Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
25.01.2018
Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства). Благодаря такому подходу создаётся основа для формирования целостного пред-ставления об образе человека в мире. Учителя русского языка и литературе школы. № 90 г. Северска уже несколько лет решают обозначенную выше проблему языкового образования, ориентируются на приобщение учащихся к национальной культуре русского народа. Важным направлением в своей работе по формированию коммуникативной компетенции я считаю текстопорождение на уроках написания сочинений по картинам художников. Например, устное сочинение-Описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина».
2 Методические разработки уроков русского языка. Сочинения по картинам художников..doc
Методические разработки уроков русского языка. Михалькова Татьяна Николаевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 90»ЗАТО Северск  Сочинения по картинам художников. Наше   время   характеризуется   кризисом   духовной   культуры,   отражающемся   в падении уровня общей речевой культуры носителей языка. Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой подходов от "знаниецентрического"   к   "культуросообразному",   ориентацией   на   речевое   развитие учащихся   и   приобщение   их   к   национальной   культуре,   то   есть   язык   и   культура рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке). В   свете   новых   исследований   все   более   утверждается   в   лингвистике   и   методике преподавания русского языка взаимосвязь понятий: человек­культура­язык­текст В этой связи усиливается культуроносная и личностноформирующая направленность в обучении русскому языку. Ведь язык наш, которому более тысячи лет, вобрал в себя всё разнообразие русской жизни, культурных традиций. Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Чтобы познать объекты культуры, нужен язык, интерпретация их, то есть нужен текст ­ знаковое произведение духовной деятельности человека. Совершенная система обучения русскому языку предполагает соединение языка и культуры. Мы воздействуем на чувства обучаемых яркими запоминающимися образами, само живописное полотно помогает нам подобрать необходимые слова, выражения, составить словесный текст, идя от замысла художника. А так как живопись­часть культуры народа, то использование на уроках русского языка и литературы   репродукций   картин   художников   является   мощным   источником   получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами,   способствует   развитию   у   них   мышления   и   речи,   причём   духовно ориентированного   мышления,   обогащение   их   словарного   запаса.   Это   важно   именно cегодня, т.к. происходит упрощение и опошление родной речи. Культуроведческий   подход   к   содержанию   и   методам   обучения   родному   языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его   культуры   (национальных   традиций,   религии,   нравственно­эстетических   ценностей, искусства). Благодаря   такому   подходу   создаётся   основа   для   формирования   целостного представления об образе человека в мире. Учителя русского языка и литературе школы. № 90 г. Северска уже несколько лет решают обозначенную   выше   проблему   языкового   образования,   ориентируются   на   приобщение учащихся к национальной культуре русского народа. Важным   направлением   в   своей   работе   по   формированию   коммуникативной компетенции   я считаю  текстопорождение  на  уроках  написания   сочинений  по  картинам художников. 1 Например, устное сочинение­Описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина». Урок 2. Описание картины­портрета «Девочка с персиками» кисти В. А.  Серова Цели урока: 1 научить учащихся строить сочинение­описание внешности человека, изображенного на  картине, на основе текста­образца; 2 показать отличие описания от повествовательного типа речи; 3 научить использовать «портретную» лексику в высказывании. Оборудование урока: репродукция картины «Девочка с персиками» В. Серова;  искусствоведческие тексты. Ход урока: Рассказ о художнике Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 г. Отец — А. Н. Серов —  известный композитор и музыкальный критик. Мать — талантливая пианистка, оставившая заметный след в истории русской культуры. Отец и мать были людьми высокого  интеллекта и чувства долга, оба они были безупречно честными, независимыми, добро­ желательными и бескорыстными. Мальчику Серову исполнилось шесть лет, когда внезапно умер отец. Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов рано начал рисовать и обнаружил большие художественные способности. С десятилетнего возраста он учился рисованию и живописи у великого русского  художника И. Е. Репина, который привил своему талантливому ученику серьезное  отношение к искусству, развил творческие интересы. В 1880 г. В. А. Серов поступил в Академию художеств, где провел пять лет и занимался  под руководством П. П. Чистякова, освоив у Него школу строгого реалистического  рисунка. В годы учебы в Академии художеств начали складываться художественные  взгляды Серова. Он стремился глубже проникнуть в законы натуры, овладеть в совер­ шенстве средствами художественной выразительности, придавая особое значение  композиции, цвету, светотени. В. А. Серов часто бывал в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, где царила атмосфера  увлеченности искусством. Именно в Абрамцеве он написал знаменитый портрет «Девочка с персиками», для которого позировала Вера Мамонтова. Этот портрет положил начало  славе Серова и обнаружил в нем новатора, сумевшего передать «отрадное», жиз­ неутверждающий гуманизм и поэтический взгляд на мир. В портрете раскрывается  эстетический идеал молодого Серова — гармония человека и окружающей среды, есте­ ственность бытия, слияние человека с природой. Серов достигает той степени  обобщенности всего изображенного, которая превращает портрет в портрет­картину.  Содержание портрета­картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом  сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется  легкий серебристый, свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски. Учитывая, что на уроке используются искусствоведческие тексты, помогающие глубже  понять изображенное на картине и сформировать умение описывать внешность человека,  проводим краткую беседу, направленную в основном на выявление эстетической оценки  произведения живописи. 2 Беседа по картине. 1 Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет? 2 Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение? 3 Какие краски использует художник, чтобы создать у нас такое настроение? 4 Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные  цветовые тона? 5 Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас? 6 Как вы думаете, какой характер у этой девочки? 7 Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым? 8 Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой? 9 Какое значение имеет солнечный свет в портрете­картине? 10 Почему портрет Веры Мамонтовой является портретом­картиной? 11 Изменилось ли ваше настроение при общении с этим произведением искусства? 12 Удалось ли художнику передать свежесть и красоту Веры Мамонтовой? 13 Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета­ картины? С целью формирования умения отличать описательный тип речи от других  предлагаем учащимся для сопоставления два типа текста: описание с элементами  повествования и повествование с элементами описания. Искусствоведческий текст    Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении С. И. Мамонтова,  куда Серов явился прямо из Италии, обуреваемый жаждой творчества. О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его  письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишут все тяжелое,  ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо  лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов — все это прелестно, все оставляет  глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство. Живопись необычайно проста. Художник передал все: девочка в розовой кофточке с  черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью; лежит  нож; персики и листья брошены на стол; написаны все стулья, подсвечник на окне и  фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном  сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих  «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни! С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и  наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами  отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам.  Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую, органически цельную среду,  которая была неотъемлемым свойством живописи молодого Серова (Г. С. Арбузов) Искусствоведческий текст Вернувшись в Москву (в 1887 г. из Италии — Л. X.), Серов едет в Абрамцево, где работает с таким увлечением и столь усердно, как не запомнит. Он был несказанно очарован при  виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела  и похорошела, что он едва ее узнал. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не  было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать — в том самом платьице, в  3 котором увидал, — в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались  сеансы, продолжавшиеся непрерывно по нескольку часов в день в течение всего августа и  половины сентября. Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли  ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо он задумал не просто портрет, а  портрет­картину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще  более волновала сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из  драгоценнейших произведений всей русской школы живописи. Давно уже нет на свете этой девушки­подростка с таким чудесным, невыразимо русским  лицом, что, если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было  сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне. «Девочка с  персиками», как я назвал в свое время этот портрет­ картину, давно уже вошла в золотой  фонд русского искусства (И. Э. Грабарь). Беседа по искусствоведческим текстам 1 Перед вами два текста, написанные известными искусствоведами Г. С. Арбузовым и И. Э. Грабарем о портрете­картине «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова. В  каком из них говорится о признаках портрета? Какой вопрос можно поставить к  тексту? (В тексте Арбузова говорится в основном о признаках портрета Веры  Мамонтовой. К этому тексту можно поставить вопрос Какой ?) 2 Как вы думаете, создавая текст, какую задачу ставил перед собой Г. С. Арбузов?  (Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление.) 3 Как вы считаете, в тексте Арбузова говорится о постоянных признаках, которые мы можем наблюдать одновременно, рассматривая портрет, или о последовательных  действиях? (В тексте говорится о постоянных признаках, которые мы наблюдаем  одномоментно, рассматривая портрет.) 4 Как автор сообщает нам о признаках портрета? Обратите внимание, как построены  предложения, что является «новым»? (Чтобы мы лучше могли рассмотреть портрет,  автор характеризует его с разных сторон, в каждой части предложения указываются его  новые признаки ­ «новое».) 5 Понаблюдайте, как развивается мысль в тексте, выделите «данное» и «новое» в  предложении третьего абзаца. (В предложении говорится о лице, глазах, волосах, руках  девочки — это «данное», составляющее предмет речи. В «новом» называются признаки  этого тематически расчлененного предмета речи: «лицо девочки с проступающим сквозь  загар румянцем...» и т. п.) 6 Какие языковые средства морфологического уровня (части речи) использует автор  для выражения признакового значения? (Признаковое значение в тексте выражено  именами прилагательными, причастиями, качественными наречиями, именами  существительными.)7 Какое место (процент) занимают в тексте эти «описательные» слова?  Чтобы ответить на этот вопрос, подсчитайте общее количество слов в тексте, затем  выпишите слова с признаковым значением. (В тексте 225 слов, из них знаменательных  частей речи 185, в том числе: имен прилагательных — 26 (подмосковный, приподнятый,  нынешний, отрадный, смуглый, тяжелый, живой, карий, непокорный, глубокий, простой,  розовый, черный, красный, белый, игрушечный, фарфоровый, поздний, неповторимый,  предельный, серебристый, единый, цельный, неотъемлемый, русский, молодой); причастий  — 12 (обуреваемый, написанный, проступающий, брошенные, лежащие, любящий,  4 покрытый, брошены, написаны, передан, льющийся, наполняющий); качественных наречий  — 8 (необычайно, небрежно, спокойно, трепетно, живо, прелестно, мягко, органически);  имен существительных — 58, из них с признаковым значением — 18 (чистота, простота,  глубина, цельность, радость, случайность, выразительность, блеск, румянец, творчество,  настроение, тон, живопись, свет, поток, свойство, (писать) отрадное, глубина.) 8 Какой вывод на основе проведенного анализа можно сделать о типе речи данного текста?  Обоснуйте свое мнение. (Этот текст представляет собой описание с некоторыми  элементами повествования, т. к. в нем названы одновременные признаки предмета  (портрета): Развитие основной мысли происходит за счет того, что каждое предложение  добавляет к сказанному новые признаки, в тексте преобладают «описательные» части речи, слова с признаковым значением. Глаголов мало, всего 16.) 9 Разновидность какого описания представляет этот текст? Докажите. (Описание  внешности человека. Автор описывает портрет Веры Мамонтовой, выполненный В. А.  Серовым. Основная мысль текста: «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни» — реализуется в  микротемах: а) время и место написания портрета­картины, б) мотив написания портрета,  в) описание внешности девочки, г) описание обстановки, царящей вокруг нее, д)  характеристика живописи молодого Серова. В них дается описание внешности девочки и  оценка портрета.) 10 А теперь обратимся к тексту И. Э. Грабаря. Еще раз прочитайте  текст. Что нового вы узнали из него? (Мы узнали об истории создания портрета «Девочка с персиками», о том, какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он  решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении находился Серов.) Задание на дом (на выбор): 1) самостоятельно проанализируйте текст И. Э. Грабаря (по указанному выше образцу) и  определите тип речи этого текста; 2) напишите сочинение по картине­портрету «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова  (описание или повествование с элементами описания). Наше время характеризуется кризисом духовной культуры, отражающемся в падении  уровня общей речевой культуры носителей языка. Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой подходов от  "знаниецентрического" к "культуросообразному", ориентацией на речевое развитие  учащихся и приобщение их к национальной культуре, то есть язык и культура  рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке). В свете новых исследований все более утверждается в лингвистике и методике  преподавания русского языка взаимосвязь понятий: человек­культура­язык­текст В этой  связи усиливается культуроносная и личностноформирующая направленность в обучении  русскому языку. Ведь язык наш, которому более тысячи лет, вобрал в себя всё разнообразие русской жизни,  культурных традиций. Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе  предусматривает овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Чтобы познать объекты культуры, нужен язык, интерпретация их, то есть нужен текст ­  знаковое произведение духовной деятельности человека. Совершенная система обучения русскому языку предполагает соединение языка и  культуры. Мы воздействуем на чувства обучаемых яркими запоминающимися образами, само  живописное полотно помогает нам подобрать необходимые слова, выражения, составить  словесный текст, идя от замысла художника. 5 А так как живопись­часть культуры народа, то использование на уроках русского языка и  литературы репродукций картин художников является мощным источником получения  культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися  образами, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно  ориентированного мышления, обогащение их словарного запаса. Это важно именно  cсегодня, так как происходит упрощение и опошление родной речи. Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку  предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа,  его культуры( национальных традиций, религии, нравственно­эстетических ценностей,  искусства). Благодаря такому подходу создаётся основа для формирования целостного представления  об образе человека в мире. Учителя русского языка и литературе школы. № 76 г. Северска уже несколько лет решают  обозначенную выше проблему языкового образования, ориентируются на приобщение  учащихся к национальной культуре русского народа. Важным направлением в своей работе по формированию коммуникативной компетенции я  считаю текстопорождение на уроках написания сочинений по картинам. Например, устное сочинение­описание с элементами повествования по натюрморту  В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина». Литература. 1. Ходякова Л.А., Сочинение по картине. Методическое пособие. М., 2005. 2. Ходякова Л.А., Культурологический аспект в работе по произведениям живописи. М.,  2005. 3. Остров Е., Живая Древняя Русь. М.,: Просвещение, 1985. 4. Каунельсон С.Д., Типология языка и речевое мъщление. Л., 1972, с. 111. 5. Ковтун Е.Ф., Как смотреть картину (язык живописи). Л., 1960 6

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"

Методическая разработка урока на тему "Описание картины-портрета «Девочка с персиками» кисти В. А. Серова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018