Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
25.03.2018
Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Дети знакомятся с биографией Б.В. Шергина , его творчеством. Читают рассказ "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок", На уроке у учащихся формируется умение работать с текстом , с произведением . Дети приобретают читательский опыт через самостоятельное чтение , выборочное чтение . анализ произведения. При работе с текстом развиваются навыки правильного , выразительного , осознанного чтения, навыки анализа , обобщения, сравнения , классификации. Работа с текстом помогает воспитывать художественный вкус , чувства сопереживания , уважения , доброты.технологическая карта урока литературного чтения 3 класс на тему Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".
Технологическая карта открытого урока Шергин БВСобирай по ягодкенасобираешь кузовок.docx
Технологическая карта открытого урока литературное чтение в 3 классе Учитель :  Корельская Галина Николаевна. Тема урока : Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тип урока : открытие новых знаний. Цель урока : знакомство с биографией Б.В.Шергина , его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь  кузовок». Задачи урока : 1. Образовательная : формировать умения работать с текстом произведения; читательский опыт детей через  самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения. 2. Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения,  классификации. 3. Воспитательная: воспитывать художественный вкус, чувства сопереживания, сочувствия, доброты. Предметные Обучающийся познакомится с биографией автора Б.В. Шергина, с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Планируемые результаты изучения темы Метапредметные Обучающийся получит возможность научиться выделять необходимую информацию Познавательные УУД в тексте; определять тему и главную мысль текста; работать с маркированными в Обучающийся получит возможность научиться выделять и осознавать то, что уже тексте строчками. Регулятивные УУД усвоено на уроке, и то ещё необходимо усвоить. Обучающийся получит возможность научиться строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; Коммуникативные УУД использовать интонационную выразительность речи. Ресурсы Личностные Обучающийся получит возможность использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач. Учебно­методическое сопровождение Дидактические материалы ИКТ, ЦОР Учебник. Карточки с заданиями, жетоны,  тест, корзинки. Компьютер, проектор. Межпредметные связи Физкультура.  Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Этапы урока Планируемые результаты УУД Предметные I. Мотивация к  учебной деят. Время: 2 мин. ­ Ровно встали, тихо сели, на меня все посмотрели. На уроке не зевать, а  работать и читать. ­ Чему мы учимся на уроках  литературного чтения? II.Актуал. знаний и фиксир­е затруднений Время: 2 мин. ­ А для чего вам нужны эти знания? ­ Сядьте ровно , кто готов начать  урок. ­ Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём  небольшую речевую разминку.  Прочитайте пословицу (Слайд 1) ­ Объясните ее смысл. ­ Прочитайте «жужжащим» чтением. ­ С повышением голоса. ­ С понижением голоса. ­ А теперь хором выразительно. ­ Молодцы. Теперь я уверенно, что  вы с легкостью будете работать на  уроке. ­ приветствие учителя. ­ Читать. Изучаем виды  фольклора, узнаём об  историях, которые случаются  с героями произведений.  Знакомимся с биографией  авторов. ­ Мы учимся на поступках  героев рассказов и сказок. ­ Чему смолоду не научился,  того и под старость не будешь  знать. ­ выражают свое мнение. ­ читают, выделяя  «опасные» места в словах Личностные: Формирование  мотивации к  обучению  целенаправленной  познавательный  деятельности Регулятивные: формирование  способности к  организации своей  деятельности. Личностные:  развитие речевого  аппарата III.Выявление  места и причины  затруднения Время: 3 мин. IV.Построение  проекта выхода  из затруднения Время:4 мин. ­ Откройте стр.123 и прочитайте   название нового раздела. ­ Какое необычное название нашего  раздела!  ­ Что это за жанр? ­ Какой смысл заключен в ней? ­ Как вы думаете, о чем будут  произведения в этом разделе? Чему  они нас будут учить? ­ Я не зря начала сегодняшний урок  тоже с пословицы. И вы это скоро  поймете. (Слайд 2) ­ Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение будем сейчас  читать: SБOWIPИLCS BIGИKTLOIPOBИGЧ ШEPLGГИHW ­ Откройте с. 124 учебника и  назовите тему урока. ( Слайд 3) ­ Сформулируйте цель урока. ­ Какие задачи мы поставим перед  собой на урок? Познавательные:  Моделирование  выдвижение  гипотезы, поиск  решения проблемы. Регулятивные: Умение  формулировать  тему и цель урока. ­ «Собирай по ягодке –  наберешь кузовок». ­ Пословица. ­ Только кропотливый и  упорный труд может привести  к ожидаемому результату. ­ высказывают  предположение  ­ Борис ­ Викторович ­ Шергин ­ «Собирай по ягодке –  наберешь кузовок». ­формулируют цель урока ­ Познакомиться с  произведение Б.В. Шергина  «Собирай по ягодке –  наберёшь кузовок». ­ формулируют задачи урока. ­ Познакомиться с биографией Б.В.Шергина. ­ Прочитать произведение. ­ Определить главную мысль  произведения. ­ О бабушке и мальчике. ­ Биографию писателя. V.Реализация  построенного  проекта Время: 17 мин. 1.Знакомство с  биографией  писателя ­ Рассмотрите иллюстрацию к нему.  Можете ли вы предположить, о чем  этот рассказ? ­ Хорошее предположение. А о чем  именно этот рассказ, мы узнаем после прочтения. Но чтобы начать читать  произведение, что мы должны узнать? ­ Верно! (Слайд 4­ 8) Об авторе рассказывает  подготовленный ученик. ­ Вы внимательно слушайте  биографию писателя ,  потому что в  конце рассказа вы будете отвечать на  вопросы. ­ Борис Викторович Шергин (1893­ 1973 гг.) Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство  и юность. Отец будущего писателя  «был и кораблестроителем, и  мореходцем... он сорок пять лет  ходил в море... Зимой в свободный  час он мастерил модели фрегатов,  ­ узнают  биографию  Б.В. Шергина; ­ пополнят свой словарный  запас; ­ познакомятся  с новым  произведением. Коммуникативные: ­ формулировать  ответы на вопросы  учителя; ­ умение  высказывать свою  точку зрения. Познавательные: ­ перерабатывают  полученную  информацию; ­ находят ответы на вопросы, работают  с текстом. бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин  называл «хранительницей слова».  Впоследствии он записал былины,  рассказанные ею. Первым своим  «серьезным рассказом» Б. Шергин  считал легенду «Любовь сильнее  смерти», напечатанную в 1912 г.  Учился писатель в Москве в  художественном училище, потому  что его «с детских лет...  интересовали кисти и краски».  Многие книги со своими  произведениями Б. Шергин  оформлял сам, для многих создал  иллюстрации. В Архангельске  установлен памятник Борису  Шергину и названа библиотека его  именем. ­ В каком году и где родился  писатель? ­ Посчитайте, сколько лет он  прожил? ­ Где учился писатель и почему? ­ В каком городе установлен  памятник Борису Шергину и названа  библиотека его именем? ­ Молодцы, вы очень внимательно  слушали биографию. Словарная работа. 2.Беседа по  содержанию. ­ В 1893 г. в г. Архангельске. ­ 80 лет. ­ В Москве в художественном  училище, потому что его «с  детских лет... интересовали  кисти и краски». ­ В Архангельске. 3.Словарная  работа. Физминутка. ­ В тексте вам встретятся слова  штукатурное, малярное. Найдите  значение этих слов в словаре  учебника.  ­ Кто желает прочитать? (Слайд 9) ­ Еще вам встретятся такие слова  как: Академия ­ высшее учреждение. Вылощил волчьим зубом – натёр  до блеска. Паркетчик – мастер, который  составляет из дощечек узоры. Физминутка. ­ Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И читать, друзья, начните. Первичное чтение. Целевая установка. ­К какому жанру отнесём это  произведение?  (Слайд 10)  Реальные события;  Небольшой объём; 4.Первоначальное чтение. 1)Целевая  ­ находят толкования слов в  словаре учебника. ­ выполнение действий. ­ чтение произведения  учителем и учащимися. (по 1 абзацу по цепочке) ­рассказ, учащиеся называют признаки рассказа установка 2)Проверка  целостного  восприятия  текста. 3).Выборочное  чтение.  Немного действующих лиц;  Описание одного эпизода. Проверка восприятия. ­ Ваши впечатление от прочитанного? ­ Ваше предположение о том , что  этот рассказ о бабушке и мальчике  подтвердилось? ­ За кого вы переживали? ­ Чем вызвана тревога? ­Всё ли правильно делал Митя  вначале? ­ В чём его ошибка? ­На что он надеялся? ­Когда он осознал , что поступил  неправильно? ­Кто помог ему исправиться? ­ Какой совет он дал Мите? ­ Помог ли Мите совет мастера? Выборочное чтение. ­ Найдите в тексте отрывок, в  котором говорится о бабушке. Какая  она? ­ Найдите отрывок , в котором  говорится о Мите. ­ Я вижу, что вы хорошо  ориентируетесь в тексте.  ( Слайд 11) ­ выражают свое мнение. ­Подтвердилось. Бабушка  рассказала внуку о мастере  Мите. ­ Каждый день выклеивай и  отделывай на доске столько,  сколько покроет твоя ладонь.  Ни меньше, ни больше. ­ Да. За сутки раньше срока  Митя закончил работу. ­ зачитывают первый абзац  (с 1 по 4 предложение). ­ читают с. 126 абзац 4. ­зачитывают 4 и 6 абзацы  стр.125 Работа в группах Правила работы в группе 1. Выслушивай товарища до конца. 2. Говори только по делу. 3. Помни: от твоей работы  зависит результат всей группы 4. Работай дружно. 5.Изберите презентатора группы. 6. Хорошее настроение – успех в  работе. ­ Назовите героев произведения.  ( бабушка , Ваня , Митя , мастер) ­ ­ вспоминают правила  работы в группе.   4)выявление  проблемного поля Ваня гордится  бабушкой ,  уважительный ,  внимательно  слушает,  запоминает  слова бабушки. Мастер  рассудительный , опытный ,  доверяет  Мите  ,благодарный. Бабушка –  добрая  приветливая,  рассудительная ,хорошо свою  работу знает.  Митя украшает деревянным  узором ,  получается  нарядно ,  красовито , у  Мити золотые  руки , комар  носа не  подточит к его  работе , гордится и  хвастается  своей работой ­ Каждая группа выбирает  презентатора и даёт характеристику  герою. ­ У кого из героев рассказа мы видим  положительные и отрицательные  черты характера? ( у Мити) .игра «Подиум ­ дискуссия» ­Какие отрицательные черты  характера вы заметили у Мити? ­Как это проявлялось в поступках  Мити? ­ Эти черты помогали или мешали  Мите в работе?  ­ В чем это заключалось? ­ Кто помог Мите исправить  положение? ­ Чем ? ( советом) ­ Чем ещё совет мастера помог Мите ­ В каком предложении заключена  главная мысль рассказа? ­ Чему учит нас рассказ? 5) решение  проблемы 6)игра «Подиум –  дискуссия» Работа с пословицами и фразеологизмами. ­ Какую особенность вы заметили в  тексте? ­работают в группах , дают  характеристику героев  рассказа. ­высказывают своё мнение. ­включаются в игру. ­ Митя изменил своё  поведение , а значит  постарался исправить  отрицательные черты  характера. ­зачитывают последнее  предложение. ­ В произведение встретилось  много пословиц и 7). работа с  пословицами и  фразеологизмами . 8)работа с  иллюстрацией Сейчас некоторые из вас будут  работать в группе. Ваша задача  заключается в том , чтобы как можно  точнее передать смысл пословицы  или фразеологизма. Работа с иллюстрацией. (Слайды 12 ,13) ­ Рассмотрите изображение на с. 124.  Кто на ней изображен? ­ Что они делают? ­ Как вы думаете, о чем они  беседуют? К какому отрывку из  произведения относится эта  картинка? Зачитайте его. (Слайд 14) ­ Верно. А теперь откройте с. 127.  Кто изображен на ней? ­ Чем они занимаются? ­ Видел ли Ваня на самом деле  работы Мити? ­ А как он узнал о них? ­ Молодцы, ребята, все верно. Физминутка для глаз. ­ Посмотрите вверх, вниз ,влево,  вправо. (8 раз).  ­ Круговые движения глазами. В  правую сторону (3 раза). В левую. ­ Моргание. фразеологизмов. ­ «Глаза страшатся, руки  делают», «Работа любит не  молодца , а  незалёжливого» ,«руки  золотые», «комар носа не  подточит». ­ Бабушка и ее внук Ваня. ­ Беседуют. ­ зачитывают диалог  бабушки и Вани на  с. 125. ­ Бабушка, Ваня и Митя. ­ Бабушка и Ваня наблюдают  за работой Мити. ­ Нет. ­ Ему рассказала бабушка. ­ выполнение физминутки  для глаз. Физминутка для  глаз VI.Включение в  систему знаний и  повторение Время: 10 мин. 1.Работа по  восстановлению   логической  цепочки текста. ­ Я приглашаю презентаторов   доложить о результатах проделанной  работы ваших групп. (Слайд 15) ­ Предлагаю вам в паре,  восстановить цепь событий.  ­ Работаем на листочках. 1. «И в один день закончил верхний  угол». 2. «За неделю работа не  продвинулась на ни полмизинца». 3. Недавно мастер поручил Мите  выклеить столешницу. 4. «Каждый день выклеивай и  отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь». 5. Бабушка закончила свой рассказ  словами «Собирай по ягодке –  наберешь кузовок». ­ Проверим ваши ответы, сверяясь со слайдом ­ работают в паре. ­ проверка выполнения на  слайде.    Коммуникативные:   Инициативное  сотрудничество в  поиске и выборе  информации. Познавательные: Применение  полученных знаний  на практике. (Слайд 16) ­ Вы правильно восстановили цепь  событий.   ( Слайд 17) ­ Поиграем в игру «Положи в  кузовок». Вам необходимо  продолжить пословицы и положить  их в кузовок.  1. Что посеешь (то и пожнешь). 2. Без труда (не выловить и рыбку  из пруда). 3. Сделал дело (гуляй смело). 4. За двумя зайцами погонишься (ни  одного не поймаешь). 5. Любишь кататься (люби и саночки возить). 6.Слово не воробей (вылетит – не  поймаешь). ­ Достигли вы цели урока? 2.Обогащение  словарного  запаса. Игра  «Кузовок» 3. Анализ учебной деятельности на  уроке. ­ продолжают пословицы. ­ Да. Познакомились с  биографией и произведением  Б.В. Шергина «Собирай по  ягодке – наберёшь кузовок». .Выяснили главную мысль  рассказа. VII.Рефлексия  учебной  деятельности на  (Слайд 18) ­ Закончите предложение:   Мне удалось на уроке … ­ высказывают своё мнение. Коммуникативные: Умение  высказывать свое уроке Время: 2 мин.  Мне понравилось …  Я порадовался за  …  Я могу похвалить себя за … ­ Домашнее задание : дать  письменную характеристику героев  рассказа ( по рядам) с опорой на  работу , проведённую группой на  уроке. ­ С каким настроением заканчиваем   урок? ­ На доске прикреплены две корзинки со смайликами. Оцените свою работу  на этом уроке и «подарите» свою  ягодку в ту корзинку, которая  соответствует вашему настроению. ­ записывают домашнее  задание. ­ крепят ягоды под  соответствующим смайлом  на корзинке. мнение. Личностные: Умение оценить  свою работу. Приложение 1 «Глаза страшатся, а руки делают».  «Работа любит не молодца , а не залёжливого». «руки золотые» «комар носа не подточит». Приложение 2. 1.«И в один день закончил верхний угол» 2.«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». 3.Бабушка закончила свой рассказ словами:  «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».  4.Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». 5.«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».   1.«И в один день закончил верхний угол» 2.«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». 3.Бабушка закончила свой рассказ словами:  «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». 4.Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». 5.«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь». 1.«И в один день закончил верхний угол» 2.«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». 3.Бабушка закончила свой рассказ словами:  «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».  4.Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». 5.«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь». Бабушка – добрая приветливая,  рассудительная , хорошо свою  работу знает.  Ваня гордится бабушкой ,  уважительный , внимательно  слушает, запоминает слова  бабушки. Митя украшает деревянным  узором , получается нарядно ,  красовито , у Мити золотые руки , комар носа не подточит к его  работе , гордится и хвастается  своей работой. Мастер рассудительный ,  опытный , доверяет Мите,  благодарный.

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Методическая разработка урока литературного чтения на  тему "Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018