Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"
Оценка 5

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Оценка 5
Работа в классе
doc
чтение
2 кл
31.08.2019
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"
Представлена методическая разработка урока по литературному чтению во втором классе Целевые установки -формировать представления о главных особенностях художественного текста; -вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает – «разбойница»); -делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и выражений; -вести наблюдение за средствами создания выразительности.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА.doc
Тема: Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна» Цели деятельности педагога:  ­формировать представления о главных особенностях художественного текста; ­вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения  автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает – «разбойница»); ­делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с  использованием авторских слов и выражений; ­вести наблюдение за средствами создания выразительности. Планируемые результаты образования: Предметные:  ­умение читать целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название  произведения. Личностные:  ­наличие интереса к учебному труду. Регулятивные:  ­умение сохранять и принимать учебную задачу,  ­планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные:­умение устанавливать причинно – следственные связи. Коммуникативные: ­ умение формулировать своё отношение и позицию, учитывая мнение других. Ход урока. 1. Организационный момент. ­ Приветствие. 2. Проверка домашнего задания: ­ Какое произведение по жанру вы  готовили дома? Как оно называется? Кто написал? О чём он  писал? О каком времени года говорится в рассказе? Где происходит действие? Что очень захотелось  автору? Смог ли автор напиться в лесу? Из чего он напился? Прочитайте описание сыроежки. С чем  Пришвин  её сравнивает? Смог ли сразу автор напиться? Кто прилетел к чаше? Рассмотрите  иллюстрацию на с.9. Какой отрывок из текста к ней относится? Прочитайте. Легко ли было старику  выпить воду из лесной тарелки? Найдите и прочитайте это место в тексте. Как автор относится к  жителям леса? (заботливо, внимательно, по – доброму) Какие слова подчёркивают его бережное  отношение к природе? Итог:  ­Чему учит это произведение? (природу нужно беречь, любить, охранять, защищать) Закройте  учебники. 3. Подготовка к первичному чтению. ­Сегодня мы  продолжаем работать по разделу… Как называется раздел? (о братьях наших меньших)  С какими произведениями вы уже познакомились? Кто написал? а)Игра «Отгадай название произведения и кто написал?» (читаю отрывки)  ­ О ком вы будете читать узнаете, когда отгадаете загадку. «Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! Это кто?» ­ Нас сегодня Лиса пригласила посетить "Страну лисьих сказок". Она приготовила нам сюрпризы ­  загадки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.  ­  Какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня ­ Лиса?      б) Работа в группах. Игра «Отгадай сказки»: ­ Вы будете зачитывать отрывки из сказок и  отгадывать.  «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса ­ тут как тут: села под окошечко и поет: ­ Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслина головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»  «Петушок ­ золотой гребешок» ­ Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).  «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится: ­ Хозяин, пусти меня ночевать! Он говорит: ­ Некуда, лисонька тесно!» Дети: «За лапоток ­ курочку, за курочку ­ гусочку». ­ Какой здесь показана лиса? (Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница). ­ А какими волк и медведь? (Глупыми)  «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится  в избу: ­ Стук­стук­стук» (Лисичка со скалочкой) ­ Какая здесь лиса? (Глупая) ­ Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее).  Вот такой лиса показана в сказках. в) Работа по картинке «Лиса».   ­Рассмотрите картинку. Какой её рисует художник? Какая голова? Глаза? Уши? Туловище? Окраска? Ноги? Хвост? (голова с удлинённой мордой, очень выразительные  глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска на спине ярко­рыжая,  будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком). г) сообщение темы урока: ­Откройте учебники на с. 11 Как называется новое произведение ? Кто  написал? 4. Словарная работа ­ Ребята, посмотрите на доску. ­ Как вы понимаете значения этих слов? Патрикеевна пригибается (кланяется) выстланы (покрыты травой поты) принаряжена (красиво одета) ­ Остановимся на слове «Патрикеевна» ­ Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Выступление ученика: ­ Патрикей ­ имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в  старину «и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только  детям княжеского рода. ­ Какая же связь с лисой? ­ Давным­давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так  прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна. Физкультминутка Рыжая хозяюшка Из лесу пришла Всех кур пересчитала И с собой унесла. 5. Чтение произведения учителем. Моделирование обложки: О чём говорит эта обложка? 6. Выявление первичных впечатлений. 1. ­ Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского ­лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет  «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница 2.­  Как автор относится к лисе? Откуда это видно? На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. Выберите  нужное. 3.­  Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из­под носа у  людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика). 7. Анализ произведения. 1) Чтение текста детьми. 2) Беседа но вопросам: ­ Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно ­ласкательными словами. Они нужны,  чтобы обмануть нас, вызвать доверие ­  Каким вы представили себе «наряд» лисы? ­ Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это? ­  Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться? ­ Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он? 3). Деление текста на части и составление простого плана.   Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана. План. 1. Внешность лисы. («Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая ­ блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена: на груди  жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом другими словами. Кто сказал  интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять план. 2. Повадки. («Ходит лиса тихонько») 3. Лисья нора. («Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста 4. Пища лисы. («Лиса разбойница»). Всерьез или в шутку автор называет лису постницей? ­ Почему ты так думаешь? ­ Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и  повадками). ­ Найдите 3 вопрос на с.12.  «Лиса ­ всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д.  Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и изящество лисы). ­ Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть  лису и тем самым передаёт свое отношение к ней) 8. Работа по тетради. Работа в парах. Задание 1, 3. 9. Итог урока. Рефлексия.  ­С каким произведением познакомились? ­Кто автор? ­Как называется? Поблагодарите друг друга за работу. Кивните головой кому понравился урок. 10. Домашнее задание. Подготовить рассказ о лисе, выполнить задания 2, 4 по тетради.

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2019