Тема. Наречие как часть речи.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема. Наречие как часть речи. Цели: повторение сведений о наречии, полученных в 5-6 классах; формирование умения находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формирование умения определять значение наречий; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сопоставление, классификация); формировать коммуникативные умения; привитие интереса к урокам русского языка; развитие языкового чутья; формирование умения работать в команде; воспитание духа толерантности.
Иконка файла материала Урок 59.doc
7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 Урок № 59 Тема. Наречие как часть речи. Цели: повторение сведений о наречии, полученных в 5­6 классах;  формирование умения находить наречия в тексте, сопоставлять с другими  частями речи; формирование умения определять значение наречий; развитие  мыслительных операций (анализ, синтез, сопоставление, классификация);  формировать коммуникативные умения; привитие интереса к урокам  русского языка; развитие языкового чутья; формирование умения работать в  команде; воспитание духа толерантности. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока       «Мордашки». I. Оргмомент. Игра II. Словарный диктант. В начале урока проводится небольшой лексико­орфографический диктант из  слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие».  Не   нарушив   слова;   не   пересечены   линией;   не   законченная   вовремя; незамерзающая   река;   не   был   на   открытии;   еще   не   проснувшийся   город; небольшая,   а   интересная   брошюра;   неглубокий,   а   рыбный   пруд;   долго   не заживающая рана; не проснувшись от звонка; дорога не освещена; не прочитав до конца; незасеянное поле; не сократив срока пребывания в горах; ничего не соображая; не просмотрев до конца; не успевшая высохнуть роса; не заметив небольшой   речонки;   не   развеял   сомнения;   не   сказал   о   неприятностях;   не смотря   по   сторонам;   невзлюбил   с   первого   взгляда;   негодовал   по   поводу услышанной неправды. II. Формулирование темы и цели урока. Загадка. Самый трудный я, друзья, И воспитать меня нельзя.  Знайте: с кем ни поведусь, Все равно не изменюсь. ­ Название этой части речи? (Наречие.) ­ Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?  Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока:  «Наречие как часть речи».) ­ Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. ­   Наречие   –   очень   сложная   по   правописанию   часть   речи.   Многое   в правописании   наречий   рассчитано   на   запоминание.  Чтобы   усвоить   правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 частей   речи,   в   чем­то   с   наречием   сходных.   Но   сначала   надо   научиться определять   наречие   как   часть   речи.   Это   цель   сегодняшнего   урока   и нескольких следующих. ­ Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения о наречии.   ­ Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме.  Вопросы: 1. 2. Что обозначает наречие как часть речи? Какие вопросы задаются к наречиям? 3. 4. 5. К каким частям речи присоединяется наречие? Можно ли изменить наречие? Каким членом предложения является наречие? ­ Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем   все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель  записывает все идеи в виде тезиса без комментариев). 3. Составление кластера. ­ Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить  кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.  (Кластер ­ это пучок, созвездие, гроздья) ­ Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем  стрелки ­ лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. ­ А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера  (выступление по одному ученику от группы: представление и защита  кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения). ­ Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления  кластера? ­ Какие трудности встретились вам при его составлении? 1. Наблюдение над наречиями. Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно,  радостное, благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю. Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною  рождался новый мир, по­иному красивый. Я как­то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки  имени, звон, скрытый в них. Учащиеся объясняют знаки препинания, выписывают в тетради слова с  пропусками букв, обозначают орфограммы и условия их выбора.7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 ­ Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.) ­ Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль?  (Солнце – это жизнь.) ­ Каково лексическое значение слова благословляет? 1. Напутствовать.  2. Воздать благодарность кому­то.  3. У религиозных людей: перекрестить (передают   этим   знаком   покровительство,   пожелание   удачи.   –   Ожегов С.И. «Словарь русского языка»). ­ Каков состав этого слова? (Благословляет.) Произошло   от   греческого   eulogein (eu   –   благое,   logein   –   слово, говорить).Этимологически   родственны   ему   по   первому   корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание ­ Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся. Восходя выше, по­новому красивый, люблю особенно, как­то особенно. ­ Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с  главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой  частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.) Вывод 1­й:  наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными  формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и  другими наречиями. ­   Наречия   могут   сочетаться   и   с   именем   существительным.   На   экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по­ турецки. ­ Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы – причастие и деепричастие. ­ А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда,   куда,   откуда,   почему,   зачем   и   как   происходит   действие.   Вывод: наречие обозначает признак действия.) ­ В нашем предложении  какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). А в двух других предложениях  какое значение наречий? (Признак признака.) А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.) Вывод 2­й:  о грамматическом значении наречия. ­ Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.) ­ Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения. Я  как­то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Вывод 3­й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня   смутил   его   взгляд   исподлобья).   Может   быть   и сказуемым (Сегодня холодно.) ­ Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному?   (   Взгляда   исподлобья,   взглядом   исподлобья);   зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит,   это   не   прилагательное.   Это   неизменяемая   часть   речи.   У   него   нет окончаний! ­ В 1­м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой   частью   речи   является   это   слово? (Существительное,   так   как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?) Инструкция:   в   словосочетании   с   предполагаемым   наречием   изменяется главное слово; если изменяется и зависимое – это не наречие; если зависимое не изменяется – это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое – это не наречие; если не изменяется – наречие. Сравним: люблю солнце любуюсь солнцем   люблю особенно любуюсь особенно   по­новому одеться по­новому  учиться ­ В 1­ом предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где?  Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как  обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется  по числам и падежам?) Вывод 4­й: наречие – неизменяемая часть речи. Физминутка 1. Беседа с классом по вопросам. ­ Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо? 2. Перечислите эту информацию. ­ Какую новую информацию вы получили, прочитав статью?7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 ­ Все ли согласны с этой информацией? ­ Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть? 2. Возвращение к кластеру. ­   Вернёмся   к   кластеру,   составленному   вами   в   начале   урока.   Вся   ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? ­ Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте! ­ Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией? ­ Дайте полный устный ответ о наречии с примерами по кластеру. ­ Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями. 1У. Заключительный этап. 1. Беседа. ­ Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей? ­ Остались ли у вас открытые вопросы? ­ Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы? 2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека). ­ Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие». Как это делать: Тема(существительное)____________________________________________ Описание (два прилагательных)______________________________________ Действие (три глагола)______________________________________________ Чувство (фраза из 4­х слов)__________________________________________ Повторение сути (синоним темы)_____________________________________ V. Домашнее задание. стр. 91, упр. 219 выписать наречия с частями речи (В конце урока поводится тот же психологический тест, что и в начале  урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь).

Посмотрите также