Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
25.03.2018
Дети знакомятся с биографией Б.В. Шергина , его творчеством. Читают рассказ "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок", На уроке у учащихся формируется умение работать с текстом , с произведением . Дети приобретают читательский опыт через самостоятельное чтение , выборочное чтение . анализ произведения. При работе с текстом развиваются навыки правильного , выразительного , осознанного чтения, навыки анализа , обобщения, сравнения , классификации. Работа с текстом помогает воспитывать художественный вкус , чувства сопереживания , уважения , доброты.технологическая карта урока литературного чтения 3 класс на тему Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".
Технологическая карта открытого урока Шергин БВСобирай по ягодкенасобираешь кузовок.docx
Технологическая карта открытого урока литературное чтение в 3 классе
Учитель : Корельская Галина Николаевна.
Тема урока : Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Тип урока : открытие новых знаний.
Цель урока : знакомство с биографией Б.В.Шергина , его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок».
Задачи урока : 1. Образовательная : формировать умения работать с текстом произведения; читательский опыт детей через
самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения.
2. Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения,
классификации.
3. Воспитательная: воспитывать художественный вкус, чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Предметные
Обучающийся
познакомится с
биографией автора Б.В.
Шергина, с его
произведением
«Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок».
Планируемые результаты изучения темы
Метапредметные
Обучающийся получит возможность научиться выделять необходимую информацию
Познавательные УУД
в тексте; определять тему и главную мысль текста; работать с маркированными в
Обучающийся получит возможность научиться выделять и осознавать то, что уже
тексте строчками.
Регулятивные УУД
усвоено на уроке, и то ещё необходимо усвоить.
Обучающийся получит возможность научиться строить понятное для слушателей
высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы;
Коммуникативные УУД
использовать интонационную выразительность речи.
Ресурсы
Личностные
Обучающийся
получит
возможность
использовать
усвоенные приемы
работы для
решения учебных
задач.
Учебнометодическое сопровождение
Дидактические материалы
ИКТ, ЦОР Учебник.
Карточки с заданиями, жетоны,
тест, корзинки.
Компьютер, проектор.
Межпредметные связи
Физкультура.
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этапы урока
Планируемые результаты
УУД
Предметные
I. Мотивация к
учебной деят.
Время: 2 мин.
Ровно встали, тихо сели, на меня все
посмотрели. На уроке не зевать, а
работать и читать.
Чему мы учимся на уроках
литературного чтения?
II.Актуал.
знаний и
фиксире
затруднений
Время: 2 мин.
А для чего вам нужны эти знания?
Сядьте ровно , кто готов начать
урок.
Ребята, а чтобы хорошо работать на
уроке, читать, мы проведём
небольшую речевую разминку.
Прочитайте пословицу (Слайд 1)
Объясните ее смысл.
Прочитайте «жужжащим» чтением.
С повышением голоса.
С понижением голоса.
А теперь хором выразительно.
Молодцы. Теперь я уверенно, что
вы с легкостью будете работать на
уроке.
приветствие учителя.
Читать. Изучаем виды
фольклора, узнаём об
историях, которые случаются
с героями произведений.
Знакомимся с биографией
авторов.
Мы учимся на поступках
героев рассказов и сказок.
Чему смолоду не научился,
того и под старость не будешь
знать.
выражают свое мнение.
читают, выделяя
«опасные» места в словах
Личностные:
Формирование
мотивации к
обучению
целенаправленной
познавательный
деятельности
Регулятивные:
формирование
способности к
организации своей
деятельности.
Личностные:
развитие речевого
аппарата III.Выявление
места и причины
затруднения
Время: 3 мин.
IV.Построение
проекта выхода
из затруднения
Время:4 мин.
Откройте стр.123 и прочитайте
название нового раздела.
Какое необычное название нашего
раздела!
Что это за жанр?
Какой смысл заключен в ней?
Как вы думаете, о чем будут
произведения в этом разделе? Чему
они нас будут учить?
Я не зря начала сегодняшний урок
тоже с пословицы. И вы это скоро
поймете.
(Слайд 2)
Расшифруйте полное имя писателя,
чье произведение будем сейчас
читать:
SБOWIPИLCS
BIGИKTLOIPOBИGЧ
ШEPLGГИHW
Откройте с. 124 учебника и
назовите тему урока.
( Слайд 3)
Сформулируйте цель урока.
Какие задачи мы поставим перед
собой на урок?
Познавательные:
Моделирование
выдвижение
гипотезы, поиск
решения проблемы.
Регулятивные:
Умение
формулировать
тему и цель урока.
«Собирай по ягодке –
наберешь кузовок».
Пословица.
Только кропотливый и
упорный труд может привести
к ожидаемому результату.
высказывают
предположение
Борис
Викторович
Шергин
«Собирай по ягодке –
наберешь кузовок».
формулируют цель урока
Познакомиться с
произведение Б.В. Шергина
«Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок».
формулируют задачи урока. Познакомиться с биографией
Б.В.Шергина.
Прочитать произведение.
Определить главную мысль
произведения.
О бабушке и мальчике.
Биографию писателя.
V.Реализация
построенного
проекта
Время: 17 мин.
1.Знакомство с
биографией
писателя
Рассмотрите иллюстрацию к нему.
Можете ли вы предположить, о чем
этот рассказ?
Хорошее предположение. А о чем
именно этот рассказ, мы узнаем после
прочтения. Но чтобы начать читать
произведение, что мы должны узнать?
Верно!
(Слайд 4 8)
Об авторе рассказывает
подготовленный ученик.
Вы внимательно слушайте
биографию писателя , потому что в
конце рассказа вы будете отвечать на
вопросы.
Борис Викторович Шергин (1893
1973 гг.) Русский писатель. Родился в
Архангельске, там же провел детство
и юность. Отец будущего писателя
«был и кораблестроителем, и
мореходцем... он сорок пять лет
ходил в море... Зимой в свободный
час он мастерил модели фрегатов,
узнают
биографию
Б.В. Шергина;
пополнят свой
словарный
запас;
познакомятся
с новым
произведением.
Коммуникативные:
формулировать
ответы на вопросы
учителя;
умение
высказывать свою
точку зрения.
Познавательные:
перерабатывают
полученную
информацию;
находят ответы на
вопросы, работают
с текстом. бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин
называл «хранительницей слова».
Впоследствии он записал былины,
рассказанные ею. Первым своим
«серьезным рассказом» Б. Шергин
считал легенду «Любовь сильнее
смерти», напечатанную в 1912 г.
Учился писатель в Москве в
художественном училище, потому
что его «с детских лет...
интересовали кисти и краски».
Многие книги со своими
произведениями Б. Шергин
оформлял сам, для многих создал
иллюстрации. В Архангельске
установлен памятник Борису
Шергину и названа библиотека его
именем.
В каком году и где родился
писатель?
Посчитайте, сколько лет он
прожил?
Где учился писатель и почему?
В каком городе установлен
памятник Борису Шергину и названа
библиотека его именем?
Молодцы, вы очень внимательно
слушали биографию.
Словарная работа.
2.Беседа по
содержанию.
В 1893 г. в г. Архангельске.
80 лет.
В Москве в художественном
училище, потому что его «с
детских лет... интересовали
кисти и краски».
В Архангельске. 3.Словарная
работа.
Физминутка.
В тексте вам встретятся слова
штукатурное, малярное. Найдите
значение этих слов в словаре
учебника.
Кто желает прочитать?
(Слайд 9)
Еще вам встретятся такие слова
как:
Академия высшее учреждение.
Вылощил волчьим зубом – натёр
до блеска.
Паркетчик – мастер, который
составляет из дощечек узоры.
Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
Первичное чтение.
Целевая установка.
К какому жанру отнесём это
произведение?
(Слайд 10)
Реальные события;
Небольшой объём;
4.Первоначальное
чтение.
1)Целевая
находят толкования слов в
словаре учебника.
выполнение действий.
чтение произведения
учителем и учащимися.
(по 1 абзацу по цепочке)
рассказ, учащиеся называют
признаки рассказа установка
2)Проверка
целостного
восприятия
текста.
3).Выборочное
чтение.
Немного действующих лиц;
Описание одного эпизода.
Проверка восприятия.
Ваши впечатление от прочитанного?
Ваше предположение о том , что
этот рассказ о бабушке и мальчике
подтвердилось?
За кого вы переживали?
Чем вызвана тревога?
Всё ли правильно делал Митя
вначале?
В чём его ошибка?
На что он надеялся?
Когда он осознал , что поступил
неправильно?
Кто помог ему исправиться?
Какой совет он дал Мите?
Помог ли Мите совет мастера?
Выборочное чтение.
Найдите в тексте отрывок, в
котором говорится о бабушке. Какая
она?
Найдите отрывок , в котором
говорится о Мите.
Я вижу, что вы хорошо
ориентируетесь в тексте.
( Слайд 11)
выражают свое мнение.
Подтвердилось. Бабушка
рассказала внуку о мастере
Мите.
Каждый день выклеивай и
отделывай на доске столько,
сколько покроет твоя ладонь.
Ни меньше, ни больше.
Да. За сутки раньше срока
Митя закончил работу.
зачитывают первый абзац
(с 1 по 4 предложение).
читают с. 126 абзац 4.
зачитывают 4 и 6 абзацы
стр.125 Работа в группах
Правила работы в группе
1. Выслушивай товарища до конца.
2. Говори только по делу.
3. Помни: от твоей работы
зависит результат всей группы
4. Работай дружно.
5.Изберите презентатора группы.
6. Хорошее настроение – успех в
работе.
Назовите героев произведения.
( бабушка , Ваня , Митя , мастер)
вспоминают правила
работы в группе.
4)выявление
проблемного поля
Ваня гордится
бабушкой ,
уважительный ,
внимательно
слушает,
запоминает
слова бабушки.
Мастер
рассудительный
, опытный ,
доверяет
Мите
,благодарный.
Бабушка –
добрая
приветливая,
рассудительная
,хорошо свою
работу знает.
Митя украшает
деревянным
узором ,
получается
нарядно ,
красовито , у
Мити золотые
руки , комар
носа не
подточит к его
работе , гордится и
хвастается
своей работой
Каждая группа выбирает
презентатора и даёт характеристику
герою.
У кого из героев рассказа мы видим
положительные и отрицательные
черты характера? ( у Мити)
.игра «Подиум дискуссия»
Какие отрицательные черты
характера вы заметили у Мити?
Как это проявлялось в поступках
Мити?
Эти черты помогали или мешали
Мите в работе?
В чем это заключалось?
Кто помог Мите исправить
положение?
Чем ? ( советом)
Чем ещё совет мастера помог Мите
В каком предложении заключена
главная мысль рассказа?
Чему учит нас рассказ?
5) решение
проблемы
6)игра «Подиум –
дискуссия»
Работа с пословицами и
фразеологизмами.
Какую особенность вы заметили в
тексте?
работают в группах , дают
характеристику героев
рассказа.
высказывают своё мнение.
включаются в игру.
Митя изменил своё
поведение , а значит
постарался исправить
отрицательные черты
характера.
зачитывают последнее
предложение.
В произведение встретилось
много пословиц и 7). работа с
пословицами и
фразеологизмами
.
8)работа с
иллюстрацией
Сейчас некоторые из вас будут
работать в группе. Ваша задача
заключается в том , чтобы как можно
точнее передать смысл пословицы
или фразеологизма.
Работа с иллюстрацией.
(Слайды 12 ,13)
Рассмотрите изображение на с. 124.
Кто на ней изображен?
Что они делают?
Как вы думаете, о чем они
беседуют? К какому отрывку из
произведения относится эта
картинка? Зачитайте его.
(Слайд 14)
Верно. А теперь откройте с. 127.
Кто изображен на ней?
Чем они занимаются?
Видел ли Ваня на самом деле
работы Мити?
А как он узнал о них?
Молодцы, ребята, все верно.
Физминутка для глаз.
Посмотрите вверх, вниз ,влево,
вправо.
(8 раз).
Круговые движения глазами. В
правую сторону (3 раза). В левую.
Моргание.
фразеологизмов.
«Глаза страшатся, руки
делают», «Работа любит не
молодца , а
незалёжливого» ,«руки
золотые», «комар носа не
подточит».
Бабушка и ее внук Ваня.
Беседуют.
зачитывают диалог
бабушки и Вани на
с. 125.
Бабушка, Ваня и Митя.
Бабушка и Ваня наблюдают
за работой Мити.
Нет.
Ему рассказала бабушка.
выполнение физминутки
для глаз. Физминутка для
глаз
VI.Включение в
систему знаний и
повторение
Время: 10 мин.
1.Работа по
восстановлению
логической
цепочки текста.
Я приглашаю презентаторов
доложить о результатах проделанной
работы ваших групп.
(Слайд 15)
Предлагаю вам в паре,
восстановить цепь событий.
Работаем на листочках.
1. «И в один день закончил верхний
угол».
2. «За неделю работа не
продвинулась на ни полмизинца».
3. Недавно мастер поручил Мите
выклеить столешницу.
4. «Каждый день выклеивай и
отделывай на доске столько, сколько
покроет твоя ладонь».
5. Бабушка закончила свой рассказ
словами «Собирай по ягодке –
наберешь кузовок».
Проверим ваши ответы, сверяясь со
слайдом
работают в паре.
проверка выполнения на
слайде.
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
Познавательные:
Применение
полученных знаний
на практике. (Слайд 16)
Вы правильно восстановили цепь
событий.
( Слайд 17)
Поиграем в игру «Положи в
кузовок». Вам необходимо
продолжить пословицы и положить
их в кузовок.
1. Что посеешь (то и пожнешь).
2. Без труда (не выловить и рыбку
из пруда).
3. Сделал дело (гуляй смело).
4. За двумя зайцами погонишься (ни
одного не поймаешь).
5. Любишь кататься (люби и саночки
возить).
6.Слово не воробей (вылетит – не
поймаешь).
Достигли вы цели урока?
2.Обогащение
словарного
запаса. Игра
«Кузовок»
3. Анализ учебной
деятельности на
уроке.
продолжают пословицы.
Да. Познакомились с
биографией и произведением
Б.В. Шергина «Собирай по
ягодке – наберёшь кузовок».
.Выяснили главную мысль
рассказа.
VII.Рефлексия
учебной
деятельности на
(Слайд 18)
Закончите предложение:
Мне удалось на уроке …
высказывают своё мнение.
Коммуникативные:
Умение
высказывать свое уроке
Время: 2 мин.
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
Домашнее задание : дать
письменную характеристику героев
рассказа ( по рядам) с опорой на
работу , проведённую группой на
уроке.
С каким настроением заканчиваем
урок?
На доске прикреплены две корзинки
со смайликами. Оцените свою работу
на этом уроке и «подарите» свою
ягодку в ту корзинку, которая
соответствует вашему настроению.
записывают домашнее
задание.
крепят ягоды под
соответствующим смайлом
на корзинке.
мнение.
Личностные:
Умение оценить
свою работу. Приложение 1
«Глаза страшатся, а руки делают».
«Работа любит не молодца , а не залёжливого».
«руки золотые» «комар носа не подточит».
Приложение 2.
1.«И в один день закончил верхний угол»
2.«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
3.Бабушка закончила свой рассказ словами:
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
4.Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
5.«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
1.«И в один день закончил верхний угол»
2.«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
3.Бабушка закончила свой рассказ словами:
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок». 4.Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
5.«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
1.«И в один день закончил верхний угол»
2.«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
3.Бабушка закончила свой рассказ словами:
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
4.Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
5.«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
Бабушка – добрая приветливая,
рассудительная , хорошо свою
работу знает.
Ваня гордится бабушкой ,
уважительный , внимательно
слушает, запоминает слова
бабушки. Митя украшает деревянным
узором , получается нарядно ,
красовито , у Мити золотые руки
, комар носа не подточит к его
работе , гордится и хвастается
своей работой.
Мастер рассудительный ,
опытный , доверяет Мите,
благодарный.
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.