Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Леонид Пантелеев «Честное слово»".
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
24.06.2018
Методическая разработка урока по литературному чтению по программе "Школа России" по теме Леонид Пантелеев "Честное слово". Цель урока - формирование у учащихся нравственных ценностей, учить детей строить нравственные суждения. На уроке используются разнообразные формы и методы работы, развивается речь учащихся.
Пантелеев Честное слово.docx
Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово».
Цели урока:
познакомить учащихся с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»;
продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев
представлять себе черты их характера; развивать речь учащихся;
формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность
формулировать нравственные суждения.
Оборудование: Толковый словарь Ожегова, иллюстрации к тексту, книги с
произведениями Л.Пантелеева.
Ход урока
I.
Организационный этап.
Настроить и проверить готовность учащихся к уроку.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном рассказе найдём
Помощников наших –друзей.
– Проверим готовность к уроку.
Постановка учебной задачи.
II.
1. Рассказ учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева
“Честное слово”. Давайте послушаем сообщение об этом авторе, которое
приготовили ребята.
Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987).
Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял
родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных.
Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев
стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где
были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и
большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою
популярность.
В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл “Рассказы о
подвиге”: “Пакет”, рассказывающий о гражданской войне, “Ночка”, “Гвардии
рядовой”, посвященный событиям отечественной войны, “Новенькая”,
“Платочек”. Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных
блокадному Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а также
воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.
Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”,
“Республика Шкид” и др.).
Умер писатель в 1987 г. в Москве.
Главное действующее лицо повествования герои сказки. Чтобы стать
главным, герою нужно совершить поступок, хороший или плохой.
В сказке не рассказывается о том, что чувствуют герои, когда встречается с
очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа мы можем узнать, какие
сложные и разнообразные переживания бывают у главных действующих лиц.
Давайте, проверим наш вывод, прочитав рассказ Л.Пантелеева « Честное
слово».
III.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Первичное восприятие текста.
(Чтение текста учителем.)
2. Чтение текста учениками цепочкой.
3. Работа над содержанием текста.
Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчики про него забыли?
Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
Почему же он не ушёл?
Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела
и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
Как можно назвать их отношение к мальчику? Прочитайте это в тексте.
Заслуживает ли мальчик такое серьёзное отношение?
Два взрослых человека – геройрассказчик и молодой майор – понимают,
что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества
характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в
жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением.
Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не
нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьезного отношения. Он
проявил мужество и стойкость взрослого человека.
IV. Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(присесть и руками над головой изображать ушки).
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть –
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
(хлопаем в ладоши). Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать –
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать
(прыжки).
Зайку волк напугал
Быстро зайка убежал (бег),
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа по содержанию.
Охарактеризуйте мальчика. Какой он?
Смелый
стойкий
серьёзный
мужественный
ответственный
честный
Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из текста
и прочитайте его.
2.Работа над пословицами.
Объясните смысл пословиц:
Друзья познаются в беде.
Уговор дороже денег.
Давши слово, держись, а не давши, крепись.
3. Игра «Превращение слов».
4. Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем выйти из сада, …”
– Постарайтесь голосом передать настроение и состояние героев?
– Как понимаете выражение: “Кажется еще никогда в жизни я так не
радовался, как обрадовался в эту минуту”?
– Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
– Как повел себя мальчик при виде военного? Почему?
– Что значит “весело и с облегчением засмеялся”?
5. – Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо.
Чтобы вы написали? (Дети пишут в тетрадях.)
VI. Рефлексивнооценочный.
В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит
только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые
черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в
жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
VII. Этап подведения итогов урока. Что было интересным?
Что вызвало затруднение?
Какие выводы вы сделали для себя?
Д/з. Прочитать стр. 119127, составить план.
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Леонид Пантелеев «Честное слово»".
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Леонид Пантелеев «Честное слово»".
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Леонид Пантелеев «Честное слово»".
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Леонид Пантелеев «Честное слово»".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.