Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)
Оценка 4.7

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
04.03.2019
Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)
Урок построен на повторении материала "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения" с использованием интегративных связей: этнография, литература - как заочное путешествие по одному из красивейших уголков нашей страны - Карелии. Кроме постановки воспитательных задач (знакомство с новым народом нашей страны), повторяются ранее изученные темы.
урок.docx
Методическая разработка урока русского языка с элементами интеграции Преподаватель Баландина Елена Владимировна Тема урока «Однородные члены предложения. Пунктуация в предложениях с однородными членами». Цель урока  актуализация знаний студентов по теме «Однородные члены предложения» Задачи урока  формировать   умение   видеть   однородные   члены   предложения   в   тексте   по смысловым и грамматическим признакам;  формировать   навыки   постановки   знаков   препинания       при   однородных   членах предложения; использовать  систематизирующие  таблицы и  схемы  по теме «Однородные члены предложения»; уметь анализировать роль однородных членов предложения в текстах, оценивать их выразительные способности; развивать   аналитические   способности:   выделять   важную   (нужную)   информацию, сравнивать, сопоставлять, систематизировать; использовать однородные члены в собственной речи; совершенствовать умение пользоваться справочным материалом.      Методы: объяснительно­ иллюстративный; практический; частично­ поисковый. ХОД УРОКА I. Повторение. А) Фронтальный опрос. ­Назовите основные единицы синтаксиса. ­Какие бывают предложения по цели высказывания? ­Назовите виды односоставных предложений. ­Чем односоставное предложение отличается от неполного предложения? ­В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?  Б) Запись предложения. Расставьте и объясните постановку знаков препинания: 1. Карелия – край  бесконечных лесов, голубых озёр, порожистых рек, диких скал. II. Беседа с классом. ­Где находится Карелия?  (Презентация. Карта страны с выделенной областью). Что представляет собой Карелия? Мы познакомимся с вами сегодня с этим удивительным краем,   одновременно   повторяя   темы   синтаксиса   и   пунктуации.   Запишем   несколько предложений: 2. Исконных видов хозяйственной деятельности карел немного: охота, рыболовство,  собирательство. 3.   Брусника   и   клюква,   черника   и   морошка,   малина   и   ежевика   –   настоящее   ягодное богатство вы найдёте в лесах Карелии. Слайды презентации. Посмотрите, как красива и богата природа Карелии. 4. У  карел был интересный способ посадки репы. Они её не сеяли, а плевали. ­ Что общего у этих предложений? Найдите в предложениях слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и играют одинаковую синтаксическую роль.  III. Определение и запись темы урока «Однородные члены предложения». А) Беседа с группой. — Дайте понятие однородности. — Какая связь между однородными членами предложения? — Какая интонация при однородных членах? — Назовите морфологическое выражение однородных членов. — Назовите условие, когда повторяющиеся слова не являются однородными членами  предложения. — Перечислите знаки препинания между однородными членами предложения. Б) Работа с учебником. Заполнение таблицы: Запятая ставится 1. с бессоюзной связью 2. с повторяющимися соединительными или разделительными союзами 3. с противительными союзами 4. перед второй частью двойного союза Запятая не ставится   между   однородными   членами,   союзами   И, 1. соединенными   одиночными   ДА=И, ИЛИ Формулируем правило.  ­   Любой   край   ценится   в   первую   очередь   своим   народом.   Что   же   представляют   собой карелы? Презентация. Слайды 10­11 ­ Российский этнограф XIX века Георгиевский так описывал внешность и нравы карел: «Карел среднего роста, среднего сложения, волосы чаще встречаются русые... Глаза серые, синие, редко черные; нос толстый, «картофелиной», борода и усы, большей частью, не важные... С шарфом или платком на шее карел не расстается, на улице ли, в избе – шарф на шее. Девочки, женщины часто ходят в одних рубахах. Говорят карелы почему­то очень громко,   и   непривычного   человека   этот   крик   просто   поражает,   ­думаешь,   спорят. Вслушиваешься, говорят мирно, или что­нибудь рассказывают». Задание: в спроецированном на доске тексте найти ошибки в постановке запятой в предложениях с однородными членами. В)   ­   Какие   знаки   препинания,   кроме   запятой,   могут   быть   в   предложениях   с однородными членами? Работа с учебником: употребление двоеточия и тире при обобщающем слове.  Составление схемы­памятки: 1)  2)  3)  . . . ,  :  ,  ,  , : ,  . . . . . ­ Составьте предложения по этим схемам на основе следующих слайдов: 1. На старинной Круглой площади ныне находятся сразу несколько интересных объектов(?) а именно Мемориал Славы (?) дом горного начальника. 2. Гранит (?) габбро­диабаз (?) шокшинский малиновый кварцит(?)всё каменное богатство Карелии   использовалось   при   строительстве   Мемориального   комплекса   могилы Неизвестного солдата.  ­   Неслучайно   на   главной   площади   Петрозаводска   находится   такой   мемориальный комплекс:   Карелия   тоже   воевала   в   годы   Великой   Отечественной   войны.     В   повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» действие происходит именно в этих местах. (Слайд 17) 3апись и объяснение пунктуации в предложении: И до войны эти края не очень­то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно все обитатели: и лесорубы, и охотники, и рыбаки, и смолокуры – ушли на фронт. ­   Объясните   значение   слова  смолокур.   ( Работник,   занимающийся   выгонкой   смолы   из хвойных деревьев при нагревании без доступа воздуха) IV. Закрепление ­ А чем живет Карелия сегодня?  Слайд 18. Фрагмент песни «Долго будет Карелия сниться» Карелия известна как край суровой северной природы, смешанных лесов, богатых грибами и ягодами,  многочисленных рек, озёр, водопадов, островов, край уникальных монастырей. Слайды 19­21 ­ Определите стили текстов: • Кижи­острова на Онежском озере. (Более 1650 островов). Комплекс деревянных сооружений   Кижского   погоста   (18­19   в.в.),   22­главая   Преображенская   церковь (1714),   9­главая   Покровская   церковь   (1764)   составляют   ансамбль   деревянного зодчества и этнографии Карелии.  • Кижи   ­   две   многоглавые   церкви,   отделенные   одна   от   другой   колокольней. Множество,   множество   куполов,   переливающихся   на   солнце,   кажутся   золотыми. Над   куполами   вьются   чайки,   и   вместе   с   белокрылыми   птицами   все   здание устремляется вверх, в заоблачные дали.  ­ Выполните письменную работу.  Дополните предложения однородными членами. Расставьте знаки препинания. • Я видел Кижи ночью залитые солнцем выделяющиеся своим силуэтом на фоне …., ….. неба. Кижи это величавая поступь …и … ратников. Кижи завещание потомков наказ …, …. свою страну. Кижи это бессмертная Древняя Русь художественное прошлое живущее в ….и ….  V. Итоги урока. VI. Домашнее задание на выбор: 1. Работа по карточке  Дорога на Кижи Расставьте знаки препинания, подчеркните все ряды однородных членов.                  В природе всё пр…красно и плывущие по небу облака   и берёзка шепчущаяся с травой и суровая северная ель и лишайник, который карабкает(?)ся вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравнит(?)ся в водой? Волну…мые ветром волны, отражающие зелёное и голубое живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревя…ом паруснике по просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.          Я вспомнил, что в старину воду считали целебной  очистительной силой. Когда при гадании… девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суже…ого, то это был обычай испрашивать буду(?)щее у воды.                   Озеро   меняло   краски.   Сначала,   когда   едва   вспыхнул   ра…вет,   вода   была   холодной   и (не)приветл…вой. Потом цвет озера стал оловя…ым. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью  заколебалась, как будто в танце, стала тёплой и манящей.   2. Мини­сочинение «Что бы я хотел увидеть в Карелии?»

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019