Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).
Оценка 4.9

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
08.06.2017
Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).
Целью урока "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" является создание условий для осмысления содержания и проблематики рассказа. В ходе изучения рассказа формируется навык анализа художественного текста, выявляются позиции героев по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности.Разработка урока по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Разработка урока_Гражданкина ЕВ_по рассказу В.Распутина.docx
Разговор о сокровенном (методическая разработка урока по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор»). Автор: учитель русского языка и литературы Е.В. Гражданкина  Место выполнения работы: МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган Тип урока – проблемный Цель: создание условий для осмысления содержания и проблематики рассказа Задачи:       Образовательная – формирование навыка анализа художественного текста, выявить  позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности,  создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к    высказыванию собственной точки  зрения о   жизненных принципах героев.  Развивающая – развитие критического мышления посредством интерактивного  включения учащихся в образовательный процесс, формирование  у учащихся навыков  работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию;  активизировать творческие способности учащихся.  Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников  по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность»,  воспитание уважительного отношения к опыту взрослых, ведь юность – особая пора  взросления, когда рядом должен быть умный взрослый человек, с которым можно  поговорить на волнующие темы. Оборудование: презентация учительская, презентации детские, раздаточные материалы. Ход урока I. Организационный момент. Вступительное слово учителя и беседа. ­ Здравствуйте, ребята.  Вступая во взрослую жизнь каждый уважающий себя человек  задумывается: какой след он оставит на этой земле. Стать чище душой, что называется  обрести духовный стержень нам помогают хорошие книги. И сегодня мы вновь встретимся  с мастером слова В. Распутиным и героями его рассказа «Женский разговор». ­Можно ли  назвать рассказ актуальным? II. Самостоятельная работа с  карточками: Какие   проблемы   поднимает  В.  Распутин   в  рассказе  «Женский   разговор»?  Отметьте  те проблемы, которые вы обнаружили при первом чтении. Отложите карточки. ­Попробуйте сами сформулировать тему урока.  Тема урока: Разговор о сокровенном (на основе рассказа В. Распутина «Женский  разговор»).  Эпиграф:  Стиль В.Распутина – это путешествие вглубь человеческой души.  Н.  Котенко.  ­ Определите круг задач, которые мы постараемся решить на уроке. ­ Итак, я приглашаю вас на откровенный разговор.  ­ «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»­ сказал когда­то друг Распутина   драматург А. Вампилов. Эта мудрость стала одной из главных в творчестве писателя.  Жизнь дала ему  понимание того, что, если  «хочешь быть мастером, макай перо в правду,  ничем другим больше не удивишь.» (В. М. Шукшин).  ­ Знакомы ли вам, ребята, произведения Распутина? («Уроки французского», «Деньги для  Марии», «Женский разговор»).  III. Анализ рассказа 1. Слово учителя Рассказ «Женский разговор» ­ это  попытка автора поговорить о вечных ценностях: жизни  и смерти, счастье и горе, прошлом и настоящем и, наконец, это разговор двух поколений о  любви. Рассматривая это произведение, мы можем ответить на вопрос – как жить правильно, по  совести, как достичь высшего счастья в жизни, не растерять себя, быть морально  ответственным за свою жизнь и жизнь ближнего. 2.  Беседа Определите тему рассказа Какова идея произведения?  Вопросы Какую позицию занимает автор? О какой традиции, ушедшей из современной жизни, жалеет автор? 3.  Знакомство с героями.  Назовите их (Вика и её бабушка) 1)   Расскажите о Вике по плану (см. приложение Карточка №1) 2) Обратимся к началу рассказа и ответим на вопрос: ­Почему Вика оказалась в деревне? (Читаем текст) «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В  шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась… пока хватились, выхватили из карусели­ уже наживленная, уже караул кричи. Дали  неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву» и, пока  не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание.»  ­ «В шестнадцать годочков» … Почему автор употребил слово годочков?  ­ Выходит, что нравственное отступление приводит Вику в деревню к бабушке, к  нравственным истокам, которые могут восполнить ее духовную пустоту. 4) Расскажите о бабушке Наталье. (см. приложение Карточка №2)   Учитель:  ­Вы заметили, что некоторые слова в лексиконе Вики и бабушки повторяются? ­Но одинаковое ли к ним даётся толкование?  ­ Что это значит? (герои вкладывают в эти слова разный смысл). А значит им сложно друг  друга понять. Возможно, поэтому уже 2 месяца Вика жила у бабушки, а общения между  ними не было. 4.  Работа в парах  И вот ночью между бабушкой и внучкой происходит женский разговор.  Постройте ассоциативный ряд к  слову «разговор»  ­ С какой целью люди вступают в  диалог? ­ Что нужно, чтобы разговор  получился? ­ Почему диалог переходит в  полилог (перекличку)? Только ли это разговор между  бабушкой и внучкой? ­раздумья……………………………………………… ………………………………………………………….. Обменяться опытом……………………………………,  Желание быть понятым………………………………..  Это не только разговор бабушки и внучки, но и  …………………………………………………………… . 5.  Продолжение беседы. ­ Почему разговор происходит ночью?  Вопросы ­А почему же Вике и Бабушке Наталье не спится? ­Почему вдруг заговорила бабушка Наталья? Какой вопрос не дает ей спать спокойно? ­ Почему для бабушки так важно знать ответ на этот вопрос? ­ Какой смысл автор вложил в  эпитет «Женский»? Это значит разговор между женщинами  или …?  ­Как вы думаете, понимают ли друг друга бабушка и внучка? ­Почему не понимают? Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? 6.  Проверим домашнее задание (Презентации учащихся)   Карточка 3: Найдите в тексте и запишите в сравнительную таблицу  мнение бабушки   Натальи и Вики о роли женщины в обществе. Вика Бабушка Наталья Вывод делает сам выступающий. Карточка 4:  Найдите в тексте и запишите в сравнительную таблицу  мнение бабушки  Натальи и Вики о жизни разных поколений. Вика Бабушка Наталья Вывод делает сам выступающий. 7. Продолжение беседы ­  Весь рассказ построен на антитезе. У каждой из героинь своя правда жизни.  Попробуем пройти путь поиска этой правды. -Почему бабушка считала, что разговор очень нужен? ­Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе в любые времена и  годы? Хочется бабушке, чтобы внучка сохранила себя и подготовила к замужеству. ­ У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть? ­ Что значит любить, по словам Натальи? И  Что значит «ранешная» любовь? ­ Что значил для Вики разговор с бабушкой? ­ Есть ли у Вики «своя правда»? Какая она? ­ Согласны ли вы со словами Вики, что сейчас важно, чтобы женщина была лидером? ­ Можно ли Вику считать целеустремленным человеком с сильным характером? ­ Изменятся  ли  взгляды Вики  на жизнь после беседы с бабушкой?  ­ Для кого этот разговор особенно важен? Физминутка 8. Работа в группах 1 группа: - Человек у Распутина - звено человеческих поколений. Какое звено выпало из семейного древа? - Можете представить семью, в какой росла и воспитывалась Вика? -Можно предположить, каковы отношения родителей Вики с бабушкой Натальей? 2 группа: Современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. - Что из себя представляет деревня? - Почему именно сюда отправили Вику на перевоспитание? 3 группа: - Как бабушка говорит о современной жизни? - Как автор устами бабушки Натальи отмечает неестественное течение жизни людей. - Как вы понимаете её слова? Проведите параллель с нашей современной жизнью. 9. Подведение итогов работы в группах.: - По мнению писателя, старые мудрые женщины и есть островок нравственности в современном мире. Живут они в тесном единстве с природой. Забота о детях, доме - основа их духовной жизни. Бог, дом, семья, любовь - высшие для них жизненные ценности. Помочь Вике найти свой путь может только старая мудрая бабушка, никогда не отступавшая от своих жизненных принципов. 10. Работа с репродукцией картины итальянского художника «Бабушка с дочерью и внуками». - Какова идея этой картины? Какую мысль художник передает нам посредством этой картины? 10. Решение проблемы. - Почему Распутин говорит об ангарской деревне: "порушили вековечный порядок" в природе? Какая связь между человеком и природой? Автор проводит параллель: человек, разрушая природу, разрушает духовно и физически себя, природу в самом себе, разрушает нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры, трудолюбии, сохранении материнского предназначения женщины на земле. ­ Через воспоминания бабушки автор подводит нас к определённым выводам, к каким? (О необходимости возрождения тех устоев, без которых «…жизня… так тебя истреплет, что и концов не найдешь»).  IV. Подведение итогов урока:  Карточки: Какие проблемы поднимает В. Распутин в рассказе «Женский разговор»?  Отметьте ещё те проблемы, которые вы обнаружили в процессе анализа рассказа. Назовите  проблемы. Прокомментируйте.   Рефлексия. ­ Где вам могут пригодиться знания, полученные  сегодня?  ­ В 2014г. на экзамене по литературному  сочинению была предложена тема «Спор  поколений» или «Отцы и дети»  подошёл бы  данный рассказ в качестве аргумента? Почему?   ­ С какими мыслями, выводами уйдете с урока? ­  Продолжите одно из предложений:  Береги честь смолоду.  Имей гордость и чувство  собственного достоинства.  Уважай себя, чтобы и другие тебя  уважали. Хотелось бы верить, что Вика….. Откровенные воспоминания  бабушки помогут Вике….  Хорошо, когда рядом есть… V.  Самооценивание    Оцените свои знания по пяти  параметрам по пятибалльной шкале. VI. Домашнее задание. Сочинение­размышление. Тема на выбор: 1. В чем правота бабушки Натальи? Какие ее взгляды кажутся мне несовременными? 2.  Какие нравственные уроки можно извлечь для себя, прочитав рассказ «Женский  разговор»? 3. Кто и почему в своих размышлениях ближе вам (бабушка или внучка)? 4. На чьей стороне автор? Как он оценивает две женские правды?   Спасибо за сотрудничество! Резерв  Беседа о проблемах современной молодежи. ­ Похожа ли жизнь современной молодежи на жизнь Вики? ­ Как уберечь себя, чтобы не оказаться на месте Вики? (Вспомните примеры из литературы, в которых описана подобная ситуация: «Бедная Лиза» Карамзина). ­Что представляет собой современная девушка сегодня? ­Соответствуют ли вашему идеалу современные девушки? ­ Какой, по­вашему, должна быть женщина?  ­ В чем, по вашему, счастье женщины?  ­  А что значит любовь в вашем представлении?   Слово учителя Любить одним человеком другого и тысячу лет назад значило то же самое, что и теперь. Но как любить? Валентин Распутин убеждает нас в том, что «без любви к ближнему никто  обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольном служении другим людям, которые в этом нуждаются».  Приложение  Карточка №1   Расскажите о Вике. План характеристики  Вики   1. Цитатная характеристика.   2. Психологическая  оценка  характера. 3.  Речевая  характеристика. Отложило ли время отпечаток на речь Вики? Карточка №2  Расскажите о бабушке Наталье. План характеристики бабушки 1. Какой предстала перед вами бабушка Наталья? 2.Легко ли вспоминать бабушке о своей молодости? Почему она не сразу торопится с  ответом? 3. Чем определяется возраст человека, почему бабушка говорит: «Я древляя старуха,  столько годов прожила, что на две могилы хватит»? 4. Какой вы представляете себе Наталью в молодости?  5. Счастливый ли она человек? 6. Как речь Натальи раскрывает глубину ее характера? Карточка №3: Найдите в тексте и запишите в сравнительную таблицу  мнение бабушки   Натальи и Вики о роли женщины в обществе. Вика Бабушка Наталья Карточка №4:  Найдите в тексте и запишите в сравнительную таблицу  мнение бабушки  Натальи и Вики о жизни разных поколений. Вика Бабушка Наталья Карточка 5. Какие проблемы поднимает В. Распутин в рассказе «Женский разговор»?   1)Утрата человеческих ориентиров в современном обществе.   2) Человек перед выбором.   3) Роль женщины.  Проблема предназначения женщины в современном обществе.    4) Проблема отцов и детей.  Потеря  связи со своими корнями.    5)  Нравственные.  Нравственное возрождение человека.    6) Судьба  деревни,   ответственность человека за всё происходящее на земле.     7) Разрыв между поколениями (сыны и внуки  несколько лет не приезжают, внучка не  знает ничего про деда…)     8) «Обезлюдение» деревни. 9) Экологические (порушили вековечный порядок, сковырнули ангарские деревни,  затопили поля и луга ­ в результате строительства Братской ГЭС).     10) Проблема здоровья, в первую очередь, женщин.     11) Социально­экономические (солярка на вес золота, электричество бывает не всегда).  Карточка 6  для самооценки ФИ 1. Знание текста 2. Умение анализировать текст 3. Умение видеть в тексте проблемы 4. Понимание авторской позиции в тексте 5. Умение активно участвовать в беседе на уроке ФИ 1. Знание текста 2. Умение анализировать текст 3. Умение видеть в тексте проблемы 4. Понимание авторской позиции в  тексте 5. Умение активно участвовать в  беседе на уроке Список использованной литературы 1. В.Г. Распутин «Женский разговор» 2. «Магариф»// № 3 – 1998г. 3.  «Литература в школе»// № 2 – 1997 г., № 7 – 1998г., №  4 – 2007г. 4. Панкеев И.А.  Валентин Распутин. М., 1990 г. 5. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. М., Современник. 1988 г.

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).

Методическая разработка урока литературы на тему "Разговор о сокровенном" по рассказу В. Распутина "Женский разговор" (9 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017