«Античный стих»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической системе стихосложения - противоположности гласных звуков по долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по-латыни называлось морой (по-гречески "хронос протос"). 1 мора = 1 краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам. Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор и главного ритмического ударения.
Иконка файла материала antizn.stix.doc.docx
Методическая разработка «Античный стих» преподавателя Барановой Галины Александровны, преподавателя высшей категории, заведующей методическим объединением отделения народных инструментов МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского  Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической  системе стихосложения ­ противоположности гласных звуков по  долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию  двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по­ латыни называлось морой (по­гречески "хронос протос"). 1 мора = 1  краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам.  Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор  и  главного ритмического ударения.  Ударная (сильная) часть стопы именовалась тезис (­ ) , безударная  (слабая) ­ арсис ( ) . Античные стопы: ­ двусложные: хорей ( ­ ), ямб ( ­ ), пиррихий ( ), спондей (­   ­ ). ­ трёхсложные: дактиль (­ ­ ), трибрахий ( макр (­ ­ ), тримакр и молосс (­   ­   ­ ). ), амфибрахий ( ­ ), анапест ( ), бакхий ( ­ ­ ), антибакхий (­ ­ ), кретик и амфи ­ четырёхсложные: пеоны ­ 1й (­ ­ ); гиперпиррихий ( );  ), 2й ( ­ ), 3й ( ­ ), 4й (). ­ ­ ) ­ ­ ); ­ ), 4й (­ ­ ­ ), восходящий ( ­ ), ямбохорей ( ­ ­ ), эпитриты ­ 1й ( ­ ­ ­ ), 2й (­ ионики ­ нисходящий (­ ­ хориямб (­ , 3й (­ ­ Определённое количество стоп в стихе составляло колон (колон из  2­х стоп ­ диподия, 3­х стоп ­ триподия и т.д.) Собственно стихом в античном стихосложении именовался период  из  двух больших колонов или одного большого колона (от 15 мор). Античные метры: Гекзаметр (греч. hexametros ­ шестимерный) ­  6­стопный дактиль, в  котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо­ тонических имитациях гекзаметра — хореями). Возможно до 32­х  ритмических вариаций гекзаметра. Одна из схем: ­ часть, "//" ­ словораздел) Подробнее о гекзаметре...   (cid:160) ( " "(cid:160) ­ безударная часть, "­ " ­ ударная  ­ / / ­ ­ ­ ­ Пентаметр ­ вспомогательный метр; составная часть элегического  дистиха, в котором первый стих ­ гекзаметр, второй ­ пентаметр.  Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями  в середине и в конце стиха.  ­ Схема: (cid:160) ­ употреблялся. (cid:160) В чистом виде пентаметр не  ­ / / ­ ­ . (cid:160) ­ ­ ­ / (cid:160) ­ (cid:160) / / / ­ (cid:160) Ямбический триметр (шестистопный ямб) ­ размер, состоящий из из  трёх ямбических диподий с цезурой после 3­1 или 4­й стопы. Схема:  ­ (cid:160) Хореический тетраметр (восьмистопный хорей) ­ размер, состоящий из четырёх хореических диподий, с цезурой после 4­й стопы и  усечением последней стопы. Схема: ­  ­ Логаэд ­ стихотворный размер, образуемый сочетанием  неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев),  / /  ­ /  ­ /  ­  ­  ­ ­ (cid:160) (cid:160)последовательность которых правильно повторяется из строфы в  строфу.     В отличие от поэтической  литературы, художественная проза в античность практически отсутствовала:  в ходу были  либо простая и   безыскусная   разговорная   речь   (каталогаден),   либо   ораторская проза (красноречие). Последняя отличалась большей вычурностью благодаря   словесным   фигурам­украшениям   услаждающим   слух, наиболее   популярными   из   которых   были: изоколон,   антитеза, анафора и гомеотелевтон. Изоколон ­   равность   по   длине   колонов   (строк),   заканчивающихся словами   в   одинаковых   падежах   и   имеющие,   т.о.,   созвучные окончания.  Антитеза (греч. antithesis ­ противоположение) ­  сопоставление или противопоставление   контрастных   понятий   или   образов. Анафора (единоначатие)   ­   повторение   начальных   слов   или   фраз. Гомеотелевтон ­ звуковое сходство окончаний (первейшая рифма). Таким   образом,   в   античной   литературе   признаком   стихотворной речи,   отличающим   её   от   прозаической,   было   только   наличие вышеописанных словесных украшений.Литература: 1. "Литературная энциклопедия". В 11 т. — [М.], 1929—1939 2. "Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов". В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925 3. Квятковский А.П. "Поэтический словарь". Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966 4. Федотов О.И. "Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. ". М.: Издательство "Флинта", Издательство "Наука", 2002 5. Холшевников В.Е. "Основы стиховедения. Русское стихосложение.". СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр "Академия", 2004

Посмотрите также