Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
25.01.2018
Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства).
Благодаря такому подходу создаётся основа для формирования целостного пред-ставления об образе человека в мире.
Учителя русского языка и литературе школы. № 90 г. Северска уже несколько лет решают обозначенную выше проблему языкового образования, ориентируются на приобщение учащихся к национальной культуре русского народа.
Важным направлением в своей работе по формированию коммуникативной компетенции я считаю текстопорождение на уроках написания сочинений по картинам художников. Например, устное сочинение-Описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина».
2 Методические разработки уроков русского языка. Сочинения по картинам художников..doc
Методические разработки уроков русского языка.
Михалькова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 90»ЗАТО Северск
Сочинения по картинам художников.
Наше время характеризуется кризисом духовной культуры, отражающемся в
падении уровня общей речевой культуры носителей языка.
Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой подходов от
"знаниецентрического" к "культуросообразному", ориентацией на речевое развитие
учащихся и приобщение их к национальной культуре, то есть язык и культура
рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке).
В свете новых исследований все более утверждается в лингвистике и методике
преподавания русского языка взаимосвязь понятий: человеккультураязыктекст В этой
связи усиливается культуроносная и личностноформирующая направленность в обучении
русскому языку.
Ведь язык наш, которому более тысячи лет, вобрал в себя всё разнообразие русской
жизни, культурных традиций.
Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе
предусматривает овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык.
Чтобы познать объекты культуры, нужен язык, интерпретация их, то есть нужен текст
знаковое произведение духовной деятельности человека.
Совершенная система обучения русскому языку предполагает соединение языка и
культуры.
Мы воздействуем на чувства обучаемых яркими запоминающимися образами, само
живописное полотно помогает нам подобрать необходимые слова, выражения, составить
словесный текст, идя от замысла художника.
А так как живописьчасть культуры народа, то использование на уроках русского языка и
литературы репродукций картин художников является мощным источником получения
культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания.
Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися
образами, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно
ориентированного мышления, обогащение их словарного запаса. Это важно именно
cегодня, т.к. происходит упрощение и опошление родной речи.
Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку
предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа,
его культуры (национальных традиций, религии, нравственноэстетических ценностей,
искусства).
Благодаря такому подходу создаётся основа для формирования целостного
представления об образе человека в мире.
Учителя русского языка и литературе школы. № 90 г. Северска уже несколько лет решают
обозначенную выше проблему языкового образования, ориентируются на приобщение
учащихся к национальной культуре русского народа.
Важным направлением в своей работе по формированию коммуникативной
компетенции я считаю текстопорождение на уроках написания сочинений по картинам
художников.
1 Например, устное сочинениеОписание с элементами повествования по натюрморту
В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина».
Урок 2. Описание картиныпортрета «Девочка с персиками» кисти В. А.
Серова
Цели урока:
1 научить учащихся строить сочинениеописание внешности человека, изображенного на
картине, на основе текстаобразца;
2 показать отличие описания от повествовательного типа речи;
3 научить использовать «портретную» лексику в высказывании.
Оборудование урока: репродукция картины «Девочка с персиками» В. Серова;
искусствоведческие тексты.
Ход урока:
Рассказ о художнике
Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 г. Отец — А. Н. Серов —
известный композитор и музыкальный критик. Мать — талантливая пианистка, оставившая
заметный след в истории русской культуры. Отец и мать были людьми высокого
интеллекта и чувства долга, оба они были безупречно честными, независимыми, добро
желательными и бескорыстными.
Мальчику Серову исполнилось шесть лет, когда внезапно умер отец.
Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов рано начал рисовать и обнаружил
большие художественные способности.
С десятилетнего возраста он учился рисованию и живописи у великого русского
художника И. Е. Репина, который привил своему талантливому ученику серьезное
отношение к искусству, развил творческие интересы.
В 1880 г. В. А. Серов поступил в Академию художеств, где провел пять лет и занимался
под руководством П. П. Чистякова, освоив у Него школу строгого реалистического
рисунка. В годы учебы в Академии художеств начали складываться художественные
взгляды Серова. Он стремился глубже проникнуть в законы натуры, овладеть в совер
шенстве средствами художественной выразительности, придавая особое значение
композиции, цвету, светотени.
В. А. Серов часто бывал в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, где царила атмосфера
увлеченности искусством. Именно в Абрамцеве он написал знаменитый портрет «Девочка с
персиками», для которого позировала Вера Мамонтова. Этот портрет положил начало
славе Серова и обнаружил в нем новатора, сумевшего передать «отрадное», жиз
неутверждающий гуманизм и поэтический взгляд на мир. В портрете раскрывается
эстетический идеал молодого Серова — гармония человека и окружающей среды, есте
ственность бытия, слияние человека с природой. Серов достигает той степени
обобщенности всего изображенного, которая превращает портрет в портреткартину.
Содержание портретакартины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом
сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется
легкий серебристый, свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски.
Учитывая, что на уроке используются искусствоведческие тексты, помогающие глубже
понять изображенное на картине и сформировать умение описывать внешность человека,
проводим краткую беседу, направленную в основном на выявление эстетической оценки
произведения живописи.
2 Беседа по картине.
1 Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет?
2 Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?
3 Какие краски использует художник, чтобы создать у нас такое настроение?
4 Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные
цветовые тона?
5 Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?
6 Как вы думаете, какой характер у этой девочки?
7 Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?
8 Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой?
9 Какое значение имеет солнечный свет в портретекартине?
10 Почему портрет Веры Мамонтовой является портретомкартиной?
11 Изменилось ли ваше настроение при общении с этим произведением искусства?
12 Удалось ли художнику передать свежесть и красоту Веры Мамонтовой?
13 Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета
картины?
С целью формирования умения отличать описательный тип речи от других
предлагаем учащимся для сопоставления два типа текста: описание с элементами
повествования и повествование с элементами описания.
Искусствоведческий текст
Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении С. И. Мамонтова,
куда Серов явился прямо из Италии, обуреваемый жаждой творчества.
О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его
письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишут все тяжелое,
ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз,
небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо
лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов — все это прелестно, все оставляет
глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство.
Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с
черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит
нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и
фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном
сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих
«случайностях» сквозит неповторимая радость жизни!
С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и
наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами
отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам.
Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую, органически цельную среду,
которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова (Г. С. Арбузов)
Искусствоведческий текст
Вернувшись в Москву (в 1887 г. из Италии — Л. X.), Серов едет в Абрамцево, где работает
с таким увлечением и столь усердно, как не запомнит. Он был несказанно очарован при
виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела
и похорошела, что он едва ее узнал. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых
каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не
было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать — в том самом платьице, в
3 котором увидал, — в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались
сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и
половины сентября.
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли
ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он задумал не просто портрет, а
портреткартину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще
более волновала сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь
ее обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из
драгоценнейших произведений всей русской школы живописи.
Давно уже нет на свете этой девушкиподростка с таким чудесным, невыразимо русским
лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было
сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. «Девочка с
персиками», как я назвал в свое время этот портрет картину, давно уже вошла в золотой
фонд русского искусства (И. Э. Грабарь).
Беседа по искусствоведческим текстам
1 Перед вами два текста, написанные известными искусствоведами Г. С. Арбузовым и
И. Э. Грабарем о портретекартине «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова. В
каком из них говорится о признаках портрета? Какой вопрос можно поставить к
тексту? (В тексте Арбузова говорится в основном о признаках портрета Веры
Мамонтовой. К этому тексту можно поставить вопрос Какой ?)
2 Как вы думаете, создавая текст, какую задачу ставил перед собой Г. С. Арбузов?
(Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление.)
3 Как вы считаете, в тексте Арбузова говорится о постоянных признаках, которые мы
можем наблюдать одновременно, рассматривая портрет, или о последовательных
действиях? (В тексте говорится о постоянных признаках, которые мы наблюдаем
одномоментно, рассматривая портрет.)
4 Как автор сообщает нам о признаках портрета? Обратите внимание, как построены
предложения, что является «новым»? (Чтобы мы лучше могли рассмотреть портрет,
автор характеризует его с разных сторон, в каждой части предложения указываются его
новые признаки «новое».)
5 Понаблюдайте, как развивается мысль в тексте, выделите «данное» и «новое» в
предложении третьего абзаца. (В предложении говорится о лице, глазах, волосах, руках
девочки — это «данное», составляющее предмет речи. В «новом» называются признаки
этого тематически расчлененного предмета речи: «лицо девочки с проступающим сквозь
загар румянцем...» и т. п.)
6 Какие языковые средства морфологического уровня (части речи) использует автор
для выражения признакового значения? (Признаковое значение в тексте выражено
именами прилагательными, причастиями, качественными наречиями, именами
существительными.)7 Какое место (процент) занимают в тексте эти «описательные» слова?
Чтобы ответить на этот вопрос, подсчитайте общее количество слов в тексте, затем
выпишите слова с признаковым значением. (В тексте 225 слов, из них знаменательных
частей речи 185, в том числе: имен прилагательных — 26 (подмосковный, приподнятый,
нынешний, отрадный, смуглый, тяжелый, живой, карий, непокорный, глубокий, простой,
розовый, черный, красный, белый, игрушечный, фарфоровый, поздний, неповторимый,
предельный, серебристый, единый, цельный, неотъемлемый, русский, молодой); причастий
— 12 (обуреваемый, написанный, проступающий, брошенные, лежащие, любящий,
4 покрытый, брошены, написаны, передан, льющийся, наполняющий); качественных наречий
— 8 (необычайно, небрежно, спокойно, трепетно, живо, прелестно, мягко, органически);
имен существительных — 58, из них с признаковым значением — 18 (чистота, простота,
глубина, цельность, радость, случайность, выразительность, блеск, румянец, творчество,
настроение, тон, живопись, свет, поток, свойство, (писать) отрадное, глубина.)
8 Какой вывод на основе проведенного анализа можно сделать о типе речи данного текста?
Обоснуйте свое мнение. (Этот текст представляет собой описание с некоторыми
элементами повествования, т. к. в нем названы одновременные признаки предмета
(портрета): Развитие основной мысли происходит за счет того, что каждое предложение
добавляет к сказанному новые признаки, в тексте преобладают «описательные» части речи,
слова с признаковым значением. Глаголов мало, всего 16.)
9 Разновидность какого описания представляет этот текст? Докажите. (Описание
внешности человека. Автор описывает портрет Веры Мамонтовой, выполненный В. А.
Серовым. Основная мысль текста: «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во
всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни» — реализуется в
микротемах: а) время и место написания портретакартины, б) мотив написания портрета,
в) описание внешности девочки, г) описание обстановки, царящей вокруг нее, д)
характеристика живописи молодого Серова. В них дается описание внешности девочки и
оценка портрета.) 10 А теперь обратимся к тексту И. Э. Грабаря. Еще раз прочитайте
текст. Что нового вы узнали из него? (Мы узнали об истории создания портрета «Девочка с
персиками», о том, какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он
решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении находился
Серов.)
Задание на дом (на выбор):
1) самостоятельно проанализируйте текст И. Э. Грабаря (по указанному выше образцу) и
определите тип речи этого текста;
2) напишите сочинение по картинепортрету «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова
(описание или повествование с элементами описания).
Наше время характеризуется кризисом духовной культуры, отражающемся в падении
уровня общей речевой культуры носителей языка.
Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой подходов от
"знаниецентрического" к "культуросообразному", ориентацией на речевое развитие
учащихся и приобщение их к национальной культуре, то есть язык и культура
рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке).
В свете новых исследований все более утверждается в лингвистике и методике
преподавания русского языка взаимосвязь понятий: человеккультураязыктекст В этой
связи усиливается культуроносная и личностноформирующая направленность в обучении
русскому языку.
Ведь язык наш, которому более тысячи лет, вобрал в себя всё разнообразие русской жизни,
культурных традиций.
Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе
предусматривает овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык.
Чтобы познать объекты культуры, нужен язык, интерпретация их, то есть нужен текст
знаковое произведение духовной деятельности человека.
Совершенная система обучения русскому языку предполагает соединение языка и
культуры.
Мы воздействуем на чувства обучаемых яркими запоминающимися образами, само
живописное полотно помогает нам подобрать необходимые слова, выражения, составить
словесный текст, идя от замысла художника.
5 А так как живописьчасть культуры народа, то использование на уроках русского языка и
литературы репродукций картин художников является мощным источником получения
культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического
Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися
образами, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно
ориентированного мышления, обогащение их словарного запаса. Это важно именно
cсегодня, так как происходит упрощение и опошление родной речи.
Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку
предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа,
его культуры( национальных традиций, религии, нравственноэстетических ценностей,
искусства).
Благодаря такому подходу создаётся основа для формирования целостного представления
об образе человека в мире.
Учителя русского языка и литературе школы. № 76 г. Северска уже несколько лет решают
обозначенную выше проблему языкового образования, ориентируются на приобщение
учащихся к национальной культуре русского народа.
Важным направлением в своей работе по формированию коммуникативной компетенции я
считаю текстопорождение на уроках написания сочинений по картинам.
Например, устное сочинениеописание с элементами повествования по натюрморту
В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина».
Литература.
1. Ходякова Л.А., Сочинение по картине. Методическое пособие. М., 2005.
2. Ходякова Л.А., Культурологический аспект в работе по произведениям живописи. М.,
2005.
3. Остров Е., Живая Древняя Русь. М.,: Просвещение, 1985.
4. Каунельсон С.Д., Типология языка и речевое мъщление. Л., 1972, с. 111.
5. Ковтун Е.Ф., Как смотреть картину (язык живописи). Л., 1960
6
Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.