Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Оценка 4.8
Контроль знаний +1
docx
обществознание
Взрослым
01.02.2017
Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги
Данное занятие проводится для обучающихся первого курса по дисциплине «Экономика» для изучения и закрепления полученных знаний по теме «Деньги: их сущность, история возникновения и функции». Урок построен по принципу: «От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)». Целями занятия являются: 1. Образовательная – сформировать знания о сущности денег, истории их возникновения и функциях. 2. Коммуникационная – формирование способности личности к взаимодействию с другими личностями; 3. Информационная – выработка умений находить, применять, преобразовывать информацию; 4. Социальная– формирование способности личности к выполнению различных социальных ролей; 5. Воспитантельная– формирование способности принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную, умения слышать других; 6. Развивающая – стимулировать деятельность, мышление, рефлексию. Из представленных целей вытекают следующие задачи: 1. Сформировать представление о сущности денег, истории их возникновения и эволюции. 2. Определить функции денег. 3. Закрепить знания посредством деловой игры: «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…» Образовательная среда урока создается обучающимися под руководством преподавателя: они изготавливают газету по эволюции денег в России, оформляют стенд «Высказывания великих людей о деньгах», готовят выступления на темы: 1.Предпосылки возникновения денег. 2. Товарные деньги и их виды. 3. Появление металлических денег - монет. 4. Чеканка монет на нашей территории. 5. История появления бумажных денег. Таким образом, большая часть времени на уроке отведена на самостоятельную работу обучающихся. Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО. По изучаемой теме студенты должны подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде небольших докладов. Это позволит проконтролировать на уроке самостоятельную работу студентов, составить логическое аналитическое заключение. Данный урок по дисциплине «Экономика» относится к уроку изучения и систематизации знаний с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов ролевой игры. На уроке использованы следующие современные образовательные технологии:  технология проблемного диалога;  проектная деятельность;  использование ИКТ- технологии;  технология ситуативного обучения;  игровая технология;  тестирование;  семинарские задания;  метод синквейна;  прием маркировочной таблицы «ЗУХ». Методическая разработка состоит из основных разделов: - подготовительный этап, в котором указываются организационные составляющие урока; - технологическая карта конструирования урока; - методика проведения занятия включает в себя подробное описание плана-конспекта занятия, которое состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а так же методов обучения и времени, необходимого для изучения темы; -приложения.Методическая разработка урока
Методическая разработка урока на тему Деньги.docx
Министерство образования и науки Республики Татарстан ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»     Методическая разработка учебного занятия с использованием готовых программных продуктов, возможностей интерактивной доски (продолжительность занятия 1 час 30 мин)  Тема: «Деньги: их сущность, история возникновения и функции»   Курс обучения:1 курс Специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис» ФИО автора: Захарова Валентина Леонидовна Должность:  преподаватель экономических дисциплин 1 Предмет   № группы  специальность Тема урока Ф.И.О. преподавателя Название ОУ Современные образовательные технологии, применяемые  на уроке Цели  урока 2015 г. 1. Организационная структура урока Экономика Группа 5413  43.02.11  «Гостиничный сервис»    «Деньги: их сущность, история возникновения   и функции»    Захарова Валентина Леонидовна ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий» г. Болгар  технология проблемного диалога;   проектная деятельность;   использование ИКТ­технологии;  технология ситуативного обучения;  игровая технология;  тестирование;  семинарские задания;  метод синквейна;  прием маркировочной таблицы «ЗУХ». Сформировать в ходе урока следующие компетенции:  образовательную–   сформировать   знания   о   сущности   денег, истории их возникновения и функциях; коммуникационную – способность личности к взаимодействию с другими личностями; информационную   –   находить,   применять,   преобразовывать информацию; социальную– способность личности к выполнению различных социальных ролей; толерантность   –   способность   принимать   иную   точку   зрения при этом сохраняя собственную; самостоятельно   овладевать   новыми   знаниями,   используя современные образовательные технологии; развивающие ­ деятельность, мышление, рефлексию.       2 1. Сформировать представление  о сущности денег, истории их  Задачи урока возникновения и эволюции . 2. Определить функции денег. Тип урока Вид урока Форма   организации урока  Методы обучения: Принципы Межпредметные связи  Время проведения Место проведения Необходимое  аппаратное  и  программное  обеспечение, литература 3. Закрепить знания посредством деловой игры: «Всюду деньги,  деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…» Урок освоения и закрепления  нового материала  Комбинированный  Индивидуальная, групповая семинар;  словесный   ­  беседа,  рассказ;    наглядный   ­  компьютерная презентация;    практический ­ деловая игра; синквейн, тестирование, проблемное обучение. Научности, доступности, системности, связь теории с практикой. Естествознание ­ тема «Денежное обращение»; история­ тема «Эпоха  Екатерины II»;   маркетинг­ тема «Ценовая политика организации»,  право «Уголовная ответственность»     Одна учебная пара (90 минут). Компьютерно­лекционный кабинет с персональным компьютером,  цифровым проектором и экраном для показа слайдов. Программные средства:   MS Power Point  Технические средства:     ПК учителя;  мультимедийный проектор; экран;   доска­треножник для записи и подсчёта баллов команд по конкурсам и итоговых результатов. Учебное обеспечение: презентация к уроку,   технологическая карта урока;   стенд   эволюция   денег   на   Руси, оформление   доски   «Высказывания   известных   людей   о   деньгах», эпиграф к уроку.   Источники: 1.Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2009.  раздаточный   материал,   2.Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В. С. Экономика для  профессий и специальностейи социально­экономического профиля:  учебник,­5­е издание, стер,­336 с.пер. №7 бц.М.,­2011 г. 3.Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В. С. Экономика для  профессий и специальностейи социально­экономического профиля:  практикум,­2­е издание, стер,­144 с.пер. №7 бц.­М,,­2011 г. 3 4.Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический  подход. (Managerial Economics) – М., 2009. 5.Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2­е  изд., стер. – М., 2009. 6.Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М.,  2010. 7.http://www.inventech.ru/lib/macro/macro­0033/ Межпредметные связи Планируемые образовательные результаты  Уровень владения компетенциями Научится: Приобретенная компетентность Приобретение профессиональных компетенций: ­оперировать основными категориями и понятиями экономики; ­Образовательную– сформировать знания о сущности  денег, истории их возникновения и функциях; ­оценивать   экономические   процессы   и явления; ­Информационные ­ овладение информационными  ресурсами технологиями, критичное отношение к  ­использовать экономической информации;   источники полученной информации; ­Коммуникативные  ­ умение общаться, формировать и  ­выявлять   проблемы   экономического характера   при   анализе   конкретных выражать собственное мнение о управлении конфликтами  в менеджерской деятельности; ситуаций,   предлагать   способы   их решения   с   учётом   действия ­Социально ­ трудовые –развить  способность брать на  себя ответственность, вырабатывать решения и  экономических   закономерностей   на микро­ и макроуровнях. участвовать в их реализации, толерантность, проявление  сопряженности личных интересов с потребностями  общества и производства. 4 2 3 4 1.Организационный  момент­1 мин Включение в режим урока. Приветствие   отметка отсутствующих,   создание   позитивного   учащихся, 2.Мотивация­3 мин. Настрой  на  на     настроя деятельность. Объявление темы урока. Зачитывает эпиграф к уроку. Ведёт  познавательную 5 Приветствие преподавателя  6 Записывают   тему урока. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Цель этапа Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Содержание педагогического взаимодействия Познавательная Коммуникативная Регулятивная Этапы  организации  учебной  деятельности,  время 1 Дают ответы на  Слушают   преподавателя.   учебную  деятельность. проблемный диалог. Знакомит с  высказываниями великих людей о  вопросы  преподавателя.  Участвуют   в   обсуждении содержания   материала, деньгах, побуждает к высказыванию  своего мнения. Напоминает  обучающимся, как заполнять таблицу  «ЗУХ» Организовывает погружение в проблему, выражая свою позицию. Заполняют  маркировочную  таблицу «ЗУХ» Фиксируют   Слушают преподавателя.  Принимают   и создает ситуацию разрыва. проблему. сохраняют учебную   цель   и задачу. 3.Постановка  Создание  учебных задач­1  мин. проблемной  ситуации. Фиксация новой учебной цели и задач. 4. Изучение нового  Совместное  Создаёт проблемы и побуждает её  Анализируют,  Строят   рассуждения, Исследуют материала – 40 мин. исследование  проблемы. Поиск  решения учебной  задачи. Первичный  контроль знаний   решить. Проводит параллель с ранее  изученным материалом. Организует  доказывают,  аргументируют  понятные собеседника.   для   Умеют условия   учебной задачи, обсуждают устный, коллективный анализ учебной  задачи. Фиксирует выдвинутые  свою точку  зрения использовать   речь   для регуляции своего   выступления товарищей учениками гипотезы, организует их  обсуждение. Организует учебное  исследование для выделения понятия.  Напоминает обучающимся, как  составлять синквейн. действия.   Воспринимают ответы обучающихся.Учатся формулировать собственное   мнение   и позицию Учатся   формулировать Осуществляют Выполнение  действий в  соответствии с  собственное   мнение   и позицию.Учатся самоконтроль. Подсчитывают 5.Закрепление  Проведение  изученного  материала ­45 мин. деловой игры  «Всюду деньги,  Создает эмоциональный настрой на  игру в шуточной форме. Организует  коррекционную работу, практическую  деньги, деньги,  всюду деньги – там  работу, самостоятельную  коррекционную работу. планом игры,  анализируют,  применять   полученные знания   для   решения набранные   в   ходе игры баллы.   и тут…» Подведение   итогов   игры.   Выявление лучшей команды. контролируют и  оценивают  частных задач. Рефлексия своих действий Слушают и задают вопросы. 6.   Подведение Рефлексия. Отмечает степень вовлеченности  Анализ  итогов урока­5 мин. учащихся в работу на уроке, насколько   были достигнуты цели урока. Раздает  маркировочной  таблицы «ЗУХ»,  результат Обсуждают. Делают выводы. Слушают. Обсуждают. Письменно 6 листочки для проведения рефлексии.  Выставление оценок за урок. работа в группах   на отвечают вопросы. 7.Выдача  Подготовка к  Объясняет задание. Записывают. домашнего задания­ 3 мин. следующему уроку. 7 Этап  урока 1. План­ конспект урока: Ход урока Используемые  технологии,  виды заданий,  методы,  средства  обучения Реализа­ ция требован ий ФГОС Организационный момент ­ 1 мин. Преподаватель:  Добрый день! Дежурный, кто отсутствует сегодня на занятии? (отмечает в журнале).  Запишите тему нашего урока  «Деньги: их сущность, история возникновения и функции».    Презентация­ слайд 1 2. Мотивация ­ 3 мин. Преподаватель:   Однажды  я прочитала очень интересную фразу: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег». Ее произнес 45­й премьер­ министр Великобритании Уильям Гладстон.  Давайте подумаем,  что он имел в виду? Что такое, в вашем понимании,   деньги?   Почему   они   обладают   такой   силой? Какую роль они играют в нашем обществе?   Чего больше — добра или зла — приносят они людям? (студенты отвечают на вопросы) Вопросов много.  Наш разговор сегодня станет полезным для тех, кто не знает, когда и почему появились деньги, кто хочет понять, какое значение имеют деньги в жизни людей,  отчего существует в мире жадность к деньгам и преклонение пред ними, кому  интересно узнать, как изготавливаются деньги, и, наконец, для тех, кто хочет разгадать секрет превращения денег в своих надежных и верных помощников. Перед вами таблица   «ЗУХ»,   вы   с   нею   уже   знакомы,   не   забывайте   её заполнять в ходе урока, а в конце вы проверим её. Презентация ­ слайд 2 Формир ование социаль ной компете нций.  Прием маркировочной таблицы «ЗУХ» (позволяет учителю контролировать работу каждого ученика)  Технология проблемного диалога. 3.  Постановка учебных задач­1 мин Итак, на уроке сегодня нам с вами предстоит:  1. 1.Сформировать представление  о сущности денег, истории  Постановка проблемы Презентация­ слайды 3,4 их возникновения и эволюции. 2.  Выявить  функции денег. 8 4. 3. Закрепим полученные знания игрой «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут…», в ходе которой вам придётся   продемонстрировать   умение   выделять   главное   и существенное,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   осуществлять   самоконтроль   и научиться   обобщать,   проводить   мини­ самоанализ   своей   деятельности, исследования. Я уверена, что мы сегодня добьёмся успеха, а   Деньги   определяют   достаток   поможет нам в этом компьютерная презентация. Запишите цели и задачи нашего урока со слайдов в тетрадь. Изучение нового материала ­ 33 мин. Преподаватель: Давайте вместе сейчас разберём первый  вопрос нашего урока: «Сущность денег, история их  возникновения и эволюции». Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто­нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги — это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто из вас задумывается. Но ведь на самом   деле   это  удивительно:   почему   в   обмен  на  какие­то цветные   бумажки   можно   получить     модную   одежду   или большой вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Неделю назад вы получили домашнее  задание  ­  подготовить выступления на темы: 1. Предпосылки возникновения денег. 2. Товарные деньги и их виды. 3. Появление металлических денег ­ монет. 4. Чеканка монет на нашей территории. 5. История  появления бумажных денег.      Давайте сейчас проверим, как вы с ним справились. Итак, кто готов отвечать по вопросу «Предпосылки возникновения денег» ? (Возможные варианты ответов  студентов)         1­й  студент: Главными предпосылками возникновения денег   были:   общественное   разделение   труда   и   его специализация   определяющие   ­   переход   от   натурального хозяйства   к   товарному,   имущественное   обособление владельцев   товаров,   необходимость   качественного   и количественного   измерения   стоимости   товаров   для обеспечения  эквивалентного товарообмена.  Необходимость денег   обусловлена,   трудностями   прежде   всего, Актуализация знаний студентов Формир 9 непосредственного   обмена   продуктами   труда. До возникновения   денег   люди   непосредственно   обменивали товары на товары, что сейчас называется бартером. Однако для   бартерной   экономики   характерны   определенные трудности   и   ограничения,   поскольку   участникам   бартера приходится удовлетворять двойное совпадение желаний. Для того   чтобы   их   интересы   совпадали   людям   приходится разыскивать владельца такого товара которого они стремятся и   кто   не   будет   возражать   против   его   обмена,   например владелец   овечьих   шкур   хотел   выменять   на   них   зерно   но владельцу   зерна   нужен   был   соль.   Хорошо   если   владелец последней   нуждался   в   овечьих   шкурах   тогда   обмен   мог состояться. Иначе все трое ничего не могли приобрести и возвращались   с   рынка   со   своими   товарами.   Для осуществления обмена был необходимый товар, который бы имел   потребительскую   стоимость   для   всех   участников рынка. Решение такой проблемы заключается во внедрении в экономику денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала   тому   товару,   который   был   в   изобилии   или   на который   был   наибольший   спрос.   Историки   обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые   разные   товары.   Так   возникли   так   называемые «товарные деньги». Преподаватель:  Хорошо,   молодец.   Ребята,   а   скажите: какими свойствами должны были обладать товарные деньги? (ответы студентов:  они   должны   быть   нужными   для   всех, удобными, чтобы их легко было обменять на другой товар, чтобы они были достаточно редкими, должны делиться и т.д.) Хорошо,   всё   правильно.  На   слайде   6   вы   видите,   какими свойствами должны обладать деньги, это: Законспектируйте его. Следующее выступление «Товарные деньги и их виды».       2­й студент:  В разные времена и у разных людей деньги выглядели   и   назывались   по   ­   разному.   Например,   самые первые русские деньги ходили на четырех ногах, мычали и блеяли.  Древнеславянское   слово   «скот»,   означающее животное,   послужило   основой   ряда   финансовых   терминов: «скотница» — казна, сокровище; «скотник» — казначей. В Древней Руси деньги носили название «скот» долгое время и после   того,   как   совершился   переход   к   металлическим деньгам.   От   количества   голов   скота   зависело   богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал».   Однородность, 1. 2. Высокая ценность даже малого объема, 3. Относительная стабильность предложения, 4. Устойчивость к воздействиям окружающей среды, 5. Легкая делимость на произвольные по размеру части, 6. Умеренная ограниченность, Проверка самостоятельно го домашнего задания Проверка и  оценка полноты выполнения  домашней  самостоятельно й работы,  Презентация­  слайд 6 ование  професс иональн ых   компете нций  о  сущност и денег,  истории  их  возникн овения  Разносто ронне развитая личность .  Формир ование познават ельной компете нции. 10 Технология проблемного диалога. Презентация­  слайд 6 Вот   лишь   некоторые   предметы,   которые   использовались   в качестве денег в разные времена у разных народов:   зерно, рыба,   меха,   жемчужины,   коровьи   и   человеческие   черепа, нанизанные   на   шнур   клыки   и   хвосты   свиней,   зубы   собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев,   используемые   для   выкупа   за   невесту   в   Новой Гвинее   вплоть   до   наших   дней,   куски   меди,   бруски   соли, железные   прутья,   бронзовые   колокольчики,   мешочки   с бобами какао, феи— это самая крупная и странная форма каменных   денег   с   острова   Ял,   расположенного   в   западной части Тихого океана. Феи — это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн.   Монеты­феи   лежали   перед   домом   владельца, символизируя   его   достаток. Существует   такая   забавная история:   король   Уганды   приказал засеять   поля   бусами,   но ему так и не удалось вырастить собственную монету. Преподаватель:  Молодец,   всё   правильно.     На   слайде   7 представлены   некоторые   виды   товарных   денег.     А   мы движемся   дальше:   кто   продолжит   освещение   темы: «Появление металлических денег ­ монет»?            3 студент:  Человечество перепробовало сотни видов денег, пока не перешло к наиболее выгодным и удобным — металлическим.   В   древнейших   государствах   мира   — Месопотамии и Египте ­ пользовались слитками металла как посредниками при обмене. Иногда эти металлические деньги делали в форме кольца, полукольца, бруска и т.п. В Италии до   появления   монеты   обращались   слитки   меди, принимавшиеся на вес. Постепенно людям стало ясно, что лучше изготовлять слитки определенного постоянного веса. Наиболее выгодными были деньги из драгоценных металлов —   золота   и   серебра.   Чтобы   воспрепятствовать   подделке денег,   промешиванию   к   драгоценному   металлу   дешевых, государственная   власть   стала   клеймить   металлические деньги.   Это   клеймо   означало,   что   в   слитке   содержится металл определенного качества. Кусочки металла оделись в «национальный мундир». Так появились первые монеты. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря ­   Лидии   —   на   рубеже   8­7   веков   до   нашей   эры.     Слово «монета»  впервые   появилась   как   титул   богини   Юноны третьей и последней супруги Юпитера в 279 г. до н.э. Храм в ее честь был возведен на Капитолийском холме в Древнем Риме, а в III в. до н.э. поблизости от него начали чеканку металлических   денег,   —   вот   почему   их   стали   называть монетами.   Юнона,   помимо   своих   функций   наставницы, покровительницы   женщин,   защитницы   брака,   была   еще   и богиней   обмена.  Александр   Македонский   –   великий полководец     впервые заменил изображение богини Юноны собственным   портретом.   Он   мнил   себя   богом   и   заставлял поклоняться себе.   Этим он как бы поставил себя на место Формир ование  познават ельной  компете нции Разносто ронне развитая личность .  Формир ование познават ельной компете нции. 11 древнегреческого   бога.   Его   примеру   в   дальнейшем последовали другие правители из разных стран мира.      Преподаватель: Очень хорошо. Ответьте, пожалуйста, на вопрос:   А  в  чем  было   преимущество  металлических   денег перед раковинами, коровами, черепами, жерновами и всеми этими   примитивными   деньгами?   (ответы   студентов: красивый, не портиться)Правильно, потому что: • металл   не   портился,   его   можно   было   хранить   как сокровище сколько угодно;  Презентация­  слайд 7 он занимал мало места, и его просто было перевозить;   металл легко было разделить на части и превратить слиток большей стоимости в слитки меньшей стоимости для мелких торговых операций. Кстати,когда   монеты   начали   чеканить   в   Российской империи,   то   на   монетах,   имеющих   номинал   3,   5   копеек, выдавливали   три,   пять   точек,   так   как   население   было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты.  Ознакомьтесь с  информацией со слайдах 8,9,10,11,12 А мы переходим к вопросу о «Чеканке монет в России».             4   студент:    На   нашей   территории   чеканка   монет, серебряных   и   золотых,   восходит   ко   временам   князя Владимира   I.   Хотя   металлические   деньги   продолжали называться “кунами”. Эта денежная единица соответствовала по   стоимости   шкурке   куницы   –   одной   из   самых распространенных товарных денежных единиц того времени, но появляются уже и серебряные “гривны”.     Так называли длинные полоски серебра, которые носили вокруг шеи ­ на «загривке». Надо что­то купить ­ снял с шеи и расплатился. А если подешевле попался товар ­ не беда: тут же топором гривну   разрубил   пополам   и   купил.   Такая   половинка   и называлась соответственно ­ рубль, а иногда – тин,   когда товар   был   совсем   дешевым   рубль   ­   тину   тоже   разрубали пополам, так получалась полтина, по­ нашему 50 копеек.   В Московском княжестве инициатива чеканки серебряных монет   принадлежала   Дмитрию   Донскому,   который   после победы   над   Мамаем  в Куликовской   битве,   начал переплавлять   в   русские   “гривны”   татарскую     серебряную “теньгу”, ходившую в обороте во время монгольского ига. Отсюда и пошло название денег. Иван   III   установил,   что   право   чеканки   монет   должно принадлежать   лишь   “старшему”   из   князей,   держателю Московского   престола.   При   Иване   Грозном   произошло первое   упорядочение   российской   денежной   системы.       В начале   XVII   века   на   Руси   установилась   единая   денежная единица­копейка, весившая 0,68 грамм серебра, которая своё  название   получила   по   копью   Георгия   Победоносца,   с которым он изображён на оборотной стороне монеты.  Кроме того,   в   счетную   систему   были   введены   рубль,   полтина, гривна,   алтын,   хотя   чеканка   серебряного   рубля   стала Разносто ронне развитая личность .  Формир ование познават ельной компете нции. 12 правилом лишь при Петре I. Золотые деньги — “червонцы” цвета появились в России с 1718 года.  Преподаватель:  Я просила вас приготовить к уроку газету «Эволюция   денег   в   России.   С   этим   заданием   вы   успешно справились. Спасибо. Газета наглядно демонстрирует то, как менялся   внешний   вид   денег   в   стране,   кроме   того   на банкнотах как бы отражается вся наша история. Посмотрите на неё  внимательно.           А каковы  же   основные  причины появления бумажных денег в мире и России?       5 студент:  Как и многие изобретения, бумажные деньги появились   в   Китае   более   тысячи   лет   назад.   Причина появления   бумажных   денег   в   Китае   довольно   проста:   на территории данной страны не хватало полезных ископаемых, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага,   которая   производилась   из   коры   тутового   дерева. После того как первые европейцы посетили Китай, в Европе постепенно   большой   популярностью   стали   пользоваться бумажные   деньги,   использование   которых   было   намного более удобным, чем металлических монет. Несмотря на то, что бумажные деньги появились в Европе еще в XVII веке, монеты обращались в разных странах наряду с бумажными деньгами. В России же вплоть до XVII в. собственная добыча благородных   металлов   почти   отсутствовала   поэтому, монетные дворы, ставшие в XVII в. монополия государства, переплавляли   иностранные   деньги.     Поэтому   причиной необходимости введения бумажных денег являлся банальный дефицит   серебра   в   России.   Отечественные   рудники   в   то время   давали   около   6­7   тыс.   кг.   серебра   в   год.   А   при ежегодной   чеканке   2   млн.   рублей   серебряной   монеты требовалось   40   тыс.   кг.   Также   значительные   расходы правительства   на   военные   нужды   вытягивали   из   казны большое   количество   золота   и   серебра.   В   то   время   внутри страны   обращалось   очень   мало   серебряных   монет,   зато медных было в избытке. Это было крайне неудобно для сбора налогов.   Например,   уездные   казначейства   для   сбора подушных   податей   снаряжали   целые   караваны   из   обозов  с многочисленной   охраной,   поскольку   каждые   500   рублей медью заполняли целую телегу.   Первые бумажные деньги появились в России в 1769 году по приказу императрицы Екатерины  II.  Преподаватель: Всё правильно. А знаете ли вы, что первые бумажные   деньги      хозяйственная   Екатерина   приказала изготовить первые деньги из старых дворцовских скатертей и   которых   накопилось   великое   множество. салфеток, Называлась   бумажная   денежка     ассигнацией   или «катенькой».   Так   как   на   ней,       был   изображён   портрет  Екатерины II.  Выпуск   денег   в   обращение   называется   в   современной экономике  эмиссией.   Право   проводить   эмиссию   денег   Технология проблемного диалога. Презентация­  слайды  8,9,10,11,12 Разносто ронне развитая личность .  Формир ование познават ельной компете нции. 13 принадлежит государству. С домашним заданием все справились отлично.   Хочу   обратить   ваше   внимание   на   то,   что   преступления, связанные с подделкой денег, относятся к категории особо тяжких и караются  лишением свободы.  История подделки денег уходит корнями в прошлое. Жители древней Мексики – ацтеки в  качестве денег использовали зерна какао – бобов. Так 50 зерен стоила рабыня, мужчина–раб ценился в 2 раза дороже. Интересно, что уже тогда были свои «шоколадные фальшивомонетчики».   Они   извлекали   содержимое   зерен какао­бобов, заполняли пустоты землей, склеивали и пускали в оборот. Давайте проведём промежуточное закрепление материала и составим   синквейн   на   тему   «Деньги».   Правила   написания синквейна вы видите на слайде 15. Даю вам 1 минуту. (пишут синквейн) Возможный вариант синквейна: 1 слово: что?­ деньги 2 слова: какие?­ бумажные, металлические 3 слова: что делают? –  обращаются, изменяются,  4 слова: отношение автора­ без денег нельзя прожить 1 слово ­обобщение ­ эквивалент Молодцы, вижу, что все усвоили термин «Деньги». Подводя итог  изученного можно сделать такой вывод: Деньги – это своеобразный   универсальный   товар   ­   эквивалент, служащий   для   соизмерения   различных   видов   труда   и принимаемый в уплату за товары и услуги.  Ребята,   а   вы   знаете,   как   называется   наука,       изучающая деньги? (ответ  нумизматика) Правильно. Нумизматы­люди, которые увлекаются   собиранием     монет.Если   нумизматика   изучает монеты во всех их взаимосвязях с экономикой, политикой, историей,  то бонистика  – это наука, изучающая бумажные деньги.   А мы продолжаем закрепление материала и проведём мини­ исследование.     Представьте   себя   в   роли   ученых,   которые изучают названия денег. Каждая группа получает карточки с заданием Попробуйте определить, от каких слов произошли названия денег. 1. Копейка 2. Полтина 3. Деньги 4. Гривна 5. Монета 6.Рубль 7. Капитал Ответы:  1.от слова –копьё 2.от слова тина­рубль, половинка рубля 3.от татарской «теньги» 4. носили на шее (загривке) 5.титул богини Юноны 6.от слова­рубить Обзор газеты,  выполненная  студентами в  качестве  домашнего  задания 14 Презентация­ слайд 13,14 7.  Древние римляне произносили слово «головы» скота как «капитал». Проверим себя. Если все ответы правильные поставьте себе «5»,если     1   непр.   Ответ­«4»,если   2­3   непр.ответа –«3».Поднимите   руки,   кто  усвоил   материал   на  «4»   и   «5». Очень хорошо. Материал усвоили все. Преподаватель:  Мы   с   вами   сообща   изучили   и   закрепили очень   большой   вопрос.   А   сейчас   переходим   ко   второму вопросу   «Функции   денег».         На   слайде18   представлены функции денег, прокомментируйте их.(студенты дают ответы по рисунку). Скажите какая функция денег представлена на рисунке   слайда,   при   покупке   колбасы   в   супермаркете? (студенты   дают   ответ   –средство   обращения).     Правильно. Запишите   эти   функции   в   тетрадь.   А   какая   валюта   мира выполняет функцию мировых денег? (ответ:  доллар США.) А   какая   валюта   используется   при   расчётах   между европейскими странами? (ответ евро)   Итак,   давайте   проверим   наши   знания   по   теме   «Функции денег».   На   слайде   19   установите   соответствие   между платежом и функцией денег. А теперь обменяйтесь карточками с соседом и сверьте ваши ответы со слайдом 20. Выставите оценки: если все ответы правильные поставьте «5», если от 1 до 3 ошибок­ «4», если больше 3 непр.ответа – «3». Теперь обменяйтесь заданиями снова. Поднимите руки, кто усвоил материал на «4» и «5».   Очень хорошо. Материал усвоили все. Разносто ронне развитая личность .  Формир ование познават ельной компете нции. 15 Презентация­ слайд 15 Презентация­ слайд 15 Презентация­ слайд 16 Формир ование познават ельной компете нции. Формир ование правово й культур ы обучающ ихся.  Формир ование законоп ослушно го граждан ина. 16 Мини­ исследование.  Презентация­ слайд 17 Элемент ролевой игры  Работа в парах, в группах. Прием «Корзина знаний» (позволяет выяснить   все, что   ученики знают или     думают обсуждаемой по теме). технология проблемного обучения Презентация­ слайд 18 Технология проблемного обучения Презентация­ слайд 19,20 Формир ование професс иональн ой компете нции. Разносто ронне развитая личность .    17 Прием «Корзина знаний»   Приём деловая  игра,  проблемный  метод Презентация – слайд 21 Презентация – слайд 22 Формир ование  професс иональн ой  компете нции Формир ование  коммун икативн ой  компете нции  компете нций.  Умение  работат ь в  команде 18 5. Закрепление изученного материала – деловая игра­45  мин. Вступительное слово учителя,   в   котором  задаётся   “рабочее настроение”,   предлагается   план   проведения   мероприятия, озвучиваются цели. Преподаватель: Переходим к третьей части нашего урока  и поиграем   в   игру      «Всюду   деньги,   деньги,   деньги,   всюду деньги: там и тут» Итак….. В экономическую игру поиграем,  Кто во что горазд, узнаем. Не доллар, не рубль, не фунт и не тугрик­  Знакомьтесь, наша валюта – умник! Почёт и хвала тому будет, Кто больше умников добудет! Вам   надо   разбиться   на   три   команды.   Я   приготовила   три ксерокопии денег разного достоинства: 10, 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезна на пять частей. Все участники игры должны   по   очереди   вытянуть   из   шкатулки   бумажный кусочек,   который   является   фрагментом   денежной   купюры какого­либо   достоинства.   Составив   кусочки   купюры,   вы   и образуете   три   команды   для   участия   в   игре.   Образованные команды придумывают себе название. (студенты разбиваются на команды, выбирают капитанов и называют название). В ходе игры мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему “Деньги”. В конце игры посчитаем количество умников и определим победителя, которому достанется сладкий приз. Преподаватель:  А   сейчас   ВНИМАНИЕ!!!   Объявляется   1 Конкурс  «Разминка»­5 мин. Условия: Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов,   за   каждый   правильный   ответ   начисляется   по   1 баллу. Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но   и   умение   анализировать   предложенную   информацию. Учащиеся   вытягивают   билеты   и   быстро   дают   ответ.   За каждый правильный ответ 1 умник. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в  Северной Америке?  Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях  вечной мерзлоты не являются достаточно редкими. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной  местности?  Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки Почему в данных странах именно эти товары стали  выступать в качестве денег: на островах Полинезии –  раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?  Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры  находилось большое греческое поседение, археологи  нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен  профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”.  Могло ли быть такое?  Ответ: Нет, тогдашние жители не знали, когда  закончится их эра и начнется наша. Какими свойствами должен обладать товар, который  выступает в качестве денежной единицы?  Ответ: Долговечность, легкая делимость на части,  узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не  должно быть слишком много (здесь за каждый  правильный критерий можно давать по 1 баллу) Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5  копеек, выдавливались три, пять точек?  Ответ: Население Российской империи было  неграмотным и не могло прочитать, каков номинал  монеты, для них и выдавливалось нужное количество  точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых. Как связаны название денежной единицы Древней  Руси “куна” и пушной зверек куница?  Ответ: Эта денежная единица соответствовала по  стоимости шкурке куницы – одной из самых  распространенных товарных денежных единиц того  времени Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства.  (экономика) Металлические монеты и бумажные билеты,  служащие средством оплаты товаров. (Деньги) Денежное вознаграждение за труд. (зарплата) Сколько функций выполняют деньги? (пять ) Обесценение денег называется….(инфляцией) 10. 11. 12. Преподаватель:  Всем   спасибо   за   ответы,   давайте подсчитаем   количество   умников   у   каждой   команды. (подсчитывают и записывают на стенде. Подсчёт окончен и пора перейти   ко второму конкурсу «Русские пословицы» ­ 3 Презентация – слайд 23 19 мин. Задание   на   знание   пословиц   и   поговорок,   в   которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”. За одну пословицу – 1 умник. 1. Деньги делают деньги. 2. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 3. Копейка рубль бережет. 4. Время ­ деньги. 5. Разменяться на мелкие монеты. 6. Отплатить той же монетой. 7. Принимать за чистую монету. 8. Посмотрел, как рублем одарил. 9. Не было ни гроша – да вдруг алтын. и т.д Снова проводится подсчёт умников и их запись. Преподаватель:  Объявляю конкурс капитанов­5 мин. Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол: 1. Бережно расходовать (экономить). 2. Бережливый, действующий с расчётом (расчётливый). 3. Чрезмерно   бережливый,   до   жадности;   избегающий расходов (скупой). 4. Человек, который безрассудно тратит (транжира). 5. Открытое похищение чужого имущества (грабёж). 6. Процесс,   который   помогает   увеличить   продажу товаров или услуг (реклама). Снова проводится подсчёт умников и их запись. Преподаватель: Объявляю 4  конкурс «Кроссворд» ­10 мин. Чья команда быстрее и правильней разгадает кроссворд. 1)Как называется денежная сумма, взятая в банке под  процент (ссуда). 2) 3) 4) 5) 6) Слово (серебро), а молчание золото. Мал (золотник) да дорог. Копейка (рубль) бережёт. (Долг) платежом красен. Как называется обесценивание денег (инфляция). Презентация – слайд 24 Презентация – слайд 25 Снова проводится подсчёт умников и их запись. Преподаватель: Объявляю 5 конкурс “Верите, не верите”­3  мин.  Нужно ответить «да» или «нет». Презентация – слайд 26 20 1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да) 2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да) 3. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой  Азии, в царстве Лидия. (Да). 4.Деньги может печать любой человек. (Нет) 5. Денежная единица США – рубль. (Нет) 6. Особый товар, который можно обменять на любые другие  товары и услуги – это деньги. (Да) Снова проводится подсчёт умников и их запись. Преподаватель:  Наша   игра   окончена.  Пришло   время посчитать свой заработок. Сколько умников вы заработали? Это количество даёт вам право на поиск клада. Разгадайте шифр, переставив буквы местами, и узнайте, где лежит клад. КАЛЖТАПРЕЛДЕИВТ.  Ответ: клад лежит в парте. ­ Это не простые конфеты, а экономические. Кто их съест, тот научится быстро решать любые примеры и задачи. Выявление лучшей команды. Вручение грамот­10 мин. Подведение итогов урока. Рефлексия­5 мин Отмечает   степень   вовлеченности   учащихся   в   работу   на уроке,  насколько     были   достигнуты   цели   урока.   Раздает листочки для проведения рефлексии. Выставление оценок за урок. –   Мир   денег   –   удивительный   и   необычный   мир,   и   за   его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много   новых   открытий   и   тайн.   За   время   существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет   теме   деньги   большое   внимание.   Но   не   надо преувеличивать   роль   денег,   не   надо   превращать   их   в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон   высказал   замечательную   мысль:   “Деньги   –   очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. ­ До свидания! Успехов вам! Домашнее задание по выбору ­ 3 мин. 1.Сочинение­рассуждение   «Можно   ли   назвать   экономику   с электронными деньгами – экономикой без денег?» 2.Сочинение « Роль денег в жизни человека». 3.Мини­проект,   свою классификацию денег. Представить через неделю. Варианты: а)   биметаллизм­   монометаллизм,   б)   металлические     по толщине,   количеству   граней(6,8,10);по   форме   (круглые, треугольные,   с   отверстием   в   центре)     в)   деньги   разных исторических эпох;  г) по степени защищенности и т.п. До свидания! Урок окончен.   исследование:     Составить   ИТОГО 6. 7. Презентация – слайд 27 Презентация – слайд 28 Анализ таблицы «ЗУХ» Лист обратной связи формир ование  рефлекс ии, самоана лиза Презентация – слайд 29 дифференциро ванное  обучение Презентация – слайд 30 Презентация – слайд 31 90 мин 21 Знаю        Узнал новое Хочу узнать Маркировочная таблица «ЗУХ» Приложение 1 22 Валюта­1 Умник (для распечатки) Приложение 2 23 Разрезать на 5 частей  Приложение 3 24 Подведение итогов игры: 25 Баллы Конкурс 1  Конкурс  «Разминка» 2  Конкурс: «Русские пословицы»  3 Конкурс капитанов 4  Конкурс «Кроссворд»  5 Конкурс «Верите, не верите» ИТОГО: 26 Лист обратной связи Оцените по 5 бальной шкале степень удовлетворённости  уроком Изученной темой Формой проведения урока Группой Собой         27 ЭПИГРАФ К УРОКУ «Даже любовь не свела с ума стольких мудрствования о сущности денег».  28 29

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги

Методическая разработка урока по Экономике на тему Деньги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017