В материале представлена разработка урока в 5 классе "Три среды обитания" по программе Н.И. Сонина "Введение в биологию 5 класс" (концентрический курс) Сценарий разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материал включает в себя планируемые результаты, материально-техническое обеспечение урока технологическую карту урока.
сценарий урока Три среды обитания 5 класс.docx
Ревина Людмила Евгеньевна
Городской округ г. Бор
МАОУ СШ № 8
Учитель биологии
биология
5
Биология. Введение в биологию. 5 класс / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Программа основного
общего образования. Биология. 59 классы. Концентрический курс
Среда обитания живых организмов
Три среды обитания
Первый урок в теме «Среда обитания живых организмов»
Вовлечь учащихся в познавательную деятельность, направленную на изучение наземно
воздушной, водной и почвенной сред обитания
Овладеть теоретическими знаниями о приспособлениях живых организмов к различным
условиям среды и характерных особенностях водной, наземновоздушной, почвенной сред
обитания.
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Район
Место работы
Должность
Общая информация
Образовательная область, учебный
предмет
Класс
Авторская программа к учебникам
(линии учебников или УМК) (если есть)
Тема учебного занятия
Тема урока или другой формы
организации УВП: экскурсия,
консультация, проект, лабораторное
занятие, практикум, игра и т.п.
Место урока или другой формы
организации учебной деятельности в
структуре учебного занятия
Учебная задача
Открыть способ …
Вовлечь учащихся в
образовательную
(коммуникативную,
исследовательскую, проектную,
рефлексивно – оценочную,
организационно – деятельностную,
нравственно – оценочную и т.п.)
ситуацию …
Овладеть теоретическим знанием
в области … и способами его
прикладного использования
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ Обобщенные цели учебного занятия планируемые результаты
Цель
Базовый («обучающийся научится»)
Уровень
Цель – предмет (предметный результат) Обучающиеся научатся выделять
Цель – способ (метапредметный
результат)
существенные признаки различных сред
обитания, выявлять примеры
приспособленности организмов к конкретной
среде обитания
Обучающиеся научатся выделять главную и
избыточную информацию, выполнять
смысловое свертывание выделенных фактов,
мыслей; представлять информацию о средах
обитания живых организмов в виде таблиц,
ставить цели урока и планировать
деятельность по их достижению, оценивать
свою работу на уроке
Повышенный («обучающийся получит
возможность научиться»)
Обучающиеся получат возможность
научиться приводить собственные примеры
приспособленности организмов к среде
обитания
Обучающиеся получат возможность
находить информацию о животных разных
сред обитания в научнопопулярной
литературе, Интернет –источниках,
биологических словарях и справочниках;
создавать собственные устные и
письменные сообщения о животных и
растениях разных сред обитания
Обучающиеся получат возможность для
формирования убеждения в необходимости
осознанной познавательной деятельности,
самообразования
Цель – ценность (личностный результат) Обучающиеся осознают ценность
целенаправленной деятельности, направленной
на изучение природы Исходное состояние обучающихся:
имеют опыт…….;
знают (факты, процессы, явления,
понятия, теории и т.д.)
могут определять…….;
могут сравнивать, доказывать,
аргументировать, сопоставлять;
могут планировать, проектировать,
моделировать;
могут контролировать, оценивать и
т.д.
Формы оценки планируемых
результатов
Комментарии учителя к учебному
занятию или уроку
Обучающиеся имеют опыт работы с текстом по преобразованию его в таблицы, умеют
выделять главную информация и исключать избыточную.
Обучающиеся знают названия сред обитания живых организмов, могут называть водных
обитателей, почвенных, обитателей наземновоздушной среды.
Обучающиеся владеют способами сравнения, могут аргументировать.
Обучающиеся могут ставить цели собственной деятельности, оценить уровень знаний,
полученных на уроке.
Предметный результат
Задание «Какое
утверждение верно», стр.
108 задание 7
Метапредметный результат
Рефлексия способов
деятельности «Я
научился…»
Личностный результат
Какую оценку ты можешь
поставить себе за урок
и почему?
Урок реализуется в соответствии с требованиями системнодеятельностного подхода. На
уроке учащиеся с помощью учителя учатся получать новые знания, применять их при
выполнении различных заданий. В ходе урока выполняют такие задания как: заполнение
таблицы, определяют верность и ошибочность суждений, работают с иллюстрациями,
аргументируют свои ответы. Таким образом, на предметном содержании темы «Три
среды обитания» совершенствуются метапредметные УУД – умение работать с
текстом, аргументировать свой ответ, ставить цели собственной деятельности и
анализировать полученный результат.
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение
Техническое обеспечение
Основная
литература
Н.И. Сонин,
А.А.Плешаков
Биология. Введение
в биологию
Ноутбук, проектор
Дополнительная
литература
Дидактические
карточки с
заданиями
Интернет
ресурсы
ЭОРы
Электронное
приложение к
учебнику,
презентация Этап урока
или другой
формы УВП
1.
Мотивационно
ориентировочн
ый
Подэтап урока или
другой формы УВП
1.1. Вхождение в контакт
1.2. Актуализация
субъектного опыта
обучающихся
Сценарий проведения учебного занятия
Действия учителя (педагога)
Проверка готовности к уроку, взаимное
приветствие. Создание психологического
настроя.
Я рада приветствовать вас на уроке!
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
Какие царства живых организмов мы изучили?
Назовите группы животных?
Перечислите беспозвоночных животных?
Назовите позвоночных животных?
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
Проверяют готовность к уроку, здороваются,
улыбаются друг другу.
Отвечают на поставленные вопросы:
Мы изучили царство Бактерии, Грибы,
Растения, Животные.
Животные делятся на беспозвоночных и
1.3. Создание
Рассмотрите животных изображенных на
К позвоночным животным относятся рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие
Стриж, гепард, акула, крот.
позвоночных.
К беспозвоночным животным относятся
кишечнополостные, черви, моллюски,
членистоногие, иглокожие. проблемной ситуации
слайде. Назовите их. Могут ли они жить
вместе.
Эти животные не могут жить вместе, т. к. они
живут в разных «местах»
2.1. Целеполагание и
планирование
Как можно назвать эти «места»? Какую тему
мы сегодня будем изучать?
«Места» можно назвать средой обитания.
Мы будем изучать тему Среды обитания
2. Операционно
–
исполнительски
й
2.2. Поиск способа
решения проблемной
ситуации
2.3. Выбор верного
варианта решения,
фиксация найденного
способа
Предлагает продолжить предложения:
Я хочу узнать…
Я научусь…
живых организмов
Я хочу узнать чем отличаются среды
обитания, какие животные обитают в них.
Я научусь работать с информацией, выделять
главное, отвечать на вопросы, задавать
вопросы
Учитель предлагает в ходе изучения нового
материала заполнить таблицу
Название
животного
Среда
обитания
Приспособлен
ия к среде
Учитель предлагает выполнить задания
для достижения поставленных целей.
Задание 1. Прочитай текст. Определи
среду обитания, животных данной среды,
приспособления животных к среде.
Текст 1. Эти птицы чемпионы полета
среди птиц. Обычная для них скорость – 120 км
в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их
прилет означает наступление устойчивой
теплой погоды.
Это небольшие птицы. Клюв у них
короткий, широкий. Крылья – длинные,
заостренные. В полете они бывают до 19 часов
в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем
маленькие, не приспособленные для хождения.
Текст 2. Самое быстроногое животное
из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в
Читают тексты в парах, соотносят текст с
содержанием учебника, заполняют таблицу,
проговаривают устный отчет
Среда
обитания
Наземно
воздушная
Водная
Название
животного
Стриж,
страус,
гепард,
кенгуру
Рыбы,
дельфины,
киты,
тюлени,
киты,
бобры
Приспособлен
ия к среде
Ноги,
приспособленн
ые к прыжкам,
бегу; крылья
Плавники,
ласты,
перепонки
между
пальцами,
жабры час, но довольно быстро устает. Если в течении
минуты он не догоняет добычу, то прекращает
погоню.
Текст 3. Живя в этой среде, животные
дышат жабрами, либо поднимаются к
поверхности для вдоха. Животные, активно
передвигающиеся в этой среде, имеют
обтекаемую форму тела.
Текст 4. Эта среда характеризуется тем,
что она плотная. В ней обитатели находят
воздух, воду. А вот света сюда почти не
проникает. Поэтому животные, обитающие в
ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе
лишены органов зрения. Выручают их в жизни
обоняние и осязание.
Задание 2. Подготовь устный отчет о
проделанной работе
Учитель предлагает определить среду обитания
по ее описанию.
Определи среду обитания.
1. Эта среда довольно плотная.
Передвигаться в ней нелегко.
Обитатели этой среды часто имеют
плавники, как приспособления к
движению.
2. Дом для животных, имеющих
крылья.
3. В эту среду проникает мало света, а
на глубине его практически нет.
4. Ноги животных, обитающих в этой
2.4. Отработка
открытого способа в
системе упражнений,
конкретнопрактических
действий
Почвенная
Бактерии,
простейшие
, черви,
насекомые
, кроты
Маленькие
глаза, хорошее
обоняние и
осязание,
овальное тело,
плоские как
лопаты
конечности
Читают описание, определяют среду
обитания, объясняют свой ответ.
1. Водная среда обитания, потому что у
обитателей есть плавники.
2. Наземновоздушная, потому что
крылья есть у птиц, а они живут в
наземновоздушной среде
3. Почвенная среда, потому что в почве
нет света, а животные, обитающие там,
имеют плохо развитые глаза
4. Наземновоздушная среда, потому что
животные, обитающие в ней, имеют
ноги, лапы среде, приспособлены к бегу,
прыжкам.
Учитель предлагает выполнить задание
на стр. 108
1. Изучи рисунок на стр. 108
2. Определи, каким животным
принадлежат изображенные части.
3. В какой среде обитания живут эти
животные?
4. Что в изображенной части их тела
свидетельствует о приспособленности к
этой среде?
Рассматривают рисунок, актуализируют
полученные на уроке знания, применяют
знания в практической ситуации
1. Акула, летучая мышь, гепард, жук
плавунец, стрекоза, тюлень, страус,
утка, кенгуру, птица, рыба, крот.
2. Акула, жукплавунец, тюлень, рыба
живут в водной среде; летучая мышь,
гепард, стрекоза, страус, утка, кенгуру,
птица в наземновоздушной, а крот
живет в почвенной среде обитания
3. Особенности строения конечностей
позволяют определить среду обитания,
в которой живет животное
Предлагает ответить на вопросы
Отвечают на предложенные вопросы,
1. Справился ли с работой? Что удалось?
Что не удалось? Какие ошибки
допущены, в чем?
2. Справился ли самостоятельно или кто
помог?
3. Какое задание было самым трудным?
Почему?
4. Над какими умениями нужно еще
анализируют свою деятельность на уроке.
Я справился с работой на уроке. Мне далось
правильно заполнить таблицу, определить
среду обитания животных.
Все задания я выполнял с помощью моего
соседа по парте, если у нас возникали
затруднения. То нам помогал учитель.
Мне нужно поработать на умением объяснять
свой выбор. Я могу оценить свою работу на
«5»
Я доволен своей работой!
3. Рефлексивно
– оценочный
3.1. Ситуация контроля
за выполнением учебных
действий поработать?
5. Как бы вы оценили свою работу?
6. Доволен ли своей работой?
3.2. Ситуация оценки
образовательных
результатов
Давайте проверим как вы усвоили материал о
средах обитания.
Какие утверждения верны? Поставьте знак
Определяют верность и ошибочность,
осуществляют самопроверку
«+» или «».
1. Различают две среды обитания: наземно
воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в
толще воды, многие рыбы имеют
обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки до
9 метров. Это помогает им лучше
схватывать добычу.
4. Передние лапы этого животного
плоские, как лопаты. Живет это
животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки,
поднимаются на поверхность воды,
захватывают воздух и опять ныряют.
Проверьте, сравнив свои ответы с ответами на
слайде
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Сценарий урока "три среды обитания" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.