Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
14.02.2018
Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
разработка урока Экологические факторы.docx
муниципальное общеобразовательное учреждение  «Шухободская школа» Методическая разработка по биологии  «Лучший урок экологии», посвященном «Году экологии»  по теме «Экологические факторы и их влияние на живые организмы» (5 класс, урок № 5 в разделе «Введение») Автор­составитель:  Тимченко Наталья Олеговна учитель биологии, стаж работы 8 лет 1 с. Шухободь, Череповецкий район 1. Технологическая карта урока………………………………………………2  Содержание 1.1 Тип, цель, задачи урока, планируемые результаты…………………..2 2. Конспект урока………………………………………………………………3 2.1. Организационный момент……………………………………………..3 2.2. Актуализация знаний…………………………………………………..3 2.3. Мотивация к учебной деятельности…………………………………..6 2.4. Открытие новых знаний………………………………………………..6 2.5.Физкультминутка………………………………………………………..7 2.6. Первичное закрепление………………………………………………...7 2.7. Домашнее задание………………………………………………………8 2.8. Рефлексия………………………………………………………………..8 3. Электронно­образовательные ресурсы……………………………………...9 4. Список использованной литературы……………………………………….10 5. Интернет­ресурсы……………………………………………………………11 6. Приложение 1………………………………………………………………..12 7. Приложение 2………………………………………………………………..13 8. Приложение 3………………………………………………………………..14 2 Технологическая карта урока Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель   урока:  Сформировать   представление   об   экологических   факторах   среды, рассмотреть их влияние на живые организмы.      Задачи урока: 1.  Познакомить   учащихся   с   экологическими   факторами   среды;   раскрыть особенности абиотических факторов;    2.   Развивать   логическое   мышление,   умение   систематизировать   социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; 3. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающей среде, активной жизненной позиции. Планируемые результаты: Предметные: учащиеся умеют определять понятия «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. Метапредметные:  развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Личностные   УУД:  проявлять     учебно­познавательный     интерес   к   живой природе, ее многообразию; вызывать у учащихся желание  охранять природу. 3 Деятельность учащихся Приветствуют учителя.   Проверяют свою   готовность   к уроку,   настраиваются на работу.  Работают  с заданиями в группах, отвечают на вопросы. Этапы урока Содержание учебного материала Деятельность учителя 1.Организационный момент Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно   встали,   подтянулись   и   друг   другу улыбнулись. Приветствует   учащихся, проверяет их готовность к уроку. Организует фронтальную  работу, задает вопросы.  Определяет группы,  объясняет ход выполнения  заданий. 2. Актуализация  знаний 1) Индивидуальный опрос:  1 ученик у доски:  Приведите примеры сред обитания? Как  живые организмы приспосабливаются к жизни в этих средах обитания?  2) Задание на интерактивной доске:  1 ученик выполняет задание у доски:  В три колонки распределить картинки согласно среде обитания: корень моркови, лиса, медуза, водоросли,   ель,   гриб,   акула,   крот,   медведь, пингвин,   червяк,   морская   звезда,   личинка майского жука. 3) Остальные ученики делятся на 3 группы. Каждая   группа   получает   задание   «Вставь пропущенные слова» (Приложение 1) Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова 4 среды Наземно­воздушная   среда   характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко   в   наземно­воздушной   среде   не хватает……..…......…Поэтому   растения   и животные, обитающие в засушливых местах, имеют   приспособления   для   добывания,   за­ пасания   воды.   Например,……………… запасает   влагу   в   своем   теле.   Для   наземно­ воздушной характерны изменения……………..   в   течение   года,   в связи  с этим  меняется  и  жизнь  организмов. Например,   осенью   опадает   листва, перелетные   ……………улетают   в   теплые края,   шерсть   животных   меняется   на   более теплую. В наземно­воздушной среде обитания животные   передвигаются   по   воздуху   и по………………... Пропущенные слова:   достаточным,  кактус, влаги, температуры, птицы, земле  Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова Водная   среда   характеризуется   достаточным количеством…………. Температура ……….не   так   значительно,   как   в   наземно­ воздушной   среде,   кислорода   нередко   не   5 ­   в     только   Некоторые   организмы   могут хватает. существовать богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток   кислорода.   В   водной   среде меньше………….,  чем  в  наземно­воздушной. В   водной   среде   организмы   могут передвигаться   в   воде   или   по   дну. Характерная   особенность   большинства водных   животных   приспособления   для плавания.   Это   ………….(у   рыб,   китов, дельфинов),   ласты   (у   тюленей,   моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники  Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова Почвенная   среда   нередко   характеризуется большим   количеством   воды,   углекислого газа,   недостатком…………...   Температура более   ровная,   чем   на   поверхности   земли, проникает. …………практически Обитатели   среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения,   зато   обладают   хорошо   развитыми не почвенной       6 3. Мотивация к  учебной  деятельности ……………и осязанием. Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием.  Какая среда не нашла места в ваших  заданиях?  Могут ли живые организмы существовать  обособленно, без окружающей среды? Условия среды называются экологическими факторами). Могут ли живые организмы существовать  обособленно, без окружающей среды? А  почему? Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек   и   время   года   –   Это   факторы природы. (слайд 1) Какая тема сегодняшнего урока? Экологические факторы. (слайд 2) Что мы будем изучать? Поставьте цель урока 7 Проводит анализ  выполненных заданий в  группах. Задает вопросы. Учитель   формулирует проблемный вопрос, читает отрывок стихотворения. Отвечают на вопрос. Слушают  стихотворение. Формулируют тему и  цель урока. 4. Открытие «новых знаний Цель урока: изучить особенности  экологических факторов и их влияние на  живые организмы.  (слайд 3) На   какие   три   группы   можно   разделить экологические   факторы,   приведенные   в стихотворении? 1. природы; 2.   Биотические ­  факторы живой природы; 3.  Антропогенный   ­  влияние   деятельности человека на природу.  (слайд 4) Просмотр   видеофрагмента   «Экологические  факторы   неживой  Абиотические   ­ факторы»,   в   ходе   которого   у   учащихся первичное должно сформироваться     представление об экологических факторах. Отчет групп.  8   –   «абиотический Организует   работу   в группах 1гр. фактор» 2   гр.   –   «биотический фактор» 3   гр.   –   «антропогенный фактор»  Отвечают на вопрос Называют факторы. 1. абиотические  2. биотические   3. антропогенный. Работают   по   чёткому алгоритму   заданий, (приложения 2) Ответы учащихся  групп, а остальные  группы фиксируют  информацию заполняя Физкультминутка Первичное  закрепление Домашнее задание Рефлексия Ребята чем мы занимались на данном этапе  урока? Видеофрагмент «Солнышко лучистое» На интерактивной доске. Распределите факторы среды в три колонки:   Факторы   живой   природы   (биотический), Факторы   неживой   природы(абиотический), Антропогенный фактор: Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший  снег, выбросы в атмосферу, поедание малины  медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.  (приложения  3) 1. $ 5, пересказ 2. Творческое задание: написать мини­ сочинение на тему « Экологические  проблемы п. Шухободь» Предлагает   назвать   тему   и   цели   урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.  Выставляет и комментирует отметки 9 таблицу в рабочей  тетради (стр. 12 №  18). Выполняют задания  (взаимооценка). Записывают домашнее  задание «Все в твоих руках» ­   я   получил   конкретную Большой  ­   для   меня   все   было   важным   и интересным. Указательный  информацию. Средний ­ мне было трудно. Безымянный  комфортно. Мизинец ­ информации мне было мало. ­   мне   было   интересно   и 10 Электронно­образовательные ресурсы 1. Видео­ролик «Экологические факторы среды»; 2.   Презентация   к   уроку   «Экологические   факторы   среды   и   их   влияние   на живые организмы»; 3. Видео­ролик с музыкальным сопровождением «Физкультминутки». 11 Список использованной литературы Литература для учителя: 1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» ­ М.: Дрофа, 2015. 2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» ­ М.: Дрофа, 2015 3. Крепша Н.В. Экология. Общая, социальная, прикладная: учеб. пособие/Н.В. Крепша. – Томск: Изд­во ТПУ, 2006. – 149 с.  4.   Экология:   Учеб.   для   общеобразоват.   учебных   заведений.   –   2­ое   изд. Москва: Дрофа 1998 г. Литература для учащихся: 1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» ­ М.: Дрофа, 2015. 2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» ­ М.: Дрофа, 2015 12 Интернет­ресурсы 1.https://yandex.ru/video/search?text=видео%20приложение%20Экологические %20факторы&path=wizard&noreask=1&filmId=5189529060495181862&reqid= 1513657613782869­40182472358332619448597­vla1­1936­V 2.https://yandex.ru/video/search?text=физкультминутка %20Солнышко&path=wizard&noreask=1&reqid=1513658842132329­ 641843511863461795748770­vla1­1889­V 13 «Вставь пропущенные слова» Приложение 1  Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова Наземно­воздушная   среда   характеризуется   …………………..   количеством кислорода, но нередко в наземно­воздушной среде не хватает……..…......… Поэтому   растения   и   животные,   обитающие   в   засушливых   местах,   имеют приспособления   для   добывания,   запасания   воды.   Например,……………… запасает   влагу   в   своем   теле.   Для   наземно­воздушной   среды   характерны изменения……………..   в   течение   года,   в   связи   с   этим   меняется   и   жизнь организмов.   Например,   осенью   опадает   листва,   перелетные   …………… улетают   в   теплые   края,   шерсть   животных   меняется   на   более   теплую.   В наземно­воздушной   среде   обитания   животные   передвигаются   по   воздуху   и по………………... Пропущенные   слова:   достаточным,   кактус,   влаги,   температуры,   птицы, земле Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова Водная   среда   характеризуется   достаточным   количеством…………. Температура   ……….не   так   значительно,   как   в   наземно­воздушной   среде, кислорода   нередко   не   хватает.   Некоторые   организмы   могут   существовать только   в   богатой   ……………….воде,   другие   могут   выдержать   недостаток кислорода.  В   водной   среде   меньше………….,   чем   в   наземно­воздушной.   В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных ­ приспособления для плавания. Это   ………….(у   рыб,   китов,   дельфинов),   ласты   (у   тюленей,   моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). 14 Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова Почвенная   среда   нередко   характеризуется   большим   количеством   воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды   имеют……………   глаза   или   лишены   органов   зрения,   зато   обладают хорошо развитыми ……………и осязанием. Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием Приложение 2 Группа №1 «Абиотические факторы»  1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 25, абзац « абиотические факторы» 2. Ответьте на вопрос: « Что относится к абиотическим факторам?» 3.   Рассмотрите   рисунок   14   «Влияние   света   на   развитие   одуванчика»   с.25 учебника,   ответьте   на   вопрос   «Какое   влияние   оказали   факторы   неживой природы на организмы. Группа № 2 «Биотический фактор» 1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 26, абзац «биотический фактор» 2. Ответьте на вопрос : «Что относится к биотическим факторам?» 3.Приведите примеры влияния факторов живой природы на организмы Группа № 3 « Антропогенный фактор» 1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 26, абзац «антропогенные факторы» 2. Ответьте на вопрос: «Что относится к антропогенному фактору?» 3. Дайте анализ рисунку № 15 стр.26 учебника «антропогенные факторы », приведите   примеры   влияния   хозяйственной   деятельности   человека   на природу.  15 Распределите факторы среды в три колонки: Факторы неживой Факторы живой природы Антропогенный фактор природы (абиотический) (биотический) Приложение 3                             Лесной пожар Погоня за зайцем Выпавший снег Опыление растений насекомыми Выбросы в атмосферу                                                                               Поедание малины медведем                                               Знойная жара                       Сброс мусора в реку

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Методическая разработка урока по биологии посвященном Году экологии по теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018