Методическая разработка урока музыки на тему: "Символ - средство воплощения образа" (7 класс, музыка)
Оценка 4.7

Методическая разработка урока музыки на тему: "Символ - средство воплощения образа" (7 класс, музыка)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
14.08.2018
Методическая разработка урока музыки на тему: "Символ - средство воплощения образа" (7 класс, музыка)
В данной методической разработке урока в 7 классе я преследовала цель - сформировать у обучающихся представление о символе, как важном средстве создания художественного образа на примере произведений литературы, живописи и музыки композиторов разных стран мира как прошлого времени так и настоящего времени.Разработка урока музыки в 7 классе на тему "Символ - средство воплощения образа".
Методическая разработка урока музыки в 7 классе.docx

          Методическая разработка урока музыки в 7 классе

учителя музыки лицея №58 г. Уфа республики Башкортостан      Березиной Галины Викторовны.

Тема: Символ -  средство воплощения образа.

Цель: формирование целостного представления о символе, как важном средстве создания художественного образа.

Задачи:

а) в форме исследования познакомить обучающихся с символическими ходами в живописи, литературе и музыке подвести их к составлению кратких выводов по данной теме;

б) расширить представлений о музыкальных стилях;

в) сформировать представление о многообразии приемов создания образов на примере использования символики;

г) продолжить работу над культурой восприятия произведений разных видов искусства;

д) формировать разностороннее развитие творческих способностей, работать над развитием вокально-хоровых навыков.  

Оборудование:

*фортепиано,

* компьютер,

*мультимедиа,

*экран,

*проектор,

*листы с текстом стихотворения и песни,

*презентация.

Музыкальный материал: Шуберт «Аве Мария»; В.Моцарт «Реквием», И С Бах «ХТК» Прелюдия и фуга cis-moll(тема креста); Ф. Шопен «Вальс cis-moll»  (тема восхождения).

                                            Ход урока:

1.    Организационный момент:

Обучающиеся входят в класс, звучит песня «Наша жизнь» (сл. и муз.В.Гамов.

Учитель:: Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок, урок -  исследование и назовем его «Символы в литературе, живописи, музыке» 

Давайте внимательно посмотрим на экран… ( презентация «Мадонна с младенцем» на фоне музыки Ф.Шуберта «Аве Мария»)

Перед вами образы Мадонн с младенцами на руках.

Обратите внимание, каждый образ заключен в круг. Круг, как бы закрывает, защищает младенца и Мадонну от внешнего мира. Голос, который вы сейчас слышите, также звучит высоко и чисто, возвышенно, как бы накидывает легкое покрывало  - нежное и теплое, создавая ощущение покоя и умиротворения. Круг – это своеобразный символ.

(Презентация. На экране эпиграф к уроку:

 «И много чар, и много песен…

Все приходяще, есть только символ»

                                                       Гете. 

УЧ: - Ребята, а что такое символ? (Задаю направляющие вопросы и прошу их объяснить)

ОБ:- Это специальный знак, смысл которого зашифрован.

УЧ:- Совершенно верно. Если мы обратимся к энциклопедии, то узнаем, что это слово переводится как знак, пароль, эмблема, а смысл знака расшифровывается через его интерпретацию: т.е. что надо сделать, для того, чтобы понять его?

ОБ: - Надо постараться его объяснить.

УЧ: Сегодня мы познакомимся с картиной нидерландского художника 14 века Ян ванн Эйка, под названием «Портрет четы Арнольфини и познакомимся с символами, которые запечатлены на его картине.  

(Просмотр презентации и обсуждение символики на картине)

УЧ: Приведите примеры символов, которые используются в современном мире и всем понятны.

ОБ: Красный крест – скорая помощь, череп и скрещенные кости – яд, змея над чашей – медицина, голубь – символ мира и чистоты…

УЧ: Верно. Сейчас на экране вы увидите несколько символов, некоторые из них вам уже знакомы, а с некоторыми познакомимся сегодня.

( Слайд-шоу «Символы», среди них «Круг», «Спираль» и «Свеча»)

УЧ: Я хочу остановиться на одном из самых простых символов – «круге»

ОБ: . Мы уже обозначили характер данного символа и затронули его сущность. Вспомните, какими словами мы охарактеризовали картину и музыку?

ОБ: Обволакивающая, успокаивающая, как бы  защищает, оберегает…

УЧ: Согласна. А что мы можем сказать о  самом Круге?

ОБ: … У него нет начала и конца… Он везде одинаковый… 

УЧ: Молодцы, вы вплотную подошли к разгадке!

У многих народов круг – это символ замкнутого пространства, бесконечности.

В эпоху Возрождения картины с ликами святых всегда  писали в кругу, тем самым показывая их совершенство и недосягаемость, отрешенность от всего мирского.

УЧ: Теперь попробуем расшифровать знак «спирали»

ОБ: Он похож на круг, только не замыкается, а поднимается или опускается…

УЧ: Верно, спираль – это символ развития, т. е., повторяем, но с изменениями. Как вы думаете, возможно ли использование  символов в искусстве?

ОБ: Да, возможно.

УЧ: В каких видах искусства?

ОБ: В живописи, архитектуре, литературе …

УЧ: А в музыке?

ОБ: Наверное возможно…

УЧ: Вы правы, при соблюдении некоторых условий,  символы используются и в музыке.

Послушайте фрагмент и попробуйте определить, какой из символов здесь использован.

(Звучит «Вальс cis-moll» Ф. Шопена)

ОБ: Похоже на «Спираль»…

УЧ: Правильно, послушайте еще раз и определите момент выхода из «спирали» ( На экране изображение нотной записи фрагмента )

(Работа с нотным текстом)

УЧ: Трудно поверить, что несколько столетий назад возникали даже разные «языки» из символов. Существовал язык цветов, веера, цвета, поклона и мн.др.

Не обошлось без своего языка символов и в различных тайных обществах.

В рыцарской литературе раннего Средневековья получил известность цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В одном из романов этого цикла волшебник Мерлин подсказывает вождю бриттов Утеру  мысль, создать рыцарский орден Круглого стола. Рыцари этого ордена на пирах у короля должны были сидеть за круглым столом, чтобы не было лишних споров о лучшем и худшем месте  и все рыцари чувствовали себя равными.

С помощью символов зашифровывали то, что нельзя было сказать открыто, или то, что требовало осмысления.

Во многих произведениях 17 – 18 веков были зашифрованы целые события, летописи.

- Давайте вспомним произведения И.С.Баха…

Оказывается, в его произведениях часто зашифрованы фрагменты событий из Евангелия, они буквально «нарисованы» с помощью нот. Послушайте тему фуги cis-moll, она называется « темой креста».

(Звучит фрагмент)

УЧ: Похоже? А теперь скажите, что, кроме изобразительной стороны, может передать музыка?

ОБ: Чувства, эмоции.

УЧ: Трудно поверить, но и в музыке есть свои символы – интонации.

(Звучит фрагмент «Реквиема» В Моцарта)

УЧ: О каких чувствах говорится в этом фрагменте?

ОБ: Горе, тоска жалоба…

УЧ: Теперь давайте перенесемся с вами в конец 19 – 20 веков, когда в искусстве возникло новое, очень интересное направление, под названием Символизм, от греч. Symbolon – символ, знак.

Оно затронуло практически все виды искусства, и принесло некую недоговоренность, тайну…

Перед нами стихи французского поэта Артюра Рембо, в которых нарисована картина, похожая на  мираж, где каждый видит что-то свое.

Голова фавна

Среди листвы зелено – золотой,

Листвы, чей контур зыбок и где спящий

Скрыт поцелуй, - там быстрый и живой

Фавн, разорвавший вдруг узоры чащи,

Мелькает, и видны глаза и рот,

Цветы грызет он белыми зубами,

Сорвался смех с пурпурных губ, и вот

Слышны его раскаты за ветвями.

Когда же Фан, как белка, убежал,

На листьях оставался смех дрожащий.

И, снегирем напуган, чуть дрожал

Зеленый поцелуй безмолвной чащи.

УЧ: Посмотрите, сколько здесь метафор, своего рода символов. Сейчас я раздам вам листочки, на которых напечатано стихотворение Андрея Белого «На зеленом лугу». Ваша задача – прочесть стихотворение и на обратной стороне листа нарисовать ваш символ этого стихотворения.

Солнце контур старинный,

 Золотой, огневой,

Апельсинный и винный

Убежал на покой.

                   Убежал в неизвестность,

                   Над полями легла,

                  Заливая окрестность,

                  Бледно – синяя мгла.

Жизнь в безвременье мчится

Пересохшим ключом,

Все земное нам снится

Утомительным сном.

( Звучит мелодия песни «Наша жизнь», обучающиеся рисуют. По окончании работы, если позволяет время, можно обсудить некоторые работы)

УЧ: Ребята, а в искусстве башкир есть символика? Давайте обратимся к священным птицам башкир и произведениям, связанным с ними. Назовите эту птицу.

ОБ: Журавль! Балет «Журавлиная песнь»!

УЧ: Молодцы! Ну конечно, журавль – символ свободы и справедливости отображенный в балете Л.Б.Степанова и З. Исмагилова «Журавлиная песнь», либретто которого было создано талантливым башкирским танцором, создателем ансамбля танцев, который и сейчас носит его имя – Ф. Гаскаровым.

(Презентация. Фрагмент из балета «журавлиная песнь»)

УЧ: А теперь я хочу обратить ваше внимание на песню, которая прозвучала вначале урока. Какой символ играл главную роль в клипе?

ОБ: Свеча.

УЧ: Какой смысловой код несет свеча?

ОБ: Символ жизни, света.

УЧ: Правильно. Я предлагаю вам разучить песню «Наша жизнь»

( Проводится распевание на интонациях из песни и разучивание ее. Песня поется под караоке – клип)

УЧ: Завершая наш урок, подведем итог нашего исследования и дадим оценку символу, как средству создания образов в литературе, живописи, музыке.

( Обучающиеся высказывают свои мнения)

УЧ: Итак, суммируя наши исследования, можно сказать, что символу в искусстве во все времена придавали достаточно большое значение. Он служил намеком, поводом к размышлению, а, порой и инструментом для выражения чувств и желаний.

Домашнее задание: Нарисовать символ к сегодняшнему уроку.


 

Методическая разработка урока музыки в 7 классе учителя музыки лицея №58 г

Методическая разработка урока музыки в 7 классе учителя музыки лицея №58 г

Музыкальный материал: Шуберт «Аве

Музыкальный материал: Шуберт «Аве

ОБ:- Это специальный знак, смысл которого зашифрован

ОБ:- Это специальный знак, смысл которого зашифрован

ОБ: … У него нет начала и конца…

ОБ: … У него нет начала и конца…

УЧ: Правильно, послушайте еще раз и определите момент выхода из «спирали» (

УЧ: Правильно, послушайте еще раз и определите момент выхода из «спирали» (

ОБ: Чувства, эмоции. УЧ: Трудно поверить, но и в музыке есть свои символы – интонации

ОБ: Чувства, эмоции. УЧ: Трудно поверить, но и в музыке есть свои символы – интонации

На листьях оставался смех дрожащий

На листьях оставался смех дрожащий

УЧ: Ребята, а в искусстве башкир есть символика?

УЧ: Ребята, а в искусстве башкир есть символика?

Домашнее задание: Нарисовать символ к сегодняшнему уроку

Домашнее задание: Нарисовать символ к сегодняшнему уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018