Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)
Оценка 5

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
27.03.2017
Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)
Методическая разработка урока по биологии на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Урок комбинированный. В разработке использовались такие технологии как, технология развивающего и дифференцированного обучения, а также интерактивные технологии. Урок составлен для проведения в 8 классе, материал выстроен в логической последовательности, доступно. Материал урока рассчитан на работу всех учащихся в независимости от уровня знаний, умений и навыков. Темп урока оптимальный, все этапы соблюдены, время рассчитано. При разработке материала использовались технологии критического мышления, оценивание и взаимооценивание, новые подходы в преподавании, такие как групповая работа и лидерство в обучении, работа с одаренными и слабоуспевающими учащимися.
План урока. Инфекционные заболевания органов пищеварения.doc
Учитель: Даниленко Ольга Михайловна – учитель биологии, первая категория. Класс: 8 (общ.) Урок:  № 49 Тема: Инфекционные заболевания органов пищеварения: холера, дизентерия и другие, меры их  профилактики. Профилактика глистных заболеваний. Пищевые отравления, меры первой помощи. Цель: Продолжение изучения пищеварительной системы, формирование понятия о причинах,  признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи. Задачи:: Образовательные. 1. Создание условий для развития интеллектуальной деятельности учащихся; Развивающие. 1. Развитие навыков работы с учебной информацией и выражения собственных мыслей,  пользования схемами и таблицами, умений выделять главное, обобщать и анализировать  полученную информацию, а также применять знания при решении жизненных задач; Воспитательные. 1. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью; 2. Воспитание интереса к предмету, через использование инновационных технологий. Тип урока: Комбинированный Методы: словесный, наглядный, работа с раздаточным материалом и текстом учебника, частично –  поисковый.  Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Оборудование: интерактивная доска, карточки, наглядность. Новые понятия: дизентерия, брюшной тиф, холера, холерный вибрион, ботулизм, диетология. Ход урока: Актуализация знаний: (10 мин.) 1. ППН (1 мин.) Видеоролик (30 сек) Разделение на группы (оранжевые 1 группа, 2 группа бордовые, 3 группа розовые конфетки) Спикер группы является тот, у кого голубая конфетка. У вас на столах лежат листы самооценивания, на которых прописаны критерии самооценивания и  этапы урока, в течение урока, пожалуйста, выставляйте туда баллы: 2 балла: самостоятельно справился с заданием; 1 балл: обращался за помощью к учителю, к учебнику, к одноклассникам; 0 баллов: не справился с заданием, требуется помощь. 2. Исследователи (групповая): (Докажите, что в пищевых продуктах содержатся  питательные вещества). (3 чел.) Мы с вами выяснили, что пищевые продукты содержат питательные вещества, докажите этот факт на  примере яйца, мяса, хлеба, картофеля и семени подсолнечника. На столе имеется все необходимое. 1 опыт спирт + белок яйца = свертывание (наличие белка (протеина) 2 опыт перекись водорода + мясо = выделение молекулярного кислорода (наличие белка)  ­ Какова суточная норма белка, какую роль играет белок? (80 – 120 г., строительная, ферменты) ­ А где еще кроме яиц содержатся белки? (мясо, рыба) 3 опыт йод + хлеб, картофель = синяя окраска (наличие углевода)  ­ Какова суточная норма углеводов, какую роль играют углеводы? (400 – 500 г., энергетическая) ­ А где еще кроме муки содержатся углеводы? (картофель, свекла) 3 опыт раздавить семя подсолнечника, останется жирный след (наличие жиров) ­ Какова суточная норма жиров, какую роль играют жиры? (80 – 90 г., энергетическая) ­ А где еще кроме семени подсолнечника содержатся жиры? (молоко, растительное масло) 4 опыт накрахмаленный бинт (углевод) + слюна (амилаза) = окрашивание в синий цвет (расщепление  до глюкозы)  У интерактивной доски: (1 чел.) Расщепление органических веществ до их составляющих (флеш­анимация) Где произойдет всасывание (тонкий кишечник) «Корзина идей» Запишите, что входит в состав желудочного сока: У доски: (2 чел.) 1. Поместить в корзину идей термины, относящиеся к пищеварительной системе и дайте им  определения: диафрагма, тимус, ферменты, лизоцим, зрачок, амилаза, пепсин, язык, трипсин,  тонометр.  2. Желудочный сок = соляная кислота +слизь (муцин) + ферменты (пепсин).  Работа со строением пищеварительной системы (парная): (2 чел.) Распределите органы пищеварительной системы и пищеварительные железы в нужном порядке,  начиная с ротовой полости и назовите их. Самостоятельно: (2 чел.) Карточки:  1. Распределите продукты питания и питательные вещества: Продукты питания Питательные вещества 1. 2. 3. 4. 5. 6. 2. 1, 4, 5, 8, 10, 12 Капуста  Вода  Минеральные соли Рис  Молоко Белки 2, 3, 6, 7, 9, 11 7. Жиры Хлеб 8. 9. Витамины  10. Мясо  11. 12. Углеводы  Рыба  Выберите верные суждения, отметив их знаком + : № 1 2 3 4 5 6 7 Суждение Знак Пища поддерживает тепло в организме. Питательные вещества организм получает из  пищевых продуктов. Органические вещества – это минеральные соли. Без предварительного расщепления в кровь могут  всасываться вода и витамины. Турегельды Шарманов исследует влияние питания на организм. Органические вещества могут проникать через  мембрану клеток. Недостаток витаминов в организме приводит к  гипоксии. + + ­  + + ­ ­ Фронтальный опрос: 1. крахмал до глюкозы). Вернуться к проделанному опыту. 2. прямо в кровь, вызывают гибель человека? Почему при длительном жевании хлеба ощущается сладкий привкус? (амилаза расщепляет  Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введенные Объяснение нового материала: (20 мин.) 3. Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем человека. Вам  понадобятся внимательность, сообразительность и умение дружно работать. А для того, чтобы подготовиться к работе мы посмотрим небольшой видеоролик. Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, мы выполним несколько заданий: 1. Посмотрите фотографии. Что неправильного в поведении этих людей?  (Ответы детей: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников, из­под крана, близко  контактировать с домашними животными, есть из одной тарелки, купаться в запрещенных местах,  брать в рот предметы и т. д.) Наверняка, вы сами наблюдали такие ситуации. К сожалению, люди часто не понимают, насколько  опасно такое легкомысленное отношение к своему здоровью.  – Почему это опасно? (Можно заболеть.) Значит тема нашего сегодняшнего урока связана с  заболеваниями. (Учитель открывает на доске второе слово названия темы урока: Заболевания) – Кто вызывает эти болезни? (Микробы, бактерии, вирусы и т.д.). Как одним словом они называются?  (Паразиты.) – Кто такие паразиты? (Организмы, живущие за счет организма хозяина) То есть паразиты вызывают в нашем организме инфекции различного характера, значит заболевания  называются инфекционными (Учитель открывает на доске первое слово названия темы урока:  Инфекционные) – Что является “воротами инфекции”? (органы пищеварения) Тема (запись в рабочие тетради) Новые понятия: Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять цитату Теодора Уэстона: «Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…» – Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных заболеваний.  Желудочно­кишечные заболевания. Глистные заболевания (гельминтозы). Пищевые отравления.  Работа в группах (раздаточный материал): – Я предлагаю вам поработать с текстом учебника (§ 45, 46) и дополнительной информацией и  заполнить на рабочем листе таблицу.  1 группа будет изучать желудочно­кишечные заболевания , 2 – глистные, 3 ­ пищевые  отравления. (10 минут). Дети читают и записывают информацию в соответствующие столбцы таблицы.  По окончании работы – взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг друга. – Проверим и обсудим, что у вас получилось. Учащиеся 1 группы  представляют материал по желудочно ­ кишечным заболеваниям. Желудочно­кишечные заболевания. Причины,  источник  заражения Немытые руки. Грязные овощи  и фрукты.  Сырая вода. Повышение  температуры. Диарея. Рвота.  Мухи.  Тараканы.  Зараженный  человек. Холера.  Брюшной тиф. Дизентерия. Наиболее  опасные болезни Признаки  заболеваний  Переносчики  возбудителей Профилактика  – Мыть руки. – Мыть овощи и фрукты. – Кипятить воду. – Не пользоваться водой Грязная посуда. из открытых источников. – Соблюдать гигиену  помещения. – Держать продукты  закрытыми. – Бороться с мухами и  тараканами. По данным пресс­службы Министерства здравоохранения РК:   Холера (информация на 1 сентября 2016 г.) ­ чрезвычайно заразная болезнь. Она может привести к  смерти за несколько часов. Возбудитель холеры холерный вибрион поражает тонкий кишечник  человека. Главная причина холеры – отсутствие чистой воды. Эпидемиологическая ситуация в  Казахстане по холере стабильная, случаев заболевания холерой среди населения не зарегистрировано. В 26 странах мира зарегистрировано более 35,9 тысячи случаев холеры, среди которых 143 случая  заболевания завершились летальным исходом. Среди населения Азиатских стран зарегистрировано 2135 случаев холеры, в том числе в Афганистане  1492 случая, в Индии 313 случаев, в Малайзии 20 случаев, в Непале 200 случаев, в Филиппинах 102  случая и в Китае 8 случаев. С целью предупреждения заноса и распространения карантинных инфекций на территорию  республики, в пунктах пропуска через государственную границу проводится мониторинг за лицами,  прибывающими из стран ближнего и дальнего зарубежья.  В плановом порядке ежегодно в эпидемический сезон проводятся лабораторные исследования на  холеру объектов окружающей среды (вода), материала от больных острыми кишечными инфекциями  (ОКИ), а также лиц группы риска (учреждения специального режима, социальной реабилитации,  психоневрологические диспансеры, лица без определенного места жительства и работы). За истекший период текущего года лабораторно исследовано 4574 пробы воды, холерных вибрионов  не выделено. Лабораторно обследовано 6075 больных ОКИ и 4103 человека из группы риска,  положительных на холеру не выявлено. Брюшной тиф (информация на 25 августа 2016 г.) – инфекционное заболевание, вызываемое  бактериями рода сальмонелл (Salmonella typhi), характеризующееся язвенным поражением  лимфатической системы тонкой кишки, бактериемией, циклическим течением с общей интоксикацией. Механизм передачи возбудителей фекально­оральный, заражение людей происходит при  употреблении инфицированной воды или пищи. Контактно­бытовой путь передачи наблюдается редко, преимущественно среди детей. Инкубационный период длится чаще всего 9­14 дней (минимальный ­ 7  дней, максимальный ­ 25 дней), что зависит от количества попавших в организм микробов. Наиболее опасными осложнениями брюшного тифа являются кишечное кровотечение, перфоративный перитонит и инфекционно­токсический шок, который может привести к летальному исходу. Для предотвращения заражения необходимо соблюдать правила личной гигиены, пить только  очищенную воду. Также одним из методов профилактики заболевания является иммунизация декретированных групп  населения (работники канализационных и очистных сооружений). Экстренная профилактика в очагах  брюшного тифа проводится в зависимости от эпидемиологической ситуации. Заразившимся дается  брюшнотифозный бактериофаг, осуществляются дезинфекционные мероприятия. Благодаря улучшению качества воды, повышению санитарной грамотности граждан и иммунизации  декретированного контингента (работники канализационных и очистных сооружений) за последние 25  лет уровень заболеваемости брюшным тифом в Казахстане снизился в 356 раз (с 356 случаев на 100  тыс. населения 1991 году до 1 в 2015 году). Учащиеся 2 группы  представляют материал по глистным заболеваниям. Глистные заболевания.  Причины, источник  заражения  Переносчики  возбудителей Признаки  заболеваний  Профилактика  Тошнота. Рвота.  Малокровие.  Мухи.    Животные.  Мыть руки. Мыть овощи и  фрукты. Основные  паразиты  человека Аскарида.   Острицы.  Немытые руки. Грязные овощи и  фрукты. Цепни.    Зараженный  человек. Утомляемость.  Рассеянность. Головные боли.    Хорошо проваривать и прожаривать мясо и  рыбу. Домашние животные. Плохо проваренные  или прожаренные  мясо и рыба. – За годы совместной эволюции организмы человека и паразита приспособились друг к другу на  столько, что защитные силы человека не распознают паразита. Но он, а точнее продукты его  жизнедеятельности, постоянно отравляют организм человека. Ученые предполагают, что такие  заболевания как аллергия, проблемная кожа, утомляемость, нервозность, камни, головные боли  возникают из­за наличия паразита. – Сколько раз в день нужно мыть руки?  (Ответы учащихся: как можно чаще, после туалета, общения с животными, работы с землей, перед  едой, приготовлением пищи, после школы, после общественного транспорта, после прогулок и т. д.) – Что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу? Вспомним, например, как можно заболеть аскаридозом.  Видео «Паразиты» 2.40 мин. Учащиеся 3 группы представляют материал по пищевым отравлениям.  Пищевые отравления. Причины, источник  заражения. Недоброкачественная  пища. Испорченные  консервы. Ядовитые грибы и  растения.   Наиболее часто встречаемые. Ботулизм.    Острые  кишечные  инфекции. Первая  помощь. Промывание  желудка.   Крепкий  сладкий чай. Покой.  Признаки  заболеваний.  Боль в животе. Повышение  температуры. Диарея.  Тошнота,  рвота. Общая  слабость. Профилактика.  Следить за сроком  годности продуктов  питания. Правильно хранить  продукты, особенно  скоропортящиеся. Не употреблять в пищу  незнакомые грибы,  растения. Ботулизм ­ тяжёлое токсикоинфекционное заболевание, характеризующееся поражением нервной  системы, преимущественно продолговатого и спинного мозга, протекающее с преобладанием паралича мышц глаза, вследствие поражения глазодвигательных нервов и синдромом поражения черепных  нервов. Что такое диетология – наука о правильном питании. Проверка понимания (5 мин.) 4. – Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты?  – У нас на столе лежат упаковки различных продуктов питания. Найдите на упаковке информацию,  которая покажет, свежий продукт или нет. Что это за информация? – Дата изготовления – Срок годности – Условия хранения  (На конкретном примере учащиеся делают расчет срока годности продукта по информации на  упаковке. Обсуждают результаты.) Закрепление нового материала (5 мин.): Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой.  5. – Что нужно делать, чтобы не снижать иммунитет организма? (Вести здоровый образ жизни.) Разбор жизненных ситуаций 1. Почему так нельзя делать? (бактерии остаются на ложке и разносятся) 2. множество бактерий) 3. На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника.  Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем? (сушить, так на полотенце Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность сохранена, а срок  Почему ее обходили стороной? (Земляника впитала в себя выхлопные газы и все вредные вещества,  поэтому она опасна для здоровья) 4. годности не вышел. Можно ли ее использовать? (нет, так как нарушена плотность и целостность  продукта) 5. Можно ли консервы с вздутой крышкой использовать для еды? (нет, так как нарушены условия  хранения продукта) Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка не повреждена.  Подведение итогов урока, оценивание (1 мин.): 6. Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же  городе жил завистливый человек, который хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он  решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, – скажет он, – если ты действительно такой  мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?” Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в  руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями  и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал  народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в  твоих руках!” Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!     Постановка домашнего задания (1 мин.): 7. § 45 (новые учебники), 46 (старые учебники) читать – пересказывать, нарисовать на бумаге формат А3 стенгазету под лозунгом «Нет болезням! Все в наших руках». Рефлексия (1 мин.):  8. У каждого из вас на столах лежат яблочки напишите на них, что этот урок дал вам для жизни. Пищеварительная система: ротовая полость, желудок, пищевод ­ Если не усвоили материал, пища осталась в ротовой полости; ­ Если материал усвоен, но есть вопросы, то пищевой продукт находится в пищеводе; ­ Если материал усвоен полностью, то продукты питания попадают в желудок

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)

Методическая разработка урока на тему "Инфекционные заболевания органов пищеварения" (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017