Методическая разработка урока на тему "Имя числительное. Общее понятие" (3 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Имя числительное. Общее понятие. 3 класс.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Учителя  Плотниковой Марины Сергеевны Тема: «Имя числительное. Общее понятие»  3 классТема:  Имя числительное. Общее понятие. Цель: познакомить с новой частью речи – именем числительным, формировать умения распознавать имена числительные,  употреблять их в речи. Тип урока: урок – получение новых знаний. Задачи: Развивающие:  ­ развивать речь, память, логическое мышление;  ­ развивать умение использовать полученную информацию на практике; ­ активизировать мыслительную деятельность учащихся;  ­ научиться распознавать и находить в предложениях имена числительные. Воспитательные:  ­ воспитывать в детях аккуратность при написании письменных работ; ­ воспитывать в детях усидчивость; ­ воспитывать у детей правила поведения на уроках; ­ воспитывать у детей способность слушать и слышать; ­ воспитывать у детей уважение друг к другу и к окружающим.  ­ создавать условия для воспитания  взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы; ­ учить работать в группах и парах,  Образовательные:  Планируемые результаты: Предметные: Учащиеся научатся находить имена числительные в предложениях; Научаться определять в слове наличие орфограмм.Общеучебные:  учащиеся научатся: ­  различать и находить в тексте имена числительные; ­ разгадывать ребусы; работать со словарем; ­ приводить примеры; ­ оценивать результаты труда; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы,  сравнивать.   Метапредметные:   Познавательные УУД: ­ работа со словарями, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение,  классификацию. Регулятивные УУД: ­ планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и  результат своей деятельности. Коммуникативные УУД:  ­ участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывая разные мнения и  интересы и высказывая своё мнение, свою позицию. Умение слушать и понимать речь других. Личностные:  ­формирование учебной мотивации, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности. Оборудование: печатные листы для работы в парах; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы,  интерактивная доска, проектор. Этап урока 1. Организация  начала урока. Дидактическая  задача:  подготовить  Содержание Примечание Дети готовятся к уроку, проверяют  наличие учебных принадлежностей.  Приветствуют гостей.учащихся к работе  на уроке. 2.  Подготовка  к  активной УПД на  основном этапе  урока. Дидактическая  задача:  актуализация  опорных знаний и  умений, с целью  подготовки  учащихся к  усвоению нового  материала. 3.  Самоопределение  к деятельности Дидактическая  задача: подвести  детей к теме и  цели урока.  Постановка и  фиксация  проблемы. 1.  Проверка домашнего задания. ­ Прочитайте предложения, которые вы составили. ­ Назовите главные члены предложений. ­ Какими частями речи они выражены? 2. Работа в парах. ­ Соедините стрелкой фразеологические обороты с  соответствующими им глаголами. Дети на карточках выполняют  задания. (Приложение 1) Проверка с образцом на доске. (Слайд 3) На семь дворов один топор – и тот без топорища. ­ Определите части речи. ­ У какого слова вы не смогли определить часть речи?   ­ Что называет это слово?     ­ Какой вопрос можно поставить к этому слову?     ­ Как вы думаете, как может называться часть речи,  которая обозначает число?        ­ Такие слова называются именами числительными.  Приведите примеры имен числительных. ­ Приведите примеры пословиц с именами  числительными.  (Слайд 4) Семь. Число.  Сколько?  Ответы детей.Имя числительное. (Слайд 5) Что такое имя числительное? Употреблять имя числительное в  речи и на письме. Сказку можно распечатать и  раздать для подготовки детям,  участвующим в сценке  (Приложение 2) ­ Сформулируйте тему урока. ­ Что узнаем на уроке? ­ Чему будем учиться? 4. Усвоение новых  знаний.  Определение темы  урока. 1. «Открытие  детьми нового  знания». Дидактическая  задача:  ввести  детей в тему  урока; вывести  правило имени  числительном.  2. Инсценировка. 3. Практическая  работа. 1. Работа по теме урока.   1.  Грамматическая сказка в исполнении заранее  подготовленных учеников. Главный счетчик. Представьте, были времена, когда в королевстве Грамматика никто ничего  не считал и не собирался этого делать. Но однажды решили там провести  перепись населения – а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили  Существительное назвать точную цифру подсчета. ­ Если в единственном числе, то цифра так и будет – цифра, ­ ответило  Существительное. – А во множественном – уже цифры! ­ А точнее – много! – откликнулось Наречие. ­ А ещё точнее кто­нибудь может сказать? ­ Да что тут говорить – считать надо! – проворчало Числительное и  принялось за дело. – Один, два, три… Вот так и обнаружился в Грамматике главный счетчик.    2. Работа по учебнику.    Упр.103 (стр.59).Устно. ­ Прочитайте считалку. (Слайд 6)­ Прочитайте слова, которые называют число  предметов. ­ Как называются такие слова? ­ Поставьте к ним вопросы.    Упр.104 (с.59).  Самостоятельное выполнение.  Проверка. ­ Прочитайте ответы на вопросы. ­ Назовите имена числительные.   3. Работа со словами из словаря. ­ Найдите слова четыре и восемь в орфографическом  словаре ­ Запишите их в словарики и в тетрадь. Обозначьте  орфограммы. ­К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к  ним вопросы. ­ Составьте предложения со словами четыре и восемь,  запишите. ­ Запомните написание этих слов. (Слайд 7) 5.  Физкультминутка.6.  Первичная  проверка  понимания  учащимися нового  материала. Дидактическая  задача: Отработать с  детьми правило об  имени  числительном.  2. Установить  осознанность  усвоения  учащимися нового  материала. 8. Вторичное  закрепление. Включение нового  знания в систему  знаний. Дидактическая  задача:  закрепить  новый материал;  1. Работа по учебнику.     Прочитайте сведения о языке на с. 60. ­ Что такое имя числительное? ­ Что обозначают имена числительные? ­ Какие вопросы можно к ним поставить?     Упр.106  (с.160)   Самостоятельное выполнение.  Проверка. ­ Прочитайте сочетания слов, которые вы написали.  Назовите в них имена числительные. (Слайд 8) (Слайд 9) Дети выполняют с последующей  проверкой. Если есть затруднения,  то разбирают задания с учителем. Работа по карточкам. Рефлексия. ­ Выпишите имена числительные.    Раз, Два, Три, Четыре, Начинается рассказ: В сто тринадцатой квартире Великан живет у нас.    (Приложение 3) Самостоятельное выполнение.  Самопроверка по образцу.   Самооценка.оценить себя,  границы своего  знания и незнания.  Развитие  мышления.                  С.Маршак Если остается время, можно предложить детям  задание с ребусами. ­ А сейчас вы встретитесь с числительным. ­ Попробуем догадаться, какое числительное  “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает  стихотворение) У про100го 100рожа ­  Непро100рный дом:  Ча100 в нём 100ножка  Бродит под 100лом.  Дорожит 100ножка  Чи100тою ног  И 100личной ваксой  Чистит 100 сапог.  Вме100 двух непро100  Вычистить все 100,  Сразу 100лько обуви  Не носил никто!  У про100й 100ножки  100тоит по100ять  И у той 100ножки  Опыт перенять!!! (Слайд 10) ­ Числительное «сто»  спряталось в  этом стихотворении.  (Слайд 11)­ А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем “расшифровать” подобную запись. ­ Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л,  ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА,  100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А. Работа в группах или коллективно. (Слайд12) Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона,  стоянка, пистолет, семья, стоп,  стон, сорока. 9. Подведение  итогов урока. Дидактическая  задача: дать анализ  успешности  овладения  знаниями и  способами  деятельности. Подведение итогов урока. ­ Что нового вы узнали сегодня на уроке? ­ Что обозначают имена числительные? ­ На какие вопросы отвечают имена числительные?  Приведите примеры. ­ Оцените свою работу на уроке.  (Слайд 13) ­ Оцените,  как вы поняли новый материал. Выйдите к  доске и повесьте на наше дерево Знаний яблочки  соответствующего цвета: Зеленое – я уже понял, как находить имя числительное Желтое  ­ я еще не все понял. Красное ­ новая тема вызвала затруднения, нужна  помощь учителя.­ Кто понял тему?  ­ Кто может объяснить ошибки товарищам? ­ Те, дети, у которых возникли трудности по новой  теме – спросите у своих товарищей, либо подойдите ко мне после урока. (Слайд 14) Домашнее задание:   Упр.105 (с.60), выучить правило  об имени числительном. (Слайд 15) ­ Вы сегодня были молодцы! Активнее всех  работали…….. ­ Урок окончен . Всем спасибо! (Слайд 16)