Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической системе стихосложения - противоположности гласных звуков по долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по-латыни называлось морой (по-гречески "хронос протос"). 1 мора = 1 краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам. Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор и главного ритмического ударения.
antizn.stix.doc.docx
Методическая разработка
«Античный стих»
преподавателя Барановой Галины Александровны,
преподавателя высшей категории, заведующей методическим
объединением отделения народных инструментов МБУДО
Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической
системе стихосложения противоположности гласных звуков по
долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию
двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по
латыни называлось морой (погречески "хронос протос"). 1 мора = 1
краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам.
Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор
и главного ритмического ударения.
Ударная (сильная) часть стопы именовалась тезис ( ) , безударная
(слабая) арсис ( ) .
Античные стопы:
двусложные: хорей (
), ямб ( ), пиррихий (
), спондей ( ).
трёхсложные: дактиль (
), трибрахий (
макр (
), тримакр и молосс ( ).
), амфибрахий (
), анапест (
), бакхий ( ), антибакхий (
), кретик и амфи
четырёхсложные: пеоны 1й (
); гиперпиррихий (
);
), 2й (
), 3й (
), 4й ( ).
)
);
), 4й (
), восходящий (
), ямбохорей (
), эпитриты 1й ( ), 2й (
ионики нисходящий (
хориямб (
, 3й (
Определённое количество стоп в стихе составляло колон (колон из
2х стоп диподия, 3х стоп триподия и т.д.)
Собственно стихом в античном стихосложении именовался период
из двух больших колонов или одного большого колона (от 15 мор).
Античные метры:
Гекзаметр (греч. hexametros шестимерный) 6стопный дактиль, в
котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо
тонических имитациях гекзаметра — хореями). Возможно до 32х
ритмических вариаций гекзаметра. Одна из схем:
часть, "//" словораздел) Подробнее о гекзаметре...
(cid:160) ( " "(cid:160) безударная часть, " " ударная
/ /
Пентаметр вспомогательный метр; составная часть элегического
дистиха, в котором первый стих гекзаметр, второй пентаметр.
Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями
в середине и в конце стиха.
Схема: (cid:160)
употреблялся.
(cid:160) В чистом виде пентаметр не
/ /
. (cid:160)
/ (cid:160)
(cid:160) /
/ / (cid:160)
Ямбический триметр (шестистопный ямб) размер, состоящий из из
трёх ямбических диподий с цезурой после 31 или 4й стопы.
Схема: (cid:160)
Хореический тетраметр (восьмистопный хорей) размер, состоящий
из четырёх хореических диподий, с цезурой после 4й стопы и
усечением последней стопы. Схема:
Логаэд стихотворный размер, образуемый сочетанием
неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев),
/ /
/
/
(cid:160)
(cid:160) последовательность которых правильно повторяется из строфы в
строфу.
В отличие от поэтической литературы, художественная проза в
античность практически отсутствовала: в ходу были либо простая
и безыскусная разговорная речь (каталогаден), либо ораторская
проза (красноречие). Последняя отличалась большей вычурностью
благодаря словесным фигурамукрашениям услаждающим слух,
наиболее популярными из которых были: изоколон, антитеза,
анафора и гомеотелевтон.
Изоколон равность по длине колонов (строк), заканчивающихся
словами в одинаковых падежах и имеющие, т.о., созвучные
окончания.
Антитеза (греч. antithesis противоположение) сопоставление или
противопоставление контрастных понятий или образов.
Анафора (единоначатие) повторение начальных слов или фраз.
Гомеотелевтон звуковое сходство окончаний (первейшая рифма).
Таким образом, в античной литературе признаком стихотворной
речи, отличающим её от прозаической, было только наличие
вышеописанных словесных украшений. Литература:
1. "Литературная энциклопедия". В 11 т. —
[М.], 1929—1939
2. "Литературная энциклопедия: Словарь
литературных терминов". В 2-х т. / Под ред. Н.
Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В.
Львова-Рогачевского, М. Розанова, В.
Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д.
Френкель, 1925
3. Квятковский А.П. "Поэтический словарь".
Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл.,
1966
4. Федотов О.И. "Основы русского
стихосложения. Теория и история русского
стиха. ". М.: Издательство "Флинта",
Издательство "Наука", 2002
5. Холшевников В.Е. "Основы стиховедения.
Русское стихосложение.". СПб.:
Филологический факультет СПбГУ; М.:
Издательский центр "Академия", 2004
«Античный стих»
«Античный стих»
«Античный стих»
«Античный стих»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.