Тема. Наречие как часть речи.
Оценка 5

Тема. Наречие как часть речи.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
03.01.2019
Тема. Наречие как часть речи.
Тема. Наречие как часть речи. Цели: повторение сведений о наречии, полученных в 5-6 классах; формирование умения находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формирование умения определять значение наречий; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сопоставление, классификация); формировать коммуникативные умения; привитие интереса к урокам русского языка; развитие языкового чутья; формирование умения работать в команде; воспитание духа толерантности.
Урок 59.doc
7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 Урок № 59 Тема. Наречие как часть речи. Цели: повторение сведений о наречии, полученных в 5­6 классах;  формирование умения находить наречия в тексте, сопоставлять с другими  частями речи; формирование умения определять значение наречий; развитие  мыслительных операций (анализ, синтез, сопоставление, классификация);  формировать коммуникативные умения; привитие интереса к урокам  русского языка; развитие языкового чутья; формирование умения работать в  команде; воспитание духа толерантности. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока       «Мордашки». I. Оргмомент. Игра II. Словарный диктант. В начале урока проводится небольшой лексико­орфографический диктант из  слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие».  Не   нарушив   слова;   не   пересечены   линией;   не   законченная   вовремя; незамерзающая   река;   не   был   на   открытии;   еще   не   проснувшийся   город; небольшая,   а   интересная   брошюра;   неглубокий,   а   рыбный   пруд;   долго   не заживающая рана; не проснувшись от звонка; дорога не освещена; не прочитав до конца; незасеянное поле; не сократив срока пребывания в горах; ничего не соображая; не просмотрев до конца; не успевшая высохнуть роса; не заметив небольшой   речонки;   не   развеял   сомнения;   не   сказал   о   неприятностях;   не смотря   по   сторонам;   невзлюбил   с   первого   взгляда;   негодовал   по   поводу услышанной неправды. II. Формулирование темы и цели урока. Загадка. Самый трудный я, друзья, И воспитать меня нельзя.  Знайте: с кем ни поведусь, Все равно не изменюсь. ­ Название этой части речи? (Наречие.) ­ Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?  Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока:  «Наречие как часть речи».) ­ Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. ­   Наречие   –   очень   сложная   по   правописанию   часть   речи.   Многое   в правописании   наречий   рассчитано   на   запоминание.  Чтобы   усвоить   правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других 7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 частей   речи,   в   чем­то   с   наречием   сходных.   Но   сначала   надо   научиться определять   наречие   как   часть   речи.   Это   цель   сегодняшнего   урока   и нескольких следующих. ­ Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения о наречии.   ­ Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме.  Вопросы: 1. 2. Что обозначает наречие как часть речи? Какие вопросы задаются к наречиям? 3. 4. 5. К каким частям речи присоединяется наречие? Можно ли изменить наречие? Каким членом предложения является наречие? ­ Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем   все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель  записывает все идеи в виде тезиса без комментариев). 3. Составление кластера. ­ Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить  кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.  (Кластер ­ это пучок, созвездие, гроздья) ­ Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем  стрелки ­ лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. ­ А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера  (выступление по одному ученику от группы: представление и защита  кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения). ­ Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления  кластера? ­ Какие трудности встретились вам при его составлении? 1. Наблюдение над наречиями. Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно,  радостное, благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю. Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною  рождался новый мир, по­иному красивый. Я как­то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки  имени, звон, скрытый в них. Учащиеся объясняют знаки препинания, выписывают в тетради слова с  пропусками букв, обозначают орфограммы и условия их выбора. 7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 ­ Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.) ­ Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль?  (Солнце – это жизнь.) ­ Каково лексическое значение слова благословляет? 1. Напутствовать.  2. Воздать благодарность кому­то.  3. У религиозных людей: перекрестить (передают   этим   знаком   покровительство,   пожелание   удачи.   –   Ожегов С.И. «Словарь русского языка»). ­ Каков состав этого слова? (Благословляет.) Произошло   от   греческого   eulogein (eu   –   благое,   logein   –   слово, говорить).Этимологически   родственны   ему   по   первому   корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание ­ Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся. Восходя выше, по­новому красивый, люблю особенно, как­то особенно. ­ Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с  главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой  частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.) Вывод 1­й:  наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными  формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и  другими наречиями. ­   Наречия   могут   сочетаться   и   с   именем   существительным.   На   экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по­ турецки. ­ Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы – причастие и деепричастие. ­ А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда,   куда,   откуда,   почему,   зачем   и   как   происходит   действие.   Вывод: наречие обозначает признак действия.) ­ В нашем предложении  какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). А в двух других предложениях  какое значение наречий? (Признак признака.) А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.) Вывод 2­й:  о грамматическом значении наречия. ­ Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается 7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.) ­ Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения. Я  как­то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Вывод 3­й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня   смутил   его   взгляд   исподлобья).   Может   быть   и сказуемым (Сегодня холодно.) ­ Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному?   (   Взгляда   исподлобья,   взглядом   исподлобья);   зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит,   это   не   прилагательное.   Это   неизменяемая   часть   речи.   У   него   нет окончаний! ­ В 1­м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой   частью   речи   является   это   слово? (Существительное,   так   как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?) Инструкция:   в   словосочетании   с   предполагаемым   наречием   изменяется главное слово; если изменяется и зависимое – это не наречие; если зависимое не изменяется – это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое – это не наречие; если не изменяется – наречие. Сравним: люблю солнце любуюсь солнцем   люблю особенно любуюсь особенно   по­новому одеться по­новому  учиться ­ В 1­ом предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где?  Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как  обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется  по числам и падежам?) Вывод 4­й: наречие – неизменяемая часть речи. Физминутка 1. Беседа с классом по вопросам. ­ Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо? 2. Перечислите эту информацию. ­ Какую новую информацию вы получили, прочитав статью? 7­А, 7­Б                                                                                                           24.12.2018 ­ Все ли согласны с этой информацией? ­ Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть? 2. Возвращение к кластеру. ­   Вернёмся   к   кластеру,   составленному   вами   в   начале   урока.   Вся   ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? ­ Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте! ­ Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией? ­ Дайте полный устный ответ о наречии с примерами по кластеру. ­ Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями. 1У. Заключительный этап. 1. Беседа. ­ Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей? ­ Остались ли у вас открытые вопросы? ­ Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы? 2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека). ­ Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие». Как это делать: Тема(существительное)____________________________________________ Описание (два прилагательных)______________________________________ Действие (три глагола)______________________________________________ Чувство (фраза из 4­х слов)__________________________________________ Повторение сути (синоним темы)_____________________________________ V. Домашнее задание. стр. 91, упр. 219 выписать наречия с частями речи (В конце урока поводится тот же психологический тест, что и в начале  урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь).

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.

Тема. Наречие как часть речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2019