Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
26.11.2017
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Цели урока: • Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи – «Если ты такой милосердный, то забирай даром» показать учащимся, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи тому, кто нуждается. Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, – все на земле расцветает. • Что такое милосердие? Сначала стоит сказать, что, как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе. На примере «Притчи о добром самарянине» дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.
Методическая разработка урока ОРКСЭ.doc
Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) по теме: «Милосердие и сострадание»                                                                          Выполнила:                                                          Компанец Ольга Викторовна,                                                           учитель начальных классов                                                          БОУ г. Омска «Средняя                                                          общеобразовательная школа №86»                                                 Омск 2015 Тема урока: «Милосердие и сострадание» Цель урока: дать представление о милосердии и сострадании.  поставить себя на место нуждающихся в помощи людей, увидеть первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого  человеческого богатства ­ Милосердия.  Художественно­педагогическая и нравственная идея урока: «Во всем  как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Задачи урока:  Создать условия для осознания понятия «милосердие и сострадание».  Выйти с ребятами на понимание сути милосердия как умения человека  сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как  свое собственное. Причем, сочувствовать не словами, а делом: «Будьте  внимательными, вдруг кому­то нужна ваша помощь! Не ждите, когда  вас попросят, а помогите нуждающимся».  Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере  притчи – «Если ты такой милосердный, то забирай даром» показать  учащимся, что самая большая радость для человека – это протянуть  руку помощи тому, кто  нуждается. Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло  весной. Когда они объединены, – все на земле расцветает.   Что такое милосердие? Сначала стоит сказать, что, как и все чувства,  милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе  или на себе. На примере «Притчи о добром самарянине» дать  возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это  бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого,  что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи. Оборудование урока:  Аппаратура для компьютерной презентации.   Раздаточный материал для детей: карточки для групповой работы,  индивидуальные конверты с домашним заданием.  Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Москва «Просвещение»  2012г А.В.Кураев Ход урока I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. ­ Добрый день, ребята!  Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы  приветливы и ласковы, спокойны и добры. Мы все здоровы! (слайд 1)  ­ Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке.  Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий  человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь  вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему,  порадуйтесь за себя.  Я очень рада  видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш  класс просто  расцвёл от улыбок. А сейчас послушайте одну притчу: (слайд 2) Если ты такой милосердный, то забирай даром  Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление  «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через  считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он  робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец.  Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать  мелочь.  – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил  он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.  Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только  один из них, почему­то явно от всех отставал. И как­то странно подтягивал  заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик.  Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на  всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.  Тогда мальчик почему­ то очень заволновался.  – Вот его­то я и хотел бы приобрести. – Да ты что,  мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе?  Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так  отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика  вытянулось.  – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом  произнес ребенок.  – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие.  И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.  – Сынок, ты просто  не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и  прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать  штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога  мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.  Ребенок взглянул на продавца.  – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто­то, кто бы  понимал, как ему тяжело, и кто бы его  поддержал, ­ дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком  стал кусать губы. Слезы переполнили его  глаза... Немного помолчав, он  заставил себя улыбнуться.  – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят  были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты. (слайд 3) ­ Какие чувства вы испытали,  когда слушали?  ­ Каким качеством обладал мальчик? ­ Как назвал продавец мальчика? (слайд 4) II. Целепологание. Работа над понятием Милосердие и сострадание.  ­ Одно из самых красивых слов на свете ­ МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас  есть маленькое доброе сердце­ милосердие. Ребята, изучая «Основы православной культуры» мы с вами общаемся на  русском языке. Я подумала, что будет правильно, если мы сможем применить  свои знания по русскому языку на этом уроке. Тем более, что название  нашей темы требует разбора по составу.  ­ Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце) (слайд 5) ­ А где еще можно узнать значение этого слова? (словарь)  (слайд 6) Милосердие­ способность миловать, любить, жалеть всем сердцем. ­ Давайте обратимся за помощью к словарю. (Ожегова) Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное  отношение к другому человеку. (Энциклопедия «Кругосвет») Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней  нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова) Во всех определениях встретили слово ­ сострадание ­ Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?  (Ответ: способность переживать за другого). (слайд 7) Сострадание­ способность переживать боль другого человека, как  собственную. ­ Как вы думаете, что лежит в основе милосердия  (в основе лежит Любовь.) ­ Давайте выделим корни в слове «милосердие», Подберите однокоренные  слова  (на доске) (слайд 8) ­  Подберите еще слова, близкие по значению слову «милосердие». (Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота) ­ Вы догадались,  о чем будем сегодня говорить, тема нашего урока?   (учебник) ­ На какие вопросы мы постараемся найти ответы? (учебник).  Мы с вами на  прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди – это норма, это то, что  положено делать, чтобы не навредить ближним и самому себе. (слайд 9) Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от  Бога.  Он дал Моисею 10 заповедей, начертанных на каменных плитах. Есть  заповеди, которые говорят об отношении людей между собой. Работа в группах.  Класс делится на группы. Каждая должна  прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная  заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. № Содержание Что означают? Аргументы Почитай отца твоего  и матерь твою, чтобы  продлились дни твои  на земле 5 6 7 Не кради Нельзя убивать  другого человека и  желать ему смерти Нельзя брать чужое  без разрешения Родители дали жизнь,  заботились о ребёнке. За  это – продлятся дни Не ты дал жизнь,  значит, не тебе  её отнимать! ­ Какую из заповедей вы считаете для себя наиболее важной. (Я считаю  главной из них …:  2­3 ученика) Н­р: Родители каждому из нас подарили жизнь. Без них мы бы не  появились на свет. Родители растят нас, заботятся, учат правильно  поступать. У меня есть совсем маленький братишка. Я вижу, сколько он  требует у мамы времени и заботы, вижу, как мама устаёт с ним. Но все в нашей семье рады, что он растёт, улыбается. Мы нашего Артёмку очень  любим и помогаем родителям. Он сейчас совсем беспомощный. Я понимаю теперь, что и мы со старшим братом были когда­то такими же и  нуждались в помощи и заботе. Все заповеди можно свести к одной:   «Люди, любите друг друга!» В класс заглядывает девочка Даша  (диалог девочки с учителем) Даша: Здравствуйте! У вас здесь урок? У:  Здравствуй, Даша. Очень рады тебя видеть. Как твои дела? Даша: Отлично! Пришла рассказать вам, что со мной вчера. У: Интересно. Даша: Вы представляете – любовь – это самая главная заповедь,  которую оставил Иисус своим ученикам, а значит и нам. У: Да, это очень важно. Даша: Я и призадумалась. И сразу вспомнила Ваську, которого я совсем не люблю. Да и как его любить, ведь он в меня гнилыми помидорами бросал.  Хорошо, что не попал, а то пришла бы домой испачканная. У: Да, не хорошо с тобой Вася обошелся. Даша: Когда я поняла, что не люблю его, я почти  расстроилась.  Неужели во мне нет любви? А потом вспомнила, что я люблю клубничное  мороженое. Целых 10 штук могу съесть. Ну и что. Что я Ваську не  люблю. Зато мороженое люблю. Это правильно, ребята? У: Нет! Ведь Господь хочет, чтобы мы любили ближнего, а не  мороженое. Даша: Ближнего! Кто же для меня ближний?  У: Молодец, Даша! Но ближние ­ это не только те люди, которые нам  нравятся и которые нас любят. Даша: А кто же еще мой ближний? У: Иисус ответил на этот вопрос историей, которая записана в Евангелии от Луки.  III. Открытие нового знания. Люби ближнего. (слайд 10) Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая  главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и  к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы  никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».  Христос  же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине: Милосердный самаритянин.  (слайд 11) «На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие  остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде  окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится,  что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий  человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке,  остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими  приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в  гостиницу и оплатил его лечение. Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и  прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к  своему ближнему.» ­ Понравился вам самарянин? (да) (слайд 12) ­ Чем он вам понравился? (он добрый, помог ближнему ) ­ Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя) Исследовательское чтение текста А сейчас откройте учебники на стр. 43­ 44 и давайте прочитаем(2­3 абзац) со слов («Притча Христа означает….»  до слов «Если человек  принимает…».) дети читают Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы: ­ Кто такой ближний?  (Ближний ­ всякий человек, который нуждается в  помощи) (слайд 13) ­ И что означает притча Христа? Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще  ближний ­ это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно –  становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет  кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Это не только твоя семья и друзья,  это всякий, который нуждается в твоей помощи, поддержке, твоем участии. ­А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную  минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи) ­Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне,  так и я к тебе). С.43 ­Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа  (начнутся войны, ссоры и горе). ­Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ? (прощение стоит выше, чем  возмездие). IV. Осмысление нового знания ­ Ребята, знаете, как Иисус назвал самарянина, который помог нашему герою? ­ Добрый самарянин или по­другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему. ­ Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы  поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты  поступай так  же».  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы  поступайте с ними…» ­ Как много слов вокруг слова «Милосердие». (слайд 14 ­ 15).  ­ Откуда в людях равнодушие? ­ Почему бездушие, жестокость стали нормой? ­ Почему утрачивается чувство милосердия? ­ Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь  себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого.  Быть милосердным – значит жить в радости. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим,  тем больше получаем его. ­ Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что­то  недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце  разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. ­ Что мы имеем в виду, когда желаем, милости к себе? (дети отвечают) ­ Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу.  Но если  мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться  прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с  прощения.  Кто­то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая  шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время ­ и этот кто­то  сам смешно растянулся на брошенной кем­то банановой шкурке. Да так  сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты  сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь  подойти, помочь ему, позвать врача? Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые  обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю  вам: любите врагов ваших».  ­ Да, это трудно.  Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и  это ему под силу. (слайд 16 ­ 17)    Послушаем один разговор между священником, которым был святой  Филарет Московский и врачом. Этот разговор нам озвучат ребята. (3  человека) (С. 44, 2­3 абзацы) Слушаем внимательно, потому что вам надо  будет ответить на вопрос. ­ Филарет Московский сказал, что в ту минуту Христос забыл о нем. О какой  минуте он говорил?  (Когда он осуждал других людей, благодать покинула его душу.) ­  Доктором, возразившим святителю Филарету, был Федор Петрович Гааз,  которого все за его милосердие называли «святой доктор». На памятнике  доктора Гааза высечены слова его девиза: «Спешите делать добро!» ­ А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают) ­Человек может научиться милосердию? (слайд 18). Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за  больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти  дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным. V. Контролирующие задания.  Работа в группах.  Составить синквейны (пользуясь инструкциями) со  словами: сострадание, милосердие, любовь.  Возможные синквейны учащихся: 1. Сострадание.                                                             1. Милосердие. 2. Любящий, отзывчивый.                                            2. Добрый,  переживающий. 3. Сочувствовать, переживать, помогать.              3. Проявлять,  поддерживать, любить. 4. Мы должны проявлять сострадание.                    4. Помогать  нуждающимся в помощи 5. Необходимо.                                                              5. Забота. VI. Итог урока. Вернемся к тем вопросам, которые определи в начале урока ­ Чем милосердие  отличается от дружбы? (Дружба бывает между  несколькими людьми, а милосердие оказывается всем нуждающимся). ­ Кого называют ближним? (Ближний – это тот, кто нуждается в твоей  помощи). ­ Как христианин должен относит к людям? (Люби ближнего как самого себя.  Любите врагов ваших). ­ Посмотрите на фотографии на полях (на с. 43). Прочитайте подписи.  Найдите слово «милосердие» в другом значении. ­ Кто такая сестра милосердия? (Так называют людей, которые оказывают  ближним бескорыстную помощь.)  ­ Что такое дом милосердия? (Приют для одиноких пожилых людей.) ­ Что такое милостыня? (слайд 19) ­ У вас появилось желание продолжить разговор о милосердие, о добре? ­ Я очень рада, что у нас с вами получился душевный разговор. Конечно, мы с  вами стараемся быть милосердыми, у нас не всегда это получается. Думаю,  что мы научимся быть милостивыми к людям. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  ­ Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас? ­ По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и  его надо защищать. ­Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.  Делами милосердия можно достичь очень многого! Спешите делать добро!  Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!  ­Я надеюсь, что сегодняшний урок что­то изменит в душах каждого из вас. ­Наш урок я хочу закончить словами – пожеланиями: (слайд 20) Не стой в сторонке равнодушно, Когда у кого­то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда И если кому­то, кому­то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря. VIII. Домашние задание. (Индивидуальные конверты) «Цветик – Семицветик». ­ Подумайте, что вы за неделю сделали доброго. ­ Какие добрые мысли были у вас? Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего  цветка. ­ Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что­то доброе? ­ Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам  предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого  милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (С.45)

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017