Методическая разработка урока "Однородные члены предложения" (11 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок построен на повторении материала "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения" с использованием интегративных связей: этнография, литература - как заочное путешествие по одному из красивейших уголков нашей страны - Карелии. Кроме постановки воспитательных задач (знакомство с новым народом нашей страны), повторяются ранее изученные темы.
Иконка файла материала урок.docx
Методическая разработка урока русского языка с элементами интеграции Преподаватель Баландина Елена Владимировна Тема урока «Однородные члены предложения. Пунктуация в предложениях с однородными членами». Цель урока  актуализация знаний студентов по теме «Однородные члены предложения» Задачи урока  формировать   умение   видеть   однородные   члены   предложения   в   тексте   по смысловым и грамматическим признакам;  формировать   навыки   постановки   знаков   препинания       при   однородных   членах предложения; использовать  систематизирующие  таблицы и  схемы  по теме «Однородные члены предложения»; уметь анализировать роль однородных членов предложения в текстах, оценивать их выразительные способности; развивать   аналитические   способности:   выделять   важную   (нужную)   информацию, сравнивать, сопоставлять, систематизировать; использовать однородные члены в собственной речи; совершенствовать умение пользоваться справочным материалом.      Методы: объяснительно­ иллюстративный; практический; частично­ поисковый. ХОД УРОКА I. Повторение. А) Фронтальный опрос. ­Назовите основные единицы синтаксиса. ­Какие бывают предложения по цели высказывания? ­Назовите виды односоставных предложений. ­Чем односоставное предложение отличается от неполного предложения? ­В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?  Б) Запись предложения. Расставьте и объясните постановку знаков препинания: 1. Карелия – край  бесконечных лесов, голубых озёр, порожистых рек, диких скал. II. Беседа с классом. ­Где находится Карелия?  (Презентация. Карта страны с выделенной областью).Что представляет собой Карелия? Мы познакомимся с вами сегодня с этим удивительным краем,   одновременно   повторяя   темы   синтаксиса   и   пунктуации.   Запишем   несколько предложений: 2. Исконных видов хозяйственной деятельности карел немного: охота, рыболовство,  собирательство. 3.   Брусника   и   клюква,   черника   и   морошка,   малина   и   ежевика   –   настоящее   ягодное богатство вы найдёте в лесах Карелии. Слайды презентации. Посмотрите, как красива и богата природа Карелии. 4. У  карел был интересный способ посадки репы. Они её не сеяли, а плевали. ­ Что общего у этих предложений? Найдите в предложениях слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и играют одинаковую синтаксическую роль.  III. Определение и запись темы урока «Однородные члены предложения».А) Беседа с группой. — Дайте понятие однородности. — Какая связь между однородными членами предложения? — Какая интонация при однородных членах? — Назовите морфологическое выражение однородных членов. — Назовите условие, когда повторяющиеся слова не являются однородными членами  предложения. — Перечислите знаки препинания между однородными членами предложения. Б) Работа с учебником. Заполнение таблицы: Запятая ставится 1. с бессоюзной связью 2. с повторяющимися соединительными или разделительными союзами 3. с противительными союзами 4. перед второй частью двойного союза Запятая не ставится   между   однородными   членами,   союзами   И, 1. соединенными   одиночными   ДА=И, ИЛИ Формулируем правило.  ­   Любой   край   ценится   в   первую   очередь   своим   народом.   Что   же   представляют   собой карелы? Презентация. Слайды 10­11 ­ Российский этнограф XIX века Георгиевский так описывал внешность и нравы карел: «Карел среднего роста, среднего сложения, волосы чаще встречаются русые... Глаза серые, синие, редко черные; нос толстый, «картофелиной», борода и усы, большей частью, не важные... С шарфом или платком на шее карел не расстается, на улице ли, в избе – шарф на шее. Девочки, женщины часто ходят в одних рубахах. Говорят карелы почему­то очень громко,   и   непривычного   человека   этот   крик   просто   поражает,   ­думаешь,   спорят. Вслушиваешься, говорят мирно, или что­нибудь рассказывают». Задание: в спроецированном на доске тексте найти ошибки в постановке запятой в предложениях с однородными членами.В)   ­   Какие   знаки   препинания,   кроме   запятой,   могут   быть   в   предложениях   с однородными членами? Работа с учебником: употребление двоеточия и тире при обобщающем слове.  Составление схемы­памятки: 1)  2)  3)  . . . ,  :  ,  ,  , : ,  . . . . . ­ Составьте предложения по этим схемам на основе следующих слайдов: 1. На старинной Круглой площади ныне находятся сразу несколько интересных объектов(?) а именно Мемориал Славы (?) дом горного начальника. 2. Гранит (?) габбро­диабаз (?) шокшинский малиновый кварцит(?)всё каменное богатствоКарелии   использовалось   при   строительстве   Мемориального   комплекса   могилы Неизвестного солдата.  ­   Неслучайно   на   главной   площади   Петрозаводска   находится   такой   мемориальный комплекс:   Карелия   тоже   воевала   в   годы   Великой   Отечественной   войны.     В   повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» действие происходит именно в этих местах. (Слайд 17) 3апись и объяснение пунктуации в предложении: И до войны эти края не очень­то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно все обитатели: и лесорубы, и охотники, и рыбаки, и смолокуры – ушли на фронт. ­   Объясните   значение   слова  смолокур.   ( Работник,   занимающийся   выгонкой   смолы   из хвойных деревьев при нагревании без доступа воздуха) IV. Закрепление ­ А чем живет Карелия сегодня?  Слайд 18. Фрагмент песни «Долго будет Карелия сниться» Карелия известна как край суровой северной природы, смешанных лесов, богатых грибами и ягодами,  многочисленных рек, озёр, водопадов, островов, край уникальных монастырей. Слайды 19­21­ Определите стили текстов: • Кижи­острова на Онежском озере. (Более 1650 островов). Комплекс деревянных сооружений   Кижского   погоста   (18­19   в.в.),   22­главая   Преображенская   церковь (1714),   9­главая   Покровская   церковь   (1764)   составляют   ансамбль   деревянного зодчества и этнографии Карелии.  • Кижи   ­   две   многоглавые   церкви,   отделенные   одна   от   другой   колокольней. Множество,   множество   куполов,   переливающихся   на   солнце,   кажутся   золотыми. Над   куполами   вьются   чайки,   и   вместе   с   белокрылыми   птицами   все   здание устремляется вверх, в заоблачные дали.  ­ Выполните письменную работу.  Дополните предложения однородными членами. Расставьте знаки препинания. • Я видел Кижи ночью залитые солнцем выделяющиеся своим силуэтом на фоне …., ….. неба. Кижи это величавая поступь …и … ратников. Кижи завещание потомков наказ …, …. свою страну. Кижи это бессмертная Древняя Русь художественное прошлое живущее в ….и ….  V. Итоги урока. VI. Домашнее задание на выбор: 1. Работа по карточке  Дорога на Кижи Расставьте знаки препинания, подчеркните все ряды однородных членов.                  В природе всё пр…красно и плывущие по небу облака   и берёзка шепчущаяся с травой и суровая северная ель и лишайник, который карабкает(?)ся вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравнит(?)ся в водой? Волну…мые ветром волны, отражающие зелёное и голубое живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревя…ом паруснике по просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.          Я вспомнил, что в старину воду считали целебной  очистительной силой. Когда при гадании… девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суже…ого, то это был обычай испрашивать буду(?)щее у воды.                   Озеро   меняло   краски.   Сначала,   когда   едва   вспыхнул   ра…вет,   вода   была   холодной   и (не)приветл…вой. Потом цвет озера стал оловя…ым. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью  заколебалась, как будто в танце, стала тёплой и манящей.   2. Мини­сочинение «Что бы я хотел увидеть в Карелии?»