигают  науку вперёд. Дерзайте,  творите, фантазируйте! Домашнее задание: гл.8,  п.8.1. Проект: Знаменитые камни                Жидкие кристаллы  Приложение 1 Свойства твердых тел Кристаллические ­ Аморфные ­ Монокристалл­ Поликристалл­ Свойства    Приложение 2 Приложение 3 Типы кристаллических решеток атомная ионная молекулярная металлическа Тип решетки я  Характеристи­ ки  Вид частиц в  узлах решетки  Характер  химической  связи между  частицами  Прочность Отличительные свойства веществ Примеры веществ Приложение 4 I вариант 1.В металлических кристаллах все ионы положительны. Почему же кристаллы не распадаются?   а) ионы удерживают силы притяжения.  б) ионы отталкиваются, а атомы притягиваются.  в) между ионами есть электронный газ.  г) нет правильного ответа. 2.Стекло – это кристаллическое вещество или аморфное?  а) кристаллическое б) аморфное  в) может быть кристаллическим и  аморфным. г) нет верного ответа.  3.Вставьте пропущенные слова. Только кристаллические тела по своим свойствам могут быть………., и их температура плавления………..  ( постоянна,  не постоянна,  анизотропными, изотропными) 4.Анизотропия это:     а) зависимость физических свойств от направления внутри кристалла     б) разрушение кристалла при деформации     в) независимость физических свойств от направления внутри кристалла     г) основная характеристика аморфного тела. 5.Два одинаковых кубика: один из амофного вещества (стекло), а другой из  кристаллического (кварц) опущены в горячую воду. Сохранят ли они свою  форму?       а) сохранит форму только стеклянный кубик      б) оба сохранят форму      в) сохранит форму только кварцевый кубик      г) оба не сохранят форму 6. Все ли кристаллические тела анизотропны?     а) да, все     б) только монокристаллы     в) только поликристаллы     г) могу быть анизотропными, а могут быть и изотропными. I I вариант 1.Почему в природе не существует кристаллов шарообразной формы?  а) форма кристалла по разным направлениям различна.  б) форма кристалла по разным направлениям одинакова.  в) кристаллические решётки это многогранники.  г) нет верного ответа. 2.Почему алмаз имеет большую прочность, чем графит?  а) алмаз ­ драгоценный камень  б) форма  кристаллической решётки алмаза одинаково сопротивляется   разрушающим силам во всех направлениях. в) алмаз не проводит электричество.   г) у алмаза есть анизотропия.  3.Какое из нижеперечисленных свойств характерно только для аморфного  тела?     а) низкая теплопроводность     б) анизотропия     в) определённая температура плавления.     г) отсутствие определённой температуры плавления. 4.Кристаллическое состояние твёрдого тела    а) энергетически менее устойчиво, чем аморфного    б) энергетически более устойчиво, чем аморфного    в) одинаково устойчиво с аморфным    г) все ответы неполные 5.Почему в таблице температур плавления веществ не указано стекло?      а) стекло аморфно и не имеет определённой температуры плавления      б) стекло имеет разные температуры плавления      в) стекло не плавится      г) среди ответов нет правильного. 6.Что такое полиморфизм?      а) образование различных структур различными атомами      б) образование одинаковых структур различными атомами      в) образование различных структур одинаковыми атомами      г) образование одинаковых структур одинаковыми атомами. 1 вариант     № вопроса Ответ на 3­ий вопрос:  анизотропия, постоянна.    2 вариант         № вопроса    Ответ 1 в 1 в 2 в 2 б 3 ­ 3 г 4 а 4 б 5 а 5 а 6 б 6 в Литература: 1. В.Ф.Дмитриева «Физика для профессий и специальностей технического  профиля» Учебник/ М.: «Академия», 2011 2. М.И. Блудов «Беседы по физике»/ М.: «Просвещение» 1992 Электронные источники:          .  ru   /  index    .  ru   /  mail  #_   grs   =  photo  ­  sebe    ://   nifiga  .  mail    ://   foto  1. http://www.kristallikov.net/page6.html   /  2. http://unix66.ru/content/4865  =19453    3. http   .  php   ?  newsid 4. http   /70/99.  html  /  kundun       dex  5. http   http  6. 7. http  8. http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/katalog­azurit.htm 9. http://eva.ru/albumpage/307233/875210.htm 10. 11.  /  chemistry    _  cristalls  /  chemistry    .  ru   /  art  ://   www   .  scorcher    /  koshki  _  koshka  /  avtorskaja  .  ru   /  photo  ://   cotiki  .  ucoz            /  mng  =  astrofoto  .  cgi    ­  bin   .  ru   /  cgi    .  astronews  ://   www     ?  page   http://mirtesen.ru/people/791042108/photos http://ksanty.narod.ru/ks_podr.htm            .  myspot    .  albumin  .  php     _  skulptury  &   id   =143  /109

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)

Методическая разработка урока "Кристаллические и аморфные тела"(СПО, 1 курс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017