В предлагаемом материале на основе символического подхода к исследованию литературного процесса проанализированы традиции А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя в русской литературе первой половины XIX века. Представленный материал опирается на перечень литературы, предлагаемый ФИПИ для сдачи ОГЭ. Работа имеет обзорный характер и ориентированы как на любителей, так и на знатоков русской литературы
УДК 821.163.1
Волосков И.В., доктор философии,
Профессор НОУ ВПО Национальный
гуманитарный институт социального управления
Православная символика в художественном мире Н.В. Гоголя
Проблема символического подхода к наследию русской литературы
является актуальной задачей современного литературоведения и
культурологии. Тенденции развития современного литературоведения
характеризуются поиском новых подходов к трактовке культурного наследия.
Символический подход играет здесь немаловажную роль, особенно в разрезе
святоотеческой социокультурной традиции. Попытки трактовки наследия
А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя с позиции православия уже были предприняты как
современниками этих творцов, так и учеными, священнослужителями
серебряного века русской литературы. Однако задача комплексного подхода,
охватывающего всю эволюцию творчества Гоголя, остается актуальной для
интерпретации наследия писателя.
Художественный мир писателя выступает как системно
мировоззренческая категория, в которую входят как идейные, так и
эстетические представления, которые постоянно эволюционируют в
творчестве того или иного творца. Для Гоголя показателен путь от
романтизма в «Вечерах на хуторе близь Диканьки» и петербургских повестей
к реализму «Ревизора», «Мертвых душ». Реализм писателя имеет не только
сатирическую, но и духовнонравственную задачу исправления России и
русского человека. Художественный мир Гоголя это одновременно и
автопортрет, где присутствует автор с системой переживаний, рассуждений, и
«зеркало», в котором рельефно отражена вся Россия и русский человек.
Раскрывая авторский замысел «Ревизора» и «Мертвых душ», авторсознательно подчеркивает свои намерения «собрать все дурное в России,
какое ни есть» в «Ревизоре», отразить всю Русь в «Мертвых душах».
Художественными средствами, организующими такой размах типизации
является символ города N в «Ревизоре», символ дороги в «Мертвых душах».
Художественный мир писателя неразрывно связан с той задачей,
которую он ставит перед своим творчеством. В отрывках из «Выбранных мест
из переписки с друзьями» Гоголь подчеркивает преображающее значение
искусства: «Искусство должно выставить нам все дурные наши народные
качества и свойства таким образом, чтобы следы их каждый из нас отыскал
прежде в себе самом и подумал бы о том, как прежде с самого себя бросить
все, омрачающее благородство природы нашей» (письмо В.А. Жуковскому от
10 января 1848 года) [1, c. 145]. В другой статье «Предметы для лирического
поэта в нынешнее время» Гоголь призывает своих современников: «Ублажи
гимном того исполина, какой только выходит из русской земли, который
только пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим; плюнувши в
виде всех на свою мерзость и гнуснейшие пороки, становится первым
ратником добра. Покажи, как совершается это богатырское дело в истинно
русской душе; но покажи так, чтобы невольно затрепетала в каждом русская
природа и чтобы все, даже в грубом и низшем сословии воскликнуло: «Эх,
молодец!» почувствовавши, что и у него самого возможно такое дело». [1, c.
`145]. Таким образом, в своих статьях, переписке с писателями
современности Гоголь акцентирует свой взгляд на искусство как источник
духовного преображения действительности. В такой установке Гоголь во
многом продолжает пушкинскую концепцию искусства как божьей
преобразовательной деятельности.
Однако помимо пушкинского ориентира, важным оказывается и
святоотеческий, связанный с влиянием украинского философа Г. Сковороды.
Как показал В. Воропаев, творчество Гоголя формировалось под сильным
воздействием христианского круга его современников [2]. В философии Г.Сковороды проблема двуединства природы человека оборачивается
дихотомией внутреннеевнешнее. Сущность человека и его природы
проявляется в душе. Но сначала Гоголь обращается внешнего человека,
исследует в «Ревизоре», «Портрете», «Шинели», «Мертвых душах» пороки
человека, мертвенность его души. Доминирование внешнего человека привело
к символизации мертвого, нечеловеческого. Потому порой вещь отделяется от
своего хозяина, становится самостоятельной субстанцией. Катастрофа,
произошедшая с майором Ковалевым, символизирует потерю человеком
самости. Таков итог заботы человека о телесных удовольствиях, увлечение
страстями и пороками. Страсти постепенно подавляют живую душу,
превращают ее в мертвую. К этому происшествию близки рассуждения о
душе Собакевича в «Мертвых душах»: «Казалось, в этом теле совсем не было
души, или она была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного
кощея, гдето за горами и закрыта такой толстой скорлупой, что все, что ни
ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на
поверхности» [1,c. 151].
Другим основанием, объединяющим художественный мир Гоголя с
философией Г. Сковороды является художественное слово, его сакральность,
символическая многозначность. Говоря о философии языка Скороводы и
Гоголя нужно обратить внимание на проблему символа. Для постижения
символа необходимо обладать «внутренним оком». Гоголя, усваивая
философию символа Сковороды, стремится к предельной символизации
повествования. Его привлекает синкретичность символа, его способность
соединить материальный мир и иррациональный божественный смысл. Такими
символами в «Мертвых душах» становятся понятия души, дороги, Руси
тройки. В качестве примера символического смыслообразования можно
указать на финальную трансформацию экипажа Чичикова в символ
предельного обобщения (Русьтройка), представляющего поразительный по
своей силе и глубине образ России и ее пути. Подобными символамиБлагодаря такой
становятся город N и немая сцена в «Ревизоре».
символизации материальный мир пронизывается религиозномистическим
смыслом. Гоголевское художественное слово часто выступает в роли символа,
загадки, требующей дешифровки, что приближает художественный текст к
сакральной системе символов. Характерная для прозы Гоголя тенденция
соединения на разных уровнях текстопостроения семантики видимого и
невидимого, материального и идеального, эмпирического и символического
есть та культурологическая перекличка, которая сближает Гоголя не только с
философией Г. Скороводы, но и с традицией религиозной словесности, в
которой слово и выступает в соответствии со своей природой как символ.
Помимо философскомировоззренческого воздействия Гоголь глубоко
усвоил концепцию гражданского служения искусства, заявленную в
пушкинском стихотворении «Пророк». Эстетическое влияние творчества
Пушкина проявилось не только в передаче замыслов «Ревизора» и «Мертвых
душ» в форме анекдотов, рассказанных Пушкиным, но и в глубоком усвоении
концепции гражданского служения искусства. Только если для пушкинской
традиции свойственно восприятие служения в разрезе социальном и
воспитательном, то для Гоголя в связи с усвоением религиозной традиции
словесности интересным оказывается духовный аспект. Гоголь воспринимает
себя как работника, слугу, пришедшего в этот мир, чтобы показать его
несовершенство и по возможности сделать его лучше, прекраснее. Искусство
призвано просветить душу человека и преобразить бытие. Задача художника
не просто создать эстетически прекрасное творение, но нравственно, духовно
повлиять на читателя. Гоголь изображал социальную пошлость, чтобы усилить
эффект отталкивания читателя и привести к мысли о необходимости
преображения человека и общества. Русское общество не до конца услышало
этот призыв писателя к преобразованию человека и жизни, сатирически
восприняв его произведения. Статьи, посвященные «Ревизору», второй том
«Мертвых душ», «Выбранные места из переписки с друзьями» вызвалинеоднозначную реакцию в русском обществе. В.Г. Белинский неоднозначно
намекал на деградацию творчества Гоголя и сумасшествие писателя.
Однако это не разочаровало Гоголя в его писательской миссии. Глубоко
уверовав в пушкинскую идею о религиозном происхождении искусства и
божественном призвании поэта, особенно после духовного кризиса 1841 года
писатель убежден в значимости своего творчества для России. Идея
божественного вмешательства в творчества развита в письме к В.А.
Жуковскому от 28 июня 1836 года, где рассказывается о творческом процессе
создания первого тома «Мертвых душ»: «Огромно и велико творение и не
скоро конец его. Ктото незримый пишет передо мной могущественным
жезлом» [1,c. 36]. Это вера в божественное вмешательство в свое творчество
усиливается после 1841 года. В письме к Иванову в 1841 году Гоголь
отмечает: «Теперь пишу Вам потому что здоров благодаря чудной помощи
Бога, воскресившего меня от болезни, от которой, признаюсь, не думал
встать» [1,c. 36].
Таким образом, очевидно, что процессу символизации подвержено не
только художественный мир Гоголя, но и сам жизненный путь, творчество
писателя. Стремление к символизации связано не только с заимствованием
философского наследия Г. Сковороды и эстетики А.С. Пушкина, но и
особенностями духовного пути Гоголя.
Список литературы:
1. Волосков, И.В. Духовное наследие Н.В. Гоголя и традиции русской
культуры.М.: Университет, 2010.160с.
2. Воропаев, В. Духом схимник просвещенный. Жизнь и творчество
Гоголя в свете Православия.М., 1994.250с.
© И.В. Волосков, 2016