Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
28.05.2018
Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"
Урок русского языка "Обособленные члены предложения" построен на краеведческом материале как интегрированный урок и связан с пребыванием в Нижнем Новгороде писателя А.М.Горького. В течение урока учащиеся неоднократно обратятся к творчеству Горького, в том числе и к его пьесе "На дне".
методическая разработка.docx
Методическая разработка урока русского языка с элементами интеграции Преподаватель русского языка ДХТ имени Красной Армии г.Дзержинска  Нижегородской области Баландина Елена Владимировна Тема «Обособленные обстоятельства» Цели: Образовательные: Закрепление правописных навыков;   Совершенствование  умения аргументировано ставить необходимые знаки  препинания при обособленных обстоятельствах;  Систематизация  изученного материала об обособлении деепричастий и  деепричастных оборотов;  Углубление  сведений об обособленных обстоятельствах;  Систематизация  сведений о стилистической роли обособленных обстоятельств. Развивающие:  Формирование  речевой компетенции;  Развитие  навыка грамотного выделения знаками препинания обособленных  обстоятельств. Воспитательные:  воспитание  любви к родному русскому языку, к художественному слову на базе  краеведческого материала. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение ранее изученного материала на тему «Обособление определений и  приложений».  Объяснительный пунктуационный диктант: выделить определения и приложения,  объяснить условия их обособления или необособления. 1. Горький назвал «На дне» пьесой­симфонией.  2. Нам, беззаботным, счастливым, все­таки понятны беды героев «дна».  3. Этот человек, всем известный музыкант и поэт, был дружен с Горьким.  4.Ночлежники, как опустившиеся люди, не способны на борьбу за жизнь.  5. Максима Горького как великого писателя широко и умно чествовали после его  возвращения с Капри. 6. В интерьере ночлежки преобладают цвета мрачные, в том числе серый и черный. Беседа, целеполагание. Какая общая тема у записанных предложений?  Максим Горький – наш земляк, писатель с мировым именем, юбилей которого отмечается в этом году.  Долгие годы наш областной город носил его имя.  Можно назвать не менее 30 мест в Нижнем Новгороде, связанных с его именем. Давайте пройдемся по некоторым из горьковских   мест   в   Нижнем   Новгороде   и   вспомним   насыщенную   событиями   жизнь писателя на материале повторения обособления обстоятельств.   3. Работа по теме урока. 1). Беседа с классом. Что обозначают обстоятельства? Какие члены предложения они поясняют? Какими частями речи выражаются? Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают? Какие обстоятельства обособляются? 2)   Чтение   §   78   (пособие   В.Ф.Грекова,   М,   2011),   составление   обобщающей   таблицы «Обособление обстоятельств». Обособляются 1. Деепричастные обороты в любом месте  предложения. 2. Одиночные деепричастия. 3. Сравнительные обороты. 4. Существительные с предлогами  несмотря на, невзирая на. 5. Существительные с предлогами  благодаря, согласно, вопреки, в силу,  ввиду, вследствие. Не обособляются 1. Одиночные деепричастий после сказуемого  в роли обстоятельства образа действия. 2. Деепричастия, близкие к наречиям (часто в  конце предложения). 3. Фразеологические обороты. 4. Сравнительные обороты и составе  сказуемого. 5. Деепричастия и деепричастные обороты  после союза а. 6. Если деепричастие или деепричастный  оборот ­ однородный член необособленному  обстоятельству. 7. Выражения со словами начиная с, исходя  из. 8. Деепричастие + зависимое слово который в составе придаточного 4.   Проверка составленной таблицы. 5. Закрепление.  Самостоятельная работа студентов. Выполнение упр. 424 (предложения из произведений Горького).  5. Беседа Произведения М.Горького и в наше время читают  интересом. Драма «На дне» увидела свет в 1902 году. Она была написана специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру,   на   протяжении   стольких   лет   не   умолкают   споры   о   ее   идейном   содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто. Создание пьесы «На дне» было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года. 6.  Индивидуальное сообщение студента о создании пьесы. Творческий замысел пьесы "На дне" появился у Горького в начале 1900 г. Весной этого же  года он рассказывал К. С. Станиславскому о задуманной пьесе. Вот что об этом писал  Станиславский: "В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берег воротничок от фрачной рубашки — единственное, что связывало его с прежней  жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена  ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом' ночлежки полицией. При вести об  этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем  акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем  воздухе, забывали о ненависти друг к другу." (К. С. Станиславский, "Моя жизнь в  искусстве", 1941 г.) В середине октября 1901 г. Горький писал К. П. Пятницкому о задуманной им новой пьесе: "...Босяки, Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки.  Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса,  речи, мотивы действий — ясны,все ясно!.." М. Горький начал писать пьесу "На дне" в конце 1901 г. в Крыму. 5 мая 1902 г. писатель  прибыл в Арзамас, где напряженно работал над произведением. 15 июня 1902 г. пьеса была  завершена. Интересно, что в процессе работы Горький не раз менял заглавие пьесы. В  рукописи произведение называлось "Без солнца", "Ночлежка", "Дно, "На дне жизни".  Окончательное название "На дне" впервые появилось на афишах накануне премьерного  спектакля в Москве. Считается, что прообразом ночлежного дома Костылева послужила  знаменитая Хитровка в Москве, но и в Нижнем Новгороде был ночлежный дом, который  Горький хорошо знал. 7. Работа с презентацией «Немного из истории Нижнего Новгорода»   Я предлагаю вам посетить те места Нижнего Новгорода, откуда Горький черпал  вдохновение для своей работы.  На улице Рождественской, аккурат напротив  памятника Минину и Пожарскому, стоит  ночлежный дом Бугрова — крепко сбитый  «старичок». Ночлежка строилась для босяков и нищих  Миллионки — бедного злачного квартала на  Нижнем Базаре. Купец Николай Бугров возвел ее в память об отце больше века назад — в 1885 году.  Первый год учитывая что босякам и днем негде  было согреться, ночлежка работала круглые сутки. С тех пор все было строго — открывались в 18.00.  Зато еще за пару часов выстраивалась огромная  очередь, чтобы занять место получше. Утром все  были обязаны покинуть дом  услышав  специальный звонок. А что если нарушали правила? Надзиратели были  суровы. Не слушаетесь? В любое время дня и ночи  несмотря на погоду   людей высылали вон. Если стоять на площади Народного единства, то  этот дом на улице Кожевенной, определенно,  привлекает внимание. Еще бы — колонны на  фасаде, почтенная внушительность и много других интересных деталей. А между тем это еще один  дом для босяков в этом квартале. В конце XIX века купец­пароходчик Дмитрий  Сироткин выкупив дом предлагает писателю  Максиму Горькому организовать здесь  пристанище для босяков. Находится он, как ни странно, на площади  Свободы. Народный дом   или здание просвещения, труда и  отдыха строился по инициативе Общества  распространения начального образования в  Нижегородской губернии благодаря поддержке  Федора Шаляпина. Известный певец хотел  построить в Нижнем Новгороде фабрику, но  Максим Горький уговорил его построить здесь  народный дом, который открылся 5 сентября 1903  года концертом Шаляпина. Это солидный, добротный, но внешне абсолютно  заурядный «дом­сундук», типичный для русских  провинциальных городов. Перед ним очень к месту стоит бронзовая фигура городового. Ведь раньше в здании помещался в том числе Окружной суд. Сто  с лишним лет назад в этом доме произошло  загадочное убийство хозяйки дорогого магазина,  находившегося на первом этаже. Это преступление так и не было раскрыто, зато Максим Горький  использовал его в романе «Жизнь Клима  Самгина». Задание:  1) на слайдах № 3, 4,7 найти предложения с обособленными обстоятельствами и выписать  их, расставив знаки препинания; 2) на слайдах № 10,11 найти предложения с обособленными определениями или  приложениями и выписать их, расставив знаки препинания. 8. Работа по предупреждению ошибок в построении предложений с обособленными обстоятельствами. Тренировочные упражнения Задание. Закончите предложение, выбрав правильное продолжение. Объясните свой выбор. А. Написав пьесу, ... 1) ...ее сразу приняли в МХАТ. 2) ...ее восхваляли и критиковали. 3) ... автор не сразу нашел ей название. Б. Отстаивая каждую реплику героев, каждую строчку своего творения, ... 1) ... немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы.  2) ... сам Горький не верил в свой успех. 3) ... было дано разрешение, но только для Художественного театра. 9.Подведение итогов урока. 10. Домашнее задание: Задание для 1­ой группы. Заключённые в скобках обстоятельства вставить в предложение. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что­то невидимое и развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. (рождая сильный порыв) И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, перерождался в печальные вздохи.(удаляясь) Вот его сын, а отца нет уже, когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них...(сложив крылья) И она оттолкнула его, потому что боялась отца.(хотя он был красив) Но вот однажды он подошел близко к людям, но не тронулся с места и ничем не показал,  что будет защищаться.(несмотря на то, что) Задание для 2­ой группы. Замените сложноподчиненные предложения простыми с причастными или деепричастными  оборотами (где это возможно) Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с  места и ничем не показал, что будет защищаться. И все остановились, потому что не желали облегчить участь того, кто делал им зло. Сначала раздался контральто, — он пропел две­три ноты, и раздался другой голос,  который  начал песню сначала и первый все лился впереди его...— третий, четвертый,  пятый вступили в песню в том же порядке. Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными  ручьями, как будто скатывались откуда­то сверху по уступам. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее  сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры.

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"

Методическая разработка урока "Обособленные члены предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018