Методическая разработка урока музыки в 7 классе
учителя музыки лицея №58 г. Уфа республики Башкортостан Березиной Галины Викторовны.
Тема: Символ - средство воплощения образа.
Цель: формирование целостного представления о символе, как важном средстве создания художественного образа.
Задачи:
а) в форме исследования познакомить обучающихся с символическими ходами в живописи, литературе и музыке подвести их к составлению кратких выводов по данной теме;
б) расширить представлений о музыкальных стилях;
в) сформировать представление о многообразии приемов создания образов на примере использования символики;
г) продолжить работу над культурой восприятия произведений разных видов искусства;
д) формировать разностороннее развитие творческих способностей, работать над развитием вокально-хоровых навыков.
Оборудование:
*фортепиано,
* компьютер,
*мультимедиа,
*экран,
*проектор,
*листы с текстом стихотворения и песни,
*презентация.
Музыкальный материал: Шуберт «Аве Мария»; В.Моцарт «Реквием», И С Бах «ХТК» Прелюдия и фуга cis-moll(тема креста); Ф. Шопен «Вальс cis-moll» (тема восхождения).
Ход урока:
1. Организационный момент:
Обучающиеся входят в класс, звучит песня «Наша жизнь» (сл. и муз.В.Гамов.
Учитель:: Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок, урок - исследование и назовем его «Символы в литературе, живописи, музыке»
Давайте внимательно посмотрим на экран… ( презентация «Мадонна с младенцем» на фоне музыки Ф.Шуберта «Аве Мария»)
Перед вами образы Мадонн с младенцами на руках.
Обратите внимание, каждый образ заключен в круг. Круг, как бы закрывает, защищает младенца и Мадонну от внешнего мира. Голос, который вы сейчас слышите, также звучит высоко и чисто, возвышенно, как бы накидывает легкое покрывало - нежное и теплое, создавая ощущение покоя и умиротворения. Круг – это своеобразный символ.
(Презентация. На экране эпиграф к уроку:
«И много чар, и много песен…
Все приходяще, есть только символ»
Гете.
УЧ: - Ребята, а что такое символ? (Задаю направляющие вопросы и прошу их объяснить)
ОБ:- Это специальный знак, смысл которого зашифрован.
УЧ:- Совершенно верно. Если мы обратимся к энциклопедии, то узнаем, что это слово переводится как знак, пароль, эмблема, а смысл знака расшифровывается через его интерпретацию: т.е. что надо сделать, для того, чтобы понять его?
ОБ: - Надо постараться его объяснить.
УЧ: Сегодня мы познакомимся с картиной нидерландского художника 14 века Ян ванн Эйка, под названием «Портрет четы Арнольфини и познакомимся с символами, которые запечатлены на его картине.
(Просмотр презентации и обсуждение символики на картине)
УЧ: Приведите примеры символов, которые используются в современном мире и всем понятны.
ОБ: Красный крест – скорая помощь, череп и скрещенные кости – яд, змея над чашей – медицина, голубь – символ мира и чистоты…
УЧ: Верно. Сейчас на экране вы увидите несколько символов, некоторые из них вам уже знакомы, а с некоторыми познакомимся сегодня.
( Слайд-шоу «Символы», среди них «Круг», «Спираль» и «Свеча»)
УЧ: Я хочу остановиться на одном из самых простых символов – «круге»
ОБ: . Мы уже обозначили характер данного символа и затронули его сущность. Вспомните, какими словами мы охарактеризовали картину и музыку?
ОБ: Обволакивающая, успокаивающая, как бы защищает, оберегает…
УЧ: Согласна. А что мы можем сказать о самом Круге?
ОБ: … У него нет начала и конца… Он везде одинаковый…
УЧ: Молодцы, вы вплотную подошли к разгадке!
У многих народов круг – это символ замкнутого пространства, бесконечности.
В эпоху Возрождения картины с ликами святых всегда писали в кругу, тем самым показывая их совершенство и недосягаемость, отрешенность от всего мирского.
УЧ: Теперь попробуем расшифровать знак «спирали»
ОБ: Он похож на круг, только не замыкается, а поднимается или опускается…
УЧ: Верно, спираль – это символ развития, т. е., повторяем, но с изменениями. Как вы думаете, возможно ли использование символов в искусстве?
ОБ: Да, возможно.
УЧ: В каких видах искусства?
ОБ: В живописи, архитектуре, литературе …
УЧ: А в музыке?
ОБ: Наверное возможно…
УЧ: Вы правы, при соблюдении некоторых условий, символы используются и в музыке.
Послушайте фрагмент и попробуйте определить, какой из символов здесь использован.
(Звучит «Вальс cis-moll» Ф. Шопена)
ОБ: Похоже на «Спираль»…
УЧ: Правильно, послушайте еще раз и определите момент выхода из «спирали» ( На экране изображение нотной записи фрагмента )
(Работа с нотным текстом)
УЧ: Трудно поверить, что несколько столетий назад возникали даже разные «языки» из символов. Существовал язык цветов, веера, цвета, поклона и мн.др.
Не обошлось без своего языка символов и в различных тайных обществах.
В рыцарской литературе раннего Средневековья получил известность цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В одном из романов этого цикла волшебник Мерлин подсказывает вождю бриттов Утеру мысль, создать рыцарский орден Круглого стола. Рыцари этого ордена на пирах у короля должны были сидеть за круглым столом, чтобы не было лишних споров о лучшем и худшем месте и все рыцари чувствовали себя равными.
С помощью символов зашифровывали то, что нельзя было сказать открыто, или то, что требовало осмысления.
Во многих произведениях 17 – 18 веков были зашифрованы целые события, летописи.
- Давайте вспомним произведения И.С.Баха…
Оказывается, в его произведениях часто зашифрованы фрагменты событий из Евангелия, они буквально «нарисованы» с помощью нот. Послушайте тему фуги cis-moll, она называется « темой креста».
(Звучит фрагмент)
УЧ: Похоже? А теперь скажите, что, кроме изобразительной стороны, может передать музыка?
ОБ: Чувства, эмоции.
УЧ: Трудно поверить, но и в музыке есть свои символы – интонации.
(Звучит фрагмент «Реквиема» В Моцарта)
УЧ: О каких чувствах говорится в этом фрагменте?
ОБ: Горе, тоска жалоба…
УЧ: Теперь давайте перенесемся с вами в конец 19 – 20 веков, когда в искусстве возникло новое, очень интересное направление, под названием Символизм, от греч. Symbolon – символ, знак.
Оно затронуло практически все виды искусства, и принесло некую недоговоренность, тайну…
Перед нами стихи французского поэта Артюра Рембо, в которых нарисована картина, похожая на мираж, где каждый видит что-то свое.
Голова фавна
Среди листвы зелено – золотой,
Листвы, чей контур зыбок и где спящий
Скрыт поцелуй, - там быстрый и живой
Фавн, разорвавший вдруг узоры чащи,
Мелькает, и видны глаза и рот,
Цветы грызет он белыми зубами,
Сорвался смех с пурпурных губ, и вот
Слышны его раскаты за ветвями.
Когда же Фан, как белка, убежал,
На листьях оставался смех дрожащий.
И, снегирем напуган, чуть дрожал
Зеленый поцелуй безмолвной чащи.
УЧ: Посмотрите, сколько здесь метафор, своего рода символов. Сейчас я раздам вам листочки, на которых напечатано стихотворение Андрея Белого «На зеленом лугу». Ваша задача – прочесть стихотворение и на обратной стороне листа нарисовать ваш символ этого стихотворения.
Солнце контур старинный,
Золотой, огневой,
Апельсинный и винный
Убежал на покой.
Убежал в неизвестность,
Над полями легла,
Заливая окрестность,
Бледно – синяя мгла.
Жизнь в безвременье мчится
Пересохшим ключом,
Все земное нам снится
Утомительным сном.
( Звучит мелодия песни «Наша жизнь», обучающиеся рисуют. По окончании работы, если позволяет время, можно обсудить некоторые работы)
УЧ: Ребята, а в искусстве башкир есть символика? Давайте обратимся к священным птицам башкир и произведениям, связанным с ними. Назовите эту птицу.
ОБ: Журавль! Балет «Журавлиная песнь»!
УЧ: Молодцы! Ну конечно, журавль – символ свободы и справедливости отображенный в балете Л.Б.Степанова и З. Исмагилова «Журавлиная песнь», либретто которого было создано талантливым башкирским танцором, создателем ансамбля танцев, который и сейчас носит его имя – Ф. Гаскаровым.
(Презентация. Фрагмент из балета «журавлиная песнь»)
УЧ: А теперь я хочу обратить ваше внимание на песню, которая прозвучала вначале урока. Какой символ играл главную роль в клипе?
ОБ: Свеча.
УЧ: Какой смысловой код несет свеча?
ОБ: Символ жизни, света.
УЧ: Правильно. Я предлагаю вам разучить песню «Наша жизнь»
( Проводится распевание на интонациях из песни и разучивание ее. Песня поется под караоке – клип)
УЧ: Завершая наш урок, подведем итог нашего исследования и дадим оценку символу, как средству создания образов в литературе, живописи, музыке.
( Обучающиеся высказывают свои мнения)
УЧ: Итак, суммируя наши исследования, можно сказать, что символу в искусстве во все времена придавали достаточно большое значение. Он служил намеком, поводом к размышлению, а, порой и инструментом для выражения чувств и желаний.
Домашнее задание: Нарисовать символ к сегодняшнему уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.