Методическая разработка урока на тему «Защита информации»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
информатика
Взрослым
30.10.2018
Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»
Тема урока «Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом по предмету «Информатика» и входит в раздел «Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации». Данная тема согласно календарно-тематического плана по предмету, изучается на первом курсе. Урок направлен на развитие элементов ключевых компетенций: учебно-познавательной, общекультурной, информационной и коммуникативной. Особенности урока: выбор формы организации обучения как урок–семинар стимулирует организацию активной познавательной деятельности студентов, на самом уроке предусматривается активное речевое взаимодействие студентов в процессе обсуждения докладов. Проведение данного урока требует большой предварительной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Темы для докладов предварительно сообщаются, количество их достаточно, чтоб студенты смогли сделать выбор темы по интересующему их вопросу, кроме того, тему для выступления студенты могут предложить сами. Подготовка докладов возможна как для группы студентов, так и индивидуально. Преподаватель готовит подборку информационных источников, рекомендации по планированию доклада, карты критериев для оценки выступлений докладчиков.
вирус.docx
Тамбовское областное государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение  «Многопрофильный колледж имени И.Т.Карасева» Методическая разработка урока  на тему «Защита информации от несанкционированного доступа.  Антивирусные средства защиты информации» по дисциплине «Информатика» для специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта преподаватель Н.А. Максимова пос. Строитель ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема   урока   «Защита   информации   от   несанкционированного   доступа. Антивирусные   средства   защиты   информации»   предусмотрена   федеральным государственным образовательным стандартом по предмету «Информатика» и входит   в   раздел   «Организация   размещения,   обработки,   поиска,   хранения   и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации». Данный   раздел   изучается   на   теоретических   уроках   и   в   рамках практических работ. Проводятся следующие лабораторные работы:  • Форматирование дискеты, создание системной дискеты.  • Создание архива закрытого паролем. Данная   тема   согласно   календарно­тематического   плана   по   предмету, изучается на первом курсе.  Урок направлен на развитие элементов ключевых компетенций: учебно­ познавательной, общекультурной, информационной и коммуникативной. Особенности   урока:   выбор   формы   организации   обучения   как   урок– семинар   стимулирует   организацию   активной   познавательной   деятельности студентов, на самом уроке предусматривается активное речевое взаимодействие студентов в процессе обсуждения докладов. Проведение данного урока требует большой предварительной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны   студентов.   Темы   для   докладов   предварительно   сообщаются, количество   их   достаточно,   чтоб   студенты   смогли   сделать   выбор   темы   по интересующему их вопросу, кроме того, тему для выступления студенты могут предложить сами. Подготовка докладов возможна как для группы студентов, так   и   индивидуально.   Преподаватель   готовит   подборку   информационных источников,   рекомендации   по   планированию   доклада,   карты   критериев   для оценки выступлений докладчиков. Используются следующие методы: работа с ИКТ, обсуждение, дискуссия. Необходимые условия: урок проводится в кабинете, имеющем компьютер, подключенный к интернету, мультимедийное оборудование. На   уроке   по   данной   теме   предусмотрено   выполнение   практического задания.  Данная   разработка   предназначена   преподавателей   информатики учреждений НПО и СПО. Может быть использована для проведения уроков 1,2 курсов учреждений СПО. План урока Тема   урока: Антивирусные средства защиты информации.  Тип Цели и задачи урока:  урока:    Защита   информации   от   несанкционированного   доступа.  комбинированное   занятие  систематизировать   и   закрепить   знания   студентов,   полученные   при изучении предмета;  способствовать   восприятию   и  пониманию   теоретического   материала   по теме   «Защита   информации   от   несанкционированного   доступа. Антивирусные средства защиты информации»;  дать   основные   понятия   по   теме   «Защита   информации   от   Антивирусные   средства   защиты несанкционированного   доступа. информации»;  показать   эффективность   применения   компьютерной   технологии   при изучении темы «Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации»;  развивать логическое мышление, все виды памяти и инициативность;  прививать интерес к более глубокому изучению предмета;  воспитывать   трудолюбие,   внимательность,   этические   нормы взаимоотношений,   бережливое   отношение   к   компьютерной   технике   и программному обеспечению, сознательное отношения к предмету. Оборудование: персональные компьютеры, демонстрационный экран, проектор, колонки. ХОД УРОКА 1. Оргмомент  2. Мотивация учебной деятельности, цели занятия:   Систематизировать   и   закрепить   знания   студентов,   полученные   при изучении предмета;  Создать условия для восприятия и понимания теоретического материала по   теме   «Защита   информации   от   несанкционированного   доступа. Антивирусные средства защиты информации»;  Дать   основные   понятия   по   теме   «Защита   информации   от   Антивирусные   средства   защиты несанкционированного   доступа. информации»;  Показать   эффективность   применения   компьютерной   технологии   при изучении темы «Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации»; 3. Актуализация знаний  Тест Задание #1 Специализированные   программы,   предназначенные   для   обслуживания   и оптимизации   работы   системы,   программы­помощники,   решающие   задачи,   с которыми сама оперативная система справиться не в состоянии (утилиты) Задание #2 Совокупность   программ,   предназначенных   для   тестирования   устройств компьютера и их программного обслуживания называются …. Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) операционные системы 2) прикладное программное обеспечение 3) программы технического обслуживания  4) сервисное программное обеспечение 5) инструментальное программное обеспечение Задание #3 Сервисные программы подразделяются на два вида: стандартные программы и ….. Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) программы технического обслуживания 2) специализированные программы 3) автоматизированные программы 4) системы программирования 5) программы трансляторы Задание #4 Перечислить   стандартные   программы,   входящие   в   состав   операционной системы. Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) офисные программы 2) программа дефрагментации диска 3) программа восстановления системы 4) программы архивации данных 5) программы для создания игр Задание #5 Компьютерная программа, предоставляющая  пользователю удобный интерфейс для работы с файловой системой и файлами называется .... Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) файловый менеджер 2) программа резервирования 3) антивирусные программы 4) программы обслуживания дисков 5) программы обслуживания сети Задание #6 Существует два вида файловых менеджеров ­ навигационные и ортодоксальные. Что из приведенных относится к навигационным? Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Norton Commander 2) FAR Manager 3) Finder 4) OpenTracker 5) Total     Commander   Задание #7 Существует два вида файловых менеджеров ­ навигационные и ортодоксальные. Что из приведенных относится к ортодоксальные? Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Norton Commander 2) Проводник   Windows   3) Finder 4) Total Commander  5) OpenTracker Задание #8 Программы,   реализующие   процесс   архивации,   позволяющие   создавать   и распаковывать архивы называются ... Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) антивирусные программы 2) файловые менеджеры 3) программы резервирования 4) программы упаковщики 5) программы контроля и диагностики компьютера Задание #9 Определить каким архиватором заархивирован файл. Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа: __ game.rar __ game.arj __ game.zip 1) архиватор WINZIP 2) архиватор WINRAR 3) архиватор ARJ 4. Объяснение нового материала.  «Вирус»  Вирусы   ­   особая   форма   жизни   на   земле,   представляющая   собой   нечто промежуточное,   обладающее   свойствами   как   живого,   так   и   не   живого. Оказывается     в   переводе   с   латинского   «вирус»   означает   «яд»,   впервые   его открыли   благодаря     русскому   ученому     Д.О.Ивановскому   Позднее   ученые обнаружили, что вирус является возбудителем многих болезней, которые они считали неизлечимыми (СПИД, чума и др.).  Сначала вирусы считали ядовитыми  веществами, затем ­ одной из форм жизни, потом ­ биохимическими соединениями. Сегодня предполагают, что они существуют   между   живым   и   неживым   мирами   и   являются   основными участниками эволюции. Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом.  Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа  От неживой материи вирусы отличаются тремя свойствами: способностью воспроизводить   себе   подобные   формы   (размножаться)   и   обладанием наследственностью и изменчивостью. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания:   у человека — грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку, бешенство, СПИД и многие другие;  у растений — мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.;   у животных — ящур, чуму свиней и птиц, инфекционную анемию лошадей и др. Издавна   известны   такие   страшные   болезни   человека,   как   водобоязнь,   или бешенство,   желтая   лихорадка,   оспа,   корь,   скарлатина,   от   которых   погибло много тысяч людей. «Компьютерный вирус»  Компьютерный вирус ­ программа способная самопроизвольно  внедряться и   внедрять   свои   копии   в   другие   программы,   файлы,   системные   области компьютера и в вычислительные сети, с целью создания всевозможных помех работе на компьютере Признаки заражения   прекращение работы или неправильная работа ранее функционировавших программ  медленная работа компьютера  невозможность загрузки ОС  исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого  изменение размеров файлов и их времени модификации  уменьшение размера оперативной памяти  непредусмотренные сообщения, изображения и звуковые сигналы  частые сбои и зависания компьютера и др. Классификация компьютерных вирусов   по среде обитания  по способу заражения  по воздействию  по особенностям алгоритма По среде обитания  Сетевые – распространяются по различным компьютерным сетям  Файловые – внедряются в исполняемые модули (COM, EXE)  Загрузочные  –   внедряются   в   загрузочные   сектора   диска   или   сектора, содержащие программу загрузки диска  Фалово­загрузочные  –   внедряются   и   в   загрузочные   сектора   и   в исполняемые модули По способу заражения   Резидентные  –   при   заражении   оставляет   в   оперативной   памяти компьютера   свою   резидентную   часть,   которая   потом   перехватывает обращения ОС к объектам заражения  Нерезидентные  –   не   заражают   оперативную   память   и   активны ограниченное время По воздействию   Неопасные  –   не   мешают   работе   компьютера,   но   уменьшают   объем свободной оперативной памяти и памяти на дисках  Опасные – приводят к различным нарушениям в работе компьютера  Очень опасные – могут приводить к потере программ, данных, стиранию информации в системных областях дисков По особенностям алгоритма   Паразиты  –   изменяют   содержимое   файлов   и   секторов,   легко обнаруживаются  Черви  – вычисляют адреса сетевых компьютеров и отправляют по ним свои копии  Стелсы  –   перехватывают   обращение   ОС   к   пораженным   файлам   и секторам и подставляют вместо них чистые области  Мутанты – содержат алгоритм шифровки­дешифровки, ни одна из копий не похожа на другую  Трояны  –   не   способны   к   самораспространению,   но   маскируясь   под полезную, разрушают загрузочный сектор и файловую систему «Антивирусные программы»  Основные меры по защите от вирусов   оснастите свой компьютер одной из современных антивирусных программ: Doctor Weber, Norton Antivirus, AVP   постоянно обновляйте антивирусные базы   делайте архивные копии ценной для Вас информации (гибкие диски, CD) (Программные, аппаратные и организационные) Антивирус Касперского В состав Kaspersky AntiVirus Personal Pro входят:  o Kaspersky AntiVirus  Сканер,   имеет   удобный   пользовательский   интерфейс, большое количество настроек, выбираемых пользователем, а также одну из самых больших в мире антивирусных баз, что гарантирует надежную защиту от   огромного   числа   самых   разнообразных   вирусов:   полиморфных   или самошифрующихся   вирусов;   стелс­вирусов   или   вирусов­невидимок;   макро вирусов,   заражающих   документы   Word   и   таблицы   Excel.   AVP   Сканер проверяет   на   наличие   вирусов   оперативную   память,   файлы,   включая архивные   и   упакованные,   системные   сектора,   содержащие   Master   Boot Record,   загрузочный   сектор   (Boot­сектор)   и   таблицу   разбиения   диска (Partition Table).  o Kaspersky AntiVirus Монитор – резидентный модуль, находящийся постоянно в оперативной памяти компьютера и отслеживающий все файловые операции в   системе.   Позволяет   обнаружить   и   удалить   вирус   до   момента   реального заражения системы в целом.  o Kaspersky   AntiVirus   Центр   управления   обеспечивает   удобный пользовательский   интерфейс,   создание,   сохранение   и   загрузку   большого количества   различных   настроек, антивирусной системы, мощную систему помощи.   механизм   проверки   целостности DrWeb  Антивирусные   программы   семейства   Dr.Web   выполняют   поиск   и   удаление известных   программе   вирусов   из   памяти   и   с   дисков   компьютера,   а   так   же осуществляют   эвристический   анализ   файлов   и   системных   областей   дисков компьютера. Эвристический анализ позволяет с высокой степенью вероятности обнаруживать новые, ранее неизвестные компьютерные вирусы.   Характерной   особенностью   антивируса   Dr.   Web   является   возможность установки   на   зараженную   машину.   В   процессе   установки   производится сканирование   памяти   и   файлов   автозагрузки,   перед   сканированием производится   обновление   вирусной   базы.   При   этом   выпуски   обновлений вирусных баз производятся с периодичностью в несколько часов и менее. ADinf32 • Программа ­ ревизор дисков. Она предназначена для того, чтобы следить за   сохранностью   информации   на   дисках   и   обнаруживать   практически любые изменения в файловой системе, а именно: изменения системных областей; создание и удаление каталогов; создание, изменение и удаление файлов; переименование файлов и их перемещение из каталога в каталог. Список   отслеживаемых   параметров   может   быть   настроен   самим пользователем,   что   позволяет   контролировать   только   необходимые изменения. • Ревизор дисков легко отслеживает, в том числе, и те изменения на диске, которые связаны с вторжением в систему вирусов, троянских и других вредоносных   программ,   поэтому   ADinf32   особенно   эффективен   в обнаружении   совершенно   новых   вирусов,   определения   которых   еще   не входят в вирусные базы антивирусных программ­сканеров. Кроме того, ревизор   диска   не   использует   функций   операционной   системы   и самостоятельно разбирает структуру файловых систем FAT и NTFS, что не позволяет маскирующимся вирусам обмануть его. Norton Antivirus  Norton Antivirus является «самым­самым» сразу по целому ряду позиций. Самый красивый, самый логично устроенный. Обладатель самой большой базы данных вирусов.  Norton  Antiviras  —   программа   на   редкость   «въедливая»,   из­под   ее контроля не уйдет ни один запущенный на компьютере процесс. После установки Norton Antivirus (например, в составе комплекта Norton System Works)   о   ней   можно   вообще   забыть   —сама   проконтролирует   все,   что нужно.   Проверка   полученных   знаний. 5.   Компьютерное   тестирование «Компьютерные   вирусы   и   программные   средства   борьбы   с   компьютерными вирусами»  Тест. «Вирусы и антивирусные программы» 1. Что такое компьютерный вирус?  1. Прикладная программа 2. Системная программа 3. Программа,   выполняющая   на   компьютере   несанкционированные действия 4. База данных. 2. Компьютерным вирусом является  1. Программа проверки и лечения дисков 2. Любая программа, созданная на языках низкого уровня 3. Программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты 4. Специальная   программа   небольшого   размера,   которая   может приписывать себя к другим программам, она обладает способностью " размножаться " 3. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе ...  1. Работы с файлами 2. Форматирования дискеты 3. Выключения компьютера 4. Печати на принтере 4. Основные типы компьютерных вирусов:  1. Аппаратные, программные, загрузочные 2. Программные, загрузочные, макровирусы 3. Файловые, программные, макровирусы 5. Что называется вирусной атакой?  1. Неоднократное копирование кода вируса в код программы 2. Отключение компьютера в результате попадания вируса 3. Нарушение   работы   программы,   уничтожение   данных, форматирование жесткого диска 6. Какие существуют методы реализации антивирусной защиты?  1. Аппаратные и программные 2. Программные, аппаратные и организационные 3. Только программные 7. На чем основано действие антивирусной программы?  1. На ожидании начала вирусной атаки 2. На сравнении программных кодов с известными вирусами 3. На удалении зараженных файлов 8. Какие программы относятся к антивирусным  1. AVP, DrWeb, Norton AntiVirus 2. MS­DOS, MS Word, AVP 3. MS Word, MS Excel, Norton Commander 6. Подведение итогов  Выводы: Активность студентов. Сохранялся   ли   интерес   к   восприятию   темы   на   протяжении   всего   учебного занятия.  Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия. 7. Домашнее задание Повторение пройденного материала.   А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер Информатика, М.: Академия, 2009, с.97­105  В.П. Леонтьев. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2011. – М.:ОЛМА­ПРЕСС, 2011.

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока на тему «Защита информации»

Методическая разработка урока  на тему «Защита информации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018