Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе языка. Система стихосложения складывается из фонетических особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки). Например, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается равным количеством слогов). Это силлабическая система.
В древнегреческом языке звуки существенно различаются между собой по долготе - ритм задается чередованием кратких и долгих слогов - это метрическая (античная) система.
spondei.doc.docx
Методическая разработка
Система стихосложения «Спондей»
преподавателя Барановой Галины Александровны,
преподавателя высшей категории, заведующей методическим
объединением отделения народных инструментов МБУДО
Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Ритм стиха может быть реализован только в
конкретной системе языка. Система стихосложения
складывается из фонетических особенностей
данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки).
Например, во французском и польском языках
фиксированное слабое ударение не позволяет
использовать его как ритмообразующий фактор. Все
слоги приблизительно равны по длительности и
ударению, поэтому фактором, который лег в основу
стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах
обозначается равным количеством слогов). Это
силлабическая
система.
В древнегреческом языке звуки существенно
различаются между собой по долготе - ритм задается
чередованием кратких и долгих слогов - это
метрическая
система.
Русское стихосложение развивалось сложно, с
"прыжками" от одной системы стихосложения к
другой.
Изначально русский народный стих
зародился как тонический, интонационный ("Слово о
полку Игореве", "Плач Ярославны"). Однако начиная с
15 века русские поэты применяют заимствованную из
польского языка
систему
Полоцкий,
стихосложения (Скоринин,
Кантемир). Такие стихи для русского уха звучали как
проза, если их не читать нараспев, сгладив ударения.
силлабическую
Кубасов,
(античная) по
и
сей
положив начало
В 18 веке Ломоносов инициировал реформу русского
стихосложения,
силлабо-
Державин и Пушкин
тоническому стиху.
способствовали
исконного
возрождению
интонационного стихосложения,
окончательно
установив силлабо-тоническую систему, которая
используется
Итак, все системы стихосложения разделяются на
две основные категории — метрические
(количественные,
и
дисметрические (качественные, или квантитивные).
Метрические системы стихосложения — античная,
силлабо-тоническая,
силлабическая,
тактометрическая; общий признак их — строение
стиха на принципе ритмических модификаций.
Дисметрические системы — аллитерационный стих,
акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый
(фразовик) и раёшный.
или квантитативные)
день.
Ритм
чередование
В широком смысле слова ритм - это
упорядоченное
каких-либо
относительно соизмеримых источников во времени
или пространстве. В природе все ритмично:
движение планет, смена времен года и суток,
развитие живых организмов, их движения (рост,
цветение, размножение растений, дыхание, шаги,
жесты, речь людей).
То есть ритм присутствует не только в искусстве
(поэзии, музыке, танце), он является неотъемлемой
частью нашей жизни. Тем не менее, ритм является
одним из определяющих признаков стихотворной речи (а также других видов искусства), так как
высокоорганизованный ритм поэзии, подчеркнутый
рифмой и строго упорядоченным чередованием
слогов, противостоит более свободному и не
воспринимаемому нами ритму других процессов.
Хотя возможны и исключания (например, если
сравнивать свободный стих и ритмически
упорядоченную
прозу).
В разных видах искусства ритм имеет свои
особенности.
ритм стихотворения
отличается от ритма музыкального произведения.
Музыкальный ритм непрерывен - между тактами не
может быть дополнительной паузы. Длительность
каждой паузы в музыке строго ограничена и она
входит в счет ритмических долей. В стихотворении
же паузы между отдельными стихами могут быть
больше, чем внутри стиха, а между строфами -
больше, чем между стихами. Каждая строка снова
начинает ритмический ряд, также, как и каждая
новая строфа.
Например,
Спондей
Спондей - стопа античной системы стихосложения,
состоящая из двух долгих слогов - -. Спондей
употреблялся в гекзаметре. В силлабо-тонической
системе стихосложения спондей, как прием, - два
ударных слога подряд - употребляется, как правило,
в ямбическом стихе.
Например: Скучна мне оттепель; воонь, гряозь —
весной я болен. (Пушкин).
Дипиррихий -
-
стопами
Дипиррихий
стопа античной системы
стихосложения, состоящая из четырех смежных
кратких слогов UUUU.
не
Дипиррихий
самостоятельная стопа,
она лишь могла
использоваться в отдельных местах стиха с
четырехдольными
(например,
дактилическом). В силлабо-тонической системе
стихосложения дипиррихий - стопа, состоящая из
четырёх смежных безударных слогов. Также
дипиррихий - пропуск ударения на сильном месте в
хорее или ямбе
Например:
И по коридорной пыли,
По глухому Дону (Багрицкий) - пиррихий в первой
строке: "и по коридорной" - четыре безударных
слога.
Литература:
1. "Литературная энциклопедия". В 11 т. —
[М.], 1929—1939
2. "Литературная энциклопедия: Словарь
литературных терминов". В 2-х т. / Под ред. Н.
Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В.
Львова-Рогачевского, М. Розанова, В.
Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
3. Квятковский А.П. "Поэтический словарь".
Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл.,
1966
4. Федотов О.И. "Основы русского
стихосложения. Теория и история русского
стиха. ". М.: Издательство "Флинта",
Издательство "Наука", 2002
5. Холшевников В.Е. "Основы стиховедения.
Русское стихосложение.". СПб.:
Филологический факультет СПбГУ; М.:
Издательский центр "Академия", 2004
Система стихосложения «Спондей»
Система стихосложения «Спондей»
Система стихосложения «Спондей»
Система стихосложения «Спондей»
Система стихосложения «Спондей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.