Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
04.03.2018
Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)
Урок литературы в 11 классе Какой дом обрёл Иван Бездомный.doc
Урок  литературы  в  11  классе                              «Какой  дом  обрёл  Иван  Бездомный?»                     (По  роману  М.Булгакова  «Мастер и Маргарита»)                                                                 И увидел я новое небо и новую землю, ибо                                                                 прежнее небо и прежняя земля миновали.                                                                                                      Апокалипсис.                                                                  А может, ты поймёшь сквозь муки ада,                                                                  Сквозь все твои кровавые пути,                                                                  Что слепо верить никому не надо.                                                                  И к правде ложь не может привести.                                                                                                   Наум Коржавин Цель урока:     ­ Показать этапы духовного исцеления Ивана Бездомного, ученика Мастера (идея  преемственности).    ­ На основе сравнительного анализа составить схему вариантов жизненного пути героев  романа (идея свободы выбора и ответственности за него).  Оборудование: ­ портрет М. Булгакова,                           ­ схема, которая строится в ходе урока. Групповые  задания к уроку: 1. Анализируя 1 и 3 главы романа, охарактеризуйте образ мыслей и круг интересов  начинающего поэта. Почему Воланд пощадил Ивана и жестоко наказал Берлиоза? 2. Анализируя 4 и 5 главы, объясните, какую роль в повествовании об Иване играет  эпизод посещения дома №13 и купание в Москва­реке. Как писатель показывает,  что безумие Ивана таит в себе прозрение? 3. Анализируя 8 и 11 главы, докажите, что в поединке профессора и поэта побеждает  здравый смысл. Как началось «выздоровление» героя? 4. Анализируя 13 и 30 главы, проследите содержание разговора Иванушки и Мастера.  Что понял Иван, узнав, что гость именует себя не литератором, а Мастером?  Почему Мастер сразу узнал сатану, тогда как Иван долго был в заблуждении на этот счёт? Как перерождается Иван после встречи с Воландом и Мастером? 5. Образ Пилата. Его значимость в романе. Вопросы всему классу: 1. Проследите значимость образа Ивана Бездомного на композиционном уровне. 2. Как меняется имя героя на протяжении романа и почему?  Ход урока: 1. Вступление учителя. Мы с вами, читая необыкновенный роман М.Булгакова, не  только испытываем эстетическое наслаждение, но и стремимся  постичь  нравственную глубину его. И.Сухих, один из критиков, назвал роман  так ­  «Евангелие от Михаила». Это о многом говорит. Но вполне справедливо спросить:  что даёт право на такую высокую оценку? Мнения разные у критиков. Например, на  финал романа. М. Чудакова считает, что эпилог не даёт повода для оптимизма:  «Мастер уходит из романа вместе со своим словом о мире, другого же слова, ему  наследующего, в эпилоге не слышно». Другая точка зрения у Е. Сидорова: «Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы  художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве  пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле остался  роман, которому суждена долгая жизнь». Итак, сократим вопрос: победитель Мастер или побеждённый? Для этого попробуем найти среди героев тех, кто понял  Мастера, ведь роман написан для тех, кто понимает...   ­ Что об этом говорят эпиграфы? Кто понимает что­то важное, тот способен  меняться ­ Есть ли такие герои в романе?      Давайте сравним 3 героев:  Ивана Бездомного, Рюхина и Берлиоза   2 ­Дома вы по композиции определяли значимость Бездомного. Что получилось? С него начинается роман и им заканчивается, ему поведал о своей судьбе Мастер, перед  мысленным взором поэта оживают страницы книги об Иешуа. Уходя из жизни, Мастер  видит в нем своего ученика, последователя, который проникся теми же образами мировой  культуры, теми же философскими идеями и нравственными категориями.       ­ Эта мысль требует доказательств.  1 сообщение: почему Воланд пощадил Ивана  и жестоко наказал Берлиоза? В начале книги Иван Бездомный изображён как типичный представитель советского  общества. У него демократическая внешность и соответствующие привычки. Речь его  проста и изобилует вульгаризмами: «Какого черта ему надо?», «Вот прицепился  заграничный гусь», «На все сто!» В сознании его отражены черты массового гипноза тех  лет. Он кипит праведным гневом против инакомыслящих: «Взять бы этого Канта да за  такие доказательства на три года в Соловки», везде ему мерещатся шпионы, политическая  бдительность является ведущим его качеством. Невежество Ивана сочетается с  воинствующим неверием и агрессивностью. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет  жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», следует поспешный и  сердитый ответ: «Сам человек и управляет». За этой фразой угадывается общеизвестный  тезис: «Всё дозволено», с которого и начинается безнаказанность. Восприняв идеологию  господствующего класса, многие Иваны тогда поверили, что весь мир дан им в  безраздельное владение.    Исследуя новую категорию людей, рождённых революцией, писатель убедительно  показал, что в условиях, когда было скомпрометировано Православие, общество обрекло  личность на опустошающую душу ненависть к классовым врагам и беспощадный атеизм,  предоставив делать всё, что угодно, во имя  неких высших целей.    «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» ­ выносит свой приговор Воланд. И  всё же к Ивану он оказался более милостив, чем к Михаилу Берлиозу, которого казнит  страшной казнью,  над которым зло издевается, сделав из его головы чашу для вина.    Обращаясь к отрезанной голове Берлиоза, Воланд произнёс знаменательные слова:  «Каждому будет дано по его вере» Но в том­то и беда, что ни во что не верит глава  московских литераторов. Его кредо – «Этого не может быть!» За ним – непреклонность  догматика, когда эрудиция оборачивается псевдоучёностью, а воспитанность – высшей  школой лицемерия. Берлиоз получает по своей вере – ничто, небытие. Автор потому  позволил расправиться с ним, что видел, как такие «генералы» в литературе расплодили  нечисть. Он идеолог, который оболванивает начинающих писателей и поэтов, таких, как  Рюхин, Бездомный и др. За это и ответственность выше. Ни один из его подчинённых  (а их 3111 человек!) не занят литературой: это завсегдатаи грибоедовского ресторана,  «инженеры человеческих душ», которых интересует лишь делёжка материальных благ и  привилегий. Булгаков пародирует «тайную вечерю» (точнее, это Берлиоз кощунственно  пытается пародировать): он уверен, что «в десять часов вечера в МАССОЛИТе состоится  заседание», и «он будет на нём председательствовать». Однако 12 литераторов не  дождутся своего председателя.     А Иван заслуживает снисхождение, поскольку был «загипнотизирован» авторитетным  для него учителем.  Многое простительно Ивану и потому, что в нём есть искра Божия –  талант: «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, ­  но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой».                                                                   Составляется начало схемы:  И. Бездомный  (неверие ученика, талант) – >                                                        Рюхин (неверие ученика) – >                                                        Берлиоз (неверие учителя)                                                                                                       смерть 2. Проследим начало пути И.Бездомного. Сообщение 2.       Встреча двух литераторов с дьяволом на Патриарших прудах происходит в Страстную  неделю, а именно в Страстной Четверг, накануне Пасхи. Этот день христиане называют  Чистым Четвергом. Не поэтому ли и своего героя Булгаков провёл через своеобразный  обряд крещения (посещение дома №13 и купание в реке). Уродливо­комически происходит приобщение Ивана к христианской вере, так что ставит под сомнение серьёзность и  значимость событий. Но при этом нельзя упускать из внимания некоторые  важные детали. Из «купели» он выходит другим, вместе с одеждой исчезает удостоверение  МАССОЛИТа, вместе с ним – чувство сопричастности к цеху литераторов. Теперь почему­ то Иван убеждён, что сатана непременно расположился в доме Грибоедова, там, среди  Бескудникова и Двубратского, Абакова и Денискина, Глухарёва и Богохульского, там, где  процветает «литературщина» и нет места творчеству, где решают дачные, квартирные,  продовольственные вопросы, где, в основном, безоговорочно воспринимая  действительность,  выполняют социальный заказ. Место, о котором автор сказал вполне  ясно: «Словом, ад».     Иван Бездомный, теряя рассудок, в то же время начинает прозревать, понимая, что  сатану надо изгонять верой в Бога. Он берёт в пыльном углу чудом сохранившуюся икону и свечу (символы очищения). Он замечает бездарность своих собратьев по перу – Рюхина,  тщательно маскирующегося под пролетария. В его призывах «Взвейтесь!» да «Развейтесь!»  справедливо видит Иван политическую трескотню, фальшивую натужность. В правдивости  сказанного Иваном признаётся сам себе Рюхин: «Да, стихи… Ему – тридцать два года! В  самом деле, что же дальше? – И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в  год. – До старости? – Да, до старости. – Что же принесут ему эти стихотворения? Славу?  Какой вздор! Не обманывай­то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто  сочиняет дурные стихи. Отчего они дурны? Правду, правду сказал!» Но «Сашке –  бездарности» де дано встать на путь возрождения: «исправить в его жизни уже ничего  нельзя, а можно только забыть». И вместо того, чтобы предпринять что­то к изменению  судьбы, он завидует Пушкину (!) На то же, хотя и в сниженном плане, намекает и рассказ о Николае Ивановиче, с  сожалением вспоминающем в эпилоге об упущенной возможности жить подлинной жизнью.    Да, у Рюхина не получилось «восхождение», хотя  была сделана попытка.  (работа со схемой)    Справедливо сказал как­то Мстислав Растропович, что наша жизнь – это лестница с  земли на небо. И если по какой­то причине человек сегодня оступился, то ему необходимо  завтра подняться на 2 ступеньки. Эта мысль из Святоотеческого наследия живет. 4.  Как началось «выздоровление» Ивана Бездомного? Сообщение 3.    Безумие поэта  как реакция после встречи с Воландом таило в себе духовное прозрение. Ведь мы часто  тех, кто высказывает необычные суждения, называем безумцами. И как  часто ошибаемся…     В главе «Раздвоение Ивана» герой преображается, в нем пробуждается пытливая ищущая мысль «И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этим арестованным Га­Ноцри?» Иван досадует на себя: «…чего это я, объясните, взбесился на этого загадочного  консультанта, мага и профессора с пустым и чёрным глазом? К чему вся нелепая погоня за  ним в подштанниках и со свечкой в руках, а затем и дикая петрушка в ресторане».  Становится ясно, что душевное потрясение Ивана – знак освобождения от стереотипности  мышления, от сковывающих разум догм.    Признание существования чудодействующих сил есть не что иное, как пробуждение  сознания. Спасительная иконка от Бога и возвращенная к жизни рукопись Мастера от  Воланда предстали для Ивана предметами одного порядка: они явления духовного мира.  (работа со схемой) 5. Как перерождается Иван после встречи с Воландом  и Мастером? Сообщение 4:    Встреча Иванушки с Мастером окончательно избавила его от навязчивой мысли «вызвать  пять мотоциклов с пулемётом для поимки иностранного консультанта». Он, наконец,  понимает, что все усилия надо направлять не против внешнего «противника», а  внимательно посмотреть на себя. Неслучайно его теперь автор называет Иванушкой. Дурак он только по аналогии со сказочным Иванушкой­дураком, а на самом деле он обретает  мудрость. Убедившись, что на Патриарших прудах он «имел удовольствие беседовать с  сатаной», Иван, опомнившись, сознаёт своё невежество и заблуждения. Он теперь по­ другому оценивает свой труд, считая собственные стихи «чудовищными».    История Мастера, его трагическая судьба привела Иванушку к пониманию того, что он  живёт в стране произвола и беззакония, где всякое насилие воспринимается как разумная  целесообразная необходимость. Общество несвободы и неравенства, общество  запретительства, порвав с традицией, отказавшись от христианской морали и культуры  прошлого, губит талант, совесть, правду. Так, погружаясь в водоворот идей романа  Мастера, Иван постигает диалектику жизни.    Как художник он захвачен буйством фантазии, пластической выразительностью образов,  психологической достоверностью творения Мастера. Теперь Иван никогда не придёт в дом Грибоедова, он познал суть творчества, ему открылось мерило истинно прекрасного.  Наконец Иван Бездомный обретает свой дом. Обретение веры произошло вследствие  огромной внутренней работы. Сотрудник института истории и философии Иван  Николаевич Понырев становится идейным преемником и духовным наследником Мастера.  «Он оказался весьма восприимчивым учеником Мастера. И по крайней мере раз в году,  когда наступает это майское полнолуние, в нем оживает всё то, что разбудил своими  рассказами Мастер, душа его открывается навстречу вечному – загадочному,  непознанному; без чего жизнь человеческая пустая и бессмысленная суета сует».  (работа со схемой) 6. Учитель: Исцеление – от понятия целого. Надо понимать, что такой путь не прост, но  зато какое это наслаждение – ощутить свою связь с миром, почувствовать гармонию в  собственной душе.  (Читаются заключительные страницы книги, чтобы вновь почувствовать магию слова  Булгакова, ощутить особое очарование лунного половодья, причудливо неповторимую  красоту ночи, зовущий душу полёт.)  Это удивительно возвышающая сила, даже одного раза в год хватало герою, чтобы ощущать её присутствие. Он обрёл новое имя (имение, то, что человек имеет). Это дорогого стоит.  Но необходимо, чтобы память сохранила всё. Поэтому Булгаковым последовательно  проводится через все три романа мотив «укола», реального и символического, укола в  сердце и укола памяти. Тупую иглу, засевшую в сердце (предчувствие смерти), ощущает в  самом начале, перед появлением Коровьева, Берлиоз. Тупая иголочка беспокойства  (ироническое снижение мотива) покалывает Босого перед получением взятки. Острая боль, как от иглы, пронзает Маргариту во время великого бала. Тихим уколом копья в сердце  завершается земная жизнь Иешуа. Мощным ударом ножа в сердце расправляются с Иудой. «Беспокойная, исколотая иглами память» была дана в последних строках романа Мастеру.  В эпилоге она передаётся Поныреву.  ­ А теперь вернёмся к началу урока: победитель или побеждённый Мастер?    У Мастера есть ученик, значит, цепочка связи поколений не прерывается, т.е. жизнь  продолжается, преемственность духовных ценностей не нарушена, ведь творить человек  может не только на литературном поприще. А момент преображения человека – это ведь  тоже творческий акт, когда мы продолжаем акт Божественного творения –  совершенствуем свою греховную природу, исцеляем себя, стремясь вверх, к Богу. ­ Какие качества проявил он?   Возможна дискуссия, но вывод, скорее всего, будет один: смелость. Все остальные  качества – производные от неё. А. Арьев считает, что для Булгакова смелость – это начало творчества, а трусость разрушает его. 6. Давайте поговорим о смелости.    ­ Что вы называете смелостью? (преодоление трусости, инстинкта самосохранения)  Общеизвестно, что два романа – Мастера и о Мастере – зеркально повернуты друг к другу. Отсюда одна интересная особенность книги – система отражений и параллелей. В связи с  этим представляется возможной такая параллель: Левий Матвей и Иван Бездомный. Что в них общего и чем они отличаются?  ( Левий – образ бесконечной преданности и верности, самоотверженности, а Бездомный  только начинает этот путь служения).  ­ Иван Николаевич Понырев видит в ночь полнолуния перед Пасхой один и тот же сон: по  лунной дороге идут Иешуа и Понтий Пилат. «Идущие о чем­то разговаривают с жаром,  спорят, хотят о чем­то договориться». Какие этические противоречия сфокусированы в их  споре? Почему именно этот сон видит Иван Николаевич? Сообщение 5.    Знакомясь с биографией писателя, мы поняли, насколько труден был его жизненный путь.  Но удивляет, что при этом он никогда не оправдывал себя, даже наоборот, был беспощаден к себе. Он писал: «В прошлом же я совершил 5 роковых ошибок. И самое солнце светило  бы по­иному, и сочинял бы я, не шевеля беззвучно губами на рассвете в постели, а как  следует быть, за письменным столом. Но теперь уже делать нечего, не вернёшь. Проклинаю я только те два припадка нежданной, налетевшей как обморок робости, из­за которой я  совершил 2 ошибки из 5. Оправдание у меня есть: эта робость была случайна – плод  утомления. Я устал за годы моей литературной работы. Оправдание есть, но утешения  нет».         С Пилатом  в роман входит тема трусости, душевной слабости, компромисса, невольного предательства. Апостол Пётр, первый ученик, тоже трижды предаёт Христа, отрекаясь от  него. Различие между сходными поступками велико. Пётр – обычный слабый человек, он  испытывает давление обстоятельств, его жизни угрожает непосредственная опасность. В  случае с Пилатом эти внешние причины отсутствуют или почти отсутствуют (намёк на  страх перед императором всё­таки есть в тексте). Пилат, в отличие от Петра, может спасти Иешуа, он даже пытается это сделать, но робко, нерешительно – и в конце концов умывает  руки (в романе, в отличие от Евангелия от Матфея, этот жест, впрочем, отсутствует),  сдаётся.    «Все? – беззвучно шепнул себе Пилат. – Все. Имя!»    После выкрика на площади, спасающего Варраву и окончательно отправляющего на казнь Иешуа, «солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши. В этом огне  бушевали рев, визги, стоны, хохот и свист».     Это не только воющая толпа, но – голос бездны, тьмы, «другого ведомства»,  торжествующего в данный миг победу. Потом можно убить предателя (в эпизоде с Иудой  реализуется скорее не евангельское «подставь другую щёку», а ветхозаветное «око за око»), как в зеркале, увидеть свою жестокость в поступках подчинённого («У вас тоже  плохая должность, Марк. Солдат вы калечите…»), спасти ученика Иешуа («Ты, как я  вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без  пристанища. У меня в Кессарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя  на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет») – можно творить сколько угодно добра, но случившееся небывшим сделать уже не удаётся.     Оправдание есть – утешения нет. И его не будет две тысячи лет.    Не торжество силы, а ее слабость, роковая необратимость поступка – вот что такое  булгаковский Пилат.   (Стихотворение З.Гиппиус)    Ивану Поныреву удалось преодолеть страх, он меняется, фамилия Бездомный больше не  упоминается. Вспомните, насколько важна для Булгакова тема Дома и скажите:  ­ Какой дом обрёл герой?   Это внутренняя гармония, верность вечным истинам, это уважение к себе, свобода  творчества и свобода выбора, это осознание ответственности за свой выбор,…это твердая  вера в то, что «всё будет правильно». Человек – храм, чистоту которого надо блюсти.   Учитель может развернуть эти размышления, ссылаясь на книгу «Слова утешения», где  старец Иосиф Ватопедский замечает, как «важно познать лукавейшее коварство врага,  который особенно в наше время неутомимо покушается на человека, который убедил  людей в том, что он не существует, а это для него величайшее достижение». Автор, создав  живой образ Воланда, предостерегает нас об опасности, но этого было бы мало. Важнее  познать «способы практического преуспеяния, касающиеся смысла и предназначения  человеческой жизни». Апостол Павел наставляет: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат  ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5,8). Иначе говоря, в  неусыпной борьбе с невидимым и коварным врагом нужно быть во всеоружии (см. Еф.  6,11). В чём же суть этой борьбы? Она состоит в противостоянии страстям и похотям  ветхозаветного человека. Это внутренняя и самая сложная борьба, в которой самый первый и важный шаг – это доброе намерение. «Благодать Божия радушно награждает таковое  доброе намерение, всегда восхваляя благую часть, которая никогда не отнимется у тех, кто её предпочел (см. Лк. 10, 42). Иван Бездомный сделал свой выбор – это путь вверх (см.  схему), путь преодоления греха, путь к Богу.  «Мир имейте и святыню со всеми, ихже  кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14). А это, конечно, победа… над собой. Есть ли  победы важнее? 8. Домашнее задание.   Заметим, Булгаков не философствует. Он живописует, изображает, описывает.  Философия сжимается до максимы, до афоризма. Десятка полтора сразу ушли в язык,  стали «народной мудростью».   ­ Как вы думаете, какие слова из романа можно использовать в рассуждении о Пилате? «Никогда ничего не бойтесь. Это неразумно.» или  «Трусость – самый тяжкий порок» Эти слова звучат афористично, они напоминают своей категоричностью заповеди Иисуса  Христа, которым христиане верят и исполняют. А какие ещё «заповеди Булгакова» можно  найти в романе?   Итак, дома выпишите 5­10 «заповедей», а по поводу одной (по выбору) поразмышляйте  письменно (1­2 стр.)  Литература. 1.Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Томское книжное издательство, 1989 2.Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков.  М., Просвещение, 1991. 3.Ягупова Н.П. «Какой дом обрёл Иван Бездомный? «Литература в школе» №2/1998       4.Сухих И. Евангелие от Михаила 1928 – 1940. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова 5. Чудакова М. «Жизнеописание Михаила Булгакова» журнал «Москва» №№ 6­12/87       6. Арьев А. «Что пользы, если Моцарт будет жив…»журнал «Звезда» №12/1988       7. Дунаев М.М. Православие и русская литература.М.«Христианская литература»,2000       8. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 20 век       9. Старец Иосиф Ватопедский «Слова утешения» Богородице­Сергиева Пустынь, 2005 Приложение        Схема к уроку.                                                                                                                                                        ученик Мастера                                                                                                                         понимание мира                                                                                                         честная оценка тв­ва                                                                                                                       «раздвоение»                                                         Духовное исцеление                                           Поиск нечистой силы в Грибоедове                                          Крещение И. Бездомный   (неверие ученика, талант)                                                                 Честность («плохие стихи»)  Рюхин (неверие ученика)                                                                           зависть Пушкину(!)            Духовная болезнь  Берлиоз (неверие учителя)                                                                                                                           Смерть

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018