Методическая разработка
урока окружающий мир
«КТО ТАКИЕ «МЫ»
УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»
Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Предметные задачи урока: формировать у учащихся представления о человеке как части окружающего мира, природы, страны, семьи; о зависимости человека от окружающего мира и желании человека улучшить условия своей жизни, о меняющихся условиях жизни человека.
Метапредметные задачи урока:
Личностные: создать условия для развития интереса к учебному материалу, этических чувств на основе изучаемого материала.
Регулятивные: формировать умения: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать коллективно результаты своих действий, адекватно принимать оценки своей работы.
Познавательные: найти нужную информацию при рассматривании рисунка и чтении текста, сравнивать изучаемые объекты; определять элементарные причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: использовать адекватные речевые средства для взаимодействия на уроке, формирования своего мнения.
Оборудование урока: рисунки «Моя семья»; родословные ребят; презентация; карточки для работы в группах «Кроссворд», в парах «Традиции семьи»; ребус; «фундамент» семьи (дом); матрешки; учебник «Окружающий мир» 1 класс ч.2 (авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков).
Ход урока
I. Включение в урок.
Игра.
У.- Как живешь?
Д.- Вот так! (Показывают поднятый вверх большой палец)
У.- А идешь?
Д.- Вот так! (Имитируют ходьбу)
У.- А бежишь?
Д.- Вот так! (Имитируют бег на месте)
У.- Ну, а спишь?
Д.- Вот так! (Складывают руки под щекой)
У.- А за партою в школе сидишь?
Д.- Вот так! (Показывают)
У.- Какой урок нам с вами предстоит прожить?
Д.- Окружающий мир.
У.- Я уверена, что все вы будете работать внимательно, а думать самостоятельно.
II. Введение в тему урока.
Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, вам необходимо разгадать ребус: 7Я.
Мы сегодня будем говорить о семье. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать?
Работать мы будем по плану. Но прежде всего давайте поработаем с поговоркой (на доске):
Семья в куче, не страшна и туча.
Как вы понимаете значение этой поговорки? К нам сегодня в гости пришла одна из образцовых семей. Подскажу вам. Это игрушечная семья и она является одним из символов нашей страны (матрешки).
Что вы помните про этих сестричек? Как связаны матрешки, поговорка и тема сегодняшнего урока?
План урока спрятан как раз внутри наших сестричек.
III. Работа над новой темой.
1) Жизнь первобытного человека.
Рассмотрите слайд презентации. Вспомните, как жил первобытный человек. Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру, чтобы сменить шкуры на одежду, чтобы горячим супом и котлетами заменить сырое мясо и жесткие корни растений?
2) Кто живет в большой квартире? Работа в группах по рядам.
Вам необходимо разгадать кроссворд.
|
|
|
1. |
с |
е |
с |
т |
р |
а |
|
|
2. |
д |
е |
д |
у |
ш |
к |
а |
|
|
|
3. |
м |
а |
м |
а |
|
|
4. |
д |
о |
ч |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
д |
я |
д |
я |
|
|
|
Вопросы:
1. Маме она дочка, а для меня?
2. Папа моего папы.
3. Дочь моей бабушки.
4. Для мамы я.
5. Брат моего папы.
3) Семейные традиции. Работа на карточках в парах.
Рассмотрите рисунки. Какие традиции изображены на них?
Какие традиции есть в ваших семьях?
Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?».
Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Что означает это слово? (ответы учащихся).
Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми.
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.
Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.
А можете ли вы назвать имя своих прабабушки или прадедушки? Знаете ли вы откуда она родом? (ответы детей, рассказ учителя).
Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина (на слайде родословная поэта). Как вы работали, ребята, при составлении своей родословной?
Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.
Физкультминутка – пение песенки «Вместе весело шагать по просторам…»
Как связана сегодняшняя тема и эта песенка?
4) Основа семьи.
Как вы думаете, какой должны быть настоящая семья?
Предлагаю построить домик, в котором перечислим все качества хорошей семьи.
На доске карточки: понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба, ненависть, самолюбие.
Что может быть семьи
дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
IV. Подведение итогов урока.
Что самое главное в нашей жизни?
Может ли человек прожить без семьи?
Чтение вывода в учебнике на стр.27.
А можно ли назвать наш класс или даже нашу школу большой семьей? Почему?
Работа по экрану успехов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.