Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
6 кл
25.10.2018
Конспект урока по географии 6 класс по теме: " Ветер.Значение ветра" . Тема предусмотрена в рамках изучения раздела " Атмосфера". Данный материал разработан в соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования. Включает основные этапы урока. В основе лежит системно-деятельностный подход.разработка урока 6 класс география " Ветер"
методическая разработка урока географии 6 класс Ветер.docx
Цель:
Тема: «Ветер»
1. Формирование представление о ветре;
2. Развитие умения анализировать розу ветров;
3. Воспитание бережного отношения к окружающей природной среде.
Планируемые результаты:
личностные: развитие интереса и познавательной деятельности путем связи
теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников,
формировать умения работать в группах.
метапредметные: формирование умения читать графики.
предметные: формирование понятия "ветер", выявление причин образования ветра
и значение ветров.
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация, учебный фильм
учебник.
Методы и средства обучения: объяснительноиллюстративный, проблемный,
частичнопоисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока:
момент:
приветствие участников образовательного
Учитель: Здравствуйте! Тихонечко садитесь. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.
1. Организационный
процесса (25 минут).
2. Актуализация опорных знаний ( 10 минут):
Фронтальная работа:
Учитель:
1) Что нагревается быстрее вода или суша? 2) Сформулируйте закономерность изменения атмосферного давления с высотой.
Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.
Сформулируйте закономерность распределения атмосферного давления в
зависимости от характера земной поверхности.
3) Как и почему изменяется атмосферное давление?
С высотой воздух становится менее плотным, кислород в нём уменьшается, дышать
становится труднее. Поэтому, когда человек поднимается в горы уже на высоте 300 м,
начинает чувствовать себя плохо – появляется отдышка, головокружение, кровотечение
из носа.
Через каждые 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.
Атмосферное давление изменяется и от температуры:
1. Тёплый воздух легче (расширяется) – атмосферное давление – низкое;
2. Холодный воздух тяжелее (сжимается) атмосферное давление – высокое.
Сформулируйте закономерность изменения атмосферного давления с высотой.
Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.
зависимости от характера земной поверхности.
Учитель:
Сформулируйте закономерность распределения атмосферного давления в
Вы хорошо справились с заданиями.
Отгадай загадку:
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(ветер)
Попробуйте определить тему и цели нашего занятия.
4. Изучение нового материала.
1. Беседа с обучающимися с опорой на известный материал:
самостоятельная, индивидуальная работа обучающихся с источником
информации
Учитель: используя стр. 154 учебника выпишите понятие – ветер и найдите: «
Какие две основных характеристики ветра?». Ветер это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого
давления в область более низкого давления.
Главной причиной возникновения ветра является разница в атмосферном
давлении над участками земной поверхности. Стоит лишь давления гденибудь
уменьшиться или увеличиться, как воздух направится от места большего давления в
сторону меньшего. А равновесие давления нарушается неодинаковым нагревом
различных участков земной поверхности, от которых поразному нагревается и
воздух.
Характеристики ветра:
1. Направление
2. Скорость
Учитель: определите и зарисуйте основные направления ветра? Как называется
диаграмма, отражающая представления о преобладающих ветрах.
(самостоятельная работа в парах).
Формулировка вывода: определение направления и скорости ветра.
1. Направление ветра определяют за той стороной горизонта, откуда он дует. Если,
например, ветер дует с мероприятия, его называют западным. Это означает, что
воздух перемещается с запада на восток.
2. Скорость ветра зависит от атмосферного давления: чем большая разница в
давлении между участками земной поверхности, тем сильнее ветер. Она измеряется
в метрах в секунду. У земной поверхности ветры чаще дуют со скоростью 48 м / с.
В древние времена, когда еще не было приборов, скорость и силу ветра определяли
по местным признакам: в море за действием ветра на воду и паруса судов, на суше
по верхушкам деревьев, отклонением дыма из труб. По многим признакам была
разработана 12балльная шкала. Она позволяет определить силу ветра в баллах, а
затем и его скорость. Если ветра нет, есть его сила и скорость равны нулю, то
это штиль. Ветер силой в 1 балл, едва колышет листья деревьев,
называют тихим. Далее по шкале: 4 балла умеренный ветер (5 м / с), 6 баллов
сильный ветер (10 м / с), 9 баллов – шторм (18 м / с), 12 баллов ураган (Свыше
29 м / с). На метеостанциях силу и направление ветра определяют с
помощью флюгера, а скорость анемометра.
Ученик: дополнительная информация: сильнейшие ветры у земной поверхности дуют в
Антарктиде: 87 м / с (отдельные порывы достигали 90 м / с). Наибольшая скорость ветра в
Украине зафиксирована в Крыму на горе 50 м / с.
Самостоятельна работа:
Учитель: Зимой на побережье давление составляло 770 мм рт. века, а над морем 765
мм рт. ст. В каком направлении будет дуть ветер?
опережающие задания.
Роза ветров это своеобразный график. Он наглядно показывает повтор ветров различных направлений по определенное время
(месяц, год). Строят ее так: проводят линии направлений сторон горизонта.
Подсчитывают, сколько дней в течение месяца было с северным ветром, южным и др. На
линиях соответствующих направлений от центра откладывают количество отрезковдней
с ветрами этого направления. Например, условно один день принимают за отрезок в 0,5
см. Если северный ветер дул в течение шести дней, то на линии с севера откладывают 6
отрезков по 0,5 см (6 х 0,5 см = 3 см), если южный дул 4 дня, то на линии с северозапада
откладывает 2 см и т. д. Точки, обозначенные на линиях, последовательно соединяют. В
центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
Учитель: вычислите, сколько дней дул северовосточный ветер, югозападный.
Рисунок: роза ветров
частично поисковый метод
Учитель: « Ветер, ветер, ты могуч…
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…»
Эти строки из сказки А.С.Пушкина знакомы каждому с детства. Какие Вы знаете приборы
для измерения скорости и направления ветра? Учитель: проблемный вопрос – Можно ли считать ветром движение воздуха,
создаваемое вентилятором?
Почему зимой над сушей более высокое давление, чем над океаном, а летом –
наоборот?
Групповая работа:
Используя стр.156158 учебника проанализируйте рисунок 128, 129.
1 группа:
Как образуется бриз? Изучите теоретический материал и в тетради изобразите
схемой.
2 группа:
Как образуется муссон? Изучите теоретический материал и в тетради изобразите
схемой.
Актуализация знаний
Учитель: вспомните, какое значение имеет ветер в природе и жизни человека?
Формулировка вывода:
приносит осадки с океана на сушу
очищает воздух
вырабатывает электроэнергию
переносит на большие расстояния семена растений
участвует в формировании рельефа
способствует образованию морских течений
влияет на климат
помогает движению или затрудняет его имеет эстетическое значение
Просмотр учебного фильма: « Ветер. Значение» диск проекта « Инфоурок».
Учитель: в ходе просмотра учебного фильма ответьте на вопрос: Что общего
между бризом и муссоном, чем они отличаются?
Рефлексия:
Учитель: формулировка ответа
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Учитель: Спасибо за урок !
Домашнее задание: параграф 38 География. Землеведение .56 кл.: учебник/В.П.
Дронов, Л.Е.Савельева.4е изд., пересмотр. М: Дрофа, 2014. 283, (5) с.
Источники: Интернетресурс. Работа в парах
Используя стр.151 учебника проанализируйте рисунок 122. Изменение
атмосферного давления воздуха с высотой. И выполните задание под синей чертой:
определите относительную высоту холма, если у его подножья давление 750 мм рт.
ст, а на вершине – 744 мм рт. Ст.
2)
Подведем итог: объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры.
При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Отгадай загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Теплый весит меньше, холодный – больше. Знаменитый ученый Галилео
Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с
отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие
и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что
воздух имеет вес.
3) Почему тепло, приходящее от Солнца, на земную поверхность распределяется в
зависимости от географической широты?
Распределение солнечного света и тепла в зависимости от географической
широты. Изза шарообразности Земли при движении от экватора к полюсам
уменьшается угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше
над горизонтом стоит полуденное солнце. С увеличением широты места угол
падения солнечных лучей уменьшается. Каждая единица площади получает все
меньше
Средняя годовая температура близ экватора +25—26 0С. В самых же холодных
местах Земли — в Антарктиде, в Гренландии, на севере Евразии она ниже — 10
0С.
солнечного
меньше
тепла.
света
и
и
4) Вычеркни лишнее:
Снег, дождь, град, крупа, радуга
Атмосферные осадки
Осадки, образующиеся на поверхности Земли и на предметах
Иней, роса, дождь
снег, морось, град, иней
Осадки, выпадающие земную поверхность
5) Как измеряют количество осадков?
Учитель:
Вы хорошо справились с заданиями.
3. Мотивация учебной деятельности.
Есть ли одеяло, Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
В нем и с силой богатырской воздух на Землю давил, что за невидаль такая
В атмосфере …это
(Атмосферное давление)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Методическая разработка урока по географии на тему " Ветер. Значение ветра"( 6 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.