Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)
Оценка 4.6

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
23.04.2018
Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)
Цели урока: - учиться сопоставлять предметы и явления, - расширять кругозор, совершенствовать речевые навыки, - учиться понимать друг друга, другого человека, - показать взаимосвязь законов природы и человеческого общества, - развивать воображение, творчество. Цели относительно учащихся: - закрепить биологические понятия, - научиться связывать законы и явления в природе, - учиться анализировать текст, выявляя актуальные проблемы, - научиться сопоставлять биологические законы и законы развития общества. Цели относительно учителя: - расширить понятия “симбиоз”, “хищничество”, “конкуренция”, “нейтрализм”, “паразитизм”, - учить выявлять нравственные категории, - учить правильным взаимоотношениям в человеческом обществе. Методическое обеспечение: презентация к уроку, детские презентации, художественная литература (эпизоды из произведений), газетный материал, текст для анализа, тест.
Среда жизнедеятельности..doc
Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс) Цели урока: ­ учиться сопоставлять предметы и явления, ­ расширять кругозор, совершенствовать речевые навыки, ­ учиться понимать друг друга, другого человека, ­ показать взаимосвязь законов природы и человеческого общества, ­ развивать воображение, творчество. Цели относительно учащихся: ­ закрепить биологические понятия, ­ научиться связывать законы и явления в природе, ­ учиться анализировать текст, выявляя актуальные проблемы, ­ научиться сопоставлять биологические законы и законы развития общества. Цели относительно учителя: ­ расширить понятия “симбиоз”, “хищничество”, “конкуренция”, “нейтрализм”, “паразитизм”, ­ учить выявлять нравственные категории, ­ учить правильным взаимоотношениям в человеческом обществе. Методическое обеспечение: презентация к уроку, детские презентации, художественная литература (эпизоды из произведений), газетный материал, текст для анализа, тест. Уч. Б.: Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна. Многочисленные озёра, моря, реки, горы, равнины, болота, пустыни, леса, степи… И всюду протекает жизнь. Ход урока Всё огромное разнообразие природных условий, которое встречается на Земле, называют средой жизни,  окружающей средой или просто средой.  Среда – “всё, что окружает организмы и прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и  размножение” (Наумов Н. П., 1963) Уч. Л.: В мире литературы наряду с термином “среда” часто используются его синонимы: “среда обитания”,  “жизненная среда”, “внешняя среда”. Глубины вод, простор небес, Пустыня, горы, степь и лес – В каком краю ни окажись, Везде кипит упрямо жизнь. И здесь у каждого свой вкус: Кому песок, кому – под куст. Мы продолжаем изучать самих себя и всё, что нас окружает. Мы говорили на прошлых уроках о месте человека в органическом мире, т. к. человек является частью живой  природы И мы определили, что человек живёт в определённой среде: семья, школа, улица и т. д. А сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях организмов. На доске понятийный словарь – вот эти понятия  на уроке сегодня раскроем Уч. Б.: В природных условиях каждый живой организм живёт не изолированно. Его окружает множество других  представителей живой природы. ­ Какие силы удерживают вместе обитателей природного сообщества? Существуют ли между видами связи и  зависимости? (Самая обычная зависимость одного вида от другого проявляется в том, что один вид служит  пищей другому.) Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность  каких факторов? (биотических факторов среды). Существуют более тонкие формы зависимости – как благоприятные, так неблагоприятные. (Составление схемы  в процессе изучения темы. Учащиеся в папке. Учитель на доске.) Ученики.   К позитивным отношениям относится симбиоз – сожительство (от греч. сим  взаимоотношений, из которых оба партнёра получают пользу.   ­ вместе, биоз­жизнь), форма  Взаимовыгодное, но необязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники. Пример. 1. Когда сосна растёт на почве, бедной азотом, калием, фосфором, кальцием, она вступает во взаимовыгодное  взаимодействие с грибами, чей мицелий окружает её корни. 2. Сосуществование воловьей птицы и буйвола   Уч. Б. (из олимпиадных заданий) Бизонам морозы не страшны. Но маленьким птичкам нужна норка или гнездо,  чтобы прятаться от холода зимой в суровые ветреные ночи.  Что же делать птицам, постоянно путешествующим вслед за стадами бизонов с места на место? Ответ. Птицы проделывали норки в густой шерсти своих четвероногих подопечных и обогревались их теплом. Вопрос на засыпку. А как же воловьи птицы откладывали яйца и высиживали птенцов? Ответ. Яйца они подкладывали в гнезда других птиц, как наши кукушки. Уч. Л.: А теперь давайте посмотрим, что значит позитивное отношение в мире людей. По этому вопросу была  сделана небольшая исследовательская работа по отрывкам из произведения Светланы Алексиевич “Цинковые  мальчики”. Проблема. Изменяются ли душевные качества человека, если изменяется среда жизнедеятельности человека? Задачи: Прочитать тексты; исследовать, как ведёт себя главная героиня, какие стороны характера  раскрываются во взаимоотношении с окружающими людьми; сделать вывод. Ученики. 1. Краткое содержание отрывков 2. Анализ произведения (Презентация учащихся)   Ход исследовательской работы Вывод: среда жизнедеятельности человека, конечно, влияет на него, но часто не изменяет внутренней сущности человека, не убивает в нём его лучшие качества: любовь, доброту, милосердие и т. д. Уч. Л.: Позитивные отношения в мире людей – самые правильные, т. к. человек обладает разумом. Уч. Б.: Второй вид отношений – это негативные отношения, значит антибиотические. Как понимаете  антибиотические? Давайте посмотрим, какие виды негативных отношений встречаются в живой  природе? (Составление схемы в процессе изучения темы. Учащиеся в папке. Учитель на доске.) Ученики:   Конкуренция – это взаимоотношения одного и того же вида или разных видов, соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних. Примеры. 1. Растения конкурируют друг с другом за воду с минеральными веществами и за свет. 2. Волк и лиса конкурируют за зайца. Было проведено исследование по теме “Влияние растений друг на друга” Если сделать 3 букета цветов и поставить их в вазы: 1 вазу – из роз, 2 вазу – из гвоздики, 3 вазу ­ из роз и  гвоздики. Цель исследования будет следующей: определить, в какой вазе раньше появятся признаки увядания. Наблюдения за опытом покажет, что увядание первым начинается в вазе с розами и гвоздиками. Это  объясняется тем, что цветы выделяют фитонциды, пахучие летучие вещества, И между цветами происходит  конкуренция за жизнь в букете. У розы фитонциды сильнее. Рекомендации по исследованию: добавляйте в букеты из разных цветов веточку туи, она способствует  продолжительности срока жизни садовых растений. Уч. Л.: Пример негативных отношений рассмотрим на рассказе Солоухина “Мститель”. Ставим главный вопрос:  какие взаимоотношения возникли между героями рассказа, почему они возникли и как разрешился конфликт? Ученики рассказывают:   Уч. Л.: Почему человек совершает плохие поступки, а потом об этом сожалеет? Давайте вспомним схему,  которую мы рисовали с вами в прошлом году: как возникает грех в душе человека: И как часто бывает трагедия. Но В. Солоухин говорит, что человек доложен стремиться не к конфронтации,  чтобы не было негативных отношений, а к пониманию и прощению, потому что мы люди, мы способны на  гуманные отношения всегда. Уч. Б.: И третий тип отношений ­ нейтральные отношения (Составление схемы в процессе изучения темы.  Учащиеся в папке. Учитель на доске.) Нейтрализм – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не  влияют друг на друга. Особи разных видов не связаны друг с другом, но формируют биоценоз. Например: белка и лось в одном лесу, но не контактируют друг с другом. А если лес угнетается засухой?  Каждый из них страдает, но в разной степени. Нейтрализм в природе очень редок. Уч. Л.: А в человеческом обществе так ли редок нейтрализм? Перед человеком всегда стоит проблема выбора:  как вести себя, как поступать, как ответить и т. д. И казалось бы, когда не хочется делать кому – то плохо, будь в стороне, будь нейтральным, но хорошо ли это?  Давайте посмотрим это на примере отрывка из повести “Детство” Л. Толстого. Ученики. (Анализ отрывка) Уч. Л.: Здесь Л. Толстой обращает на внимание на последствия поступка: Нейтральные отношения часто бывают опасны именно последствиями. Человек не может себе простить, что так  вёл себя, и мучается. В 10 классе мы будем читать роман Достоевского “Преступление и наказание”, где главный герой совершает преступление, но главное внимание автор будет уделять последствиям этого преступления, т.  е. наказанию. Уч. Б.: Особое внимание я хочу обратить ещё на один вид отношений ­ хищничество. Как вы думаете, к какой  группе взаимоотношений относится? /Негативное/ Кто такие хищники? Ученики.   Хищники – это организмы, питающиеся другими организмами – животными, которых они ловят и умерщвляют. Уч. Л.: (работа с текстами, тексты у каждого ученика на столах). Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии  холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла.  Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его “долота”. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал  засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь его работой. Дятел косился вниз, но продолжал  работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел –  дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел  проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. Из синего дыма на прогалинку вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не  знал, что делать с птицей. ­ Зачем? ­ А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые  двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц  скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком  темнеющую в поле? В. Песков Беседа: ­ Какие чувства вызвал текст? ­ Как начинается рассказ? ­ Оттметьте слова, которые передают чувства человека в лесу? ­ И вдруг …Почему о выстреле автор не написал новым абзацем? ­ Как себя ведёт мальчик? ­ Зачем он убил дятла? ­ Как передаётся это чувство автором? Вывод: Короткий вопрос, короткий ответ. Жестокость человека. Поэтому звучит обращение к каждому из нас. Уч. Б.: Посмотрите на данные “портреты”   (“Портреты” хищников) ­ Кого здесь не хватает? Человека – самого опасного хищника. ­ Может быть кто – то вспомнит, какие ещё отношения можно отнести к негативным? (Паразитизм)  ­ Чем это отношение отличается от хищничества? СЛАЙД 24 ­ Приведите примеры. Уч. Л.:А сейчас у нас поработают наши экологи. У них было задание: из газет подобрать материал о  хищническом отношении человека к природе и к другому человеку. Экологи: (пересказ подобранного материала) Уч. Л.: Обратимся к словарю Даля: “жизнедеятельность” ­ силы, животворящие плоть. Животворящие – это  значит, творящие жизнь, благо, добро, красоту. К этому призывают нас писатели, поэты, обращая к вам свои  произведения. Уч. Б: Поэтому очень важно учиться жить среди людей, а значить понимать людей и ладить с ними. Будем  помнить, что мы часть природы и к природе и человеку наше отношение должны быть позитивными, разумными. Уч. Л.: Рефлексия. ­ А сейчас я попрошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Допишите мысль по началу предложения: “Сегодня на уроке я узнал…” “Я понял, что…” (Учащимся раздаются листочки с началом предложения. Задание: продолжить предложение.) ­ Спасибо за вашу работу. Д/З: Прочитать рассказ оренбургского писателя А. Клименко “Тропа через сердце”. Выполнить тест “Удаётся ли вам ладить с людьми”.  Заполнить таблицу:       Кто я? Среда жизнедеятельности До м Ули ца Шко ла Кружок, секция

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018