Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Оценка 4.9
Контроль знаний +3
docx
биология +1
Взрослым
19.02.2019
Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс
Методическая разработка урока на тему "Строение органов кровообращения. Анатомия сердца" предназначена для преподавателей и студентов, обучающихся по специальности Лечебное дело. Пособие может быть использовано для организации аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся. В пособии представлен блок теоретической информации, таблицы и схемы по теме, задания открытого типа, список литератцры.
Жаров М.А._Методическая разработка урока.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») НОМИНАЦИЯ: ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Дисциплина: «Анатомия и физиология человека» РАЗДЕЛ: СЕРДЕЧНО­СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА Тема: «Строение системы органов кровообращения.  Строение сердца» Автор:  Жаров Михаил Алексеевич, заместитель директора по научно­методической работе, преподаватель г. Череповец  2018 год Описание работы Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и физиология человека», раздел «Сердечно­ сосудистая   система»,   тема:  «Строение   системы   органов   кровообращения.   Строение   сердца» предназначено для преподавателей и обучающихся 1 курса специальностей 31.02.01 Лечебное дело (форма обучения очная), 34.02.01 Сестринское дело (форма обучения очная и очно­заочная). Цель: мотивировать обучающихся к изучению дисциплины, доступно изложить материал по теме,   организовать   и   обеспечить   управляемую   самостоятельную   аудиторную   и   внеаудиторную работу студентов. К числу наиболее важных задач при изучении раздела относятся следующие: сформировать представление   о   строении   и   сердечно­сосудистой   системы;   научить   студентов   анатомическому анализу   топографии   и   скелетотопии   органов   и   других   анатомических   образований   с   учетом конституциональных особенностей и вариантов строения; научить переносить знания, полученные при   изучении   анатомических   препаратов,   на   живого   человека   при   последующем   освоении клинических дисциплин, профессиональных модулей и в самостоятельной практической работе. Данный раздел изучается во втором семестре; от качества изучения данного раздела будет зависеть   успешность   обучения   студентов   по   клиническим   дисциплинам,   профессиональным модулям. Большой объем материала, структурированный на дидактические единицы, позволяет студентам выделить главное, проверить усвоение изучаемого материала, при этом  формируются устойчивые знания, умения и навыки по дисциплине. Данное учебное пособие облегчает восприятие учебного материала, является дополнением к учебнику.  Структура   пособия:   титульный   лист,   информационный   блок,   раздаточный   материал, блок   контроля   знаний,   рекомендуемая   литература.   Применительно   к   нуждам   студента представляет  дополнительный   иллюстративный   материал,   графологические   структуры   и контрольные работы открытого типа, для решения которых необходимо изучить учебник, блок представленной информации и воспользоваться одновременно рекомендуемой литературой. Учебное пособие по теме «Строение системы органов кровообращения. Строение сердца» может   быть   использовано   для   аудиторных   и   внеаудиторных   занятий   студентов   1   курса специальностей 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, изучающих строение человека в рамках курса дисциплины «Анатомия и физиология человека». Данное учебное пособие способствует укреплению и систематизации знаний по нормальной анатомии человека. Контрольные работы содержат блоки учебной информации и составлены таким образом, что студенту придется обращаться к нескольким литературным источникам, тем самым повышая   уровень   самостоятельного   нахождения   информации,   усвоения   материала,   а   также способствуют выработке исследовательского подхода при изучении материала. Учебно­методическая карта (план) занятия Дисциплина: «Анатомия и физиология человека» Тема занятия: «Строение системы органов кровообращения. Строение сердца» Вид занятия (тип урока): теоретическое занятие (презентация темы с использованием элементов рабочей тетради) Время: 4 академических часа (2 пары) Цели занятия: Учебная Развивающая Научить обучающихся находить,  показывать, называть на таблицах и  муляжах основные элементы топографии  крупных сосудов, границ сердца  проецировать отделы сердца, клапаны  сердца на поверхность тела человека. Обеспечить формирование общих и  профессиональных компетенций (ОК 1 ­ 13. ПК 1.1 ­ 1.5, 2.1 ­ 2.6, 3.1 ­ 3.6, 4.1, 4.4 ­ 4.5, 4.8, 5.1 ­ 5.5), создать условия развития  психологических процессов, таких как память, внимание, речь. Формирование личностно­профессиональных  качеств, необходимых будущему  медицинскому работнику, заложить основы  клинического мышления, научить  ответственности перед предстоящей  практической деятельностью. Ожидаемый результат Студент должен знать 1.Круги кровообращения 2.Положение сердца 3.Границы сердца 4.Полости сердца 5.Клапаны сердца 6.Сосуды сердца 7.Проводящую систему сердца 8.Сердечный цикл Межпредметные связи Внутрипредметные связи Средства обучения Наглядные пособия Муляжи сердца и  крупных сосудов, муляж человека с внутренними  органами, презентация  (таблицы, схемы и др.) Ход занятия Студент должен уметь 1.Использовать анатомическую и латинскую терминологию. 2.Использовать знания темы при обследовании пациентов,  постановке диагноза, выполнении медицинских манипуляций. 3.Работать с таблицами, планшетами, фантомами. 4.Показывать на таблицах, планшетах крупные сосуды, камеры  сердца, клапаны сердца, определять на фантомах границы  сердца. 5.Применять знания топографии в будущей практической  деятельности Обеспечивающие: биология, гистология, эмбриология, анатомия Обеспечиваемые: клинические дисциплины (пропедевтика,  терапия, хирургия, безопасность жизнедеятельности и медицина  катастроф, реаниматология) Гистология, сосудистая система, лимфатическая система Раздаточный материал Учебное пособие, «немые карточки»,  граф­структуры – как элементы  рабочей тетради ТСО ПК, мультимедиапроектор,  экран № Этапы занятия 1 Организационный  Деятельность преподавателя Приветствие  Деятельность студентов Приветствие  Методы, приемы, (цель, действие) Активизация  Оснащение Журнал учебных  Врем я 1 мин № Этапы занятия момент 2 Педагогическая  установка 1.Название темы 2.Мотивация  изучения темы 3.Цель занятия 4.План занятия 5.Ожидаемый  результат 6.Критерии оценки 3. Изучение нового  4 5 6 материала 1.Понятие  процесса  кровообращения. 2.Классификация  и особенности  строения артерий. 3.Классификация  и особенности  строения вен. 4.Положение  сердца, внешнее  строение сердца. 5.Полости сердца. 6.Клапаны сердца. 7.Проводящая  система сердца. Закрепление  пройденного  материала Решение  морфологических  задач Фронтальный  метод Рефлексия  Заключительная  часть 1.Реализация цели  занятия 2.Подведение  итогов 3.Установка  обратной связи Деятельность преподавателя студентов,  проверка  присутствующих Монолог  преподавателя с  акцентом на  мотивацию  изучаемой темы Деятельность студентов преподавателя Слушают,  воспринимают  информацию,  вступают в  диалог с  преподавателем Монолог  преподавателя,  актуализация  отобранных  знаний через  внутренние связи.  Демонстрация  отобранного  материала на  слайдах,  комментарии к  слайдам Внимательно  слушают,  конспектируют,  вступают в  диалог с  преподавателем, задают по ходу  изложения  материала  вопросы,  заполняют  «немые  карточки»,  делают акценты  по учебному  пособию Методы, приемы, (цель, действие) внимания,  установление  дисциплины,  рабочей обстановки Побуждение к  активной  познавательной  деятельности,  профессиональному  интересу,  реализация  воспитательных  целей Монодиалогический  метод,  демонстрация с  объяснением,  включение  студентов в  активную  познавательную  деятельность.  Реализация  дидактических  целей. Инструктирует по решению  морфологических задач Задает вопросы,  создает условия  для  формирования  обратной связи,  выяснение  вопросов,  возникших при  изучении данной  темы Монолог  преподавателя Отвечают на  поставленные в  задачах вопросы  с места,  используют  предложенные  схемы Формирование  навыков  самообразования,  детального подхода  в поиске  информации,  фронтальный метод Делают анализ  своей  деятельности,  вступают в  диалог с  преподавателем Реализация  развивающих целей  через анализ  собственной учебной деятельности,  установление  обратной связи Слушают,  подводят итоги  своей  деятельности,  пополняют  рабочие тетради  заполненными  схемами­ Обобщение, анализ  деятельности  преподавателя и  студентов.  Отмечаются  наиболее активные  студенты Врем я 1 мин. Оснащение занятий Проектор, тема на  экране, мотивация  к изучению  представляется в  виде «клинических  картинок» по теме 160  мин Учебник, учебное  пособие по теме,   презентация,  проектор, экран,  «немые карточки»,  комментарии к  презентации. 15  мин. Проектор, экран,  демонстрация задач с эталонами  ответов, «карты ­  подсказки» для  студентов. 1 мин. 1 мин. № Этапы занятия Деятельность преподавателя 7 Домашнее задание Монолог  преподавателя,  объясняет задание Деятельность студентов картинками по  теме Записывают в  тетради Методы, приемы, (цель, действие) Оснащение Обеспечение  достаточного уровня подготовки к  занятию Учебник  И.В.Гайворонского, контрольная  домашняя работа  по теме. Врем я 1 мин. * После окончания урока у студента остаются в рабочей тетради лекционный материал и проработанные «немые  карточки» по теме. По окончанию курса изучения дисциплины у студентов формируется папка, представляющая собой  атлас по всему курсу нормальной анатомии человека. По желанию обучающегося, представленные преподавателем  рисунки могут быть заменены или дополнены. Ангиология (angiologia) – учение о сосудах Сердечно­сосудистая система Сердечно-сосудистая система Сердце (cor, cardia) Кровеносные сосуды Артерии Вены Сосуды, по которым кровь выносится из сердца Сосуды, приносящие кровь к сердцу Микроциркуляторное русло Правый желудочек Малый круг начинается Легочный ствол Малый круг кровообращения (легочный) Четыре легочные вены Легкие Левое предсердие Заканчивается Левый желудочек Большой круг кровообращени я начинается Аорта Верхняя и нижняя полые вены Большой круг кровообращения (телесный)  Ветви аорты Правое предсердие Микроциркулят ор-ное русло Заканчивается Вены Круги кровообращения Малый круг кровообращения Большой круг кровообращения Начинается Заканчивается Начинается Заканчивается Правый желудочек Левое предсердие Левый желудочек Правое предсердие Левый желудочекАортаВетви аортыМикроциркулятор-ное руслоВеныЗаканчиваетсяПравое предсердиеВерхняя и нижняя полые веныБольшой круг кровообращения начинается Легочный ствол Четыре легочные вены Аорта Верхняя и нижняя полая вена Париетальные (пристеночные) Стенки полостей тела Артерии Висцеральные (внутренностные) Внутренние органы Мелкие сосуды, не имеющие специальных названий, обозначаются как ветви Внеорганные Внутриорганн ые Типы ветвления артерий Магистральный Рассыпной Наличие основного стволоа и постепенно отходящих от него боковых ветвей Основной ствол сразу делится на конечные ветви, общий план строения которых напоминает крону лиственного дерева Коллатеральные сосуды( артериальные анастомозы)-обеспечивают окольный ток крови в обход основного пути Межсистемные Внутрисистемные Соединения (соустья) между различными ветвями разных артерий Соединения между ветвями одной артерии Строение стенки артерии АртерииПариетальные (пристеночные)Стенки полостей телаВисцеральные (внутренностные)Внутренние органыВнеорганныеВнутриорганныеМелкие сосуды, не имеющие специальных названий, обозначаются как ветвиКоллатеральные сосуды( артериальные анастомозы)-обеспечивают окольный ток крови в обход основного путиМежсистемныеСоединения (соустья) между различными ветвями разных артерийВнутрисистемныеСоединения между ветвями одной артерии Стенка артерии состоит из трех оболочек Внутренняя оболочка (tunica intima) Средняя оболочка (tunica media) Наружная оболочка (адвентиция) (adventitia) Эндотелий Гладкомышечные клетки кругового направления Рыхлая соединительная ткань Базальная мембрана Эластические волокна Сосуды (vasa vasorum) Подэндотелиальный слой Коллагеновые волокна Нервы Каждая из оболочек стенки артерии отделяется  мембранами • Рыхлая соединительная ткань • Гладкомышечные Наружная оболочка (адвентиция) (adventitia) клетки Наружная эластическая мембрана Внутренняя эластическая мембрана Внутренняя оболочка (tunica intima) Средняя оболочка (tunica media) • Эндотелий В зависимости от стороения стенки артерий выделяют: Артерии эластического типа Артерии мышечного типа В средней оболочке преобладают эластические волокна над мышечными клетками В средней оболочке преобладают гладкомышечные клетки над эластическими волокнами Артерии смешанного типа ( мышечно- эластического) Артерии среднего диаметра Аорта, легочный ствол Артерии мелкого калибра Сонная, подключичная, бьедренная и др. Стенка артерии состоит из трех оболочекВнутренняя оболочка (tunica intima)ЭндотелийБазальная мембранаПодэндотелиальный слойСредняя оболочка (tunica media)Гладкомышечные клетки кругового направленияЭластические волокнаКоллагеновые волокнаНаружная оболочка (адвентиция) (adventitia)Рыхлая соединительная тканьСосуды (vasa vasorum)Нервы Мелкие Вены Крупные Средние Внутренняя оболочка Средняя оболочка Наружная оболочка Эндотеоий Мышечных клеток и эластических волокон мало Адвентиция Стенки вен податливы, на разрезе просвет не зияет Стенка вен более тонкая Отличие вен от артерий – наличие венозных клапанов В е н о зн ы е к л а п а н ы (за с л он к и ) П о л у л у н н ы е с к л а д к и н а в н у т р е н н е й о б о л о ч к е Р а с п о л а га ю т ся о б ы ч н о п о п а р н о П р о п у ск аю т к р о вь п о н а п р а вл е н и ю к с е р д ц у ю т П р е п я т с тв у о б р а т н о м у т о к у к р о ви Н а и б о л ь к ол и ч е ст к л а п а н о в ш е е в о и м е ю т в е н ы н и ж н и х к о н е ч н о с т е й ВеныМелкие Средние Крупные Верхняя полая вена Синусы твердой мозговой оболочки Легочные вены Клапанов не имеют Воротная вена Нижняя полая вена Вены головы Обеспечивают беспрепятственный ток крови от органов Почечные вены Вены шеи В зависимости от топографии и положения вен их подразделяют Поверхностные (подкожные) Как правило следуют самостоятельно Поверхностные с глубокими с прободающих помощью вены соединяются вен Выполняют роль соустьев - анастомозов Глубокие В двойном количестве (попарно) прилежат к одноименным артериям конечностей Сопровождающие вены (вены-спутницы) Коллатеральные вены обеспечивают окольный ток крови в обход основного пути Внутрисистемные венозные анастомозы Соединение притоков (магистральной) вены одной крупной Межсистемные венозные анастомозы Между притоками различных крупных вен (верхняя и нижняя полые вены, воротная вена Каво-кавальные Каво-портальные Каво- кавопортальные Клапанов не имеютВерхняя полая венаНижняя полая венаВены головыВены шеиПочечные веныВоротная венаЛегочные веныСинусы твердой мозговой оболочкиКоллатеральные вены обеспечивают окольный ток крови в обход основного путиВнутрисистемные венозные анастомозыСоединение притоков одной крупной (магистральной) веныМежсистемные венозные анастомозыМежду притоками различных крупных вен (верхняя и нижняя полые вены, воротная венаКаво-кавальныеКаво-портальныеКаво-кавопортальные Сердце (cor,cardia)-полый мышечный орган, нагнетающий кровь в артерии и принимающий венозную кровь Располагается в грудной полости в составе органов среднего средостения На две трети располагается в левой половине грудной клетки Продольная ось (анатомическая) сердца Направлена косо- справа налево, сверху вниз, сзади наперед Совпадает с электрической осью По форме сердце напоминает конус Поверхности сердца Верхушка сердца Грудино-реберная (передня) Обращена вниз, влево и вперед Диафрагмальная (нижняя) Основан сердца ие Обращено кверху и кзади В клинической практике принято называть задней Легочные поверхности (боковые) На рентгенограммах имеют вид контуров - краев сердца Правый - заостренный Левый - более тупой Правое предсердие Правый желудочек Сердце состоит из четырех камер Левое предсердие Левый желудочек Правое предсердиеЛевое предсердиеПравый желудочекЛевый желудочекСердце состоит из четырех камер Предсерд ия Границей между предсердиями и желудочками является поперечно расположенная на поверхности Желудочк и Венечная борозда Правая половина сердца содержит венозную кровь, левая половина ­ артериальную Верхняя, нижняя полые вены Правое предсердие атриовентрикулярное Правое отверстие Правый желудочек Легочный ствол      Четыре легочных вены Левое предсердие Левое атриовентрикулярное отверстие Левый желудочек Аорта Предсерд ия Желудочк и разделены Межпредсердной перегородкой Овальная ямка разделены Межжелудочковой перегородкой (2 части) Является остатком заросшего овального отверстия Перепончатая часть Мышечная часть В желудочках сердца имеются клапанные отверстия Правый желудочек Левый желудочек Правое атриовентрикуля рное отверстие Отверстие легочного (пульмональ ствола ное) Левое атриовентрикуля рное отверстие Отверсте аорты (аортальн ое) Верхняя, нижняя полые веныПравое предсердиеПравое атриовентрикулярное отверстиеПравый желудочекЛегочный стволЧетыре легочных веныЛевое предсердиеЛевое атриовентрикулярное отверстиеЛевый желудочекАорта Клапаны сердца Полулунные Створчатые (атриовентрикулярны е) Трехстворчатый клапан Двухстворчатый клапан (митральный) Клапан аорты Клапан легочного ствола атриовентрикулярное Правое отверстие атриовентрикулярное Левое отверстие Аортальное отверстие Пульмональное отверстие Атриовентрикулярные (створчатые клапаны) Правое предсердие Левое предсердие Правый желудочек Левый желудочек Правое предсердно­желудочковое  отверстие Левое предсердно­желудочковое  отверстие Трехстворчатый клапан  Правый предсердно­желудочковый  клапан Двухстворчатый клапан (митральный) Левый предсердно­желудочковый  клапан Передняя створка  клапана Задняя створка  клапана Перегородочная  (медиальная)  створка Передняя створка Задняя створка Передняя  полуокружность  отверстия Заднелатеральная  полуокружность  отверстия Медиальная  полуокружность  отверстия Медиальная  поолуокружность  отверстия Латеральнозадняя  полуокружность  отверстия Атриовентрикулярные (створчатые клапаны)Правое предсердиеПравый желудочекПравое предсердно­желудочковое отверстиеТрехстворчатый клапан Правый предсердно­желудочковый клапанПередняя створка клапанаПередняя полуокружность отверстияЗадняя створка клапанаЗаднелатеральная полуокружность отверстияПерегородочная (медиальная) створкаМедиальная полуокружность отверстияЛевое предсердиеЛевый желудочекЛевое предсердно­желудочковое отверстиеДвухстворчатый клапан (митральный)Левый предсердно­желудочковый клапанПередняя створкаМедиальная поолуокружность отверстияЗадняя створкаЛатеральнозадняя полуокружность отверстия Полулунные клапаны Клапан легочного ствола Передняя полулунная заслонка полулунная Левая заслонка полулунная Правая заслонка Клапан аорты полулунная Задняя заслонка полулунная Левая заслонка полулунная Правая заслонка Полулунные клапаныКлапан легочного стволаПередняя полулунная заслонкаЛевая полулунная заслонкаПравая полулунная заслонкаКлапан аортыЗадняя полулунная заслонкаЛевая полулунная заслонкаПравая полулунная заслонка Правый желудочек Полулунный легочного клапан ствола Легочный ствол Левый желудочек Полулунный клапан аорты Аорта Легочные артерии (правая, левая) Малый круг кровообращени я Многочисленн ые ветви аорты Большой круг кровообращени я Строение стенки сердца Стенку сердца составляют 3 слоя (оболочки) Внутренняя оболочка сердца Средняя оболочка сердца Наружная оболочка сердца Эндокард Выстилает полости сердца изнутри Эндотелий, соединитель нотканные элементы ы) Складки (дубликатур эндокарда образуют клапаны Мышечный слой сердца 1 — правые легочные вены; 2 — левые легочные вены; 3 — верхняя полая вена; 4 — клапан аорты; 5 — левое ушко; 6 — клапан легочного  ствола; 7 — средний мышечный  слой; 8 — межжелудочковая  борозда; 9 — внутренний мышечный  слой; 10 — глубокий мышечный  слой Миокард Образован сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью Миокард предсердий Состоит из двух слоев й Поверхностны (циркулярный )-общий для предсердий обоих раздельный для Глубокий, каждого предсердия е Продольны мышечные волокна Гребенчат ые мышцы Круговые мышечные волокна о Петлеобразн охватыватыв ает устья полых и легочных вен, образует подобие сфинктеров Перикард Околосердеч ная сумка Внутренний (висцеральны й) листок Эпикард Наружная оболочка сердца Наружный (париетальны й) листок Между листками ая полость Выстлана мезотели перикардиальн ем Миокард желудочков Состоит из трех слоев Поверхностный Средний Глубокий ориентированные Косо волокна Циркулярные мышечные волокна Образуют завиток сердца Самостоятельные для каждого желудочка Переходят во внутренний слой миокарда Продольный Образует сосочковые (папиллярны е) мышцы Заполнена серозной жидкостью (30-50 мл.) Пазухи перикарда Поперечна я пазуха перикарда Косая пазуха перикарда Строение стенки сердцаСтенку сердца составляют 3 слоя (оболочки)Внутренняя оболочка сердцаЭндокардВыстилает полости сердца изнутриЭндотелий, соединительнотканные элементыСкладки (дубликатуры) эндокарда образуют клапаныСредняя оболочка сердцаМиокардОбразован сердечной поперечно-полосатой мышечной тканьюМиокард предсердийСостоит из двух слоевПоверхностный (циркулярный)-общий для обоих предсердийГлубокий, раздельный для каждого предсердияПродольные мышечные волокнаГребенчатые мышцыКруговые мышечные волокнаПетлеобразно охватыватывает устья полых и легочных вен, образует подобие сфинктеровМиокард желудочковСостоит из трех слоевПоверхностныйКосо ориентированные волокнаОбразуют завиток сердцаПереходят во внутренний слой миокардаСредний Циркулярные мышечные волокнаСамостоятельные для каждого желудочкаГлубокийПродольныйОбразует сосочковые (папиллярные) мышцыНаружная оболочка сердцаПерикардОколосердечная сумкаВнутренний (висцеральный) листокЭпикардНаружная оболочка сердцаНаружный (париетальный) листокМежду листками перикардиальная полостьВыстлана мезотелиемЗаполнена серозной жидкостью (30-50 мл.)Пазухи перикардаПоперечная пазуха перикардаКосая пазуха перикарда Морфофункциональные разновидности кардиомиоцитов Все типы клеток миокарда высоко дифференцированы и не обладают способностью к делению Сократительн ые (типичные, рабочие) Проводящие (атипичные, специализированные) Переходные кардиомиоцит ы (Т-клетки) Секреторные кардиомиоцит ы 99 % массы миокарда Формируют проводящую систему сердца Располагаются между проводящими и сократительными кардиомиоцитами преимущественно в Располагаются предсердиях Обеспечивают сократительную функцию сердца Р-клетки Клетки Пуркинье Обеспечивают взаимодействие всех типов кардиомиоцитов Секретируют предсердный натрий уретический пептид Генерируют электрические импульсы, обеспечивают в норме автоматию сердечной мышцы Образуют волокна, осуществляют быстрое, незатухающее, своевременное, возбуждения синхронное проведение электролитного балланса Регуляция водно- и артериального давления Синоатриальный (синусный, синусно-предсердный) узел Узел Киса-Флека Проводящая система сердца Атриовентрикулярное соединение (предсердно- желудочковый узел) Узел Ашоффа-Тавара Предсердно- желудочковый пучок Пучок Гиса Распределение водителей ритма по закону Гаскела (1887г.) Степень автоматии пейсмекера ( от англ. pacemaker – «отбивающий шаг») тем выше, чем ближе он расположен к синоатриальному узлу Проводящая система сердцаСиноатриальный (синусный, синусно-предсердный) узелУзел Киса-ФлекаАтриовентрикулярное соединение (предсердно-желудочковый узел)Узел Ашоффа-ТавараПредсердно-желудочковый пучокПучок ГисаМорфофункциональные разновидности кардиомиоцитовВсе типы клеток миокарда высоко дифференцированы и не обладают способностью к делениюСократительные (типичные, рабочие)99 % массы миокардаОбеспечивают сократительную функцию сердцаПроводящие (атипичные, специализированные)Формируют проводящую систему сердцаР-клеткиГенерируют электрические импульсы, обеспечивают в норме автоматию сердечной мышцыКлетки ПуркиньеОбразуют волокна, осуществляют быстрое, незатухающее, своевременное, синхронное проведение возбужденияПереходные кардиомиоциты (Т-клетки)Располагаются между проводящими и сократительными кардиомиоцитамиОбеспечивают взаимодействие всех типов кардиомиоцитовСекреторные кардиомиоцитыРасполагаются преимущественно в предсердияхСекретируют предсердный натрий уретический пептидРегуляция водно-электролитного балланса и артериального давления Синоатриальны й узел Атриовентрикулярн ый узел Система Гиса- Пуркинье Водитель ритма первого порядка Водитель ритма второго порядка Водитель ритма третьего порядка Синусный узел Сеть субэндокардиальны х волокон Пуркинье Правая, левая ножки пучка Гиса, идущие к соответствующим желудочкам Частота ритмической активности - 60-90 импульсов в минуту Частота ритмической активности - 40-60 импульсов в минуту Частотота ритмической активности - 20-40 импульсов в минуту Передний тракт Бахмана Атриовентрикулярн ое соединенеи Пучок Гиса Фазовая структура сердечного цикла Деятельность сердца как насоса представляет собой непрерывное чередование периодов сокращения (систола)  и расслабления (диастола) предсердий и желудочков, происходящее в Систола Диастола определенной последовательности. Сердечн ый цикл В покое частота сердечных сокращений у взрослого человека составляет 60 – 80 циклов в минуту, т.е. продолжительность одного сердечного цикла составляет 0,8 с. Синоатриальный узелАтриовентрикулярный узелСистема Гиса-ПуркиньеВодитель ритма первого порядкаВодитель ритма второго порядкаВодитель ритма третьего порядкаЧастота ритмической активности - 60-90 импульсов в минутуЧастота ритмической активности - 40-60 импульсов в минутуЧастотота ритмической активности - 20-40 импульсов в минутуСинусный узелПередний тракт БахманаАтриовентрикулярное соединенеиПучок ГисаПравая, левая ножки пучка Гиса, идущие к соответствующим желудочкамСеть субэндокардиальных волокон ПуркиньеСистолаДиастолаСердечный цикл Систола предсердий Систола желудочков Общая диастола (пауза сердца) Продолжительность одного сердечного цикла 0,1 с. 0,3 с. 0,4 с 0,8 с. Фазовая структура сердечного цикла Систола желудочков Диастола желудочков Период напряжения Период изгнания Период расслабления Период наполнения Фаза асинхронного сокращения Фаза быстрого изгнания Протодиастоличе ский интервал Фаза быстрого наполнения Фаза изометричекого сокращения Фаза медленного изгнания Фаза изометрического расслабления Фаза медленного наполнения Систола предсердий Общая продолжительность сердечного цикла Систола желудочков Период напряжения Фаза асинхронного сокращения Фаза изометрического сокращения Период изгнания Фаза быстрого изгнания Фаза медленного изгнания Диастола желудочков Период расслабления Протодиастолический интервал Фаза изометрического расслабления Период наполнения Фаза быстрого наполнения Фаза медленного наполнения Систола предсердий 0,80 0,33 0,08 0,05 0,03 0,25 0,10 0,15 0,47 0,12 0,04 0,08 0,35 0,08 0,18 0,09 Систола предсердий Фаза медленного наполнения Систола желудочк ов Фаза Синусный узелПередний тракт БахманаАтриовентрикуляр ное соединенеиПучок ГисаПравая, левая ножки пучка Гиса, Сеть субэндокардиаль ных волокон Пуркинье быстрого наполнения Период наполнени я Фаза изометри- ческого расслабления Протодиаст оли-ческий интервал Период расслаблен ия Диастола желудочк ов Фаза медленного изгнания Период напряжени я Фаза го асинхронно сокращения Фаза изометри- ческого сокращения Период изгнания Фаза быстрого изгнания Синусный узелПередний тракт БахманаАтриовентрикуляр ное соединенеиПучок ГисаПравая, левая ножки пучка Гиса, Сеть субэндокардиаль ных волокон Пуркинье Сосуды сердца Артерии сердца Отходят от луковицы аорты и наподобие венца окружают сердце. Обе артерии отходят отаорты ниже свободных (верхних) краев полулунных заслонок, поэтому во время систолы желудочков заслонки прикрывают отверстия артерий и почти не пропускают кровь к сердцу. При диастоле желудочков синусы заполняются кровью, закрывая ей путь из аорты обратно в левый желудочек, и одновременно открывают доступ крови в сосуды сердца Правая венечная артерия межжелудочковая Задняя ветвь Левая венечная артерия Передняя межжелудочковая ветвь Окружающая ветвь Вены сердца Более многочисленны, чем артерии. Большинство крупных вен сердца собирается в один общий широкий венозный сосуд - венечный синус. Венечный синус расположен в венечной борозде на задней поверхности сердца и открывается в правое предсердие ниже и кпереди от отверстия нижней полой вены. Малая вена сердца Средняя вена сердца Задняя вена левого желудочка Большая вена сердца Притоки венечного синуса Косая вена предсердия левого Артерии сердцаОтходят от луковицы аорты и наподобие венца окружают сердце.При диастоле желудочков синусы заполняются кровью, закрывая ей путь из аорты обратно в левый желудочек, и одновременно открывают доступ крови в сосуды сердцаОбе артерии отходят отаорты ниже свободных (верхних) краев полулунных заслонок, поэтому во время систолы желудочков заслонки прикрывают отверстия артерий и почти не пропускают кровь к сердцу.Правая венечная артерияЗадняя межжелудочковая ветвьЛевая венечная артерияПередняя межжелудочковая ветвьОкружающая ветвьВены сердцаБолее многочисленны, чем артерии. Большинство крупных вен сердца собирается в один общий широкий венозный сосуд - венечный синус.Венечный синус расположен в венечной борозде на задней поверхности сердца и открывается в правое предсердие ниже и кпереди от отверстия нижней полой вены. Кроме вен, впадающих в венечный синус, у сердца имеются вены, которые открываются непосредственно в правое предсердие Передние вены сердца Наименьшие вены сердца (тебезиевы вены) РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УРОКУ* *Данные рисунки для обучающихся распечатываются на занятие в большем масштабе без обозначений.   Во   время   объяснения   вместе   с   преподавателем   синхронно   делают   подписи анатомических образований, указанных на рисунках; все термины вслух проговориваются группой студентов, особенно сложные. Во время работы с «немыми карточками» обучающиеся осваивают принципы формирования анатомических терминов. В презентации к уроку данные рисунки так же представлены. Положение сердца 1 — Левая подключичная артерия; 2 — Правая подключичная артерия;   3   —   Щитошейный   ствол;   4   —   Левая   общая   сонная   артерия;   5   — Плечеголовной ствол; 6 — Дуга аорты; 7 — Верхняя полая вена; 8 — Легочный ствол; 9 — Околосердечная сумка; 10 — Левое ушко; 11 — Правое ушко; 12 — Артериальный конус; 13 — Правое легкое; 14 — Левое легкое; 15 — Правый желудочек; 16 — Левый желудочек; 17 — Верхушка сердца; 18 — Плевра; 19 — Диафрагма  Сердце, вид спереди: 1 ­ плечеголовной ствол; 2 ­ левая общая сонная артерия; 3 ­ левая подключичная артерия; 4 ­ дуга аорты; 5 ­ правая легочная артерия; 6 ­ легочный ствол; 7 ­ левое ушко; 8 ­ нисходящая часть аорты; 9 ­ грудино­реберная поверхность; 10 ­ передняя межжелудочковая борозда; 11 ­ левый желудочек; 12 ­ верхушка сердца; 13 ­ правый желудочек; 14 ­ венечная борозда; 15 ­ правое ушко;   16   ­   восходящая   часть   аорты;   17   ­   верхняя   полая   вена;   18   ­   переход перикарда в эпикард Сердце, вид сзади: 1 ­ аорта; 2 ­ левая подключичная артерия; 3 ­ левая общая сонная артерия; 4 ­ плечеголовной ствол; 5 ­ дуга аорты; 6 ­ верхняя полая вена; 7 ­ правая легочная артерия; 8 ­ правые легочные вены; 9 ­ правое предсердие; 10 ­ нижняя полая вена; 11 ­ венечная борозда; 12 ­ правый желудочек; 13 ­ задняя межжелудочковая борозда; 14 ­ вер­ хушка сердца; 15 ­ левый желудочек; 16 ­ левое предсердие; 17 ­ левые ле­ гочные вены; 18 ­ левая легочная артерия Предсердия и желудочки сердца на его фронтальном разрезе, вид спереди: 1 ­ устья правых легочных вен; 2 ­ левое предсердие; 3 ­ левая легочная вена; 4 ­ межпредсердная перегородка; 5 ­ левое предсердно­желудочковое отверстие; 6 ­ передняя створка и задняя створка левого предсердно­желудочкового клапана; 7 ­ сухожильные хорды; 8 ­ левый желудочек; 9 ­ миокард левого желудочка; 10 ­ межжелудочковая   перегородка   (мышечная   часть);   11   ­   верхушка   сердца;   12   ­ правый желудочек; 13 ­ миокард правого желудочка; 14 ­ перепончатая часть межжелудочковой перегородки; 15 ­ створки правого предсердножелудочкового клапана;   16   ­   правое   предсердно­желудочковое   отверстие;   17   ­   отверстие венечного синуса; 18 ­ правое предсердие; 19 ­ гребенчатые мышцы; 20 ­ устье нижней полой вены; 21 ­ овальная ямка Сосочковые мышцы правого желудочка и медиальная стенка правого предсердия, вид справа. Правая стенка правого желудочка и правого предсердия разрезана вдоль и развернута в стороны: 1 ­ правое предсердие; 2 ­ межвенозный бугорок; 3 ­ верхняя полая вена; 4 ­ отверстие верхней полой вены; 5 ­ аорта; 6 ­ овальная ямка; 7 ­ гребенчатые мышцы; 8 ­ венечная борозда; 9 ­ сосуды сердца; 10 ­ правое предсердножелудочковое отверстие; 11 ­ передняя створка правого предсердно­ желудочкового клапана; 12 ­ перегородочная створка; 13 ­ задняя створка; 14 ­ сосочковые   мышцы;  15  ­  мясистые   трабекулы;   16 ­   сухожильные   хорды;  17  ­ отверстие венечного синуса; 18 ­ заслонка венечного синуса; 19 ­ заслонка нижней полой вены; 20 ­ нижняя полая вена; 21 ­ отверстие нижней полой вены Мышечный слой предсердий и желудочков 1 — Правые легочные вены 2 — Левые легочные вены 3 — Верхняя полая вена 4 — Клапан аорты 5 — Левое ушко 6 — Клапан легочного ствола 7 — Средний мышечный слой 8 — Межжелудочковая борозда 9 — Внутренний мышечный слой 10 — Глубокий мышечный слой Артерии и вены сердца:  А ­ вид спереди:  1 ­  дуга аорты; 2 ­ левая  легочная артерия; 3 ­ легочный ствол; 4 ­ левая венечная артерия; 5 ­ огибающая ветвь; 6 ­ большая вена сердца; 7 ­ передняя межжелудочковая ветвь; 8 ­ левый желудочек; 9 ­ правый желудочек; 10 ­ передняя вена сердца; 11 ­ правое предсердие; 12 ­ правая   венечная   артерия;   13   ­   правое   ушко;   14   ­   верхняя   полая   вена;   15   ­ восходящая часть аорты; 16 ­ артериальная связка Б ­ вид сзади: 1 ­ верхняя полая вена; 2 ­ правые легочные вены; 3 ­ правое предсердие; 4 ­ нижняя полая вена; 5 ­ венечный синус; 6 ­ малая вена сердца; 7 ­ правая венечная артерия; 8 ­ правый желудочек; 9 ­ задняя межжелудочковая ветвь; 10 ­ средняя вена сердца; 11 ­ левый желудочек; 12 ­ задняя вена левого желудочка;   13   ­   огибающая   ветвь;   14   ­   большая   вена   сердца;   15   ­   левое предсердие; 16 ­ левые легочные вены; 17 ­ легочный ствол; 18 ­ дуга аорты Схема строения сердца, продольный (фронтальный) разрез: 1 ­ аорта; 2 ­ левая легочная   артерия;   3   ­   левое   предсердие;   4   ­   левые   легочные   вены;   5   ­   левое предсердно­желудочковое отверстие; 6 ­ левый желудочек; 7 ­ клапан аорты; 8 ­ правый желудочек; 9 ­ клапан легочного ствола; 10 ­ нижняя полая вена; 11 ­ правое предсердно­желудочковое отверстие; 12 ­ правое предсердие; 13 ­ правые легочные вены; 14 ­ верхняя полая вена; 15 ­ правая легочная артерия. Стрелками показано направление тока крови Схема   проводящей   системы   сердца:   1   ­   синусно­предсердный   узел;   2   ­   левое предсердие; 3 ­ межпредсердная перегородка; 4 ­ предсердно­желудочковый узел; 5 ­ предсердно­желудочковый пучок; 6 ­ левая ножка предсердно­желудочкового пучка; 7 ­ правая ножка предсердно­желудочкового пучка; 8 ­ левый желудочек; 9 ­   проводящие   мышечные   волокна;   10   ­   межжелудочковая   перегородка;   11   ­ правый желудочек; 12 ­ нижняя полая вена; 13 ­ правое предсердие; 14 ­ верхняя полая вена Проекция   на   переднюю   поверхность   грудной   стенки   сердца,   створчатых   и полулунных клапанов. 1 — проекция легочного ствола; 2 — проекция левого предсердно­желудочкового (двустворчатого) клапана; 3— верхушка сердца; 4— проекция   правого   предсердно­желудочкового   (трехстворчатого)   клапана;   5   — проекция полулунного клапана аорты.  Стрелками показаны места выслушивания левого предсердно­желудочкового и аортального клапанов. Проекция границ сердца, его клапанов и крупных сосудов на переднюю грудную стенку. 1­левая внутренняя яремная вена; 2­левая общая сонная артерия; 3­левая подключичная   артерия;   4­левая   плечеголовная  вена;  5­дуга аорты;  6­легочный ствол; 7­левый главный бронх; 8­от­верстие легочного ствола (клапан легочного ствола); 9­левое предсердно­желудочковое отверстие (левый предсердно­желу­ дочковый   клапан);   10­верхушка   сердца;   II­правое   предсердно­желудочковое отверстие   (правый   предсердно­желудочковый   клапан);   12­отверстие   аорты (клапан аорты); 13­верхняя полая вена; 14­правая плечеголовная вена; 15­правая внутренняя яремная вена; 16­правая общая сонная артерия.

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс

Методическая разработка урока по дициплине "Анатомия и физиология человека" на тему: "Строение системы органов кровообращения. Анатомия сердца" для специальности Лечебное дело, 1 курс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019