Методическая разработка урока "Ордынское владычество на Руси"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока "Ордынское владычество на Руси"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
6 кл
24.03.2017
Методическая разработка урока "Ордынское владычество на Руси"
Предмет – история, 6 класс. Тема: Ордынское владычество на Руси Продолжительность урока –45 минут. Тема урока является актуальной на сегодняшний день, так как она отличается своей неповторимостью и своеобразием исторических моментов, личностей, которые способствовали развитию общества и различных сфер жизни. Период ордынского владычества был периодом глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Для нашей страны это событие является очень важным, поскольку предопределило её дальнейшее развитие.
Ордынское владычество.doc

Пояснительная записка

 

Предмет – история, 6 класс. 
Тема: Ордынское владычество на Руси 
Продолжительность урока –45 минут. 
Оборудование для урока:     

-  компьютер,  OC Windows,  Microsoft PowerPoint /XP;

- карта «Русские земли в XII- XIII вв.».

Авторский медиапродукт – презентация   по теме «Ордынское владычество на Руси ». 
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа при подготовке к  уроку и фронтальная на уроке.

Тема урока является актуальной на сегодняшний день, так как она отличается своей неповторимостью и своеобразием исторических моментов, личностей, которые способствовали развитию общества и различных сфер жизни. Период ордынского владычества был периодом глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Для нашей страны это событие является очень важным, поскольку предопределило её дальнейшее развитие.  Этому периоду истории следует уделять как можно больше внимания, так как это одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории. Сегодня перед Россией, как и в XIII веке, стоит проблема выбора направления, ориентации: Восток или Запад.

Для достижения цели и реализации задач урока применяются элементы информационно-коммуникативной технологии, системно-деятельностный подход, что позволяет развивать навыки самостоятельной работы, способствует саморазвитию личности. Учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную работу и поисковую работу с классом и управляет навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, повышения информационной грамотности и активности учащихся на уроке.
            Подготовка к уроку сопровождалось поиском нужной информации в Интернете и тематическом выпуске журнала «Родина»  1997, № 3-4.

Данную методическую разработку, как основу, любой учитель сможет, имея необходимое оборудование, использовать на своем уроке по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок истории в 6 классе по теме:

«Ордынское владычество на Руси»

 

Цель урока: выявить причины установления вассальных отношений русских                                       княжеств с Золотой Ордой.

Задачи:

Образовательная: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

Развивающая: продолжить работу над формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой. Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за несокрушимую силу русского духа.

 

Учебно-методическое обеспечение:

- Данилов А.А.: История России: с древнейших времён до конца XYI века.

 6 класс. М.: Просвещение, 2012;

- контурные карты;

- презентация;

- фрагмент из древнерусской летописи о смерти Черниговского князя Михаила в Золотой Орде (стр. 120 учебника)

 

Оборудование:

-  мультимедиа  компьютер,  OC WindowsMicrosoft PowerPoint /XP;

- карта «Русские земли в XII- XIII вв.».

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная работа.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: Золотая Орда, баскак, «ордынский выход», численники

 

Ход урока: организационный момент. (слайды № 1-2)

 

I. Актуализация знаний учащихся

Повторение изученного материала

 

Вводное слово учителя: (слайд № 3)

 Сложными и трудными были исторические судьбы русских земель XII-XY вв. Восточные славяне, в так называемый домонгольский период своей истории, прошли большой путь развития, добились многого, как в сфере внутренней жизни страны, так и на международной арене. По уровню культурного развития русские земли не уступали передовым странам мира. Однако занятая сложными внутренними социально-политическими процессами Русь не была свободна от необходимости вести вооружённую борьбу с некоторыми своими воинственными соседями.

 

 - С кем приходилось воевать Руси? (хазары, печенеги, половцы)

 

А Западная Европа не знала угрозы вторжения кочевников и могла спокойно развиваться, поскольку между её землями и степью лежал надёжный русский щит. В 1237 году на Русь хлынула ещё одна мощная волна кочевников.

 

- Кто были эти кочевники? (монголо-татары)

- Оказывал ли сопротивление монголо-татарам русский народ? (Да, оказывал).

 

Летописи сохранили имена могучих и славных богатырей – киевского воеводы Димитрия, рязанского воина Евпатия Коловрата, который с отрядом в 1700 воинов, наносил внезапные удары по завоевателям. Батыевы воины не смогли овладеть Евпатия обычным оружием, выставили против него металлические орудия и забросали камнями. Чем дольше завоеватели продвигались вглубь Руси, тем ожесточённее становилось сопротивление. Торжок оборонялся 2 недели, а маленький городок Козельск – 7 недель, после чего он был взят и стёрт с лица земли. Не смогли враги запугать народ и сломить его волю к борьбе. Русь не покорилась.

 

- Что же остановило Батыя недалеко от Новгорода? (Поход не укладывался в сроки. Рухнул замысел Батыя разгромить соединённые силы Северо-Восточной Руси в открытом поле, в одном или в двух больших сражениях, используя своё численное и тактическое превосходство. Скорее всего, не весенняя распутица, а боязнь новых жестоких сражений заставила Батыя повернуть на юг.)

 

II. Изучение нового материала

 

1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

Учитель:

В 1239 году начался новый поход, в этот раз уже по Юго-Западной Руси. В 1240 году пал Киев. Избежали разорения только Витебское, Полоцкое, Пинское, Смоленское княжества и большая часть Новгородско-Псковской земли.

 (Работа с картой «Русские земли в XII- XIII вв.»).

В 1243 году была основана Золотая Орда – государство монголо-татар. Монголо-татары дошли до низовьев Волги и основали столицу – город Сарай. (слайд №  4)

 

Сообщение ученика: «Сарай – столица Золотой Орды»  Приложение № 1

 

 

Учитель:

- Покажите границы Золотой Орды и отметьте их на контурной карте.

 

Русские княжества не вошли в состав Золотой Орды. Но находились в  вассальной зависимости от неё. Складывается система зависимости русских земель от ордынских ханов.

В 1240 году Русь попала в экономическую и политическую зависимость от Золотой Орды. (слайд №  5

 

- Была ли у монголо-татар цель завоевать Русь?

         - Почему Русь была обложена тяжёлой данью, а в состав Золотой Орды не входила? (слайд № 6 )

 

Для того чтобы получить ярлык на княжение русские князья должны были ездить в Золотую Орду. В 1243 году первым из русских князей в Сарай поехал владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович, следом за ним и остальные князья. По приезду в Золотую Орду русские должны были соблюдать монгольские обычаи.

 

Сообщение ученика: «Русские в Золотой Орде» (слайд № 7) Приложение № 2

 

            Учитель:

            Какие отношения сложились между Русью и Золотой Ордой?

Работа с документом в учебнике на стр.120 (слайд № 8)

 

         Вопросы к документу:

1.     Как вы расцениваете поступок Михаила Черниговского?

 

2.   О каких формах ордынского владычества рассказывается в этих источниках?

 

2.     Зачем русские князья должны были ездить в Золотую Орду?

 

         Учитель:

         Ярлык на великое Владимирское княжество в 1242 году получил Ярослав – отец Александра Невского, а после смерти Ярослава, в 1252 году, Великим князем Владимирским становится Александр Невский. В этих тяжёлых условиях нужно было укреплять обороноспособность страны и большую роль в этом сыграл Невский.

 

2. Повинности русского населения

Учитель:

Ханские наместники – баскаки – опираясь на вооружённые отряды, следили за тем, чтобы дань выплачивалась исправно. Самой тяжёлой повинностью считался «ордынский выход».

Кроме регулярной дани с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи (слайд № 9 ). От дани освобождалось только духовенство, так как первые владыки Золотой Орды были язычниками и безразлично относились к иным религиям, а духовенство стремились использовать для укрепления своей власти. В эти тяжёлые годы церковь стремилась утешить, вселить надежду в сердца людей. Иго объяснялось как наказание за неправильную жизнь и грехи. Выдающийся писатель епископ владимирский Серапион в своих поучениях осуждал враждующих князей, призывал их забыть усобицы и сплотиться перед лицом врага.

 

         3. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русь и Орда при Александре Невском.

 

         Учитель:

Александр Невский прилагал все усилия, чтобы прекратить набеги ордынцев на Русь. Он стоял за мир с Ордой. (слайд №  10)

 

- Почему? (Он понимал, что неповиновение Орде повлечёт за собой новое нашествие)

Учитель:

         Александр Невский оказал содействие численникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Он понимал, что волнения против ордынской переписи навлекут карательную рать монголо-татар. Восстание в Новгороде Александр утихомирил, собрав у стен Новгорода владимирские и суздальские полки.

В 1263 году. Возвращаясь из Орды, в Городце на Волге умер князь Александр Невский, возможно отравленный в ханской ставке. Он почти достиг своей цели: Владимирское Великое княжение стало опасной силой для ордынского владычества, и то, что за два десятилетия относительно спокойной жизни Северо-Восточная Русь залечила раны, начали отстраиваться города и русские полки прославились победами над интервентами с запада – в этом заслуга выдающегося князя Александра Невского.

На Руси восстания против ордынцев стали вспыхивать всё чаще и чаще и стали главной причиной передачи сбора податей в руки русских князей.

 

4. Последствия ордынского владычества.

 (слайд №  11)

         Учитель:

Вывод:

Ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти. Самодержавная власть, утвердившаяся позднее в едином русском государстве, унаследует многие восточные черты. Ордынское иго придаст новое направление духовным исканиям общества. Тема патриотизма и скорби о погибших защитниках земли Русской, отчётливо зазвучит в летописях и других произведениях тех лет. Монгольское влияние в культурном отношении было незначительным и ограничилось заимствованиям небольшого количества восточных слов, элементов культуры и быта.

III. Закрепление

1. Решить тест (слайд №  12)

         2. Дать определение терминам:

-баскак;

         - владычество;

         - «ордынский выход»;

         -ярлык.

3. Показать на карте границы Золотой Орды.

IV. Домашнее задание:

         - § 14;

         - в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных             восстаниями против ордынцев;

- творческое задание: из слов на стр. 121 составить кроссворд;

- индивидуальное: подготовить сообщение об Иване Калите.

 

 

 Список литературы:

1.     Вернадский Г. Что дали Руси монголы.  - «Родина». Российский    исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 94-95.

2.     Горшкова В. «Клейменый» Федор князь.  - «Родина». Российский исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 62-65.

3.     Егоров В. Сарай, Сарайчик, Бахчисарай… - «Родина». Российский исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 66-71.

4.     Полубояринова М. Русские в Золотой Орде - «Родина». Российский исторический иллюстрированный журнал. - М., 1997, № 3-4, С. 48-52.

5.     Котляр Н.Ф., Тарусина Г.Н. Установление ордынского ига на Руси. Материалы к урокам. Серия: Библиотечка «Первого сентября». – 2006.

 Медиаресурсы:

1.     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. 2006.

2.     Учебное электронное издание. Битва на поле Куликовом. 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

 истории в 6 классе по теме: «Ордынское владычество на Руси».

 

 

Предмет, класс

История России, 6 класс

Организационный момент

 

Продолжительность этапа

1 мин

Тема урока

 

«Ордынское владычество на Руси»

слайд № 1

Продолжительность этапа

1 мин

Цель и задачи урока слайд № 2

образовательные

развивающие

воспитательные

 

сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига.

продолжить работу над формированием умения делать устное сообщение по теме, анализировать письменные источники, работать с картой.

воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за несокрушимую силу русского духа.

Продолжительность этапа

2 мин

Актуализация знаний учащихся по изученным темам,

работа с картой

- С кем приходилось воевать Руси?

- Кто были эти кочевники?

- Оказывал ли сопротивление монголо-татарам русский народ?

- Что же остановило Батыя недалеко от Новгорода?

- Была ли у монголо-татар цель завоевать Русь?

Продолжительность этапа

5 мин

Изучение нового материала.

Продолжительность этапа

29 мин

 

1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

 - Покажите границы Золотой Орды и отметьте их на контурной карте.

Сообщение ученика

Слайды № 3 – 8

 

Работа с документом на стр. 120 учебника

Слайд № 8

 

3.     Повинности русского населения

Работа над терминами

Слайд № 9

 

3. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русь и Орда при Александре Невском.

 

Слайд № 10

 

4. Последствия ордынского владычества.

Слайд № 11

Закрепление

 

Слайды № 12-13

Продолжительность этапа

5 мин

Домашнее задание

- § 14;

- в контурной карте обозначить границы княжеств, охваченных             восстаниями против ордынцев;

- творческое задание: из слов на стр. 121 составить кроссворд;

- индивидуальное: подготовить сообщение об Иване Калите.

Слайд № 14

Продолжительность этапа

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Сообщение на тему: «Русские в Золотой Орде»

 

Завоевание Руси монголами стоило тысячам её жителям. Многие из них были угнаны в плен, и следы их затерялись на огромных степных просторах Нижней волги, на Северном Кавказе, в Крыму. В Орду были вынуждены ездить русские князья, их послы, высшее духовенство.

Мастера различных специальностей нужны были Орде для строительства городов, зданий, для изготовления оружия, украшений, керамики – всего того, чем впоследствии была знаменита Золотая Орда. Именно согнанные из разных стран ремесленники и создали её пёструю и яркую материальную культуру.

         Помимо ремесленников, монголы использовали пленных мужчин, годных к военной службе. В первые десятилетия после нашествия монголов пленных воинов использовали с особенной жестокостью. В 14 веке принудительное привлечение русских воинов сменилось наёмничеством. Наёмники получали жалованье и свою долю добычи.

         Захваченных в рабство использовали и для домашних работ, здесь особенно ценились русские женщины. Родившиеся в Орде дети пленников также становились рабами. Излишки рабочей силы продавались на рабских рынках Крыма и Кавказа, что приносило большой доход рабовладельцам. Рабов, в том числе и русских, продавали в Египет, государства Западной Европы.

         С наибольшей полнотой в летописях отражались поездки в Орду русских князей. По свидетельствам современников, положение русских князей по прибытии в Орду становилось унизительным и опасным. Условия жизни князей и их свиты в непривычном кочевом быту были очень тяжелы. От русских князей, прибывших по вызову Батыя. Требовалось исполнить языческие обряды; во время приёма князья и послы стояли перед ханом на коленях.

         За первые 100 лет ига из-за перенесённых лишений и волнений в Орде умерли, по-видимому, своей смертью, шесть князей. Несколько князей были отпущены больными и умерли по дороге домой, в том числе и Александр Невский. По крайней мере 10 князей были убиты в Орде по прямому приказу хана. Это была политика, направленная на уничтожение верхушки русских земель, чтобы сломить и обезглавить возможное сопротивление.

         Постоянные поездки в Орду совершали и русские купцы. Международная торговля приносила ханам огромную выгоду, поэтому они старались сделать дороги и рынки безопасными для купцов. Русские поставляли на ордынские рынки меха, льняные ткани. Закупали они соль, шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности. Восточную поливную посуду.

          Таким образом, видно, что отношение ханской администрации к русским людям строилось не на правовых нормах. А на грубой силе Нашествие нанесло страшный удар по экономике и культуре русских княжеств, по их людским ресурсам. Лишь в 14 веке Русь начала оправляться от удара и собирать силы для борьбы с завоевателями.

 

Приложение № 2

 

Сообщение на тему: «Сарай – столица  Золотой Орды»

 

До последнего времени государство Золотая Орда без особых раздумий относили к числу чисто кочевнических. Даже в наше время на исторических картах территория Золотой Орды содержит минимум топографической информации, представляя практически безмолвное пространство степей, перерезанных реками. И только в самой их середине взгляд задерживается на крошечной точке с пояснительной надписью «Сарай» - столице государства Золотая Орда.

         Монгольские города начинают появляться только после создания империи Чингисхана, в состав которой вошли многие кочевые и оседлые народы. Изменения, произошедшие в жизни кочевого общества, требовали создания стационарных центров. Среди кочевников выделяется чиновничья прослойка, которая не перемещается с ханским двором, а оседает на постоянное жительство. Так появляется столица Золотой Орды – город Сарай, что в переводе означает «дворец». Город Сарай был расположен в 150 километрах выше современной Астрахани. Письменные источники сообщают, что число проживавшего здесь населения составляло 75 тысяч человек.

          Кочевники, перешедшие к оседлости, не могли столь быстро забыть своё прошлое, и это своеобразно отразилось на внешнем виде их городов. В процессе раскопок рядом с монументальными зданиями были обнаружены следы привычных монголам юрт, которые, по всей видимости, использовались в летнее время.

         Для строительства жилых и общественных зданий в городе привлекались рабы, которые содействовали росту числа жителей населённых пунктов.   Город был крупнейшим центром ремесленного производства. Здесь же был крупнейший центр международной транзитной торговли на линии Китай – Западная Европа. После окончательного развала Золотой Орды город практически оказался брошенным населением. И все его великолепные здания медленно разрушались. Так он и стоял до 1578 года, когда сын Ивана Грозного царь Фёдор Иванович специальным указом повелел ломать «палаты в Золотой Орде и тем делати город» Астрахань.


Пояснительная записка Предмет – история, 6 класс

Пояснительная записка Предмет – история, 6 класс

Урок истории в 6 классе по теме: «Ордынское владычество на

Урок истории в 6 классе по теме: «Ордынское владычество на

Русь не была свободна от необходимости вести вооружённую борьбу с некоторыми своими воинственными соседями

Русь не была свободна от необходимости вести вооружённую борьбу с некоторыми своими воинственными соседями

Покажите границы Золотой Орды и отметьте их на контурной карте

Покажите границы Золотой Орды и отметьте их на контурной карте

Кроме регулярной дани с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи ( слайд № 9 )

Кроме регулярной дани с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи ( слайд № 9 )

Русской, отчётливо зазвучит в летописях и других произведениях тех лет

Русской, отчётливо зазвучит в летописях и других произведениях тех лет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА истории в 6 классе по теме: «

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА истории в 6 классе по теме: «

Актуализация знаний учащихся по изученным темам, работа с картой -

Актуализация знаний учащихся по изученным темам, работа с картой -

Приложение №1 Сообщение на тему: «Русские в

Приложение №1 Сообщение на тему: «Русские в

Рабов, в том числе и русских, продавали в

Рабов, в том числе и русских, продавали в

Кочевники, перешедшие к оседлости, не могли столь быстро забыть своё прошлое, и это своеобразно отразилось на внешнем виде их городов

Кочевники, перешедшие к оседлости, не могли столь быстро забыть своё прошлое, и это своеобразно отразилось на внешнем виде их городов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017